« Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Разанова Нина Сергеевна

Создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС  и позволяющего написать на базе Примерной программы свою  ООП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа по ИЗО65.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО «ГПК»

Итоговая практико-значимая работа

Тема: « Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию» по курсу кафедрального учебного модуля

«Новые подходы к организации  образовательного процесса

 с дошкольниками в соответствии с  ФГОС ДО.»

Выполнила: слушатель КПК

Разанова Нина Сергеевна, воспитатель

МДОУ «Дашковский детский сад

 комбинированного вида «Колобок»  

Серпуховского района.

Научный руководитель:

Хохлова  Ю. Г.

Серпухов, 2016 г.

I. Основная часть. Теоретическое обоснование.

  Комплексно-тематическое планирование  изобразительной  деятельности базируется на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез,2014., разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которое направлено на овладение ребёнком основными культурными способами деятельности, проявлении инициативы, активности и самостоятельности.

   Главной задачей Программы, является создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС  и позволяющего написать на базе Примерной программы свою  ООП.

  В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

  Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. 

  В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, которые ребенок получает в процессе действий с предметами, при их зрительном восприятии.
        В связи с этим можно отметить, что «Изобразительная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников» актуальна тем, что именно в изобразительной деятельности у ребёнка можно воспитать чувство прекрасного, научить его замечать красивое не только в явлениях природы, но и в жизни общества, сформировать потребность, которая поможет отразить увиденное.

Изобразительная деятельность побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

 Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.
     Создавая изображение, ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость.

II. Практическая часть.

 Комплексно-тематический план с недельно-лексическими темами.

 Старшая логопедическая группа № 3.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Я здоровье берегу

«День знаний, красоты и здоровья»

Я и моя страна

«Моя семья»

«Я человек»

«Помещение детского сада», «Профессии в детском саду», «Игрушки».

«Фрукты»,

«Сад».

Октябрь

«Овощи»,

«Огород».

Мониторинг

День народного единства

«Деревья».

«Ягоды».

«Грибы»

 «Осень»,

Ноябрь

Экологический марафон

Опасности вокруг нас

В дверь стучится доброта

«Человек», «Геометрические фигуры и цвета».

«Посуда».

«Продукты питания» (молочные, мясные, мучные)

Декабрь

«Одежда»,

«Обувь»,

«Головные уборы».

«Зима.

Зимние забавы».

«Зимующие

птицы».

«Здравствуй

Новый год »

Январь

ЗОЖ

«Домашние животные».

 «Домашние птицы».

В гости сказка к нам пришла

«Русские богатыри.

Былины»

«Дикие животные».

Февраль

«Мебель»,

 «Части мебели»

«Транспорт грузовой и пассажирский», «Профессии на транспорте».

«Специальный транспорт», «Наземный, водный, воздушн. и подземн. транспорт».

Наша Армия сильна

Март

 «Весна»,

 «Мамин день».

«Перелетные птицы».

«Профессии», «Инструменты».

Мониторинг

«Животные Севера», «Животные жарких стран», «Зоопарк».

Апрель

Весенний марафон

«Речные, озерные, морские, аквариумные рыбы».

«Наш город/поселок».

«Лесные, полевые, садовые цветы, комнатные растения».

«Космос»

Май

«День Победы»

«Насекомые».

Земля - наш дом

«Школьные принадлежности».

Комплексно-тематический план по Изобразительной деятельности

(рисование, аппликация, лепка)

Старшая логопедическая группа № 3.

Сентябрь

1.Рисование на тему «Здравствуй. Это я!»

(с.111) Лободина Н.В.

2. «Дети делают зарядку»  (с.189)

Лободина Н.В.

3.Лепка фигурки пляшущей девочки  (с.335) Лободина Н.В.

1.Рисование по образцу «Девочка в нарядном платье»  (с107) Лободина Н.В.

2.Декоративное рисование «Нарядная барышня (с.98)

3.Аппликация «Кукла», «Медвежонок»

1.Рисование на тему «Удивительный день в детском саду»  (с.259) Лободина Н.В. 2.Игрушки.Рисование по образцу «Чебурашка»  (с.58)

Лободина Н.В.

3.Аппликация

Игрушки. «Наш любимый мишка»  

1.Рисование по образцу «Яблоня с золотыми яблоками»  (с.48) Лободина Н.В.

