Семинар - практикум для педагогов «Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»
методическая разработка
Из собственного опыта работы, анализируя планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД, во время просмотра образовательной деятельности, выявляется, что формулировка цели и задач вызывает серьезные затруднения у многих педагогов. Причина этого, возможно в том, что многие педагоги цель образовательной деятельности рассматривают как что - то отвлеченное, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Или же считают, что цель и задачи это почти одно и тоже. Таким образом, возникла необходимость в разработке данного семинара. Цель семинара: усовершенствование представления педагогов о постановке цели и задач как основного компонента целостной структуры образовательной деятельности. повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в вопросах постановки цели и задач в образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трапезина Елена Константиновна
Методическая разработка
по сопровождению педагогического процесса
в условиях реализации ФГОС ДО.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Семинар - практикум для педагогов
«Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»
Старший воспитатель
высшая категория
Трапезина Е.К.
Проблема:
Из собственного опыта работы, анализируя планы педагогов по воспитательной работе, конспекты ООД, во время просмотра образовательной деятельности, выявляется, что формулировка цели и задач вызывает серьезные затруднения у многих педагогов. Причина этого, возможно в том, что многие педагоги цель образовательной деятельности рассматривают как что - то отвлеченное, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. Или же считают, что цель и задачи это почти одно и тоже.
Таким образом, возникла необходимость в разработке данного семинара.
Цель: усовершенствование представления педагогов о постановке цели и задач как основного компонента целостной структуры образовательной деятельности.
повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в вопросах постановки цели и задач в образовательной деятельности.
Задачи:
- повторить что такое цель и задача образовательной деятельности;
- узнать в чем особенность каждого вида задач;
- проверить усвоение способов постановки цели и задач на практике;
- повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности;
-умение взаимодействовать с коллегами, активно участвовать в обсуждении.
Ожидаемый результат:
- расширение представлений о формулировании цели и задачи образовательной деятельности, в чем разница между целью и задачами;
- познакомятся с различными приёмами постановки задач в соответствии с целью образовательной деятельности;
- смогут самостоятельно осуществлять постановку цели и задач.
Материалы для семинара: раздаточный материал.
Целевая аудитория: воспитатели ДОУ
Предварительная работа: посещение НОД педагогов, анализ конспектов ООД, изучение материала по теме семинара.
Для педагогов: самостоятельное изучение теоретического материала по теме семинара.
Технологическая карта семинара - практикума:
«Постановка цели и задач - компоненты целостной структуры образовательной деятельности»
Список используемой литературы:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Москва, 2015г.
Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). 6. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. Методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015г.
Калина М.А. Примерное перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в разных возрастных группах ДОО. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. – 176 с
Метенова Н.М. Педсовет: «Нравственное воспитание». Методическое пособие. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2011. – 64 с
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., переаб и доп. – СПб: Детство-пресс, 304 с
Электронные образовательные ресурсы для педагогов
Журнал «Детский сад: теория и практика» http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html
Журнал «Справочник старшего воспитателя» http://vospitatel.resobr.ru/
Журнал «Воспитатель ДОУ» http://doshkolnik.ru
Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок» http://festival.1september.ru.
Понятийно – терминологический словарь
ЦЕЛЬ – прогнозируемый педагогом результат, который должен быть достигнут к концу образовательной деятельности
Педагогическая Цель – это предвосхищаемый результат – это образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Воспитание – это формирование первичных ценностных представлений («что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, патриотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверенности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здоровому образу жизни и пр.).
Развитие - развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать анализировать, делать выводы (когнитивные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать своё поведение и настроение (регуляторные способности); развивать специальные способности и одарённости.
Обучение – это усвоение конкретных элементов социального опыта, освоение новых знаний, умений навыков, для чего необходимы правильно организованные занятия.
Задачи – это перечень действий, предпринимаемых для достижения цели, это те пункты (звенья, шаги), выполняя которые вы добьетесь поставленной цели — результата.
Карточка №1 (двухсторонняя)
№ | вопрос | ответ |
1. | По итогам семинара я хочу знать… |
|
2. | По итогам семинара я хочу уметь… |
|
3. | Что такое цель? | Цель – это …
|
4. | Какие виды целей вы знаете? | Цели бывают …
|
5. | Каковы признаки правильно сформулированной цели? | Правильно сформулированная цель является (какой?) …
|
6. | Каков алгоритм постановки цели? (что необходимо сделать и в какой последовательности, чтобы правильно поставить цель?) | Чтобы поставить цель, необходимо … |
10. | Чем отличаются задачи от цели? | Цель – Задачи — |
11. | Сколько целей можно поставить к занятию? |
|
12. | Сколько задач можно ставить к занятию? |
|
13. | Какой частью речи выражена цель? |
|
14. | Какой частью речи выражены задачи? |
|
Памятка «Особенность обучающих задач»
Особенность обучающих задач состоит в том, что они отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» для дошкольников лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать». Формулировка обучающей задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог.
Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно формулировать так:
«Расширить знания о…»;
«Обогатить представления детей о…»;
«Уточнить…»;
«Систематизировать…" или «Совершенствовать…».
Обучающие задачи итоговых или занятий по закреплению знаний можно формулировать так:
«Актуализировать знания детей о…»;
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»;
«Расширить знания детей… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности…»;
«Содействовать усвоению… (либо овладению…);
«Закрепить…» либо «Обобщить…».
Можно сделать вывод:
для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить»,
для закрепления изученного материала — «отработать», «совершенствовать»,
для сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать».
Памятка «Особенности развивающих задач»
Развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развивать конкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание, общую, мелкую артикуляционную моторику, компоненты речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, развитие творческих способностей и т.д.
Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:
«Продолжать развивать…»;
«Продолжать формировать…»;
«Совершенствовать…»;
«Способствовать развитию…».
Познакомить с ....
Дать начальные представления о ...
Формировать умение/представление/навык
Создавать условия для...
Приобщать детей к ....
Способствовать освоению/овладению...
Развивать представление/умение...
Расширять представления о...
Совершенствовать умение....
Формировать привычку/готовность...
Способствовать развитию/желанию/стремлению...
Создавать условия, способствующие…
Памятка «Особенности воспитательных задач»
Воспитание — это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества.
В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям
Воспитывать чуткое отношение к../... чувства/уважение к...
Способствовать воспитанию...
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к ...
Обеспечить условия для воспитания...
Формировать негативное отношение к ...
Формировать позитивное отношение к...
Содействовать процессу...
Поддерживать традицию..
Карточка – тренажер (1 группа)
Развивающее занятие «Птицы крылья расправляют - улетают»
Обучающие задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
- Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах: уточнить понятие «перелетные птицы»
- Расширять словарный запас через участие в беседе, познавательноисследовательской деятельности и словесно-речевых играх
- Побуждать детей самостоятельно классифицировать предметы по заданному признаку
- Формировать умение владеть своими эмоциями и своим поведением
- Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе
- Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам во время совместной деятельности в малых группах
- Развивать образное мышление, воображение, внимание
- Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам
- Активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры
Карточка – тренажер (2 группа)
Развивающее занятие «Осенняя пора – птица со двора»
Обучающие задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
- Продолжать расширять и систематизировать представления детей о птицах: уточнить понятия «перелетные», «кочующие», «зимующие»; расширить знания об особенностях их поведения осенью.
- Продолжать активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры.
- Воспитывать внимательное и заботливое отношение к птицам, желание стать организатором и участником экологической акции «Накорми птиц зимой».
- Развивать образное мышление, воображение, слуховое внимание, память.
- Продолжать учить устанавливать разнообразные связи в неживой и живой природе.
- Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам во время самостоятельной работы в подгруппе.
- Побуждать детей разгадывать загадки, опираясь на характерные признаки объекта, изображенные на модели; классифицировать предметы по заданному признаку на слух.
- Расширять словарный запас через участие в беседе, восприятие произведений художественной литературы и в словесно-речевых играх.
Алгоритм постановки цели:
Отглагольное существительное (формирование, развитие, приобщение..) + чего? у кого? через что?
Пример:
- Расширение словарного запаса дошкольников через участие в беседе, познавательноисследовательской деятельности и словесно-речевых играх.
- Развитие эмоциональной сферы детей, воображения, познавательного интереса, наблюдательности, внимания посредством включения разнообразных игровых заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей "Постановка цели и задач непосредственно образовательной деятельности в соответствий с ФГОС"
Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания с позиций современных принципов организации речевого развития....
Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации"
Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации" с презкнтацией....
Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья....
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"
Семинар-практикум для педагогов "Этика педагогического общения. Взаимодействие субъектов образовательного процесса"...
КОНСПЕКТ СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: «ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по работе с детьми 3 - 7 лет...
ПАМЯТКА для воспитателей ДОУ «Постановка цели и задач организованной образовательной деятельности»
Рекомендовано для воспитателей ДУ...