Семинар - практикум для педагогов «Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»
методическая разработка

Трапезина Елена Константиновна

Из собственного опыта работы, анализируя планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД, во время просмотра образовательной деятельности, выявляется, что формулировка цели и задач вызывает серьезные затруднения у многих педагогов. Причина этого, возможно в том, что многие педагоги цель образовательной деятельности рассматривают как что - то отвлеченное, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Или же считают, что цель и задачи это почти одно и тоже. Таким образом, возникла необходимость в разработке данного семинара. Цель семинара: усовершенствование представления педагогов о постановке цели и задач как основного компонента целостной структуры образовательной деятельности. повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в вопросах постановки цели и задач в образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Трапезина Елена Константиновна

 

Методическая разработка

 по сопровождению педагогического процесса
в условиях реализации ФГОС ДО.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

     Семинар - практикум для педагогов

«Постановка цели и  задач -  компоненты  целостной структуры образовательной деятельности»

 

        Старший воспитатель

высшая категория

Трапезина Е.К.

 

Проблема:

  Из собственного опыта работы, анализируя  планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД,  во время просмотра образовательной деятельности,  выявляется, что формулировка цели и задач  вызывает серьезные затруднения у многих педагогов. Причина этого, возможно в том, что многие педагоги цель образовательной деятельности  рассматривают как что - то отвлеченное, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Или же считают, что цель и задачи это почти одно и тоже.

Таким образом, возникла необходимость в разработке данного семинара.  

  Цель:    усовершенствование  представления педагогов о постановке цели и задач как основного  компонента целостной структуры образовательной деятельности.

повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в вопросах постановки цели и задач в  образовательной  деятельности.

Задачи: 

 - повторить что такое цель и  задача образовательной деятельности;

- узнать в чем особенность каждого вида задач;

- проверить усвоение способов постановки цели и  задач на практике;

- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности;

 -умение взаимодействовать с коллегами, активно участвовать в обсуждении.

Ожидаемый результат:

- расширение представлений о  формулировании цели и  задачи образовательной деятельности, в чем разница между целью и задачами;

- познакомятся с различными приёмами постановки задач в соответствии с целью образовательной деятельности;

- смогут самостоятельно осуществлять постановку цели и  задач.

Материалы для семинара:  раздаточный материал.  

Целевая аудитория: воспитатели ДОУ

Предварительная работа: посещение НОД педагогов, анализ конспектов ООД, изучение материала по теме семинара.

Для педагогов: самостоятельное изучение теоретического материала по теме семинара.

Технологическая карта   семинара - практикума:

«Постановка цели и  задач -  компоненты  целостной структуры образовательной деятельности»

  

Этапы семинара

Ход семинара

Средства

Результат

 1.Целевое пространство:

.Постановка общей цели.

 

Самодиагностика

 

Поисковое пространство

 

 Теоретическая часть

 

Проблемный вопрос

Алгоритм постановки цели

Практическое задание №1

 

Теоретический материал

Практическая работа №2

Практическая работа №3 по постановке цели и задач к проблемной ситуации

 

Подведение итогов

Рефлексивное пространство

 Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада видеть вас на семинаре – практикуме. Прежде чем начать работу мы разделимся на 2 группы.

- Прочитайте тему семинара.

- Для чего нужен  такой семинар?

Педагогам предлагается письменно ответить на вопросы и завершить незаконченные предложения в карточке.

-Если Вы ответили на ¼ часть вопросов – значит, вы испытываете затруднения при постановке цели и задач образовательной деятельности;

- Если Вы ответили на 1/2 часть вопросов – значит, вы хотели бы уточнить некоторые вопросы по теме семинара;

- Если Вы ответили на 2/3 части вопросов – значит, вы считаете себя вполне компетентным в вопросе  постановки цели и задач  образовательной деятельности;

- Если вы ответили на все вопросы – значит, вы можете поделиться своим опытом работы   с другими педагогами. 

- Судя по результатам самодиагностики, нам нужно совершенствовать знания в данном вопросе. Значит, тема семинара является актуальной.

Термины «задачи» и «цели»  часто употребляют в качестве синонимов, но на практике существует разница между этими понятиями.

