Комплексно-тематическое планирование кружка "Познаю себя" для детей 3-4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Кружок «Познаю себя» социально-личностной направленности с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация. Направлен на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, познание своего «Я» и окружающего мира. Программа кружка составлена для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. Кружок «Познаю себя» социально-личностной направленности с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация. Направлен на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, познание своего «Я» и окружающего мира.
Программа кружка составлена для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_poznayu_sebya.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Отношение ребенка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Малыш развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. В возрасте 3-4 лет у детей формируются первичные гендерные отождествления, первичные представления о человеке, меняется его социальный статус в связи с началом посещения детского сада
Кружок «Познаю себя» социально-личностной направленности с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация.
Направлен на социальное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами жизни в коллективе, познание своего «Я» и окружающего мира,
Программа кружка разработана для детей 3-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями. Программа кружка основана на интеграции программ:
- «Я - человек» С.А. Козловой;
- «Познаю себя» М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой;
- «Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;
- «Я и мир» Л.Л. Масалова.
Цель программы – формирование ребенка как свободной, творческой личности; получение знаний о человеке как индивидууме, которые позволяют дошкольнику осознанно включаться в происходящие вокруг него процессы, уметь анализировать их и давать им оценку; успешно адаптироваться в незнакомом коллективе, понимать других людей, их чувства, переживания, поступки.
Задачами программы являются:
Образовательная: дать детям первоначальные знания о человеке, его эмоциональных состояниях, о жизни и многообразии людей на Земле.
Воспитательная: воспитывать свободную творческую личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям, соблюдающую правила культуры поведения в обществе, проявляющую толерантное отношение ко всем людям.
Развивающая: развивать познавательный интерес к себе, своему организму, миру взрослых и окружающей действительности; эстетические чувства, добротную нравственную основу.
Принципы отбора содержания:
• Учёт возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.
• Сочетание современных достижений педагогики и психологии с теоретическими и практическими достижениями прошлого.
• Уважение к личности каждого ребёнка.
• Обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.
Принципы духовно-нравственного воспитания:
• Гуманистическая направленность - формирование отношения к себе и людям.
• Природосообразность, основанная на научном понимании естественных и социальных процессов.
• Культуросообразность, основанная на ценностях и нормах общественной жизни.
Принципы организации занятий:
• Наглядность, доступность и мера,
• Научность, систематичность и последовательность,
• Связь теории с практикой обучения и жизнью,
• Вариативный подход,
• Воспитание в процессе обучения,
• Сознательность и активность.
Программа рассчитана на 4 года, для детей 3-7 лет. Игровые модули рекомендуется проводить 1 раз неделю, продолжительностью 15 для детей 3-4 лет, 20 минут для детей 4-5 лет и 25 минут для 5-7 лет.
Успешное решение задач программы невозможно без участия родителей. Планируется:
- знакомство родителей с целями и задачами программы;
- индивидуальные консультации в течение года;
- провести анкетирование;
- подобрать фотографии о семье;
- тематическая выставка «Это Я»
Основными критериями оценочной деятельности программы являются:
- выявление имеющихся знаний о человеке и его окружении;
- выявление умения выражать эмоциональное состояние человека с помощью жестов, мимики, языка красок;
- выявление степени культуры поведения.
Общая результативность обучения осуществляется методом диагностики в 2 этапа: нулевой и конечный. Для этого применяются такие формы работы как диалог, опрос, наблюдение.
