Программа Изостудии "Волшебная кисточка"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Биккулова Эльза Эдиковна

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izostudiya.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 29 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

 

                                     УТВЕРЖДЕН

                                                           Приказом №01-08/104 от 31.08.2015г

                                                           Принята на педагогическом совете от  28.08.2015г

                                                           Заведующий МБДОУ Детский сад № 29г.Уфа

                                                           ________________ Петрова Т.Е

 

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической

направленности

                                                      Руководитель:

                                                                                   Биккулова.Э.Э

Уфа 2015

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………….…...3

2. Цель и задачи программы ……………………………………………….…...4 3.Ожидаемые конечные результаты …………………………………………...6

4. Учебно-тематическое планирование ………………………………………..7

5. Методические рекомендации ……………………………………………….31

6. Список литературы ……………………………………………………….….32

                                                

                

Пояснительная записка к программе

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Творчество (изобразительная деятельность) – это особая среда, способствующая развитию ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью;

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

• рисование песком;

• рисование мыльными пузырями;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• пластилинография.

ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ

«Волшебная кисточка»

ЦЕЛЬ ИЗОСТУДИИ:

  • Развитие  у  дошкольников  творчества,   эстетического   восприятия   и художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры и нравственности, эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве при обучении детей нетрадиционным техникам рисования     кляксография, монотипия, тычком, свечкография, граттаж, пальцеграфия и т.д.

 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ИЗОСТУДИИ:

  • Развивать творчество, формируя навыки полного изображения сюжета композиции.
  • Формировать воображение, фантазию в создании нового замысла и умения самостоятельно находить средства для их воплощения.
  • Учить детей самостоятельно составлять цвет из 2-х и более красок.
  • Помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, сангина, цветные карандаши, фломастеры.

 ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Познакомить с красками и их свойствами.
  • Учить использовать цвет для передачи настроения, состояния своего отношения к изображаемому.
  • Учить детей ритмично наносить штрихи, мазки, правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов.
  • Развивать художественно- образное мышление.

ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Продолжать развивать у детей художественно-образное мышление и интерес к изобразительной деятельности.
  • Познакомить детей с различными техниками и материалами изображения.
  • Учить передавать в рисунке движение, пластику предметов, обобщать форму, исключая мелкие детали.
  • Дать детям представления о наиболее важных законах композиции.
  • Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
  • Учить самостоятельно находить новые способы для воплощения творческого замысла.
  • Учить передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Занятия проходят 2 раза в неделю с  сентября по май включительно.

Вначале года  с родителями проводится анкета для родителей «Что рисует Ваш ребёнок?».

В течение года организуются тематические выставки к праздникам, планируются участие  в  различных конкурсах.

Для педагогов проводится семинар – практикум:
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» (см. Приложение).

Для родителей в родительских уголках планируются и проводятся  соответствующие консультации по данной тематике (как индивидуальные так и групповые), проводится консультация  на родительских собраниях «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты.

 К концу обучения по данной программе у детей

формируются:

  •  интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память – зрительная, слуховая, двигательная, логическое мышление, способность к волевым усилиям;
  • предпосылки учебных умений и навыков – рисование кончиком кисти, кистью плашьмя, умение правильно держать карандаш, кисть.
  • развиваются:
  • воображение;
  • фантазия;
  • мелкая моторика рук;
  • сообразительность.

 


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО МЕСЯЦАМ

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

№П\П

ТЕМА

 ЗАНЯТИЯ

ТЕХНИКИ

ПРОГРАМНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

1

2

3

4

5

СЕНТЯБРЬ

Травка

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие

Лист  формата А, тёмно – и светло – зелёная гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки.

Волшебные картинки (волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.

 Свеча, чернила или тушь синего цвета, листы плотной бумаги формата А4 с уже нанесённым свечой рисунками.

Разноцветный ковер

Рисование акварельными красками

Учить детей рисовать кистью плашмя. Закреплять умение рисовать кончиком кисти и плашмя. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

Иллюстрации ковров, лист бумаги А4, краски, кисточки.

Подсолнухи

Рисование пальчиками

Познакомить с техникой «рисование пальчиками». Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать  чувство композиции.

А 4 с нарисованым кругом и лепестками, чёрная тушь в мисочках, зелёная  гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации

5.

Грибочек

Рисование гуашью

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Закрепить умение рисовать кистью плашмя. Развивать чувство композиции.

Лист бумаги А4..иллюстрация грибов, кисточка, акварельные краски.

6.

Грустный дождик

Рисование пальчиками

Развивать самостоятельность при изображении явления природы. Упражнять в технике тычок. Развивать творчество и воображение.

Лист бумаги формата А4,кисточка, гуашь, Иллюстрация с явлениями природы. Образец.

7.

Первый снег

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувства композиции

Лист формата А4, тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото

8.

Свободное рисование

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

ОКТЯБРЬ

9.

