Проект "Я - патриот"
проект (старшая группа) на тему
Проект "Я - патриот" в группе общеразвивающей направлености от 5 до 6 лет.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Я – патриот»
Участники проекта: Дети 5- 6 лет, родители воспитанников, воспитатели группы, сотрудники этнографического музея, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта: долгосрочный (учебный год)
Тип проект: Информационно – практико - ориентировочный
Проблема: Воспитание у детей любви к своей Родине - всегда была актуальной проблемой на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры. В настоящее время эта работа стала остра и особенно трудна, она требует большего такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важным и зачастую вызывают лишь недоумение. Актуальность включается в воспитание творческой личности, в формирование человека, готового служить Родине, настоявшего патриота. Ведь старая мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
Актуальность:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Для детей:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, к природе родного края, к родной стране к культурному наследию своего народа.
- Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
-Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Для педагогов:
Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Создание информационной базы.
Для родителей:
Развивать интерес к воспитанию патриотических чувств у детей.
Для социальных партнеров: Создать условия для привлечения социальных партнёров для совместных мероприятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
-Детей стало отличать чувство собственного достоинства, которое выражается в умении отстоять свою точку зрения, в понимании своих возможностей, своего места в окружающем мире, в чувстве ответственности перед собой и другими;
-Сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, предпочтении игры, познанию чего-то нового, в желании экспериментировать.
Отслеживается положительная динамика по всем изучаемым направлениям.
-У детей появился интерес к краю, городу, к стране в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках.
-Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
-У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного города.
-Заметно изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большее внимание друг к другу.
-Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество.
Для педагогов:
- Сформирование осознанного отношения к воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного воспитания.
- Пополнение знаний о городе, округе, стране.
Для родителей:
- Произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду. Таким образом, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории города, народной культуре, традициям, природе родного края не только детей, но и их родителей;
- Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг.
- Мамы и папы оказывают активную помощь в сборе и пропаганде материалов о родном крае, организации экскурсий, проведение мероприятий.
Организация деятельности детей в рамках проекта по блокам
Блок «МОЙ ГОРОД»
Задачи:
- Познакомить с тем, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
- Привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их назначении. Детям объясняют, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы.
- Воспитывать у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их родной город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных, рабочие делают машины и т.д.);- везде соблюдаются традиции: Родина помнит своих героев, защитивших её от врагов;- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;- люди берегут и охраняют природу;- есть общие праздники (профессиональные и общественные).
Образователь ная область | Формы и методы | Содержание |
Беседа «Знаешь ли ты, как называется наш город?» | Закрепить знание детей о родном городе как он называется, воспитать любовь к городу, в которым живешь | |
Беседа «Какие люди живут в городе Радужном?» | Закрепить знание детей о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей, которых соединяет доброе дела трудиться на блага расцветания молодого города. | |
Беседа «Что ты покажешь гостям в г. Радужный?» | Познакомить детей с достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. | |
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Беседа «Любимый город - Радужный» | Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Беседа «Моя родная улица» | Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить. | |
Беседа о достопримечательностях нашего города. | Формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. | |
НОД «История нашего города» | Познакомить детей с историей возникновения города Радужный, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. | |
НОД «Здания символы города» | Формировать у детей интерес к родному городу, улицам, жилым домам. Закрепить знание домашнего адреса. Познакомить детей с тем, какие в городе бывают дома: этажность, номера, из чего построены | |
НОД «Памятные места нашего города» | Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. | |
НОД «Символика нашего города» | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства | |
НОД «С чего начинается Родина?» | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина? | |
Дидактическая игра «Отгадай местечка» | Узнать места города и назвать. | |
Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь» | Закрепление знаний о достопримечательностях родного города | |
«Лото» «Знаешь ли ты свой город?» | уточнить знание детей о родном городе развивать патриотические чувства. | |
Игры со строительным материалом Строительный город «Мой Радужный» | Из строительного материала построить город: разные дома, улицы. | |
Целевая прогулка по городу. | Формировать представления дошкольников о городе, уточнить знания детей о правилах поведения на улице, воспитывать город чувство ответственности за свой | |
Экскурсия в этнографический музей. | Расширять знание детей об истории родного города. Уточнить знания детей о правилах поведения в общественном месте. | |
Экскурсия в библиотеку. | Познакомить детей с общественными зданиями города, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города. | |
Целевая прогулка к памятнику города «Связь поколений». | Познакомить детей с историей памятника, названием, цель постройки, развивать чувства патриотизма желание положить цветы к памятку. | |
Экскурсия в дом культуры «Нефтяник» | Закрепить правила поведения в общественных местах и во время спектакля, познакомить детей с закулисной работы артистов. | |
Экскурсия в спортивный комплекс «Сибирь» | Познакомить детей с работой сотрудников спортивного комплекса, развивать желание детей заниматься в спортивных секциях | |
Экскурсия на выставку мастеров. | Формировать у детей понятие о русской народной игрушке, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. | |
Экскурсия на почту | Знакомить детей с городской почтой, ее назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения в общественных местах. | |
НОД «Географическое расположение города» (река, озер, города ближайшего окружения») | Познакомить детей с картой ХМАО – Югра подвести к пониманию, что наш округ большой и красивый где есть много городов и среде них и наш город, который находиться на берегу реки Аган, продолжать воспитывать интерес к родному городу. | |
НОД «Местное коренное население» | Развивать интерес к культуре других народов, расширять представление детей о национальном хантыйском костюме, рассказать детям о национальных блюдах и традициях хантов, вести в активный словарь детей новые слова – название связанные с культурными традициями местных народов. | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | НОД «Животный мир Севера» | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения. |
НОД «Щедрые дары природы» | Познакомить детей с лекарственными растениями тайги, с северной аптекой, расширять знания детей о тайге как кормилице человека и животных, воспитывать интерес и бережное отношение к растениям. | |
НОД «Люди нашего города –нефтяники»(в гости к нефтяникам - видеоролик) | Познакомить детей с разными профессиями взрослых, которые работают в нашем городе. | |
Дидактическая игра «Угадай, где и кем я работаю» | Познакомить детей с работой нефтяником, развивать чувства гордости за своих родителей, воспитывать уважение к труду нефтяника. | |
НОД «Где, какая нужна профессия» | Определить где и какая профессия нужна и зачем, развивать память, мышление | |
Стихи местных авторов о родном городе. | Познакомить детей со стихами местных авторов. | |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Кукольный театр «Окся – труженица» | Учить детей понимать мораль сказки. Воспитывать уважение к труду взрослых |
Нанайская народная сказка «Айога» (фланелеграф). | Формировать представление детей об особенности нанайской литературы.Учить детей уважать труд мамы и помогать ей всегда и везде, развивать умение рассказывать текст | |
Литературный вечер «С чего начинается Родина?» (стихи, песни, игры о г.Радужный) | Закреплять знание детей о родном городе | |
НОД Аппликация «Поздравление городу» - коллективная работа. | Закрепить знание детей о родном городе и о том, что у него тоже есть день рождения. Учить оформить общею поздравительную. | |
НОД Конструирование: макет – модель «Наша улица» (на которой находится детский сад). | Воспитание интереса к достопримечательностям родного города и опыту друг друга, связанному с путешествием по городу, формирование установки на дружбу между детьми и умение работать в коллективе | |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | НОД Лепка «Радугу» | Учить детей рисовать радугу на стекле с помощью пластилина, развивать умение чередовать правильно цвета радуги, сенсорные восприятия |
НОД Рисование. Коллективная работа. Пейзаж «Город» | Учить детей рисовать город, изображая здания разного формата, улицы. Закрепить умение работать в коллективе | |
НОД Аппликация – мозаика «Герб города». | Закрепить знание об гербе города. Учить выполнять работу методом обрывания | |
Игра «Музыкальные инструменты Буровика» | Знакомство с народными инструментами народов Севера. | |
Развлечение «С днем рождения любимый город» | Формировать патриотические чувства. Воспитывать любовь и уважение к городу | |
НОД «Радужный спортивный» | Познакомить детей, с какими видами спорта можно заниматься в нашем городе, и какие спортивные секции есть и спортивные комплексы. | |
Игра – соревнование «Ловкие и смелые». | Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивость в достижении поставленной цели. |
Продукты проекта для детей:
- Макет – модель «Наша улица» (на которой находится детский сад).