В конце года дети должны иметь следующие знания, умения и навыки:
- знать отличительные признаки человека, о мире взрослых;
- уметь различать, называть основные различные эмоциональные состояния, понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам;
- у детей сформированы элементарные представления о значении взаимопомощи и дружбе.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Срок | № | Тема | Задачи |
Окт. | 1 | «Здравствуйте, это Я» | Вызывать у детей интерес друг к другу, помочь понять, что все люди разные. |
2 | «Я - человек» | Обогащать представления детей о себе и своих сверстниках, учить различать людей. | |
3 | «Я и мое имя» | Формировать у ребенка позитивное отношение к себе и своему имени. | |
4 | «Мой портрет» | Помочь ребенку понять, что каждый человек уникален, развивать интерес к совместной творческой деятельности, | |
5 | «Отражение в зеркале » | Знакомить детей с отражением в зеркале, выяснить знания и представления детей о себе. | |
Нояб. | 6 | «Отпечатки» | Показать детям что они все разные. |
7 | «Девочки и мальчики» 1 часть | Формировать умение дифференцировать свою гендерную принадлежность, положительный образ себя | |
8 | «Девочки и мальчики» 2 часть | Продолжать развивать гендерные представления у детей, закреплять знания детей о своей принадлежности к полу и его отличительных особенностях | |
9 | «Мы радуемся» | Знакомить с чувством радости; развивать умение выражать свое эмоциональное состояние; формировать способность понимать эмоциональное состояние другого. | |
Дек. | 10 | «Мы иногда грустим» | Ознакомить с чувством грусти; развивать умение выражать свое эмоциональное состояние; продолжать формировать способность понимать эмоциональное состояние другого |
11 | «Мы иногда злимся» | Ознакомить с чувством раздражения, злости, гнева. | |
12 | «Мы иногда боимся» | знакомство с чувством страха; — изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. | |
13 | «Цветное настроение» | Развивать умение говорить о своем настроении; осознать что настроение можно поменять; ознакомить а приемом передачи своего настроения с помощью цвета. | |
Янв. | 14 | «Загадочный зоопарк. Слон, орел, собака» | Обобщение представлений о чувствах: слуховые, зрительные ощущения и запахи. |
15 | «Загадочный зоопарк. Лягушка, обезьяна» | Обобщение представлений о чувствах: вкусовые ощущения и осязание. | |
16 | «Моя семья» | Формировать чувство принадлежности к своей семье и позитивное к ней отношение. | |
Фев. | 17 | «Мама, папа, я – дружная семья» | Развитие поведенческих реакций в семье; воспитание уважительного отношения в семье. |
18 | «Хочу быть как мама (папа)» | Воспитывать уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о близких. | |
19 | «Бабушка рядышком с дедушкой» | Развитие у детей эмпатии к старшему поколение и уважение к ним. | |
20 | «Домик для семьи» | Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность). | |
Март | 21 | «Я дарю тебе улыбку» | Продолжать формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу; способствовать вербализации мыслей и чувств детей |
22 | «Дружба начинается с улыбки» | Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия; развивать выразительность жестов. | |
23 | «Что значит быть другом» | Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания, желание заботиться о нем. | |
24 | «Дружба» | Выяснить что такое дружба для детей, кого они считают друзьями. | |
Апр. | 25 | «Встречаем гостей» | Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками. |
26 | «Игрушки заболели» | Побуждать проявлять чувство милосердия, оказывать внимание, помощь. | |
27 | «Плохо быть одному» | Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга | |
28 | «Доброта и жадность» | Формировать дружеские взаимоотношения | |
29 | «Ссора и примирение» | Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта | |
Май | 30 | «Взаимопомощь» | Формировать у детей элементарные представления о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей |
31 | «Цветик-семицветик» 1 часть | Формирование нравственных ценностей у детей. | |
32 | «Цветик-семицветик» 2 часть | Продолжать формировать нравственных ценностей. | |
33 | Итог « Неразлучные друзья - взрослые и дети» | Подведение итогов: что мы знаем о себе. |
Список использованной литратуры:
- «Я - человек» - С.А. Козловой;
- «Познаю себя» - М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой;
- «Я, ты, мы» - О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;
- «Я и мир» - Л.Л. Масалова;
- «Формирование гендерной идентичности» - Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева;
- «Социально-эмоциональное развитие дошкольников» - под ред. Н.В.Микляевой;
- «Цветик-семицветик» - под ред. Н.Ю. Куржаевой
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...
Комплексное тематическое занятие «День жаворонка» для детей старшей группы
Цель. Формировать художественную культуру дошкольников; воспитывать любовь к русским народным обрядам, традициям и праздникам; создавать радостное настроение у детей от совместной деятельности.Занятие...
ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...
Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ
Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...
Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)
Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...
комплексно-тематический план "Лего школа" для детей 5-7 лет
Комплексно - тематический план занятий "Лего- школа" предназначен для проведения первых (ознакомительных) занятий с детьми старшего дошкольного возраста на базе конструкторов Leg...