2. Во саду ли, в огороде"Фрукты (с.53)

Лободина Н.В.

3.Лепка

Блюдо с фруктами(с.93) Лободина Н.В.

Октябрь

1. Овощи»  (с.53)

Лободина Н.В.

2.  Рисование по памяти  (с.116)

3.Аппликация

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»(с.73)

1.Деревья и кустарники нашего двора  (с.91)

2.Рисование по картине И.Левитана «Золотая осень»  (с.77)

3.Лепка Пластилинография «Разноцветные листья»

1.Декоративное рисование «Золотая Хохлома»  (с.231)

Лободина Н.В.

2.Рисование на тему

"Лесные ягоды" (с.375)

Лободина Н.В.

3. Аппликация

«Ягодный микс»

1.Рисование. "На лесной полянке выросли грибы" (с.55)

2.Рисование по представлению "Грибной дождь" (с.81)

3.Лепка

«Грибы»  (с.46) Лободина Н.В.

Ноябрь

1.Рисование фигуры человека (с.194)

2. Рисование.

Дымковская роспись

"Нарядная барышня"

(с.98)

3.Аппликация

"Коврик" из геометрических фигур

1.Знакомство с искусством гжельской росписи  (с.365)

2. Декоративное рисование «Чайник»

Гжель.

3.Лепка. «Чашка с блюдцем»

1.Рисование на тему

"Продукты питания"

2.Рисование

" Угощения для друзей"

3.Лепка

"Кувшин для молока" (с.267)

1 «Это он, это он, ленинградский почтальон»  (с.309)

2.Городецкий цветок на закладке для книги  (с.143)

3.Лепка по замыслу с использованием разнообразных приемов   (с.249)

Декабрь

1.Приемы дымковской росписи   (с.204)

2.»Девочка в зимней шубе»   (с.171)

3.Аппликация

"Рукавичка"

1. Рисование на тему «Зима»   (с.152)

2. Рисование карандашами

(Зимние виды спорта)

 «Фигурное катание»

3.Лепка. "Дети катаются на лыжах"

1.Птицы синие и красные  (с.169)

2.Рисование

"Зимующие птицы"

3.Лепка «Птицы на

кормушке  (с.288)

1.Рисование

"Красивое дерево зимой" (с.226)

2.«Что мне больше всего понравилось на празднике»  (с.186)

3.Аппликация(с.196) «Петрушка на елке»  

Январь

1. Рисование карандашами. «Богатыри»

 По картине Васнецова.

 2. «Веточка хвои»

Рисование красками.

3. Лепка

"Старичок Лесовичок"

С использ-м прир. материала  (с.214)

1.Декоративное рисование. Роспись олешка.  (с.138)

2.Усатый полосатый

(с.180)

3.Аппликация

"Наш любимый мишка" (с.109)

1. Декоративное рисование. Дымковская роспись

"Конь"  (с.204)

2.Домики для трех поросят  (с.250)

3.Лепка.

Щенок   (с.228)

1. Рисование красками

«Птичий двор»

2. «Павлин»

(Г.Н.Давыдова(4) с.64)

3.Лепка

 «Петушок с семьей»

(Г.Н.Давыдова (4) с.15)

Февраль

1Рисование "Мебель"

"Моя комната".

2. Рисование цветными карандашами. «Бытовые предметы»

3.Лепка «Пылесос»

1. «Транспорт.

Умные машины»

2.«С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарн. автомобили»

 Рисование красками.

3.Аппликация

"Поздравительная открытка"

1.Грузовая машина

(с130)

2.Рисование по представлению «Автомобили нашего города»   (с.216)

3.Аппликация  «Пароход»  (с.258)

1.Пограничник с собакой  (с.243)

2.Праздничный салют» Рисование акварелью

3. Пластилинография «Танк»

Март

1."Дети танцуют на празднике в детском саду"   (с.337)

2.Картинка для мамы к празднику 8 марта   (с.275)

3.Аппликация

"Поздравительная открытка"

1."Весна в окно стучится, прилетели птицы» "Грачи прилетели" (с.304)

2. Рисование угольными карандашами

 «Ласточка с весною в сени к нам летит»

3.Аппликация"Скворечник на березе"

1.  Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть»

2.Народные умельцы

"Золотая хохлома"

(с.231)

3.Лепка по замыслу с использованием разных приемов.(с.249)

1.Путешествие на крайний Север. Рисование по памяти

 

2.Мое любимое животное  (с.210)

3.Пластилинография

Животные крайнего Севера

Апрель

1. Рисование с натуры. Комнатные растения. Щучий хвост»

 2. Декоративное рисование по замыслу. "Красивые цветы" (с.326)

3. Аппликация «Цветочная фантазия»

1 Рисование красками

«Космос»

2. Рисование карандашами.