Футляр для курая

Различные

Познакомить с башкирским музыкальным инструментом-кураем. Украсить футляр башкирским узором ,располагая элементы ритмичного полосе. Формировать  приемы рисования- «удлиненный мазок».

Рисунок курая,образец футляра. Лист А4, краски,кисточка.

10.

Домик для гнома

Различные

Учить  рисовать домики для гномиков, используя маркеры или цветные карандаши. Знакомить  с видами архитектурных украшений на примере  изображений московских дворцов и древних палат. Поощрять самостоятельность  и оригинальность детского творчества.

Сказки о гномах,  игрушка «Гномик», картинки  с изображениями дворцов старой части Москвы.  Альбомные листы, цветные карандаши, маркеры.

11.

Укрась

платочек

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувства композиции и ритма

Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка,

 кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации

12.

Нарисуй какую хочешь чашку и укрась её.

Оттиск печатками, печать по трафарету.

Учит рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные - печатание  печатками). Развивать чувство композиции и ритма.

 Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь  в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки  различной формы.

13.

Путешествие в смешанный лес

Оттиск печатками листьев

Учить рисовать осенний лес печатками, применяя засушенные листья. Закреплять цвета осеннего леса (желтый, оранжевый, красный)

Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из листьев,  иллюстрации.

14.

«Уж небо осенью дышало…».

Рисования тычком клеевой кисти.

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, самостоятельно находить их. Формировать умение устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений. Познакомить с природными особенностями осенних месяцев

Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для осени. Календари погоды.

Лист формата А4, гуашь, клеевая кисть, непроливайка.

15.

«Портрет зайчонка» (Силуэтное рисование)

Контурное изображение зайчонка, рисование карандашом

Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать чувство сопереживания, отзывчивость.

Пока зайчонок шел в гости, за ним все время   кто-то бежал. Это его тень. Показать с

помощью лампы как появляется тень. Предложить нарисовать силуэтный портрет зайчонка. Объяснить последовательность рисования.

Черная и белая бумага, настольная лампа.

Лист формата А4, карандаши, контур зайчика.

16.

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

НОЯБРЬ

17.

«Ежик»

Рисование тычком клеевой кисти.

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка рисунков

Бумага, гуашь, жесткие кисти. Текст стихотворение Маршака «Еж»

18.

«Укрась рукавицу»

Различные

Самостоятельно использовать знакомые техники.  Развивать координацию движения рук. Учить подбирать узор.

Листы бумаги, шаблон рукавички, гуашь, мятая бумага, печать-клише.

19.

Зоопарк

Рисунок карандашом, мазками

Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли. Развивать способность анализировать, делать выводы.

Закреплять навыки детей по рисованию в технике мазка. Показать отличие мазков по длине и по степени нажима на кисть.

Иллюстрации с изображением животных зоопарка.

Трафареты или шаблоны животных, простой карандаш, гуашевые краски, кисть № 3, непроливайка.

20

Моя семья

Рисунок

карандашами

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Уметь определить свое место в семейных отношениях. Закрепление частей тела человека.

Лист А 4, цветные карандаши.

Фотография семьи.

21

«Маша и медведь»

Рисунок акварелью

Учить детей создавать в рисунке образы сказок; учить передавать форму частей, их относительную величину, закреплять приемы рисования акварелью.

Лист А 4, акварель, непроливайка, кисть

22

«Хмурая осень. Ветреный день»

Рисунок восковыми мелками

Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «пейзаж»; учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; учить рисовать восковыми мелками.

Лист А 4, цветные восковые мелки.

23

«Мой любимый транспорт»

Рисунок  гуашью

Поговорить с детьми о видах транспорта.  Рассмотреть иллюстрации с видами различного транспорта.

Учить детей изображать отдельные виды транспорта, передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение; учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно.

Лист А 4, гуашь, мягкая кисть, иллюстрации транспорта

24

«Береза в снегу»

Рисование тычком мягкой кисти

Учить рисовать по тексту. Развивать кисти рук и мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус

Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно.

Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая, текст стихотворения «Белая береза»

ДЕКАБРЬ

25.

Зимний лес.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белая (снег); белая и зелёная гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото  и иллюстрации, эскизы.

26.

Укрась ёлочку бусами.

Рисование пальчиками, оттиск пробкой.

 Упражнять в изображении ёлочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма.

Можно использовать готовые ёлки из цветной бумаги, наклеенные на занятии по аппликации или нарисованной гуашью, гуашь в мисочках, пробка, ёлочные бусы, эскизы.

27.

Ёлочные игрушки.

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой.

Упражнять в рисовании ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой.

Вырезанные из плотной бумаги ёлочные игрушки шары, сосульки, месяц, звезда и др., восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, ёлка, нарисованная на ватманском листе, ёлочные игрушки.

28.

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

29.

Снежинка.

Различные.

Учить детей рисовать одной  белой краской, создавая образ хрупкой, нежной снежинки. Закреплять умение вести кистью  прямые линии в разных направлениях, симметрично придумывая  разные интересные сочетания линий. Познакомить  с бело – голубой гаммой изделий гжельских мастеров. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Рисунки узоров снежинок, загадки про снег. Тёмные бумажные круги диаметром 20 см, белила кисти.

