Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
проект (старшая группа) на тему
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.
Режиссёрская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_protsesse_igry_1.docx | 57.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Введение
Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.
Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:
- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». [15].
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.
Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Актуальность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Первое общество для «маленького» человека - коллектив группы детского сада, и он во многом определяет дальнейший путь его личностного и социального развития. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Психологи (Л. С. Выготский, [3], Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.
Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание режиссерской игре.
Режиссёрская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами - заместителями.
Она является разновидностью самостоятельных сюжетных игр, возникающих по инициативе ребенка.
Режиссёрские игры детей очень близки к сюжетно-ролевым играм, но между ними существуют яркие отличия. В режиссёрской игре ребёнок использует партнёров, которыми являются неодушевлённые предметы (игрушки или их заместители). В такой игре малыш как бы подготавливается к общению со сверстниками. Режиссёрская игра появляется примерно к 3 годам жизни. В это время дети ещё не играют вместе. У них, как правило, наблюдается игра рядом. А режиссёрская игра помогает детям подготовиться к взаимодействию с другими детьми. С 4-5 лет содержание режиссёрской игры намного разнообразнее, оно отражает содержание любимых сказок, мультфильмов, событий из личной жизни. В 6-7 лет дети также обыгрывают в своих играх знакомые сказки, фильмы, мультфильмы, но при этом вносят свою фантазию в развитие сюжета игры, больше придумывают.
Режиссерская игра - это вид детских игр, который изучен менее всего. Сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.
Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Именно в режиссёрской игре:
- у детей проявляется инициатива и самостоятельность;
- активизируется речь, воображение, мышление;
- развивается умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
Режиссерская игра является одним из немногих способов объединения взрослого и ребенка, дает возможность понять друг друга. Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры - Е. М. Гаспарова, [4], Е. Е. Кравцова, [11], Г. Г. Кравцов и др.
По их мнению, режиссерская игра в дошкольном возрасте является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр.
Практическая часть
Ведущая педагогическая идея исследования заключается в формировании социально-коммуникативных навыков посредством режиссерских игр, способствующих формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формирование диалогической и монологической речи дошкольников как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры. В основе данной работы лежит современный методологический подход: взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграции объединяющей все основные направления, дающий высокую результативность в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, необходимую организацию, качественно новую подготовку детей к жизни.
Цель:
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим в процессе режиссерской игры
Задачи:
• развивать социально-коммуникативные способности детей используя режиссерскую игру;
- формировать связную речь ребенка, его речевое творчество через игровую деятельность;
- способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;
- формировать диалогическую и монологическую речь дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры.
Таким образом, основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
- Принцип воспитывающего обучения. Л.Толстой писал: «Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно».
- Принцип развивающего обучения. Идея развивающего обучения было предложена Л.С. Выготским: «Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой».
- Принцип систематичности и последовательности. Я.А.Каменский писал: «От простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному».
• Принцип доступности материала.
- Принцип наглядности. К.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти словам и он будет долго мучиться над ними, а свяжите их с наглядностью и он усвоит их налету».
- Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Условия формирования опыта:
• использование принципа интеграции образовательных областей в различных видах деятельности;
• обогащение предметно-развивающей среды в группе и в ДОУ;
- общение с детьми на основе субъект-субъектных отношений: педагог - ребёнок -ребёнок;
- усовершенствована система взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника.
Интегрированный подход к воспитанию и формированию социально-коммуникативных навыков у детей является методологической основой практической деятельности.
Работа выстраивается в три этапа:
Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Организационный этап
- отработка схемы последовательных действий совместно с детьми;
- организация деятельности детей, организация деятельности родителей;
- анализ научной и методической литературы;
- разработка план проекта по развитию субъектной позиции детей дошкольного возраста в режиссерской игре «Играем, фантазируем».
Для формирования социально-коммуникативных навыков посредством режиссёрской игры разработан план проекта «Играем, фантазируем».
Работа с родителями
Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
- помощь в оснащении группы игровым материалом;
- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
- ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».
Основной этап - осуществление деятельности по решению проблемы
- реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
- работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребёнка;
- обогащение предметно - развивающей среды.
Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
- Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
- Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
- Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Режиссерские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров.
В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие
виды театров, как
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
Кукольный театр (бибабо, пальчиковый, марионеток) - одевают на руку или пальцы. Фигурки пальчикового театра дети используют в импровизациях на заданные темы.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.
Используются ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.
1.«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, привлекается внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала прочитывается сказка и проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделяются герои с различными чертами характера и предлагается ребенка сравнить себя с одним из персонажей.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
- Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Результатом работы над проектом являются постановки:
«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок»);
«Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка»);
«Зимняя красавица»; (сценическое представление «Новогодние приключения снеговика»)
«Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка»).