"Космическая ракета»

3.Пластилинография «Космические просторы»

1. Рисование акварельными  карандашами

 «Рыбки в аквариуме» (Г.Н.Давыдова с.65)

2.Рисование

"Кто живет на дне морском"

3.Аппликация.

"Красивые рыбки в аквариуме" (с.219)

1.Рисование городских домов  (с.135)

2.« Автобус с флажками едет по улице»  (с.127)

3.Аппликация

«Дома на нашей улице»  (с.146)

Май

1.Спасская башня Кремля  (с.347) Салют над городом в честь праздника Победы  (с.355

2. Рисование

"Бобочки летают над лугом" (с.386)

3.Лепка.  "Стрекоза" с использованием природного материала

1.Рисование по замыслу

"Машины едут по улице"

(с.129)

2. Рисование к стихотворению

 "Дядя Степа милиционер"

3.Аппликация

"Наш друг Светофор"

1. «Как молоком облитые стоят сады вишневые»

2. «Веточка яблони» Рисование гуашью

3.Аппликация

"Весенний ковер"

(с.368)

1. Рисование

"Закладка для книги"

(с.143)

2.Рисование

"Удивительный день в детском саду"

(с.259)

3.Лепка

 по замыслу

Комплексно-тематический план по Изобразительной деятельности

(Рисование, аппликация, лепка)

Подготовительная логопедическая группа № 3.

Сентябрь

1.Картинка про лето                

2.Моя любимая игрушка (с.72) Лободина Н.В.

3.Аппликация

«Ежик» (с.107)

1.Рисование по образцу «Ветка рябины» (с.77) Лободина Н.В.

2. «Что ты больше всего любишь рисовать»  

3.Лепка

Блюдо с фруктами(с.37)

1. Овощи»  (с.84) Лободина Н.В.

2.  Рисование с натуры «Доски для резания овощей  (Т.А.Николкина с.64)

3.Лепка

«Овощи для игры «Магазин»(с.74)

1.Элементы хохломской росписи  (с.110) Лободина Н.В.

2.Рисование на тему «Осенние листья»  (Т.А. Николкинас.131)

3.Аппликация

Букет с цветами для тех кто работает в Д\С

Октябрь

1.Деревья и кустарники нашего двора  

2. Картина И.И. Левитана «Золотая осень»

 (Т.А.Николкина с.93)

3.Аппликация

«Осенний ковер»  (с.65)

1.Декоративное рисование по мотивам  городецкой росписи

(с.137, 141)

2. «Дети играют»

3.Лепка фигурки пляшущей девочки  

1.Рисование по образ-цу «Кукла в женском национальном костюме» (с.52)  

2. Рисование по образ-цу «Кукла в мужском национальном костюме» (с.57)  

3.Лепка «Фигура человека в движении» (с.119)

1Декоративное рисование. Белочка

(с.91)

2.Дымковские узоры

(с.154)

3.Аппликация

Симметричное вырезание (с.311)

Ноябрь

1.Рисование «Вечерний город» (с.85)

2. Мы идем на праздник с флагами и шарами (с.117)

3.Аппликация

«Дома на нашей улице»  

1.В гостях у бабушки федоры «Домашние животные»

2.»Декоративно-сюжетная композиция «Кони пасутся» (с.215

3.Лепка.

Щенок  

1. .« Автобус едет по улице»  

2.Рисование по представлению «Автомобили нашего города»  

3.Лепка Пластилинография

«Пароход»

1 Рисование по замыслу «Кем ты хочешь быть» (с.291)

2. «Поздняя осень» (с.97)

3.Аппликация

1.Зимние узоры на окнах (с.160)

 

2.Знакомство с произведением И.Сурикова «Зима» (с.167)

3.Пластилинография

Животные крайнего Севера

1 «Перо Жар-птицы» (с.281)

2. «Сказочная птица»  (с.165)

3.Лепка «Птицы на

кормушке  

1.Декоративная композиция «Барышня»   (с.179)

2 «Филимоновская игрушка»»   (с.199)

3.Лепка по замыслу

1.Навогодняя поздравительная открытка  

2.Рисование с натуры «Елочные украшения»   (Т.А.Николкинас.78)

3.Аппликация Новогодние  украшения для группы

Комплексно-тематический план по Изобразительной деятельности

(Рисование, аппликация, лепка)

Подготовительная логопедическая группа № 3.

