Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
проект (средняя группа)
Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_20-21.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Парус»
Проект воспитателя
Шаминой Елены Николаевны
на 2020-2021 учебный год
ТЕМА: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Городской округ город Бор
с.п. Память Парижской Коммуны
Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Работа начата - 01.09.2020 г.
Предполагается закончить -30.05.2021 г.
Цель: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у детей позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
- Освоить современные технологии и методы организации игры.
- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
Актуальность.
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можно и нужно в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности человека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Воспитательный характер игры дошкольниками не осознается. Игра помогает сплотить детский коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и это способствует самоутверждению в коллективе.
Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры (поиграем в больницу, в продавцов и т. п.). В этих играх формируется воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные способности. Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета игры. Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера общения между ее участниками нужно выносить за рамки самой игры, чтобы не разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придаёт определённую направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребёнка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвёт бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растёт его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Характер взаимодействия и общения ребёнка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей
группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
В процессе игры каждый ребёнок получает возможность совершенствования личных качеств и налаживанию взаимоотношений со сверстниками.
Этапы реализации проекта:
Этапы проведения | Работа по теме | Результат |
I этап (сентябрь) | 1.Изучение методической литературы:
2.Разработка проекта. | 1. Программа «От рождения до школы под редакцией Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
II этап (октябрь-апрель) | 1. Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми «Доктор Айболит», «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты», «Такси», «Встречаем гостей» «Детский сад». 2.Создать картотеку сюжетно-ролевых игр. | 1. Центры сюжетно-ролевых игр.
2. Картотека сюжетно-ролевых игр. |
Работа с родителями (октябрь-апрель) | 1.Анкетирование родителей 2.Консультации для родителей «Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей». 3. Составление консультационного материала для родителей: - “Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей ”. | 1.Анкеты. 2.Конспект образовательной деятельности. 3.Папки передвижки.
|
III этап (май) | 1. Анализ работы, определение перспектив на будущее. 2. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм. |
Фотоальбом «Наши игры». |
Предметно – развивающая среда — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Через игру ребенок знакомится с различными профессиями, развивает общение с детьми, учится жить в коллективе. В группе, в которой я работаю, хорошо продумана развивающая среда. Дети по желанию могут выбрать игру, найти себе партнеров, распределить роли и интересно играть. Развивающих игр много, но дети очень любят сюжетно-ролевые игры, здесь они раскрываются полностью, проявляя свой характер и порой не с лучшей стороны, всем хочется выполнять главную роль, а от этого зависит ход игры. И наблюдая за игрой детей вижу как они отражают реальную жизнь, которую видят, и так хочется сказать родителям, будьте осторожны в словах, поступках, когда вы под контролем детских глаз. И самое главное сюжетно-ролевая игра формирует межличностные отношения.
Мною оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
За основу в своей работе беру программу «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и т.д.. Работая по теме, сделала подборку сюжетно-ролевых игр для детей 4-5 лет.
Перед организацией сюжетно-ролевых игр, провожу предварительную работу.
Содержание предварительной работы:
- чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
- рассматривание иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;
- игры–упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Благодаря такой подготовке учу детей применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях. Чтобы сюжетно-ролевая игра принесла максимальную пользу в формировании межличностных отношений у детей, направляю сюжеты своих игр, таким образом, чтобы они:
- развивали у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать.
Считаю, что для формирования позитивных межличностных отношений наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Салон красоты", с широким набором услуг, с появлением новых ролей: маникюрша, визажист, стилист, косметолог. "Поликлиника", «Супермаркет».
При организации таких игр также важно учитывать особенности современной социальной жизни детей. С каждым годом появляется всё больше новой техники (новые модели машин, бытовая техника , и пр.). В нашей речи появляются новые слова: планшет, айфон ; новые профессии: торговый представитель, менчендайзер, менеджер, полицейский, оператор, МЧС и др.
Перспективный план по сюжетно - ролевым играм.