30

«Портрет зимы».

Восковые мелки + акварель, чёрный маркер +  акварель.

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркерами, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

 Лист формата А4, синий восковой мелок, чёрный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации.

31

«Снегурочка»

Рисунок цветными карандашами

Вспомнить жанр изобразительного искусства – «портрет»; помогать выразительно передавать образ Снегурочки; развивать фантазию, учить дополнять рисунок деталями.

Лист А 4, иллюстрация образа Снегурочки, цветные карандаши.

32.

«Дед мороз»

Различные

Закрепить  жанр изобразительного искусства – «портрет»; помогать выразительно передавать образ Деда Мороза; Развивать фантазию, учить дополнять рисунок деталями.

Лист А 4, иллюстрация образа Деда Мороза, гуашь, непроливайка, кисть.

ЯНВАРЬ

33.

Украсить шарфик.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующих цветов  и точек. Развивать чувство  ритма, композиции.

Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны,  шарфик для игровой ситуации.

34.

Снеговичок.

Комкание бумаги (скатывание).

 Закрепить навыки  рисования  гуашью, умение  сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учит дорисовать   картинку со снеговиком  метла, ёлочка, заборчик и т.д.). Развивать  чувство композиции.

Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета), клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы.

35

Нарисуй и укрась вазу для цветов.

 «Знакомая форма - новый образ», оттиск печатками.

Совершенствовать умения детей  в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма.

Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатка, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации.

36.

Мои любимые рыбки.

Восковые мелки и акварель.

Упражнять в рисовании предметов овальной форме. Познакомиться техникой сочетания восковых мелков и акварелей. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие.

Лист формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации.

37.

Кораблики в море.

«Знакомая форма - новый образ»; чёрный маркер и акварель.

Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

Лист формата А4 бледно – голубого цвета, чёрный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации.

38.

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

ФЕВРАЛЬ

39

Валентинка (два занятия). Первое занятие.

Лепка из теста.

Познакомить с праздником  - Днём святого Валентина и техникой «лепки из теста».

Мука, соль, вода, картон, тряпочка. Изображения открыток -  «Валентинок», эскизы.

40

Валентинка. Второе занятие.

Роспись по тесту.

Учить рисовать готовые заготовки «Валентинок». Развивать чувство композиции, ритма

Готовые заготовки в виде сердца. Изображения открыток -  «Валентинок», эскизы. Гуашь, палитра.

41

Открытка для папы

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма

Лист формата А3 (с приклеенными  танками, машинами), сложенный вдвоё, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты  цветов, танки, машинки или иллюстрации, эскизы.

42

Узор на полосе «Коврик»

Различные

Познакомить с филимоновскими игрушками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал, цвет, элементы росписи. Учить составлять узор в полосе, используя новые элементы: ёлочки, линии. Закреплять умение рисовать  прямые и наклонные линии всем ворсом кисти (или фломастером), безотрывным движением. Развивать интерес к русскому народному искусству.

Филимоновские игрушки, образцы узоров, аудиозаписи русских народных мелодий. Бумага 15*21 см, гуашь, кисти, квачи.

43

Птичка- свистулька.

Различные.

Начать знакомить детей с русскими народными весенними обрядами (закликание птиц, свистульками, песнями, закличками). Учить рассматривать разные виды свистулек (деревянные, глиняные), находить сходства и различие. Учить рисовать птичку свистульку (туловище – овал, голова – кружок, хвост – линия; ножки, клювик. Закреплять умение рисовать гуашью, украшать высохшую картинку простым узором. Развивать цветовое восприятие, уважение  к народной культуре.

Птички – свистульки (глиняные, деревянные). Альбомные листы сложенные пополам (чтобы потом птичка стояла на столе); гуашь, кисти.

44

Филимоновские цветы.

Различные.

Познакомить детей с  филимоновской игрушкой, элементами её росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – «цветок» Показать разные филимоновские цветы на игрушках и объяснить последовательность рисования каждого цветка.

Филимоновские барыни, олешек, барашек, образцы филимоновских цветов. Полоски бумаги жёлтого цвета; красная и зелёная гуашь, кисти, квачи.

45

Филимоновкие барашки.

Различные.

Продолжать знакомить с филимоновской игрушкой, элементами её росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать традиционный элементы филимоновской росписи. Показать разные филимоновские элементы на игрушках и объяснить последовательность рисования каждого элемента.

Филимоновские барыни, олешек, барашек, образцы филимоновских элементов. Образец барашка из картона жёлтого цвета; красная и зелёная гуашь, кисти, квачи.

46

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

МАРТ

47

Открытка для мамы.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма.

Лист формата А3(с приклеенными  вазами), сложенный вдвоё, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты  цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы.

48

Укрась фартучек.

Различные.

