Педагогический проект инновационной деятельности «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр» (3-4 год обучения)
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Одно из основных направлений работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotsialno_-_kommunikativnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_protsesse_igr.docx | 40.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
инновационной деятельности
«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр»
(3-4 год обучения)
Одно из основных направлений работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.
Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию дошкольников обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого. Поэтому, с одной стороны, воспитанникам нашего дошкольного учреждения необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.
Игра занимает огромное место в жизни ребёнка. Это его основная форма деятельности и средство познания окружающего мира. С помощью игры ребёнок обогащается знаниями, умениями и навыками. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребенка - дошкольника. Причем в игре это происходит значительно легче и быстрее.
Игра создает тот положительный эмоциональный фон, когда усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно.
Поэтому постановка и решение данной проблемы достаточно актуальна и значима для дальнейшей успешной социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.
Кроме того, данная проблема является актуальной, не только в теоретическом, но и в практическом отношении, так как игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении представлений о формировании коммуникативных способностей дошкольников с нарушением интеллекта, о коррекционно-развивающих возможностях игровой деятельности.
Практическая значимость работы заключается в совершенствовании предметно-игровой деятельности воспитанников, а также в разработке системы педагогической работы по формированию у дошкольников с нарушением интеллекта коммуникативных навыков через игровую деятельность.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра – самая естественная деятельность детей. Чтобы способствовать социально – коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.
Данное экспериментальное исследование осуществлялось в нескольких направлениях:
• Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;
• Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
• Трудовое воспитание;
• Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Основным направлением реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является игра.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально – коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
В нашей группе созданы все условия для игр – обучающих, обрядовых, сюжетных, театральных, досуговых игр. Для налаживания диалогического общения воспитателя и детей используются настольно – печатные игры, дидактические игры, игры с правилами. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Следующим направлением реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В группе воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя любознательность, наглядно – действенное и наглядно – обозное мышление, непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей–
сюжетно - ролевые игры.
Основным содержанием работы по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе), от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд у дошкольника развивает сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а так же укрепляет его физические силы и здоровье.
Мы используем разнообразные формы трудовой деятельности, прививаем воспитанникам умение и желание трудиться, помогать старшим и товарищам, заботиться о малышах. Дети с удовольствием трудятся в группе и на участке, трудятся коллективно и индивидуально. О ни чувствую себя настоящими хозяевами в своей группе, на своем участке, в своем детском саду, где должно быть чисто и уютно.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. В век компьютеризации и сумасшедшего ритма жизни возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому, данному направлению социально-коммуникативного развития дошкольников педагогический коллектив детского сада уделяем особое внимание.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проходит через все виды детской деятельности и приносит ощутимые результаты. Дети начинают не только обладать знаниями о Родине, своём крае, но принимают активное участие в жизни города, например, убирая свой участок в детском саду.
Постоянная, непрерывная работа по всем четырем направлениям данной образовательной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети должны становится более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Цель проекта: развитие социально-коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.
Задачи проекта:
1. Воспитывать положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очередность; устанавливать новые контакты.
3. формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
4. Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
5. Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
Проект долгосрочный, рассчитан на дошкольников с нарушением интеллекта 6-8 лет (третий и четвертый год обучения).
Реализация проекта происходит как через непосредственно образовательную деятельность, так и через свободную деятельность детей.
Работа выстраивается в три этапа:
1.Организационный этап (погружение в проект, планирование деятельности)
2. Основной этап- осуществление деятельности по решению проблемы.
- реализация проекта в группе с использованием инновационных технологий;
- работа по обогащению жизненного и игрового опыта ребенка;
- обогащение предметно-развивающей среды.
Работа по реализации поставленной цели осуществляется последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Определены следующие этапы работы:
-Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись –потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко- дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел в лесу, испугался и прыгнул за дерево).
-Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
-Игра-имитация под музыку («Веселый дождик», Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»)
-Однотемная бессловесная игра-имитация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Большая кукла», А. Барто «Снег, снег…»
- Игра-имитация по тексту коротких сказок, рассказов и стихов (З. Александрова «Ёлочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»
-Ролевой диалог героев сказок ( «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»)
-Инсценировка сказок о животных («Теремок», «Кот, петух, лиса»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
В работе по формированию коммуникативных навыков у детей используются такие виды театров, как:
- Настольный театр игрушек.
- Настольный театр картинок.
- Стенд-книжка.
- Фланелеграф
- Кукольный театр (бибабо, пальчиковый)
Используются ситуации с помощью театральной деятельности
- «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки.
Создание воображаемой ситуации.
- Чтение и совместный анализ сказок.
- Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
- Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).
- Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием .
- Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил.
- Заключительный этап – оформление и оценка результатов
Результатом работы над проектом являются постановки:
«Играем вместе» (режиссерская игра по сказке «Теремок»); «Краски осени» (режиссерская игра по сказке «Репка»); «Встреча весны» (режиссерская игра по сказке «Заюшкина избушка»).
Создание презентации по проекту.
Оценка результатов:
- Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки.
- Наблюдение за ходом игры с фиксацией результатов наблюдения.
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Прогнозируемый результат.
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности;
- предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре;
- в ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и с взрослыми, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к режиссерским играм, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоотношения между детьми в группе;
- удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта;
- посредством реализации проекта ребенок помещается в благоприятную среду, где он может проявить свои социально значимые навыки;
- целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств.
Реализация проекта состоит из четырех блоков:
• Коррекционно-развивающие занятия.
• Коммуникативные игры и упражнения.
• Метод принятия роли.
• Моделирование проблемной ситуации.