- Макет – модель «Наша город» (центр города)
- Д/и по теме проекта
- Выставка работ «Город глазами детей»
- Фотоальбом «Радужный вчера и сегодня»
- Литературный вечер «С чего начинается Родина?» (стихи, песни, игры о Радужный)
- Развлечение «С днем рождения любимый город»
Работа с родителями:
- Собрание «Как воспитывать маленького патриотов»
- Анкетирование родителей «Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?»
- Консультация «Знакомство детей с родным городом».
Практическая часть:
- Подобрать фотографии на тему «Мой Радужный».
- Начертить карту – схему: «Дорога из дома в ДОУ»
- Рассмотреть на карте, где находится наш город, уметь находить его визуально.
- Выучить стихи о Радужный.
- Рисовать дом, в которым ты живешь.
- Сделать дома модель здания для макета.
- Рисовать рисунок по сказке «Кукушка».
- Заучивать наизусть с детьми домашний адрес.
- Дать задание по дороге домой отметить, что хорошего было сделано для удобства жителей нашего микрорайона.
- Предложить родителям, чтобы они рассказывали детям, где и кем работают.
- Пойти на экскурсии совместно с группой.
- «Устроим выставку книг, картин и фотографий, изображающих Радужный»
Продукты проекта для родителей:
- Консультация «Знакомство детей с родным городом».
- Коллаж «Достопримечательности города»
- Анкеты
- Родительское собрание
- Презентация проекта на собрании.
- Совместное творчество с детьми: Изготовление игрушек – оберегов.
Блок «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Задачи:
- формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Знакомить с названием близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края.
- дать представления детям о некоторых особенностях культуры коренных народов. Знакомить с обычаями национальных праздников.
- развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками. Играми, традициями и обычаями коренных народов.
- воспитывать у детей умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Образовательная область | Формы и методы | Содержание |
НОД «История ХМАО –Югры» | Знакомство с легендой округа, с первопроходцами их род занятий. | |
НОД «Мой любимый край ХМАО – Югра» | Познакомить детей со столицей округа, уточнить, когда он основан, почему так называется. | |
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | НОД «Символика округа» | Формировать представления детей о символах округа – флаге, гимне, гербе. Подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, рассказывают явления. |
Беседа о ХМАО – Югра. | Закрепить знание детей об родном округе, систематизировать полученные знания. | |
Беседа «Что я знаю об обычаях коренного народа Югры?» | Познакомить детей с обычаями и традициями хантов и манси. | |
Рассказ – беседа «Что вы знаете о своем округе». | Расширять знание детей об округе, как о многонациональной территории. | |
Дидактическая игра - «Я живу в Югре» | Формировать представление о величине округа об его богатстве. Развивать память, мышление, внимание. | |
Дидактическая игра «Игра - путешествие по Ханты - Мансийскому округу» | Закреплять и расширять знания о родном округе, его достопримечательности. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине. | |
Рассматривание иллюстраций и фотографии об округе | Расширять представление детей о красоте родного края и ее разнообразии; развивать этическое восприятие. | |
НОД «Природа моего края» | Формирование знания детей о природе округа, вызвать чувства восхищения красотой северной природы. | |
НОД «Рассказ о северном олене» | Расширять представление детей об животном мире округа, и о том что северные олени – это домашние животные | |
НОД«Фольклор хантов и манси» | Познакомить детей с пословицами, загадками и народными мудростями народов севера. | |
НОД «Национальный костюм хантов и манси» | Дать первоначальные представления о культуре, искусстве и быте коренных народов севера. | |
Опыты с нефтью совместно родителями (нефтяник). | Закрепить знание детей о том, что в нашем округе добывается много нефти. Учить детей делать выводы. | |
Дидактическая игра «Природные явления» | Развивать умение быстро составить изображение, и назвать природное явление. | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Дидактическая игра «У каждой ветки свои детки» | Закрепить умение детей отличать хвойные деревья от лиственных и подбирать к каждому дереву листочек. Воспитывать бережное отношение к природе. |
«Игра – путешествие по тайге» | Расширять знание детей о жизни в тайге. | |
«Игра - путешествия по лесному болоту» | Дать знания детям о том, что на болоте тоже растут разные растение и живут разные живности. | |
«Игра – путешествие по реке «Аган». | Уточнить знание детей о том ,что наш город построен на берегу реки Аган. Познакомить с растительным и животным миром р. Аган. | |
Дидактическая игра «Северный магазин» | Развивать умение правильно называть предметы и одежду жителей Севера проявлять творчество при описании. | |
Дидактическая игра «Назови утварь» | Знакомить детей с предметами быта хантов и манси | |
Дидактическая игра «Северная аптека» | Познакомить детей с лекарственными растениями тайги. | |
Беседа «Безопасность в природе» | Закрепить знание детей о правилах безопасности в природе. | |
НОД «Профессии народов хаты и манси» | Знакомить детей с профессиями коренного народа севера – оленевод.. | |
НОД Рисуем округ. | Учить детей рисовать по желанию, но не отойти от темы. Развивать умение использовать разные техники в рисование. | |
НОД Конструирование «Моделирование чума» | Учить детей моделировать чум из палочек и меха. Развивать желание работать самостоятельно. | |
НОД Лепка «Северные олени» | Учить детей лепить оленя из соленого теста: вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали. | |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | НОД Художественный труд «Украшение национальным узором платье для куклы» | Знакомить детей с куклами коренного народа севера. Продолжить развивать у ребенка культуру мышления навыки исследовательской деятельности. |
НОД Аппликация «Флаг родного округа» | Закрепить знание детей о флаге округа, о том, что означает каждый цвет и учить оформить работу по теме. | |
НОД Конструирование Макет – модель «На стойбище» | Учить детей оформить макет из работ которых они сделали на прошлые занятие и дополнить его. | |
Рассматривание пейзажа «Закат над болотом» М. Сарьян | Учить детей рассматривать картины Развивать речь, словарный запас. | |
НОД Художественное конструирование. Книжка – раскладушка на песню «Что мы Родиной зовем?» | Учить детей изображать в рисунке, как они понимают смысл слов, развивать умение работать в коллективе | |
Игра «Музыкальные инструменты коренных народов севера» | Закрепить знание детей об музыкальных инструментов хантов и манси. | |
Развлечение «Югра – Родина моя» | Расширять знание детей о родном округе. | |
Досуг «Встреча с прекрасным» | Знакомить детей с культурой и народным искусством округа. | |
Подвижные игры народов ханты и манси «Артисты» | Закрепить умение детей имитировать представителей фауны нашего края | |
Подвижные игры народов ханты и манси «Расамаха и куропатки» | Приобрести навык «вхождения в образ» при имитации движений разных видов работ; развития сообразительности умение рассуждать. | |
Подвижные игры народов ханты и манси «Северные олени» | Развивать воображение, наблюдательность, эмпатию, выразительность движения. | |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Подвижные игры народов ханты и манси «Загони оленя» | Развитие чувства ритма, самостоят-но переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. |
Подвижные игры народов ханты и манси « Кто скорей построит чум» | Закрепить умение детей построить чум с помощью большого платка. | |
НОД «Югра – спортивная» | Рассказать детям о том, что тынзян, хорей, нарты, топор, являясь орудиями промыслах коренных жителей Югры, стали спортивными снарядами в северном многоборье: тройной прыжок, прыжки через нарты. | |
Пальчиковые гимнастики «Грибная электричка» | Развития мелкой моторики кисти руки, памяти мышления. | |
«Весёлые старты» с использованием национальных игр коренных народов Югры | Учить детей использовать в мероприятие изученные игры народов севера. Развивать силу волю и дух соперничество | |
Ю. Шестопалов «Северное сияние» | Познакомить детей с литературным творчеством северного народа на примере стиха «Северное сияние». | |
Мансийская сказка «Обиженный огонь» | Воспитывать умение слушать новую сказку, следить за развитием действия, учить понимать нравственный смысл изображаемых событий. Развивать умение вести диалог | |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Хантыйская сказка «Почему у зайца уши длинные?» | Познакомить детей хантыйской народной сказкой. |
В. Зотов «Опенок летний, опенок осенний, опенок ложный, рыжик, свинушка» | Учить детей слушать литературное произведение. Закрепить знание детей о грибочках, которые растут в наших краях. | |
Стихи: Л. Е. Городецкий «По бруснику». | Продолжить совершенствовать художественное – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения. | |
«Праздник моего округа» | Знакомить детей с тем когда родной округ празднует свой день рождения. |
Продукты проекта для детей:
- Книжка – раскладушка на песню «Что мы Родиной зовем?»