Знакомить детей  с видами орнаментов в полосе. Учить составлять  простой узор из элементов народного творчества. Закреплять умение рисовать кистью разными способами всем ворсом, концом, проводить кистью волну, прямую, прерывистую линию. Развивать цветовое восприятие.

Образцы орнаментов в полосе; игрушка «мама- ежиха». Фартучки, вырезанные из листов бумаги светлых тонов, гуашь, кисти, квачи.

49

Укрась  свитер.

Тычок жёсткой кистью, печатание печатками.

Совершенствовать умения в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жёсткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации.

50

Мои  игрушки.

Оттиск пробкой, печатками, рисование  пальчиками.

Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувства композиции.

Лист формата А3, гуашь, гуашь в мисочках,  кисти, мячи и неваляшки, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы.

51

Два  петушка ссорятся.

Рисование ладошкой.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого  образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка, петушок, эскизы

52

Городецкий узор.

Различные.

Знакомить детей с изделиями  городецких мастеров, их цветовой гаммой, названиями элементов, приёмами росписи. Учить смешивать на палитре краски (для получения розового или голубого цветов). Познакомить с последовательностью выполнения росписи. Закреплять умение рисовать красками, квачом. Воспитывать интерес и уважение к народным  промыслам.

Изделия городецких мастеров, образцы последовательности рисования «ромашки» и «купавки». Половинки альбомных листов, тонированные под светлое дерево, гуашь, белила, палитры, кисти, квачи.

53

Городецкий узор (продолжение).

Различные.

Продолжать знакомить детей с изделиями  городецких мастеров, их цветовой гаммой, названиями элементов, приёмами росписи. Познакомить с последовательностью выполнения росписи предложить украсить «дощечку» цветами и листьями. Закреплять умение рисовать красками, квачом. Воспитывать интерес и уважение к народным  промыслам.

Изделия городецких мастеров, образцы последовательности рисования элементов росписи. Образцы «дощечек», тонированные под светлое дерево, гуашь, белила, палитры, кисти, квачи.

54

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

АПРЕЛЬ

55

Ракеты  в космосе.

Печатать по трафарету.

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе  бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учит рисовать ракеты, летающие тарелки.

Лист формата А3,  гуашь, кисти,  гуашь в мисочках, трафареты звёзд, эскизы и иллюстрации.

56

Рисунок к сказке «Курочка ряба».

Различные.

Вспомнить детьми содержание сказки, её героев. Закреплять умение рисовать  овальную форму; объяснить понятия «тупой» и «острый» концы яйца. Учить детей  аккуратно  закрашивать рисунки, дополнять их  необходимыми элементами (мышка, коврик,  ложка и т.д.). Развивать творческую активность.

Сказка «Курочка ряба»  два яйца белого и золотого цветов (муляжи), кукла – «бабушка» Альбомные листы зелённого тона, гуашь, «белила» кисти.

57

Три медведя.

Различные.

Продолжать знакомить детей  с русскими народными сказками с иллюстрациями Рачёва, В.Васнецова и др.  Напомнить детям содержание сказки «Три медведя» и учить отражать в рисунке эпизоды сказки. Учить передавать форму частей, их относительную величину, строение и соотношение по величине  трёх фигур медведей. Закреплять приёмы рисования гуашью.

Сказка «три медведя» с иллюстрациями Рачёва, В Васнецова;  фланелеграф с фигурками медведя. Альбомные листы зелёного тона, гуашь, кисти, палитры.

58

Нарисуй воздушные шарики и укрась их.

Оттиск печатками, рисование пальчиками.

Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием

Лист тонированной бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики  удлиненной формы, листочки с нарисованными овалами для обведения, эскизы..

59

Весёлый клоун.

Различные.

Учить детей задумывать несложную композицию с фигурой человека. Закреплять умение рисовать красками человека в движении, цветом передавать настроение, необычный яркий костюм, совершенствовать умение рисовать алкидными или гуашевыми красками. Развивать  цветовое восприятие, умение рисовать  фигуру, состоящую из простых форм (овал,  круг, линия). Развивать самостоятельность.

Картинки с изображениями  цирка, клоунов,  альбомные листы светлых тонов, гуашь или алкидные краски, кисти, квачи.

60

 В морской глубине.

Рисование ладошками.

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой.  Расширять представления детей о море и его обитателях. Напомнить мультфильм «Осьминожки» и предложить использовать эти персонажи в своём творчестве.  Учить рисовать осьминога в технике печатания ладошкой, используя фон, нарисованный цветными мелками; рисовать других обитателей подводного мира: медуз, крабов, моллюсков, водоросли и т.д. Учить продумывать композиции рисунка, его содержание;  располагать осьминогов по всему листу, рисуя  фон цветными мелками.

Картинки с изображениями осьминогов, подводного мира и его обитателей; аудиозапись «Звуки моря». Тонированные листы светло - голубого цвета, гуашь, палитра, кисти, иллюстрации, эскизы, цветные мелки.

61

Весеннее солнышко.