Оценка результатов:
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
- Наблюдение за ходом режиссерской игры с фиксацией результатов наблюдения.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Прогнозируемый результат
Представленный проект только планируется к реализации, поэтому в случае его реализации можно спрогнозировать следующие результаты:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);
- предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
- разработанная тема будет способствовать формированию самостоятельности в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, формированию диалогической и монологической речи дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе метода режиссерской игры;
- предполагаем, в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, повысится дисциплина, организованность детей, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
- удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
- посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
- целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств, среди которых важнейшими являются взаимопомощь и отзывчивость, доброта и терпение, дети в процессе воспитания приобретут практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни.
Итогом работы является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
Заключение
1. Формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников представляет собой крайне актуальную проблему, поскольку представляет собой один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - социально-коммуникативный.
2. Сущность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами театрализованной деятельности представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Специфика формирования к социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности заключается в том, что в процессе режиссерской игры ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.
4. Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности происходит при следующих организационно-педагогических условиях:
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию социально-коммуникативных навыков;
- создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами игровой деятельности;
- создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в игровую деятельность.
В данной работе мы рассмотрели социально-коммуникативное развитие детей, отметили, что достаточно высокий уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ребенку возможность успешного освоения школьной программы. В своем исследовании еще раз обозначили основную роль игры, как естественной деятельности детей дошкольного возраста, в развитии социально-коммуникативных качеств ребенка. Игры дошкольника разнообразны и многообразны, все они очень ценны и важны в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольника, но мы в своем исследовании подробнее остановились на режиссерских играх, которые являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В педагогической литературе необоснованно мало уделено внимания этим играм, а они в свою очередь, на наш взгляд, имеют решающее значение в формировании личностных качеств ребенка. В работе мы выделили режиссерскую игру, как наивысший этап развития детской игровой деятельности. Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Режиссерские игры способствуют социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки; помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм; развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации; помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности; являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению; помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость; дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Данное исследование показало, что процесс развития социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию этих способностей. Педагогическое руководство процессом развития социально-коммуникативных способностей детей мы предлагаем осуществлять с помощью творческих упражнений и заданий.
В ходе реализации проекта применяются такие педагогические технологии:
- Игровая технология
- Технология музейной педагогики
- Технология проектной деятельности (автор Е.С. Евдокимова.)
- Технология сотрудничества
- Информационно-коммуникационные технологии
Использование педагогических технологий способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формировании социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
Большую роль в реализации проекта играет участие родителей. Благодаря их участию в проекте у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию, поэтому роль родителей в создании условий для развития режиссерской игры неоценима.
Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Правильно созданная предметно-развивающая среда несомненно способствует обогащению игрового опыта детей
Общие принципы построения развивающейся среды в детском саду направлены на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка, определяют современную педагогическую стратегию пространственной организации и содержания игровой зоны в группах детского сада. Пространство, разделенное на игровые зоны, позволяет детям организовывать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Своевременно обновление и пополнение игровой среды также стимулирует игровую деятельность детей.
Перспектива:
• Постоянно повышать уровень профессионального мастерства через внедрение инновационных приёмов создания игровых ситуаций.
- Получать продуктивные результаты от инновационной деятельности.
- Видеть стабильные результаты в воспитании и образовании воспитанников.
- Использовать современные формы педагогического партнёрства (педагог-дети-родители).
- Получать высокие качественные результаты в своей педагогической деятельности.
Литература и интернет-ресурсы
- Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.
- Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. − М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии.1966. - №6.
- Гаспарова Е.М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://d-knigi.ru/gasparova_01
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2004.
- Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nachalka.com/igromir
- Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М.: Академия, 1989.
- Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов./ Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. − М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
- Карабанова О.С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.
- Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.
- Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред.В.А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2004.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Прима, Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников /Под ред. Е. В. Прима, Л. В. Филипповой, И. Н. Кольцовой, Н. Ю. Молостовой. - М. : ВЛАДОС, 2002.
- Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. - М. : Просвещение, 2008.
- Репина Т.А. Общение детей в детском саду. М.1990
- Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007.
- Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
- Смирнова Е.Н. Особенности игры и психического развития.//Дошкольное воспитание.2004. - №3. - с.69-71.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. М. Сфера, 2010
- Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Просвещение, 1990.
- Стеркина, Р. «Я, ты, мы»: Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. 1999. - № 7. – с. 21-35.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Эльконинова Л.И. О единице сюжетно - ролевой игры. // Вопросы психологии. 2004 − №1.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений"
опыт работы по данной теме с возможными рекомендациями...
Педагогический проект" Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста в процессе игры
Игра для дошкольника – ведущий вид деятельности, вызывающий в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстникам...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, спосо...
Педагогический проект инновационной деятельности «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр» (3-4 год обучения)
Одно из основных направлений работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности...
План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...
"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры в оркестре"
В статье раскрыто значение игры на музыкальных инструментах для развития детей дошкольного возраста...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характе...