Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
консультация ( группа) на тему

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ.

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра - самая естественная деятельность детей.

Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.

Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.

Режиссёрская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями.

Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.

Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками.

Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Именно в режиссёрской игре:

• у детей проявляется инициатива и самостоятельность;

• активизируется речь, воображение, мышление;

• развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов и др.

По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.

Практическая часть

Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.

Цель:

Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры

Задачи:

• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;

• формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;

• способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

• формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.

Работа выстраивается в три этапа:

Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)

Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы

Заключительный этап – оформление и оценка результатов

Организационный этап

• отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;

• организация деятельности детей, организация деятельности родителей;

• анализ научной и методической литературы;

• разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».

Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».

Работа с родителями

Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

Родительское участие в реализации поставленных задач:

• помощь в оснащении группы игровым материалом;

• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;

• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».

Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы

• реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;

• работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;

• обогащение предметно - развивающей среды.

Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево) .

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки») .

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая. », «Заинька, попляши. », В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег») .

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами») .

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя») .

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса») .

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок») .

Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.

В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие

виды театров, как

Настольный театр игрушек.

Настольный театр картинок.

Стенд-книжка.

Фланелеграф.

Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток)

Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.

1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации.

2. Чтение и совместный анализ сказок.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек) .

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил .

Заключительный этап – оформление и оценка результатов

Результатом работы над проектом являются постановки:

«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок») ;

«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка») ;

«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)

«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка») .

Оценка результатов:

• Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки.

• Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.

• Анализ продуктов детской деятельности.

• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

Прогнозируемый результат

• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности;

• предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;

• в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;

• удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;

• посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;

• целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств.

Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» Prezentacii.com Выполнила Ханина Юлия Андреевна , Воспитатель, педагог-психолог МБДОУ детский сад №134 г.Тверь

Слайд 2

Формирование социально-коммуникативных навыков процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:

Слайд 3

понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем; получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; отстаивать свое мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.); уважительно относиться к окружающим людям; принимать и оказывать помощь; не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях. Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

Слайд 4

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность . Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Слайд 5

Prezentacii.com Вид проекта: творческо-игровой Продолжительность : 1 год Участники : дети старшего дошкольного возраста, педагоги , родители Основное направление проекта: развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе режиссерской игры

Слайд 6

Актуальность Недостаточное внимание уделяется развитию социально-коммуникативной сфере ребенка в отличие от его интеллектуального развития. О днообразие форм работы с детьми по развитию социально-коммуникативных навыков.

Слайд 7

Prezentacii.com Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе внедрения режиссерской игры Задачи: развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру; формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность; способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности; формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.

Слайд 8

Этапы реализации проекта

Слайд 9

Прогнозируемый результат предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре; разработанная тема будет способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формированию диалогической и монологической речи дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры; предполагаем, в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, повысится дисциплина, организованность детей, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе; удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта; посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки; целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение, дети в процессе воспитания приобретут практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни.

Слайд 10

Список литературы и интернет-ресурсы Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой . – Магнитогорск : Сфера, 2003. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.1966. - №6. Гаспарова Е.М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://d-knigi.ru/gasparova_01 Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004. Жукова Т. Путешествие в игромир . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nachalka.com/igromir Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой . - М.: Академия, 1989. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002. Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 1990. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.

Слайд 11

Список литературы и интернет-ресурсы 14. Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников /Под ред. Е. В. Прима, Л. В. Филипповой, И. Н. Кольцовой, Н. Ю. Молостовой . - М. : ВЛАДОС, 2002. 15. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещение, 2008. 16. Репина Т.А. Общение детей в детском саду. М.1990 17. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007. 18. Смирнова Е.Н. Особенности игры и психического развития .//Дошкольное воспитание.2004. - №3. - с.69-71. 19.Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. М. Сфера, 2010 20. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Просвещение, 1990. 21. Стеркина , Р. «Я, ты, мы»: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. 1999. - № 7. – с. 21-35. 22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1999. 23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976 . http://dohcolonoc.ru/ http://www.i-deti.ru/ http://nsportal.ru/ http://nashidetci.ru/ http://www.maam.ru/ http://www.moi-detsad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Одно из основных направлений  работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...

Педагогический проект инновационной деятельности «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр» (3-4 год обучения)

Одно из основных направлений  работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности...

Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".

Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....

План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...

"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры в оркестре"

В статье раскрыто значение игры на музыкальных инструментах для развития детей дошкольного возраста...

Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и  часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характе...