Рисование ладошками.

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (жёлтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке.

Ватманский лист бледно- голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы.

62

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

МАЙ

63

Праздничный день.

Различные.

Учить детей  передавать  в рисунке яркую праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей; располагать изображение по всему листу – ближе, дальше; ввести понятие «перспектива». Закреплять умение делать карандашный набросок рисунка, затем, подобрав яркие, сочные цвета, раскрашивать его. Учить дополнять рисунок интересными праздничными деталями (шарики, флажки и т.д.). Поощрять интересный замысел, разнообразие картин.

Картинки с изображением улиц в праздничном убранстве. Альбомные листы, простые карандаши, акварель, кисти, восковые мелки.

64

Весенний день.

Различные.

Закреплять умение детей самостоятельно продумывать и рисовать несложную композицию по заданной теме. Тренировать детей в рисовании разными материалами, выбранными в соответствии  с содержанием рисунка, учить доводить до конца. Развивать умение  находить интересные темы для рисунков.

Репродукции весенних пейзажей. Альбомные листы, краски, кисти, мелки.

65

Летний луг.

Восковые мелки + акварель, печать по трафарету.

Закрепить  ранее усвоенные  умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Бумага  формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти.

66

Одуванчики.

Восковые мелки и акварель, печатание печатками.

Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 белого или  бледно – зелённого  цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, гуашь, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры.

67

Цыплята.

Комкание бумаги или обрывание.

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и чёрным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 бледно- голубого цвета, салфетки  жёлтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, чёрный маркер, шапочки цыплят для игры), эскизы и иллюстрации.

68

Сказочный дворец.

Различные.

Учить детей  передавать в рисунке образ сказочного  домика- дворца. Вспомнить сказки, где есть необыкновенные постройки. Начать знакомство с архитектурой центральной части Москвы, дворцами, их отделкой, цветовой гаммой. Закреплять умение рисовать прямоугольник, треугольник, квадрат, составлять их интересное строение, украшать его. Развивать воображение, самостоятельность.

Картины с изображениями  дворцов старой части Москвы,  изображения «сказочных дворцов» из сказок, альбомные листы, гуашь, кисти, квачи.

69

По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

70

Итоговая выставка  рисунков за год.

Продолжать учить  рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональное проявления, высказывания, выбор понравившихся  и непонравившихся рисунков.

Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребёнка).

СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

№П\П

ТЕМА

ЗАНЯТИЯ

ТЕХНИКИ

ПРОГРАМНОЕ

 СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

1

2

3

4

5

СЕНТЯБРЬ

1.

Бабочки, которых я видел летом.

Монотипия, обведение  ладошки  и кулака.

Познакомить детей с техникой монотипии.  Закреплять умение  использовать  технику «старая форма -  новое содержание» (ладошка с  сомкнутыми  пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

2

«Осеннее дерево»

Акварель

Знакомство с жанром «пейзаж» с понятием «линия горизонта»; развивать навыки работы с красками; закрепить навыки рисования линий (дерево) кистью; развивать аккуратность.

Лист А 4, иллюстрации деревьев, акварель, кисть, непроливайка

3

«Рисование с натуры овощей»

Гуашь

Вспомнить о жанре изобразительного искусства – «натюрморт»; Учить рисовать с натуры предметы несложной формы (помидор, лук, свекла);

Закрепить форму круга.

Лист А 4, гуашь, овощи (помидор, лук, свекла), иллюстрации овощей.

4

«Весёлые мухоморы»

Гуашь, метод

тычка.

Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба; рисовать методом тычка мягкой кистью.

Лист А 4, гуашь, мягкая кисть, иллюстрация мухомора

5

«Яблоко – спелое, красное, сладкое»

Различные

Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко; показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами); Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа; воспитывать художественный вкус.

Лист А 4, гуашь, цветные карандаши, красное яблоко.

6

«Волшебные картинки»

Различные

Закреплять умения рисовать восковыми мелка и отображать фон рисунка.

Предложить детям любой рисунок нарисовать восковыми мелками, затем предать форм акварелью.

Лист А 4, восковые мелки, акварель, непроливайка, мягкая кисть.

7

«Компоты и варенье в баночках»

Различные

Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать.

Шаблон картинки  банки, простой карандаш, гуашь, кисть.

8

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

ОКТЯБРЬ

9

Осенние листья (два занятия). Первое занятие.

Тиснение.

Познакомить с техникой  тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой  формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев).

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной  фактурой), ватман, гуашь, кисти.

10

Осенние листья. Второе занятие.

Тычкование.

Закрепить  умение вырезать листья   и приклеивать их на деревья, приём -  тычкование – учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

Ножницы клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги  (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники),  листья, изготовленные  на предыдущих занятиях.

11

Я шагаю по ковру из осенних листьев.

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету.

Познакомить с техникой  печатания листьями. Закрепить умение  работать с  техникой  печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски  прямо  на листьях или  тампоном  при печати.