Январь

1.Рисование по замыслу « Мы любим зимний спорт».                  

2.Фигурное катание.

3. Лепка «Лыжники» (с. 223)

1.Рисование с натуры «Традесканция» (с.128, 320)Лободина Н.В. К/з

2. «Кашпо для комнатного растения»  

3. Аппликация «Цветы»

(С.Вохринцева)

1. «Сказочные сюжеты В.Васнецова «Снегурочка, Ковёр-самолёт, Алёнушка, Иван-царевич на сером волке».

2. « Богатыри» В. Васнецов (с.302)Лободина Н.В.

3. Аппликация «Теремок»

1. Б.Кустодиев «Булочник», «Купчиха с покупками», «Трактирщик».

2.Рисование  «Полезные продукты питания»  (с. 385) К/з

3. Лепка «Здоровая пища».

Февраль

1. Рисование «Вологодское кружево».  

2. Рисование «Кем ты хочешь быть?»

  (с.292) К/з

3. Лепка

«Пылесос» (с использованием бросового материала)

1. Рисование « На чём бы ты хотел поехать?»

(с. 66) Лободина Н.В.

2. «Машины специального назначения»

3. Аппликация «Автобус» (с.28, Л.М. Салагаева «Объёмные картинки»)

1.Рисование «Наша Армия родная» (с.248)

2. «Моряк» (цв. Карандаши)

3. Аппликация «Корабли на рейде» К/з(с.232), (с.24 «Объёмные картинки»).

1. Кустодиев Б.М. «Масленица», «Масленичное катание».

2.Суриков В.И. «Взятие снежного городка». Рисование «Масленичные забавы»

3.Лепка  «Блюдо с блинами и пирогами»

Март

1.Мамин портрет. Придумай и нарисуй причёску для мамы»

2. Подарок для мамы: панно «Фиалки в корзине» (платилинография).

3. 2 занятия.  

1.Весенний пейзаж. А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна – большая вода» ( с.155, 161 Н.А. Курочкина)

2. Хохлома «Золотая рыбка» (с.221)

3.Аппликация «Рыбы в аквариуме» (с.153)  

1. Народные игрушки (дымка, Филимоново, Богородская игрушка.)  

2. Русская матрёшка.

3. Аппликация «Цветы для платочка матрёшки» С. Вохринцева.

1 Рисование «Городецкий петух»  (Мозаика-Синтез «Городецкая роспись»)

2. 2 занятия (с.139) К\з

3. Лепка «Домашние птицы».

Апрель

1. Удивительный мир птиц» (с.297)

2. Декоративная композиция с цветами и птицами (330)

3.Лебедь. Городец. Пластилинография.

1. Космический корабль (с.268, 325)

2. Загадочный мир космоса. Граттаж.  (с.45 Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»)

3.Объёмная аппликация «Космос»  

1. В гостях у Солнышка. Блок занятий «Цветовой спектр»  

2. Образ неба и моря.

3. Горно-морской пейзаж (обрывная аппликация )

1-2 Гжельский чайник,

 Голубая сказка Гжели   (с. 335, 340,344)

3. Лепка «Чайный сервиз»

Май

1.Прошлых дней не меркнет слава.              

2.Салют в День Победы (с.48  Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»)

3. Военная техника.

1.Рисование  «Цветочная поляна» (с.302,330) К/з

2. Весенние цветы в вазе (с. 365) К/з

 

3. Аппликация «Цветы» ( С.Вохринцева)

1. Красивые бабочки  (с.14 «Как научить рисовать»)

2. Шмели и муравьи  (Баймашова «Как научить рисовать» с.25)

3. Аппликация «Бабочка на цветке»     ( С.Вохринцева)

1. Радуга-дуга  (с.390)

К/з

2.Рисование на тему «Школьные принадлежности» (по загадкам)

3. Ветка с ягодами (смородина, голубика)

 Л.М.Салагаева «Объёмные картинки»