Давайте вспомним:

- Что такое цель?

У термина «цель» множество определений, так как она является философской категорией.

Цель – прогнозируемый педагогом результат, который должен  быть  достигнут к концу деятельности.

 Педагогическая цель – это предвидение педагогом и детьми результатов их взаимодействия при выполнении каких-либо действий.

Зная, что цель – это результат деятельности, как же поставить цель к конкретному занятию? Как определить, что она достигнута?

 Педагог  ставит к учебному занятию комплексную цель.

Комплексная цель занятия, предполагает единство целей

— обучения,

— развития,

— воспитания.

Обучающая сторона цели:

складывается из овладения детьми знаниями, умениями и навыками, опытом деятельности - ЗУН.  

-  знать …

-  уметь …

-  владеть определенными  навыками …

Развивающая сторона цели:  развитие навыков познавательного мышления.

 Сюда входят:

познавательные процессы (внимание, воображение, память, восприятие).

мыслительные навыки (вычленение, сравнение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация, оценка),

познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы),

навыки планирования познавательной деятельности,

умения контролировать и оценивать результаты своих действий)

Воспитательная сторона цели  предполагает формирование у обучаемых свойств личности и черт характера. 

Например:

формирование положительного отношения к учению, к изучению предмета;

ответственность за свои действия и поступки;

культуру речи и письма, организации своего рабочего места и др.

Мы с вами разобрали  классификацию  целей, комплексную цель образовательной деятельности.

- Как вы думаете,  а есть какие - то необходимые  требования, предъявляемые к формулировке цели?

Существуют определенные требования к формулировке цели.

Формулировка цели должна быть: 

а) конкретной.

б ) измеримой

в) достижимой

г) ориентированной на результат

д) с чётко поставленными сроками

Это касается обучающей  и развивающей цели.

 - Почему я не называю воспитательную цель?

(потому что  ее достижение редко может быть «измерено» вообще, а в рамках одного занятия – тем более).

Общий подход к формулировке

- Какой вопрос необходимо поставить перед собой педагогу при постановке цели? (Чего хочу от детей? Каков конечный результат?)

 Существует определенный алгоритм постановки цели к  образовательной деятельности:

Отглагольное существительное (формирование, развитие, приобщение..) + чего? у кого? через что? 

И всегда нужно помнить, что в образовательной деятельности цель одна.

- Какое есть отличие  цели от задачи?

Цель должна быть сформулирована как результат  деятельности, а задача как процесс. 

Тема нашего семинара «Постановка цели и  задач - основной компонент целостной структуры образовательной деятельности».

Задание для 1 группы - Сформулируйте  цель нашего семинара.

Задание для 2 группы - Какие бы вы поставили задачи?

Цель: усовершенствование  представления педагогов о постановке цели и задач как основного  компонента целостной структуры образовательной деятельности.

Чтобы достичь этой цели, необходимо решить несколько задач.

- -найти теоретический  материал  по  данной теме.

- изучить его

- апробировать полученные знания и умения

- успешно решив все эти задачи, я достигла поставленной цели.

 - Как одним словом назвать пути достижения целей? (задачи)

Задачи– это перечень действий, предпринимаемых для достижения цели, это те пункты (звенья, шаги), выполняя которые вы добьетесь поставленной цели — результата.

Таким образом, цель– это желаемый результат, задачи – пути достижения результата.

При формулировке цели и задач нужно помнить:

цель образовательной деятельности — одна и выражена отглагольным существительным,

задачи — минимум 3 и выражены глаголами, указывающими на определенное действие.

-Назовите, какие вы знаете виды задач.

- В чем особенность каждого вида задач вы  повторили, когда готовились к семинару. Я подготовила вам памятки для работы.

Предлагаю задание для каждой группы педагогов.

«Распределите задачи ООД по  видам».

1 группа – Развивающее занятие «Птицы крылья расправляют - улетают»

2 группа – Развивающее занятие «Осенняя пора – птица со двора»

 

 

- Какие виды задач могут повторяться из занятия в занятие?

(воспитательные, иногда развивающие)

- Почему вы так считаете?

Задачи воспитания и развития могут повторяться из занятия в занятие, так как сформировать то или иное чувство или качество (патриотизм, внимание, мышление) за одно занятие невозможно.