Листы формата А3 чёрного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты.

12

«Ваза с цветами»

Примакивание кистью

Закрепить  жанр изобразительного искусства «натюрморт»; учить рисовать цветы методом примакивания кисти; развивать воображение, аккуратность.

Лист А 4, гуашь, кисть, ваза с цветами.

13

«Хмурая осень»

Акварель

Передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; воспитывать художественный вкус.

Лист А 4, акварель, непроливайка, кисть, иллюстрация осени.

14

«Нарисуй веселое и грустное настроение»

Различные

Развивать творческую активность, воображение детей; учить их ассоциировать свои чувства, эмоции и переживания с различными цветами, их сочетаниями; учить детей объяснять свои рисунки.

Иллюстрации с эмоциями,  лист бумаги А 3 , цветные  карандаши, краски, кисть, непроливайка

15

«Плюшевый медвежонок»

Рисунок поролоном

 Учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа;  побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки; развивать творческое воображение детей.

 Детские игрушки, лист А4,простой карандаш, набор гуашевых красок, 2 кусочка поролона, губки, тонкая кисть, непроливайка, салфетка.

16

«Колючая сказка»

Рисование штрихом

Обучить ритмичному нанесению штриховки; учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру иголок ежа; развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении

Лист А 4, простой карандаш, иллюстрация «Ежа»

НОЯБРЬ

17

Ветка рябины (с натуры).

Рисование пальчиками.

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, приём примакивания (для  листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти.

18

Рыбки в аквариуме

Различные

Развитие наблюдательности за подводным миром. Учить соотносить размер маленьких предметов в большом пространстве.

Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации рыбок в аквариуме

19

Перелет птиц

Гуашь

Наблюдая за перелетом птиц, учить детей отображать увиденное на листе бумаги. Сохранять направленность и прямую линию в изображении колонны птиц

Лист А 4, гуашь, тонкая кисть, непроливайка.

20

Герои любимых сказок

Различные

Закреплять умение рисовать по памяти любимых героев сказок. Беседа с детьми о героях детских сказок.

Лист А 4, цветные карандаши, краски, непроливайка, кисти.

21

Вкусное мороженое

Различное

Формировать умение получения четкого контура рисуемого объекта; закреплять рисунок тычком – вафельный рожок, учить создавать объемную форму мороженного 

Лист А 4, гуашь, палитра, непроливайка, кисти, куски поролона, простой карандаш.

22

Моё  любимое платье или свитер.

Оттиск  печатками, рисование пальчиками.

Закрепить  умение  украшать платье  или свитер простым узором, используя в центре   крупное  одиночное  украшение (цветок и др.), а по вороту - мелкий узор в полосе.

Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь в мисочках,  рисунки одежды, одежда кукол.

23

Первый снег.

Монотипия. Рисование пальчиками.

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением  дерева  с листьями (см. занятие №7). Закрепить   умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист  формата А4 тёмно- голубого, тёмно – серого, фиолетового цветов, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации.

24

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

ДЕКАБРЬ

25

Рисование  узоров по мотивам дымковских игрушек.

Различные

Закрепить передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные  элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Дымковские игрушки, рисунки детей  за прошлые годы, гуашь, кисть, бумага квадратного формата.

26

Роспись дымковского коня.

Различные

Закрепить  умение украшать дымковским  узором простую  фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные   из бумаги  фигурки дымковского коня, дымковские  игрушки, гуашь, кисти.

27

Мои любимые снежинки (декоративные).

Различные

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять  в рисовании концом кисти. Закреплять умение   смешивать в мисочке белую гуашь  с синей, фиолетовой. Развивать  воображение, чувство композиции.

Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы.

28

Зимняя ночь.

Чёрно – белый граттаж.

Познакомить  с нетрадиционной  художественной техникой чёрно – белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Лист  полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, заострённая палочка, эскизы, иллюстрации.

29

Я в волшебном еловом лесу.

Чёрно- белый граттаж, печать  поролоном по трафарету.

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических  техниках (чёрно – белый граттаж, печать  поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Бумага белая формата А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, чёрная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы.

30

Ёлочка нарядная.

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки.

Учить изготовлять плоскостные  ёлочные  игрушки (в технике акварель +  восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

 Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.

31

Гирлянда на елке

Тычком ватными палочками

Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир 

Ватные палочки, шаблон Елки, гуашь.

32

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

ЯНВАРЬ

33

Животные, которых  я сам придумал.

Кляксография, «знакомая форма – новый образ».

Познакомить  с нетрадиционной  художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание» Развивать воображение.

Чёрная  и цветная тушь, листы бумаги (20*20 см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы, кольца, ложки и др.), восковые мелки.

34

Узор на разделочной доске (городецкая роспись).

Различные

Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

Изделия  с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти.

35

Узор на тарелочке (городецкая роспись).

Различные

Продолжать закреплять знания  детей об  элементах т колорите городецкой росписи. Учить составлять простой  узор  в круге. Развивать чувство композиции.