Методическое обеспечение

  1. Примерная  общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Лободина Н.В. Комплексные занятия (старшая, подготовительная группы). – Волгоград: Издательство «Учитель», 2012.
  3. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Издательство «Учитель» ,2012.
  4. Баймашова В.А. Как научить рисовать-2. Цветы, ягоды, насекомые. -  М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
  6. Салагаева Л.М. Объёмные картинки. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2010.
  7. Ступак Елена. Оригами. Игры и конкурсы. – М.: Айрис-прес, 2008.
  8. Пудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. – СПб.: «Валери СПД», 1998.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
  11. Халезова Н.В. декоративная лепка в детском саду/ Под ред. М.Б.Зацепиной. – М.,2005г.

 

Заключение

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие  новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения,  какие она определяет цели,  содержание  образования и как организован образовательный процесс. 

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

  1. Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

  • Сочетать принципы научной обоснованности  и практической применимости;
  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

        В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид  “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

        В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель

        Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает авто-дидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

        Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

  1. Интегративный подход к построению целостной педагогической системы

Интегративные принципы планирования должны опираться на формулирование содержательных задач по разным направлениям с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга,  использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными поставленным общеразвивающим задачам, взаимосвязанным видам деятельности, формирующим разнообразные сущностные связи в представлениях ребенка о мире Оно ориентирует педагога на интересы и мотивацию ребенка при построении целостной картины мира в процессе насыщенного смыслами проживания определенного периода времени.

В оптимальном случае при планировании педагогического процесса воспитатель берет за основу фрагмент действительности, связанный с предыдущим и последующим знакомством с окружающим миром, организованный вокруг интересов и возможностей ребенка, отражающий процесс становления образа мира на данном этапе его развития, актуальную ситуацию из окружающего пространства (семьи, детского сада, города, страны, мира). Воспитатель анализирует, какие виды деятельности позволяют ребенку не только узнать новое и поиграть, но и на какой опыт можно опереться, какие задачи развития связаны с данными видами детских деятельностей, как можно объединить их друг с другом, как максимально мотивированно и целесообразно ввести дошкольников в изучаемый фрагмент, объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и обобщить материал, стимулировать детское творчество, поощрять коммуникацию, презентировать результат, учитывая точку зрения ребенка.

Традиционное планирование отличается жестко фиксированным расписанием на неделю занятий с детьми, оно никогда не подвергается изменению, фактически оно аналогично расписанию уроков в школе. Каждый вид детской деятельности (художественно-изобразительная, музыкальная и т п) имеет свою логику развития, связанную в основном с усложнением содержания, через это педагог имеет возможность развивать ребенка. Игра вообще редко представлена. Однако в таком подходе отсутствует взаимодействие между разными видами деятельности, формами их организации, а также взаимодействие разных педагогов между собой. Каждый год освоение окружающего мира преподносится без учета опыта ребенка, который он получил раньше как в самостоятельной деятельности, так и в предыдущем образовательном процессе. Такое планирование не обеспечивает целостности развития, приводит к разорванности картины окружающего мира. В результате у ребенка слабая познавательная мотивация, угасание стремления к устанавливанию взаимосвязей и т д.

Модель интегративного планирования педагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности.  Этому способствует выстраивание общего смыслового контекста, значимого для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской деятельности и разными формами их организации, единство взглядов взрослых на развитие ребенка, учет разных векторов педагогического влияния на развитие детей (непосредственного и опосредованного), объединение усилий всех участников педагогического процесса. Все это позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше, что они уже усвоили, что им предстоит узнать. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности.  Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого ребенка индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического процесса, актуального содержания окружающей действительности, что позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи.  Самостоятельные виды деятельности (игра, события на прогулке, экспериментирование) соединяются с видами деятельности, организованными взрослыми. Основные структурные компоненты модели цели, задачи, общая перспектива на создание условий для усвоения общей человеческой культуры - способствуют общему развитию ребенка.  Модель позволяет гибко и вариативно менять последовательность используемых форм организации педагогического процесса в соответствии с инициативами детей, их настроением, яркими событиями в окружающем мире, предусматривает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным образом соответствуют задачам развития и важному содержанию деятельности. Дается простор эмоциональным проявлениям детей, их смысловым построениям. Причинно-следственные связи внутри отдельных областей изучаемого окружающего мира остаются, но они встраиваются и в другие области через разные виды деятельности с помощью контент-переходов.