Когда в ходе образовательной деятельности возникает вопрос: «Какая есть проблема?», то решение этой проблемы – это и есть цель занятия.

Какие причины этой проблемы? Их преодоление — задачи.

Проблемная ситуация: 

 Буратино готовится ко дню рождения, к нему придут гости. А он не умеет накрывать на стол. Скажите, как ему быть, что можно сделать? 

Задания для групп:

1 группа  - определить цель и задачи к данной проблеме, если вы педагог этой группы.

2 группа - определить цель и задачи к данной проблеме, если вы  инструктор по физической культуре..

 

Наш семинар подошел к завершению.

Я прошу вас еще раз ответить на вопросы, на которые вы отвечали в начале семинара.

-- Достиг ли наш семинар  поставленной цели? Почему вы так решили?

- Поднимите руку те педагоги, у которых результат  ответов улучшился.

  

Если вам был семинар полезным, поднимите большие пальцы обеих рук в верх, если нет - отпустите вниз.

Если вы открыли на семинаре что-то новое для себя, поднимите большие пальцы в верх, если нет- отпустите вниз.

Если вам было интересно наше общение – пальцы вверх, если нет - вниз.

Мы хорошо поработали, каждый из нас заслуживает подарка. Предлагаю всем отблагодарить друг друга аплодисментами.

 

Благодарю за сотрудничество!

 

 

Вопрос к педагогам.

Карточка №1с вопросами

 

 

Высказывания педагогов

Понятийно-терминологический словарь

 

Теоретический материал.

 

Ответы педагогов

Ответы педагогов.

Алгоритм постановки цели

 

Работа в группах

Выступление представителей от групп

   

Ответы педагогов

Памятки

 «Особенности обучающих задач»

«Особенности развивающих задач»

«Особенности воспитательных задач»

Карточки - тренажеры

  .

Работа в группах

Выступление представителей от групп

Карточка №1 (обратная сторона)

 Высказывания педагогов.

Осознание актуальности предложенной темы.

Постановка индивидуальных целей.

Самооценка собственных знаний по предложенной теме.  

Умение аналитически оценивать информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Повторение теоретических основ  по теме семинара.

Умение аналитически оценивать информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Повторение теоретических основ  по теме семинара.

 

 

Умение аналитически оценивать информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Умение аналитически оценивать информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Усовершенствование представлений в постановке целей и задач семинара

 

Умение аналитически оценивать  информацию, включаться в обсуждение, высказывать свою точку зрения.

Развитие интеллектуальной и творческой инициативы

Осмысление значения усвоенного содержания для профессиональной деятельности.

Умение осознать свои знания и ставить цели на саморазвитие

 

Список используемой  литературы:

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва, 2015г.

Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). 6. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015г.

Калина М.А. Примерное перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. – 176 с

Метенова Н.М. Педсовет: «Нравственное воспитание». Методическое пособие. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 64 с

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., переаб и доп. – СПб: Детство-пресс, 304 с

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

Журнал «Детский сад: теория и практика» http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html 

Журнал «Справочник старшего воспитателя» http://vospitatel.resobr.ru/

Журнал «Воспитатель ДОУ» http://doshkolnik.ru

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» http://festival.1september.ru.

Понятийно – терминологический словарь

ЦЕЛЬ – прогнозируемый педагогом результат, который должен быть достигнут к концу образовательной деятельности

Педагогическая Цель – это предвосхищаемый  результат – это образовательный  продукт, который должен  быть  создан  за определённый промежуток времени  и его  можно   продиагностировать, т.е. цель  должна  быть проверяема.

Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).

Развитие  - развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.

Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.

Задачи – это перечень действий, предпринимаемых для достижения цели, это те пункты (звенья, шаги), выполняя которые вы добьетесь поставленной цели — результата.

 Карточка №1 (двухсторонняя)

вопрос

ответ

1.

По итогам семинара я хочу знать…

 

2.

По итогам семинара я хочу уметь…

 

3.

Что такое цель?

Цель – это …

 

4.

Какие виды целей вы знаете?

Цели бывают …

 

5.

Каковы признаки правильно сформулированной цели?

