Формирование коммуникативных компетенций дошкольников с ЗПР предварительный этап для составления индивидуального образовательного маршрута в рамках АООП
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В свете последнийх современных изменений в образовании вопрос преемственности между дошкольной и школьной ступенями встаёт более остро. Следует уделять особое внимание детям, получающим образование по адаптированным программам в детском саду. Начатая в дошкольной ступени работа должна продолжаться в начальной школе. Инструментом, помогающим реализовать поставленные ЦПМПК задачи является карта преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razina_konovalova.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
(В РАМКАХ АООП)
Разина Марина Владимировна
Педагог-психолог ГБОУ школы № 2083 (дошкольная образовательная площадка «Ивушка»)
Коновалова Татьяна Владимировна
Учитель-логопед ГБОУ школы № 2083 (дошкольная образовательная площадка «Ивушка»)
г.Москва
В свете современных изменений подходов к образованию детей с ЗПР и включением их в групповое пространство детских садов меняются методы в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с этими детьми. Они становятся как бы посредниками между воспитателями группы детей и ребёнком с ЗПР. Как правило не все педагоги, которые сейчас работают в дошкольных учреждениях имеют опыт работы с такими детьми.
Так же необходимо учитывать социальную ситуацию развития такого ребёнка, когда на неблагоприятный органический фон накладываются различные психо-травмирующие факторы, например ограничение социальных контактов, снижение эмоциональной близости с родителями, гипер- или гипоопека, сложности общения со сверстниками, неприятие детей с ограниченными возможностями здоровья в группе. Всё это накладывает отпечаток на развитие ребёнка, вследствие чего речевые компетенции у ребёнка с задержкой психического развития формируются крайне медленно или не формируются вообще.
По результатам первичной диагностики на начало учебного года данный контингент воспитанников имеет сложности в налаживании контактов со сверстниками, страдает как вербальная сторона речи, так и коммуникативные компетенции. В таких ситуациях очень важна просветительская работа среди педагогического персонала дошкольного учреждения. Нужно очень чётко прослеживать, как входит в группу по утрам ребёнок с нестандартным развитием. Тяжело ли расставаться ему с родителями, вызывает ли страх у этого ребёнка групповое пространство. На сколько комфортно или дискомфортно чувствует себя воспитанник в среде детского коллектива. Это необходимо для того, что бы создать положительный психологический фон в группе, при котором диагностика развития ребёнка с ЗПР будет более точно и поможет грамотно составить план дальнейшей работы с ним.
Как показывает практика, стандартной методикой обследования речи ограничиваться не стоит. Специалисту можно и нужно присутствовать на групповых занятиях, а так же участвовать в непосредственной деятельности детей. Естественно у детей с задержкой психического развития страдают все компоненты речевой деятельности в той или иной степени. Но так же для подобных детей характерен «синдром кабинетной речи». Когда ребёнок находится в работе со специалистами, часто бывает так, что на коррекционных занятиях дети отвечают всё правильно; с учителем-логопедом – в частности – он старается использовать те умения и навыки, которые получил на предыдущих занятиях. Но стоит ребёнку покинуть кабинет и вернуться в группу, как речь его становится такой же, как и была раньше. У детей не формируется перенос казалось бы отработанных умений и навыков на другие виды деятельности и другие ситуации.
Всем известно, что проблемы в работе педагога гораздо легче предупредить, чем позже искоренять. Здесь очень важно правильно продумать индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с ЗПР в дошкольном учреждении. На нашей образовательной площадке второй учебный год используется положительно зарекомендовавший себя в работе с детьми с ЗПР следующий маршрут.
Опираясь на классические методы психолого-педагогической диагностики С.Д. Забрамной и О.В. Боровика с учётом современных тенденций на основе диагностических методик Коротковой Н.А. по программе «Миры детства», а так же в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого в 2015 году нами была разработана и предложена следующая таблица.
Индивидуальная карта развития ребенка
Период фиксации результатов наблюдений | Оценка уровня развития | социально-коммуникативное развитие | познавательное развитие | речевое развитие | художественно-эстетическое развитие | физическое развитие | Оценка психологического фона (показатели благополучия) | |||
Растущая независимость в бытовом плане | Контакты со взрослыми | Контакты со сверстниками | Положительное отношение к себе | |||||||
Стартовый | сформирован | |||||||||
находится в стадии формирования | ||||||||||
не сформирован | ||||||||||
Промежуточный срез Промежуточный срез | сформирован | |||||||||
находится в стадии формирования | ||||||||||
не сформирован | ||||||||||
Итоговый | сформирован | |||||||||
находится в стадии формирования | ||||||||||
не сформирован | ||||||||||
Итог реализации АОП (воспитатели): | ||||||||||
Итог реализации АОП (педагог-психолог): | ||||||||||
Итог реализации АОП (учитель - логопед): | ||||||||||
Итог реализации АОП (специалисты): | ||||||||||
Рекомендации родителям: |
В этой таблице наглядно показаны все моменты, которые необходимо учитывать на первоначальном диагностическом этапе работы с ребёнком. Для более продуктивной работы необходимо составить план работы с семьёй. Так как только при правильно организованно работе с родителями мы получим прогнозируемый результат. В этой таблице мы отмечаем первичные результаты, промежуточные и итоговые. Очень важным моментом работы является именно промежуточный срез. Если динамика не отслеживается или она очень низкая следует пересмотреть методы работы с ребёнком и по возможности провести более углубленную диагностику мыслительных процессов, с целью выявления первичной проблемы. Не обходимо отслеживать семейную ситуацию, особенно у детей, находящихся в группе риска (неполная семья, неблагополучная семья, семьи с приёмными детьми).
Крайне важно для формирования коммуникативных компетенций отследить и использовать в дальнейшей работе ситуации успеха. Дети с ЗПР только через получение удовольствия от выполняемой ими деятельности запоминают эти действия и пытаются повторять в повседневной жизни.
Командная работа в данной ситуации крайне важна. Только благодаря тесному взаимодействию всех участников образовательного процесса достигается формирование у детей с задержкой психического развития коммуникативных компетенций, необходимых для социализации ребёнка в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.
Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...
Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ "Учимся говорить - играя"
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности, является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке.В пособии представлены: пояснительная записка, цели и...
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО....
Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ
Методическое пособие для учителей - логопедов по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ...
Статья "Коммуникативные игры - одна из форм развития навыка общения в рамках формирования коммуникативной компетенции дошкольника."
Статья о роли коммуникативной игры и её влиянии на развитие дошкольников....
Модель составления индивидуального образовательного маршрута коррекции речевого развития.
ИОМ взят на просторах интернета и адаптирован.Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспита...
Методическое пособие по составлению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ
В пособии подобран и систематизирован практический материал, предложена авторская разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ....