Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап подготовки к обучению основным движениям в школе.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса.
Однако при всем значении использования тестов оказалось, что они не в полной мере позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре.
В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательных действий - есть процесс информационного насыщения, который включает в себя систематизацию средств и методику преподавания.
Что предполагает погружение в разнообразные двигательные действия и получение моторного, сенсорного и двигательного опыта. Это позволяет, с одной стороны, раскрыть психомоторные способности ребёнка, с другой, осмыслить структуру движений. Данный подход положительно влияет на качество обучения двигательным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stdo10-2014.-1.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап к подготовке к обученю основным движениям в школе.
Яковлева Алла Ивановна ГБОУ СОШ №619 ДО Калининского района Спб
Когда мы разрботали основную идею программы, обучение двигательным действиям с учётом уровней информационного насыщения, встала задача, как построить диагностику, так чтобы выявить эффективность подобного подхода.
Во-первых, мы подумали о том, что данный подход должен повлиять на качество обучения двигательным действиям. Поэтому нашли педконтроль у Д.В. Хухлаевой с протоколами оценки и с описанием фаз основных движений.
В 1994 г. диагностику мы проводили 3 раза в год. Суммировали качественные оценки каждого ребёнка в каждом движении отдельно, но потом отказались от подобного подхода, потому что это обезличивает проблемные места в работе с данным движением,.
Затем, в 2001 г. сделали корреляционный анализ по диагностическим срезам за 2 года обучения и пришли к выводу:
- двигательная активность, детей одного и того же возраста, но разного года рождения различна;
- дети разных выборок одного возраста и одного года рождения по-разному реагируют на одни и те же тесты;
- качественные показатели показывают уровень развития двигательного навыка, а количественные степень его автоматизации;
- постоянно нужно использовать возмущающие воздействия в виде разнообразных заданий для накоплния двигательного опыта.
В 2008-2009 г.г. провели сравнительную диагностику с ГБДОУ, в котором работали по программе “Детство”, чтобы выявить достоинства и недостатки своего подхода. Сделали более глобальную диагностику. В неё вошли тесты на физическое развитие, физическую подготовку, дигностика основных движений и диагностика по уровням информацинного насыщения.
В диагностике по уровням информацинного насыщения использовались следующие движения: метание с правой руки, паучок, ходьба 10 м.
Показатели физического развития
Антропометрические показатели: вес, рост, плечевой индекс, плоскостопие, антропометрические коэффициенты, функциональные пробы.
Показатели физической подготовленности: Тест для мышц спины, тест для мышц живота, гибкость, быстрота, координационные способности.
Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий:
I уровень - удержание позы. Оценка осанки на основе плечевого индекса.
II уровень - сенсомоторный: контрольные упражнения для оценки развития воспринимающих систем (зрительной, слуховой, тактильной).
III уровень - двигательный: основные движения. Количественная и качественная оценка основных движений (Д.В. Хухлаева, 1984).
IV уровень образов: тестировалась способность удерживать образ и воспроизводить движения, после демонстрации задания и при усложнении условий его выполнения.
V уровень — речемыслительный. а) Конкретное мышление: (ходьба 10 м), тесты для оценки скорости и качества каждой фазы ходьбы (проговаривание); б) Абстрактное мышление: в тесте «придумай свой способ ходьбы», оценивалось время обдумывания, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения.
Анализ результатов привёл к следующиму основному выводу:
- при изменени условий выполнения заданий результатыт выше у детей, занимающихся по программе “От здоровья через развитие к совершенству”;
- ходьба самое доступное и показательное движение для выполнения в измененяющихся условиях.
Следующее исследование 2010-2011 г.г. мы посвятили отбору тестов для мониторинга. Была поставлена задача выбрать наиболее часто используемые тесты, тесты совпадающие тестами всероссийского мониторинга и тесты отражающие глубину и систематичность работы педагога над основными движениями.
В данную диагностику вошли следующие тесты:
Антропометрические показатели: вес, рост, плечевой индекс, функциональные пробы.
Показатели физической подготовленности: тест для мышц спины, тест для мышц, живота, гибкость, быстрота, динамометрия, координационные способности, общая выносливость.
Количественная и качественная оценка основных движений: ходьба 10 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, метание способом из-за спины через плечо (Д.В. Хухлаева, 1984).
Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий (10 тестов):
II уровень - ориентировка в пространстве и во времени, III уровень - координация движений:
- ходьба 10 с ограничением слуха, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;
- ходьба 10 м с ограничением зрения, оценивается активизация слухового восприятия и координации;
- ходьба 10 м с ограничением слуха и зрения, оценивается активизация тактильного восприятия и координации
- ходьба по скамейке, оценивается активизация вестибулярного восприятия и координации;
- ходьба 10 м спиной вперёд, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;
- ходьба 10 м под заданный ритм: 5 шагов – 1 шаг в секунду, 5 шагов – 1 шаг в 2 секунды, оценивается активизация слухового восприятия и координации;
- ходьба по матам, оценивается активизация тактильного восприятия и координации;
VI уровень образов, III уровень - координация движений:
- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;
- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;
V речемыслительный уровень, III уровень - координация движений:
- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;
VI уровень абстрактного мышления, III уровень - координация движений:
- задание: придумай свой способ ходьбы, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения. А так же оценивается время обдумывания и время прохождения дистанции и кооординация.
Мы проводим диагностику основных движений два раза в год: в начале и в конце учебного года. Оцениваем количественные и качественные показатели. Качественную оценку не суммируем, данный подход необходим для контроля за отставанием в фазах основных движений, это важно для анализа трудных для обучения фаз двигательных действий.
Основные движения - базовые движения любой программы в ГБДОУ. Сравнивая результаты работу педагогов по основным движениям, мы пришли к выводу, что различия наблюдаются в основном в метании, самом сложном по координации двигательном действии.
А такое доступное для ребёнка и простое в выполнении в изменяющихся условиях теста ходьба 10 м, показывает глубину и последовательность работы подхода педагога в работе над основными движениями. Ведь это те движения над которыми ребёнок продолжит обучение в школе.
Педагоги обучают детей опираясь на свой опыт работы и интуицию. Очень мало уделяется времени ходьбе, она используется только в качестве разминки.
Предложения:
1. Систематически работать над фазами движения (ходьба 10 м).
2. Поставить перед собой задачу качественного формирование движения, которое происходит благодаря многократному выполнению одного и того же движения в изменяющихся условиях.
3. Применять различные двигательные задания с изменением условий выполнения упражнений, что способствует развитию координационных способностей дошкольника на основе ощущений, умений контролировать свои действия, изменять их последовательность в соответствии с заданием.
Литература:
1. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г.П. Лескова., Н. Ноткина //Дошкольное воспитание №9. - М., 1989. - С. 35-43.).
2. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Дис. ... канд. пед. наук / Н.Л. Петренкиной. - Спб., 2004. - 200 с.
3. Таишева М.М., Яковлева А.И., Горбунова Т.В. Развитие двигательных действий на основе многоуровневого подхода. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта»№12 (70); НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - Спб., 2012 г. - С.105-108.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ по спец. № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" и по спец. № 2002 "Дошкольное воспитание",- 3-е изд., перераб. и доп.- М. Просвещение, 1984 - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ...
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...
Статья на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе математической подготовки"
Научные статьи опубликованные в журнале "Вопросы педагогики"...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...
Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.
В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и дл...