Каждый блок направлен на решение нескольких задач
Каждый блок направлен на решение нескольких задач.
В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при
организации игровой деятельности.
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.
При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:
- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;
- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;
- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;
-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:
• на систему ценностей,
• на ответственность,
• на личное достоинство и уважение этого достоинства,
• на индивидуальность и своеобразие,
• на независимость от других людей,
• на собственные мысли,
• на отстаивание своих прав.
Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Блок № 1. Коррекционно-развивающие мероприятия.
Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.
Темы: «В стране эмоции», «Правила поведения в гостях», «Друзья», «Как вести себя с друзьями», «Моя семья», «Правила нашей группы»
Блок № 2. Коммуникативные игры.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Игровые пятиминутки (проводятся ежедневно в виде пятиминуток)
Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам. «Зайчики и лиса», «Совушка – сова», «Холодно – горячо, право – лево», Горная тропинка», « Глаза», « Замри!», «Обыграй превращения», «Звери на болоте», «Как тебя зовут?» «Я не должен», «Менялки», « Игра в тарелочку», «Пантомимические этюды», «Отражение чувств», «Эхо», «Как тебя зовут?», «Сундучок», «Объясни Незнайке!», «Задуманное действие», «Что на что похоже», «Художник слова», ««Магазин», «Библиотека», «Знакомство», «Построим город», «Азбука почемучек», «Сказка наизнанку», «Собери чемодан», « О чем я сказала», Через стекло», «Я начну, а вы продолжите», «Вечер загадок».
Интерактивные игры (игры на взаимодействие)
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
«Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка», «Гномики», «Лунный камень», «Динозавр и препятствие», «Шапка-невидимка», «Тысяча звезд», «Два зеркала».
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Театр теней», «Ожившие игрушки»
Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности.
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации. «Ругаемся овощами, «Изобрази животное», «Собака – повадырь», « Не поделили игрушку», « Уходи злость, уходи», «Окажи внимание другому», «Найди друга», «Секрет».
Этюды с содержанием проблемной ситуации: «Коврик мира», «Сладкая проблема», «Хозяин леса».
Блок №3Метод принятия роли.
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма.
Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
Варианты игр:
Организованные игры: «Детский сад», «Салон красоты», «Семья», «Поликлиника», «Школа», «Космос» и т.д.
Игры со свободным сюжетом: «Игры с предметами, находящимися под рукой», «Игры против скуки», «Игрушки, которые всегда с собой».
Самостоятельные игры.
Игры с известными героями: «Незнайка в зоопарке», «Пир у Баба-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры», «Бабушкин сундучок».
Режиссерские игры: «Незнайка и Знайка», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Добрый и злой волшебник», «Продавец и контролер», «Малыш и Карлсон», «Терпеливая мама и капризный ребенок», «Режиссерская игра на песке».
Приемы великого сказочника: «Переиначивание сказки», «Игра в волшебника», «Салат из сказок», «Игры-смешинки», «В гостях у Кащея-Бессмертного», «В гости к Василисе-Примудрой», «В гостях у Баба-Яги».
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера.
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Игры без слов: «Маски», «Свет мой зеркальце скажи», «Музей восковых фигур», «Скульптор», «Король».
Блок №4 Моделирование проблемных ситуаций.
Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.
Методы:
- Анализ поведения сказочных героев.
- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда».
- Обсуждение ситуации из жизни группы.
- Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
При реализации проекта необходима творческая, совместная работа с родителями.
Работа с родителями.
Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.
Родительское участие в реализации поставленных задач:
- помощь в оснащении группы;
- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;
- ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе», «Психология игры», Режиссёрская игра в жизни ребенка».
Содержание работы | Задачи |
Родители Поделки «Подарю подарок другу». Совместное и изготовление атрибутов к играм. Обустройство костюмерной. Вечер «Коммуникативных игр» | Оптимизация детско-родительских отношений через совместную деятельность |
Консультации в информационные уголки:
Родительское собрание на тему: «Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста» | Повышение уровня знаний родителей по данной теме Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи |
Вывод.
Главная задача государства и общества по отношению к детям –обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальность, развитие у него потенциальных возможностей и способностей.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра – самая естественная деятельность детей.
Чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное.
Проект даст возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческую активность, коммуникативные навыки, то есть поэтапно в практической деятельности идти к достижению поставленной цели. Использование проектного метода позволит учитывать один из главных принципов – принцип интеграции: объединение нескольких видов деятельности в процессе игры, проектирование совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, определение её содержания и предполагаемый конечный продукт.
Итогом является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создаст условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.
См. презентацию по проекту.
Список использованной литературы
1. Абрамова Н., Кормилица В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре// Дошкольное воспитание. – 2006. №3.
2. Бабаева Т.И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст]: учеб. – метод. Пособие/ Михайлова З.А. , Кларина Л.М., Серова З.А. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРОЦЕСС»,2012г.
3. Галигузова П.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет.- М.: Просвещение, 2002.
4. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников «Дошкольное воспитание»,2012г.,№9
5. Зебзеева В.А. Педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников// Современные проблемы науки и образования. - 2015.-№2
6. Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Автореферат. дис. …канд.пед. наук.- М.,2013.
7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
8. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск, 2011г.
9. Тушканова О.И. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 2010.
10. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. Учимся общаться с ребенком // М., 2003.
11. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2012-160с.
12. Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через разв...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Развитие личности ребенка, а в частности формирование социально-коммуникативных навыков, Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, спосо...
«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...
Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".
Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе краеведческого образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе краеведческого образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО является одной из годовых задач групп ДО. Детский сад – ...
Отчет по теме самообразования «Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»...
Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры»
Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характе...