- Макет – модель «На стойбище»
- Макет – модель «Моя Югра»
- Д/и по теме блока
- Выставка работ «Югра – Родина моя»
- Фотоальбом «Округ, в котором живу, округ, который люблю»
- Конкурс чтецов «Мы славим нашу землю родную»
- «Весёлые старты» с использованием национальных игр коренных народов Югры
- Куклы в национальном костюме хантов и манси.
- Презентация «О коренных народов севера»
Работа с родителями
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть общей культуры государства»
- Мастер класс для родителей «Традиционная кукла ханти и манси»
- Большая тематическая игра «Если ты узнаешь Север – не забудешь никогда».
- Круглый стол «Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье»
- Конкурс совместных работ с детьми «Югра – родина моя»
- Совместное занятие с детьми «Опыт с нефтью»
Практическая часть:
- «Устроим выставку книг, картин и фотографий, изображающих округ»
- Сделать дома модель нард, лабаза, чума для макета.
- Выбрать одно животное Севера. Оформить книжечку – открытку, уметь рассказать о животном.
- Подобрать фотографии на тему «Малая родина - Югра».
- Фото отчет «Как мы посетили этнографический музей города»
- Рассказать детям о том, что они знают об округе.
- Рассмотреть на карте, где находится наш округ, уметь находить его визуально.
- Выучить стихи об округе.
- Собирать гербарий из местных растений.
Продукты проекта для родителей:
- Буклет «Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье»
- Книжку малышку «Животные Севера»
- Хантыйские куклы
- Гербарий
- Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»
- Творческие работы об округе.
- Альбом высказываний детей о городе, округе.
- Уголок по патриотическому воспитанию «ХМАО – Югра»
Блок «СТРАНА, ЕЁ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА»
Задачи:
- Дать детям знания о географических сведения о территории России, знакомить с государственными символами России: герб, флаг, гимн.
- Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России. Знакомить детей со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.
- Формировать основы гражданско - патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
- Формировать гуманное отношение к людям разной национальности.
- Развивать интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условиях, от которого зависит его быт, характер труда.
Образовательная область | Формы и методы | Содержание |
НОД «Россия – Родина моя» | Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. | |
НОД «Многонациональная - России» | Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. | |
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | НОД «Государственные символы» | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. |
НОД «Москва – столица нашей родины» | Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства. | |
Просмотр фильмов о Москве – Столице нашей Родины. | Расширять знание детей о столице нашей родины – Москва. | |
Беседа «Я люблю тебя, Россия» | Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. | |
Беседа «Россияне – граждане России» | Формировать понятие «гражданин», воспитывать уважение ко всем национальностям. | |
Беседа «Наша Родина – Россия» | Воспитывать чувство гордости, уважение к государстве. | |
Игра – путешествие «Москва – главный город нашей Родины» | Закрепить знание детей о достопримечательности Москвы. | |
Настольная игра «Изучаем карту» | Учить найти на карте самые большие города нашей страны, горы, реки. | |
Настольная игра «Я живу в России» | Формировать представление о величине России, воспитывать любовь к родной стране | |
Дидактическая игра «Оденем куклу в национальном костюме» | Формировать знание детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потошках; вызвать чувство восхищения талантом русского народа. | |
Дидактическая игра «Государственные праздники России» | Закрепить знание детей о государственных праздниках России. | |
Пазлы «Россия» | Расширять знание детей о достопримечательности России, закрепить умение собирать пазлы. | |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Дидактическая игра «Достопримечательности Москвы» | Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувства гордости за это что они живут в такой красивой стране. |
