«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
консультация по развитию речи (младшая группа)
Знакомство с играми, направленными на коммуникативное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkacheva_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
(МБДОУ детский сад №9)
Консультация для воспитателей на тему:
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Автор-составитель:
педагог Ткачева Т. В.
.
р.п.Заречье
2021г.
Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве.
Цель. Развивать у детей коммуникативные навыки.
Задачи:
- Учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
- Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.
- Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.
- Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Передача информации осуществляется посредством знаковых систем. Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка.
По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.
Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.
Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д.
С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.
А также: Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».
К старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развивать умения и навыки.
По такому направлению подобраны и систематизированы игры. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель - развитие коммуникативных навыков.
Система состоит из четырёх блоков:
1. Игры на развитие умения сотрудничать;
2. Игры на умение активно слушать;
3. Игры на умение перерабатывать информацию;
4. Игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно -в виде «игровых пятиминуток».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра – как фактор развития диалога.
Такие игры, как инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а так же игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Маковое зёрнышко (словесная игра)
Цель. Учить детей участвовать в общем разговоре, поочерёдно задавать вопросы и отвечать на них, развивая его тему.
Кошка и мышка (подвижная игра)
Цель. Учить задавать и отвечать на них.
Фанты (словесная игра)
Цель. Развивать умение так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа, и осознанно отбирать слова, избегая «запретных».
«Да» и «нет» (словесная игра)
Цель. Знакомить с вопросом как формой приобретения информации, знаний, активизации речи.
Похожи - не похожи (словесная игра)
Цель. Учить терпеливо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Кто кого запутает? (словесная игра)
Цель. Учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде животных.
Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания.
В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование – на основе общего замысла – правил и жизненных представлений. Поэтому в задачу педагога входит создание условий для обогащения игрового опыта дошкольников социально-ценностным содержанием и эффективными способами регуляции взаимодействия со сверстниками, что позволяет формировать коммуникативные умения.
Все это послужило своеобразной подготовкой для игровой деятельности детей, включающей в себя сюжетно-ролевую игру «Семья», проводимой с целью воспитывать желание играть вместе, распределять роли и играть дружно. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» развивает связную речь, память, умение распределять роль, воспитывать желание быть дружными. Сюжетно-ролевая игра «Мы ждем гостей» проводиться с целью проявить умение встречать гостей, соблюдать правила поведения за столом, быть вежливыми, доброжелательными, приветливыми. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» развивает доброжелательное отношение к книге, умение действовать сообща, договариваться о совместных действиях.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду со специальными занятиями, упражнениями, играми шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Необходимо регулярно разговаривать с детьми, побуждать их к самостоятельному речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Повседневная жизнь представляет большие возможности для непредвиденного рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищу о событиях дома, рассказы при встрече выздоровевшего ребенка и др.). воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие рассказывать.
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг другу, естественно, должны отражаться и в речи ребёнка. Воспитателю надо помнить, что частота и разнообразие обращений ребёнка к окружающим зависит от разнообразия обращений взрослых к детям.
Задача воспитателя - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнёры, во многом определяет успех работы.
Умение общаться обеспечивает ребёнку чувство психологической защищённости, создаёт ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Доклад "Игра как средство коммуникабельности дошкольников»
Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу! »
Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.
В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Педагогическая работа по руководству игрой отражается в нескольких аспектах:
- приемы педагогического влияния на содержание игр;
- помощь детям при реализации игры;
- развитие сюжета;
- формирование взаимоотношений между участниками игры.
Особое значение в правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями своих действий и действий детей в игре.
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
В совместной деятельности необходимо также использовать различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться.
Педагог-психолог поможет вам подобрать разнообразные игры, упражнения, этюды, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Например: для застенчивого ребенка – игры «Школа разведчиков», «Помоги принцессе»; в этих играх «застенчивый» ребенок берет на себя главную роль.
К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники детских садов стали меньше играть. Поэтому воспитателю нужно играть с детьми не только в совместной деятельности, но и на занятиях, выстраивая их в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации.
Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.
Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
•сотрудничать;
•слушать и слышать;
•воспринимать и понимать информацию;
•говорить самому.
И еще. Может быть, это прописные истины, но как подчас нелегко следовать им в повседневной жизни, а без них контакт с ребенком невозможен.
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте.
Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.
Уважаемые коллеги!
Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент- Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности по английскому языку.
О формировании лексических навыков по английскому языку у дошкольников....
Перспективный план по теме самообразования "Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка....
«Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (старшая группа)
Перспективный план работы с родителямиТема: «Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.(старшая группа)...
Презентация "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС"
Развитие социально- коммуникативных навыков у детей раннего возраста происходит в процессе игровой деятельности. Именно в игре ребенок отражает...
«Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий&raq...
Консультация: «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/246-4.pdf...