Изделия  с городецкой росписью, тарелочки вырезанные из бумаги, гуашь, кисти.

36

Клоун.

Различные

Закреплять знания  детей о  геометрических формах (овал, круг, прямоугольник, квадрат, треугольник). Познакомить с ромбом и предложить  нарисовать стилизованное лицо  человека в разном настроении, дополнять рисунок бородой, волосами (надрезать бумагу полосками и закрутить ножницами). Развивать фантазию, творчество.

Альбомные листы, вырезанные  в  форме ромбов, гуашь, ножницы, палитры.

37

Обои в моей комнате.

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать  умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать  цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые  узоры (полоска, клетка).

Бумага формата А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь кисти, образцы обоев.

38

Зимний денек

Различные

Развивать чувство композиции, учить создавать целостный образ картины. Рисунок ствола дерева с ветками  обклеивать смятыми кусочками салфетки.

Синий картон, клей, белые салфетки, акварель, непроливайка, тонкая кисть.

39

Я люблю пушистое, я люблю колючее.

Тычок жёсткой кистью, оттиск  скомканной  бумагой, поролоном.

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных  техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Тонированная  или белая  бумага, жёсткая  кисть, гуашь (для графики – только  чёрная), скомканная бумага, поролоновые тампоны.

40

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

ФЕВРАЛЬ

41

Укрась вазу для цветов.

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ».

Закреплять умение составлять  простые узоры, используя технику печатания и технику « старая форма – новое содержание»  для рисования  формы вазы. Развивать чувство композиции.

Предметы круглой и овальной  формы (например,  поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

42.

Валентинка.

Различные  

Учить раскрашивать  готовые заготовки «Валентинок». Развивать чувство композиции, ритма, учить подбирать цветовую гамму

Готовые заготовки в виде сердца. Изображения открыток -  «Валентинок», гуашь, палитра.

43.

Открытка для папы.

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма.

Лист формата А3 (с приклеенными  танками, машинами), сложенный вдвоё, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты  цветов, танки, машинки или иллюстрации, эскизы.

44

Шарфик для куклы

Различные

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

Лист бумаги, свеча, акварель, кисть, непроливайка.

45

Растения в нашей группе (с натуры).

Различные

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму вазона, относительную величину вазона и растения, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с пастелью.

Комнатные растения (сансевьера, декабрист, хлорофитум), пастель, тёмная бумага формата А3, эскизы, иллюстрации натюрмортов.

46

Пингвины на льдинах (два занятия). Первое занятие – снег, лёд и полярная ночь.

Различные

Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на  бумаге. Закрепить понятия о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей  за прошлые годы, иллюстрации.

47

Пингвины на льдинах. Второе занятие – пингвины.

Различные

Совершенствовать умение  в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать  семью пингвинов, предавая  разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки  детей  за прошлые годы.

48

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

МАРТ

49

Открытка  для мамы (мамины любимые  цветы).

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение  пользоваться знакомыми техниками для создания  однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному.

Лист формата А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зелёная гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки.

50

Моя мама.

Различные

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приёмами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции.

Листы формата А4, А3, сангина, репродукции женских портретов.

51

Подснежник для моей мамы.

Акварель + восковой мелок.

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

52

Семёновские матрёшки (мам с дочкой). Первое занятие.

Различные

Познакомить детей  с семёновскими  матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке  силуэтов матрёшек разной величины.

Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер, акварель.

53

Семёновские матрёшки (мам с дочкой). Второе занятие.

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке  несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие.

Семёновские матрёшки, ранее нарисованные  детьми матрёшки, гуашь или чёрный маркер, акварель, гуашь в мисочках, салфетки.

54

Натюрморт из овощей (с натуры).

Различные

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их  расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей  его поверхностью. Развивать чувство композиции.

Овощи или муляжи, бумага тёмного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта.

55

Фрукты на блюде (с натуры).

Восковые мелки + акварель.

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создание созвучного тона с помощью акварели.

Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или  восковая пастель, кисти, акварель, эскизы.

56

Свободное рисование

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

АПРЕЛЬ

57

Звёздное небо.

Набрызг, печать поролоном по трафарету.

Учить создавать образ  звёздного неба, используя  смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять  в рисовании  с помощью данной техник.

Бумага  формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жёсткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации.

58

Ракеты  в космосе.

Печатать по трафарет.

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, чёрную) прямо на листе  бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учит рисовать ракеты, летающие тарелки.

Лист формата А3,  гуашь, кисти,  гуашь в мисочках, трафареты звёзд, эскизы и иллюстрации.

59

Ветка с первыми листьями (с натуры).

Оттиск печатками.

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся  и только  проклюнувшие листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.

Лист формата А3, гуашь, кисти, печатки, зелёная гуашь в мисочках, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы.

60

Чудесный букет.

Монотипия.

Закрепить знание детей  о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить  изображать букет  в технике монотипия.