Правильно сформулированная цель является (какой?) …

 

6.

Каков алгоритм постановки цели? (что необходимо сделать и в какой последовательности, чтобы правильно поставить цель?)

Чтобы поставить цель, необходимо …

10.

Чем отличаются задачи от цели?

Цель –

Задачи —

11.

Сколько целей можно поставить к занятию?

 

12.

Сколько задач можно ставить к занятию?

 

13.

Какой частью речи выражена цель?

 

14.

Какой частью речи выражены задачи?

 

Памятка «Особенность обучающих задач»

Особенность обучающих задач состоит в том, что они отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» для дошкольников лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать». Формулировка обучающей задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог. 

Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно формулировать так:

«Расширить знания о…»;

«Обогатить представления детей о…»;

«Уточнить…»;

«Систематизировать…" или «Совершенствовать…».

Обучающие задачи итоговых  или занятий по закреплению знаний можно формулировать так:

«Актуализировать знания детей о…»;

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»;

«Расширить знания детей… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности…»;

«Содействовать усвоению… (либо овладению…);

«Закрепить…» либо «Обобщить…».

Можно сделать вывод:

 для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить»,

для закрепления изученного материала — «отработать», «совершенствовать»,

 для сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать».

 

Памятка «Особенности развивающих задач»

Развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развивать конкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание, общую, мелкую  артикуляционную  моторику, компоненты  речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания,  развитие творческих  способностей и т.д.

Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:

«Продолжать развивать…»;

«Продолжать формировать…»;

«Совершенствовать…»;

«Способствовать развитию…».

Познакомить с ....

Дать начальные представления о ...

Формировать умение/представление/навык

Создавать условия для...

Приобщать детей к ....

Способствовать освоению/овладению...

Развивать представление/умение...

Расширять представления о...

Совершенствовать умение....

Формировать привычку/готовность...

Способствовать развитию/желанию/стремлению...

Создавать условия, способствующие…

 

Памятка «Особенности воспитательных задач»

Воспитание — это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества.

В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям

Воспитывать чуткое отношение к../... чувства/уважение к...

Способствовать воспитанию...

Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ...

Обеспечить условия для воспитания...

Формировать негативное отношение к ...

Формировать позитивное отношение к...

Содействовать процессу...

Поддерживать традицию..

Карточка – тренажер (1 группа)

Развивающее занятие «Птицы крылья расправляют - улетают»

Обучающие задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

  • Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах: уточнить понятие «перелетные птицы»
  • Расширять словарный запас через участие в беседе, познавательноисследовательской деятельности и словесно-речевых играх
  • Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку
  • Формировать умение владеть своими эмоциями и своим поведением
  • Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе
  • Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам во время совместной деятельности в малых группах
  • Развивать образное мышление, воображение, внимание
  • Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам
  • Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры

Карточка – тренажер (2 группа)

Развивающее занятие «Осенняя пора – птица со двора»

Обучающие задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

  • Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах: уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью.
  • Продолжать активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры.
  • Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам, желание стать организатором и участником экологической акции «Накорми птиц зимой».
  • Развивать образное мышление, воображение, слуховое внимание, память.
  • Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе.
  • Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время самостоятельной работы в подгруппе.
  • Побуждать детей разгадывать загадки, опираясь на характерные признаки объекта, изображенные на модели; классифицировать предметы по заданному признаку на слух.
  • Расширять словарный запас через участие в беседе, восприятие произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.

Алгоритм постановки  цели:

Отглагольное существительное (формирование, развитие, приобщение..) + чего?  у кого?  через что?

Пример: 

- Расширение словарного запаса дошкольников через участие в беседе, познавательноисследовательской деятельности и словесно-речевых играх.

- Развитие эмоциональной сферы детей, воображения, познавательного интереса, наблюдательности,  внимания посредством включения разнообразных игровых заданий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Постановка цели и задач непосредственно образовательной деятельности в соответствий с ФГОС"

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания  с позиций современных принципов организации речевого развития....

Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации"

Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации" с презкнтацией....

Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровьесберегающие   технологии - это   технологии,   направленные   на сохранение здоровья....

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"

Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...

КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»

Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по работе с детьми 3 - 7 лет...