Дата проведения | Тема | Задачи |
Сентябрь | Беседа: Кто это – строители? Чтение сказки «Три поросенка» Игра-упражнение «Стройка» с/р игра «Строим дом» | Раскрытие смысла деятельности строителя. Ознакомление с трудом взрослых. |
Октябрь | Экскурсия в прачечную. Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка». с/р игра «Большая стирка» | Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам, результату ее труда. |
Ноябрь | Экскурсия в процедурный кабинет Беседа: «Профессия-врач» с/р игра «Игрушки у врача» Игра ситуация “Процедурный кабинет” Игра – ситуация “Доктор Айболит” с/р игра «Поликлиника» | Развития умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Воспитание уважения к профессии врача. |
Декабрь | Беседа о предстоящем празднике «Новый Год» с/р игра «Встречаем новый год» с/р игра «Такси» | Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
Январь | Игра – ситуация “В супермаркете” Игра – ситуация “Новые товары” | Ознакомление с трудом взрослых в продуктовом, овощном магазине. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду продавца. |
Февраль | Рассматривание иллюстраций на тему «Семья». Чтение худ.произведения Н. Забилы «Ясочкин садик». с/р игра «Семья» с/р игра «Дочки - матери» | Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
Март | Игра-ситуация «Красивая стрижка» с/р игра «Салон красоты» с/р игра «Печем пирожки» | Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Воспитание уважения к профессии парикмахера |
Апрель | Посещение кухни, мед. кабинета, музыкальный зала; беседа с поваром, врачом, мед. сестрой об их работе. Чтение рассказов и стихов. с/р игра «Собираемся на прогулку» с/р игра «Детский сад» | Закрепление знаний детей о работе воспитателя, няни, повара, мед. сестры и других работников детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. |
Май | Создание фотоальбома «Наши игры» | Формировать умение рефлексировать, подводить итоги своей деятельности. |
Из бесед с детьми и родителями пришла к выводу: многие родители убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует в неё вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение игрушек – ребёнок должен играть сам. Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие родителей в игре, важно чувствовать поддержку одобрение.
Наша задача – довести до родителей, что именно в игре определяется развитие личности ребенка и его сознания, развитие его психических процессов (мышления, воображения, восприятия, памяти, воли), зарождаются новые виды деятельности (трудовая и учебная). В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. По выражению отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности».
Составлен консультационный материал для родителей:
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные дети, современные игры”.
Мы видим, что длительная сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным средством, с помощью которого дети смогли стать членами игрового коллектива, перестроить свои взаимоотношения со сверстниками. Богаче стал ролевой репертуар детей, возросла их инициатива. Шире стал и круг общения. Ребята научились адекватно оценивать поведения других детей и свое собственное. Мы заметили, что такие меры воздействия на детей, как порицание и наказание, исключение из деятельности, ведут к усугублению негативизма и скованности детей и потому педагогически нецелесообразны.
Таким образом, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому её педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность по отношению к больному. Поэтому правила культурного поведения ввожу в ролевые требования как обязательный атрибут игры.
Важное место в моей работе занимает педагогическое воздействие на детский коллектив с целью изменения отношения сверстников к ребенку. Доброжелательность, доверие коллектива к ребенку поддерживают в нем чувство собственного достоинства, окрыляют его. Показателями эффективности данных педагогических воздействий может служить возрастание интереса ребенка к участию в коллективных играх, повышение индивидуального уровня игры, появление у него хороших друзей.
Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребенка. В результате такой работы дети стали более активны, свободнее вступают во взаимодействия, подключаются к уже играющим сверстникам, уверенны и самостоятельны в игре.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре – непременное условие коррекционной работы.
Литература:
1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс, 2008.-128с.
2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду.- ред. Васильевой М.А.,М 2004г.
2. Воспитание с любовью и логикой. — Барнаул 1998 г.
3. Дошкольное воспитание — Журнал. — № 4-8, 1989 г.
4. Дошкольная педагогика — Журнал. — №4-5, 2004 г.
5. Дошкольная педагогика. — М., 2000. — Козлова С.А., Куликова Е.А.
6. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
7. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет. Фридман Д. — М.: Центр «ПРО» 1995 г.
8. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....
Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.
Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются: спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...
Игры на развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореали...
Сообщение: "Роль подвижной игры в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
laquo;Ввести ребенка в мир человеческих отношений – Одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»В.А. Сухомлинский. https://youtu.be/YWtQN7LWlow...
Семинар-практикум: «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум:«Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»...
Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...
Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра.Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли вз...