Бумага формата А3, А4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей  за прошлые годы.

61

Я в подводном мире.

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель.

Совершенствовать умение в нетрадиционной  изобразительной технике восковые мелки +   акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб различной величины. Развивать  воображение, чувство композиции.

Голубой или  белый лист формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации.

62

Чудесные платки.

Различные

Познакомить с павлово – посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово - посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

Чёрная бумага (20*20 см), пастель или гуашь, павло - посадские платки, эскизы.

63

Чудесные платки рисуем вместе.

Различные

Продолжить знакомить детей с павлово – посадскими платками. Учить  договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой элемент будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции.

Бумага формата (20*20 см), гуашь, кисти, павлово – посадские платки, схемы, эскизы.

64

По замыслу.

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

МАЙ

65

Праздничный день.

Различные.

Учить детей  передавать  в рисунке яркую праздничную обстановку, нарядный город, дома, людей; располагать изображение по всему листу – ближе, дальше; ввести понятие «перспектива». Закреплять умение делать карандашный набросок рисунка, затем, подобрав яркие, сочные цвета, раскрашивать его. Учить дополнять рисунок интересными праздничными деталями (шарики, флажки и т.д.). Поощрять интересный замысел, разнообразие картин.

Картинки с изображением улиц в праздничном убранстве. Альбомные листы, простые карандаши, акварель, кисти, восковые мелки.

66

Берёзовая роща.

Рисование свечой.

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

Бумага формата А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти репродукции пейзажей, эскизы.

67

Праздничный салют

Рисование печатками, тычком

Развивать чувство ритма, закрепить  умения  рисовать тычком по всему листу. Учить подбирать яркие цвета

Лист А 4, печатки, акварель, кисть, непроливайка.

68

Вишня в цвету (с натуры).

Рисование пальчиками, тычками.

Закрепить  умения  продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры ваз и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетка, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или тёмно – голубого цвета, педагогические эскизы.

69

Сказочные цветы.

Различные

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Пастель, бумага разных цветов формата А4, А3, фотографии, иллюстрации.

70

Моя воспитательница.

Различные

Продолжать учить пользоваться  различными  графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной.

Бумага различного формата, сангина, эскизы.

71.

По замыслу

Различные.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии.

72.

Животные(лиса)

Различные

Продолжать учить  рисовать животных. Закреплять навыки детей по рисованию цветными карандашами, показывать отличие по нажима на карандаш

Все имеющиеся в наличии

ИЮНЬ-АВГУСТ

№П/П

ТЕМА

ЗАНЯТИЯ

ТЕХНИКИ

ПРОГРАМНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

73

Насекомые

Различные

Совершенствовать умение передавать в рисунке образы насекомых, обучать детей способам и приемам рисования различными изобразительными материалами передавая их характерные особенности. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности, эстетическое восприятие.

Все имеющиеся в наличии

74

75

Декоративное рисование

Свободное рисование

Различные

Различные

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством(городецкая,хохломская и т.д)

Учить создавать изображение по мотивам народной декоративной росписи, развивать характерные элементы росписи. Вырабатывать навыки создания узора на листах бумаги по форме.Подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.Расширять представления о народных игрушках.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Все имеющиеся в наличии

Все имеющиеся в наличии

Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации программы:

- магнитная доска;

- цветные мелки;

- сказочные персонажи (куклы);

- костюмы сказочных персонажей;

-наглядно-дидактическое пособие;

-раскраски;

-демонстрационный материал;

-наглядный материал;

Методическое обеспечение программы на каждого ребенка:

простой карандаш; цветные карандаши ;гуашь; акварельные краски; кисточки; ластик; восковые мелки; свечи; листы А4;скоросшиватель.

Список литературы

  1. Цквитария.Т.А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.-2011
  2. Комарова Т.С. Развитие художественных спообностей дошкольников, М.: мозаика-синтез, 2013.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество, М.: - 2008.
  4. К.В.Тарасова. Занимаемся искусством с дошкольниками. М.-2011.
  5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет. – М.: 2015.
  6. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет.- М.: 2011.
  8.  Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспект занятий в ИЗОстудии. – М.: 2009.
  9.  Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. – М.:
  10. А.А.Валеева., Р.В.Нугаева, Е.В.Рубцова «Художественно-творческое развитие» - Программа методического руководства. Уфа-2010г.
  11. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. М.-2011г.
  12. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.(2-7лет) М.-2006г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особеннос...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Основной целью современного дошкольного образования является воспитание и развитие личности. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы ...

Программа "Весёлая кисточка"

Кружковая работа в ДОУ...

Программа "Волшебная кисточка"

Программа  «Радость» ( обучение детей изобразительному искусству с элементами Петербурговедения) создана для детей, живущих в Сестрорецке Курортного района Санкт-Петербурга. Рекомендована для пед...

Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

Программа «Волшебная кисточка»

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.Задачи программы:1.      Познакомить дете...