Реализация интегративного содержания педагогического процесса с необходимостью предполагает особое планирование, которое само носит интегративный характер, поскольку базируется на едином смысловом контексте. Он предусматривает организацию разных видов детской деятельности в их взаимосвязи, опирающейся на их внутреннюю логику развития и разные векторы использования педагогического воздействия (непосредственного и опосредованного - через организацию взаимодействия детей друг с другом и через организацию развивающей предметной среды).

Интегративный подход к построению целостной педагогической системы способствует расширению у детей эмоционально-смыслового поля, что существенно повышает уровень их развития.  Это в особенности касается таких его сторон, как мыслительная активность и инициативность, познавательные интересы, умение передать один и тот же образ в разных видах деятельности и разными средствами, широко используя при этом контекстные ассоциации, порождать новые личностные смыслы.

Интегративное планирование обеспечивает смысловые взаимосвязи системообразующих компонентов, позволяющих создать условия для возникновения у детей широких ассоциативных полей на следующих основных принципах связь обучающих занятий с опытом ребенка и его потребностями, каждая конкретность выступает перед ребенком как

проявление чего-то общего, освоение одних и тех смыслов с использованием разных стилей восприятия, востребованность предыдущего опыта в настоящем в разных ситуациях - на обучающих занятиях и в самостоятельных видах деятельности детей и др.

 Разработанная  модель планирования делает его более гибким, чем при традиционном подходе.  Его структурные компоненты можно изменять. Такой подход способствует вариативному выстраиванию содержания, сохраняющему базисную его направленность и учитывающему специфику образовательного учреждения.

 Овладение педагогами механизмом интегративного планирования повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса на основе рефлексирования собственной деятельности,  оценки ее результатов с точки зрения общего развития ребенка. Такое планирование становится инструментом воспитателя в его профессиональном взаимодействии с коллегами и способствует выработке единого взгляда на специфику развития ребенка-дошкольника, прежде всего, с позиции обеспечения его полноты и целостности.

Основной целью интегративного планирования содержания педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др), которые обогащаются и углубляются, что обеспечивает формирование первых представлений о целостности окружающего мира, а также развитие у детей общих способностей к познанию, творчеству. Последнее проявляется в умении детей самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать некоторые связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла, создавая субъективный оригинальный продукт разного типа (конструкция, рисунок, текст, сюжет игры и др). Все это способствует их личностному росту, что может стать дальнейшей задачей исследования по данной проблеме.


3.        Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС  дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планированиеПлан — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

  1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
  2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
  3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
  4. сочетания воспитания с самовоспитанием;
  5. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей..

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО  планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО  предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость,  дань уважения, память.  Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное  участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

  • Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
  • Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
  • Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
  • Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям  (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

  1. Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

  • перспективно-календарное планирование;
  • осуществление преемственности между ДОО и школой;
  • связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
  • построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

  • индивидуальная педагогическая поддержка;
  • личностная педагогическая поддержка.
  1. Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой[1]:

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе.         Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

  • выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
  • отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
  • выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
  • отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
  • практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
  • продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
  • фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции  старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по  разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
  2. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011г.
  3.  Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010г.
  4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
  5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981г.
  6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.,1965г.
  7. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. – 2004. - №1.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по художественно эстетическому развитию " Чудесные фантазии"

План  работы по художественно эстетическому развитию детей...

перспективное планирование ОО "Художественно-эстетическое развитие" для детей с ОВЗ (со сложным дефектом)

данное планирование содержит программное содержание и набор занимательных дел...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию по ФГОС Конструирование во 2 младшей группе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЛАСТЬ  «Художественно-эстетическое развитие»·     Конструирование -Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знако...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (средняя группа)

Перспективное планирование на год по рисованию, аппликации,лепки  по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Данный материал изложен последовательно на учебный год в соответствии с расписанием занятий и учебной нагрузкой....

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе в таблице...

Перспективное планирование по видам образовательных областей. Перспективное планирование по художественно- эстетической деятельности в средней группе. ( Аппликация/ Лепка/ Рисование) .

Перспективное планирование по видам образовательных областей.Перспективное планирование по художественно- эстетической  деятельности в средней группе.( Аппликация/ Лепка/ Рисование) ....