Практикум «Мотивация и постановка проблемных задач на предварительном этапе образовательного проекта».
статья на тему

В ФГОСе дошкольного образования сказано о том, что необходимо развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто давать ребёнку готовые знания. После дошкольного периода у ребёнка должно появиться желание учиться.

Это вызвано тем, что на сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определённым набором знаний, умений и навыков, то сейчас перед нами стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

И тут нам может помочь проблемное обучение и метод проектов, в частности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Мотивация и постановка проблемных задач на предварительном этапе образовательного проекта».

1. В ФГОСе дошкольного образования сказано о том, что необходимо развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто давать ребёнку готовые знания. После дошкольного периода у ребёнка должно появиться желание учиться.

Это вызвано тем, что на сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определённым набором знаний, умений и навыков, то сейчас перед нами стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

И тут нам может помочь проблемное обучение и метод проектов, в частности.

Метод проектов, как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из разных областей.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Крайне редко бывает, что вопрос, заданный ребенком в определённое время соответствовал замыслу воспитателя относительно проектной деятельности.

Задумывая и организовывая проект нельзя забывать, что перед нами группа детей с различными интересами. Педагог должен продумать виды деятельности интересные всем детям без исключения. Нельзя также злоупотреблять долгосрочными проектами в ущерб образовательной программе.

Создание мотивации и постановка проблемных задач на предварительном этапе проекта.

Поскольку перед нами маленькие дети, и основной вид деятельности – игровая. То и мотивацию мы создаем игровую.


В интернете огромное количество тем проектов с целями, с задачами, с описанием этапов и мероприятий. Но крайне мало материала по «мотивационным сюжетам».

При создании мотивации необходимо учитывать интересы детей, их эмоциональную отзывчивость, возрастные и индивидуальные особенности.

Рассмотрим на практике:

Какие качества детей могут нам помочь на предварительном этапе? Какие они – наши дети?

 - добрые (желание помочь герою, порадовать близких, окружающих людей, стремление поделиться знаниями и умениями, разрешить чей-то спор)

 - любопытные, любознательные (желание узнать, что лежит в сундучке, кому принадлежат предметы, каково их назначение)

- деятельные и творческие (желание создать что-то красивое, новое, интересное, полезное)

Таким образом мы выбрали нужное нам качество для реализации определённого вида проекта. Эти же качества позволят нам выбрать и прием для постановки проблемной задачи.

Если у нас проект информационный, то чаще всего мы вносим в группу что-то новое и неизвестное детям. Сундучок или волшебный мешочек с предметами, письмо. Рассматриваем, читаем…  

Например, кто-то из детей приносит старинную игрушку. Какая странная…. В магазине такие не продаются. Кто же её сделал, и для кого… А если узнать у наших родителей: какими они игрушками играли? А бабушки и дедушки – были ли у них любимые игрушки.

Так может родиться проект «Старинная игрушка».

Если проект социальной направленности, то удобно использование игрового персонажа.

Например, в группу «приходит» царевна Несмеяна. И рассказывает детям, что у неё нет друзей. И она не знает, как их найти. Можем ли мы помочь царевне? Умеем ли мы дружить сами? Проект «Дружба начинается с улыбки»

Если проект творческий, то у нас должна возникнуть необходимость что-то создать, что-то оформить, чем-то удивить или порадовать окружающих.

Например, наступила осень. А в группе нет ни одной книги об осени. Можем ли мы сами создать такую книгу. Это будут стихи или рассказы? Где их взять? Как их записать? Как проиллюстрировать нашу книгу? Чем нам могут помочь родители? Проект «Осенняя книга»

Если мы хотим использовать для проекта тему транспорта, можно спрятать машинки и представить эту проблему детям. Могут ли мальчики обойтись без машинок? Не хотят ли они попробовать сделать игрушки своими руками.


Баба-Яга

Улитка

Крот

Кукла-модница

Корова

Зайчик

Петр I

Хрюша

Незнайка

Петушок

Зайка, с нами поиграй-ка.

Огород на подоконнике.

Мосты повисли над Невою.

Мы готовим винегрет.

Подземная сокровищница.

Чем полезно молоко?

Зачем людям транспорт.

Детское ателье.

Перелётные птицы.

Легко ли быть художником.

Без песен жить нельзя на свете.

Наш режим дня.

В левом столбике игровой персонаж. В правом – название проекта. Какой игровой персонаж помог бы Вам в создании игровой мотивации к данным проектам. Укажите Ваш вариант стрелочкой. Поставьте проблему. Предложите своих персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап подготовки к обучению основным движениям в школе.

Внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педаг...

Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП

В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями  встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образова...

«Постановка открытых задач. Создание проблемных ситуаций.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальн...

Доклад «Постановка проблемно-игровой ситуации в организации в воспитательно - образовательном процессе»

Разрешение проблемно-игровой ситуации в постановке образовательного процесса...

Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)

Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...

Семинар - практикум для педагогов «Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»

Из собственного опыта работы, анализируя планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД, во время просмотра образовательной деятельности, выявляется, что формулировка цели и задач вызывает се...