Настольная игра «Моя Россия» | Закреплять и расширять знания о родном городе, округе, о столицы страны: государственные символы, язык, достопримечательности. | |
Настольная игра «Русский сувенир» | Продолжить знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаями и традициями русского народа. | |
«Сложи картину» (народы России) | Расширять и углублять знания и представления детей о нашей многонациональной Родине. | |
НОД «Ширака страна моя родная» | Углублять знание детей о национальностях, которые проживают в нашей стране. | |
НОД «Береза – символ России» | Продолжить знакомить детей с понятиями Родина, отчество; создавать в воображение детей образ Родины, воспитывать интерес к обычаями и традициями русского народа. | |
НОД «Русские матрешки» | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить с русской матрешкой. | |
«Беседа о городах России и их многообразии» | Дать детям представление о множестве городов в России, закреплять название города, в котором мы живем. | |
Большая -интеллектуальная игра «А вы знаете, дети, какие нации есть на свете» | Развивать обще познавательные способности детей; учить детей сравнить свой образ жизни с образом жизни других людей, живущих в другой географической области. | |
Играем в сказку «Русские народные сказки» | Приобщение к произведениям, созданным русским народом. | |
Чтение отрывка из сказки Д Родари «Приключения Чиполлино» | Беседа о справедливости сказочного государства | |
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Формировать у детей понятие «малая родина»; знакомить с русским фольклором, расширять кругозор детей, воспитывать патриотические чувства | |
Разучивание русских народных пословиц. | Развивать память, приобщать к народному творчеству. | |
Народная игра «Пастух и стадо» | Учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость. | |
Народная игра «Пчелы и ласточки» | Развивать умения работать в паре с другим игроком. | |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Народная игра «Жаворонок» | Закреплять умение соотносить движения с текстом. |
Народная игра «Гори, гори ясно» | Учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию; воспитывать смелость. | |
Спортивное – развлечение «Эти дети живут в России» | Воспитывать интерес к играм своего народа и уважительно отношение к играм других народов. Развивать ловкость, смелость, силу воли. | |
НОД Рисование «Флаг России» | Закрепить знание символа России – трехцветного флага; развивать умение рисовать предметы прямоугольной формы | |
НОД Аппликация «Герб» (коллективная работа) | Закрепить умение вырезать знакомые фигуры; развивать способность работать в коллективе, | |
НОД Конструирование из строительного материала «Московский Кремль» | Учить детей строить по замыслу. | |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | НОД Художественное конструирование «Украшение национальным узором сумочку» | Знакомить детей с русским национальным узором и учить детей изобразить его на сумочке. |
НОД Лепка «Дымковские барышни» | Формировать у детей понятие «русская народная кукла», знакомить детей с дымковской игрушкой | |
НОД Художественный труд «Украсим матрешку» | Учить детей украсить матрешку бисером. Закрепить знание детей о русской кукле. | |
Игра – развлечение «Музыка, танцы и песни разных народов России» | Знакомить русским фольклором: песнями и хороводами; формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: лапти, сарафан, хоровод. | |
Слушание песен о Родине, о Москве. | Учить детей петь патриотические песни. | |
Разучивание гимна России | Учить с детьми гимн России. | |
Викторина «Прогулки по Москве» | Учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях столицы, познакомить со стихами, песнями, поговорками о Москве. |
Продукты проекта для детей:
- Альбом «Моя страна – Россия» (с фотографиями, рисунками детей)
- Д/и по теме блока
- Выставка работ «Люблю тебя моя Россия»
- Коллаж «Я – россиянин»
- Фотоальбом «Россия – родина моя»
- Викторина «Прогулки по Москве»
- Игра – развлечение «Эти дети живут в России»
- Большая -интеллектуальная игра «А вы знаете, дети, какие нации есть на свете»
Работа с родителями
- Викторин «Мама, папа, я – радужнинская семья»
- Папка – передвижка «Русские народные календарные игры»
- Консультация «Воспитание толерантности у детей»
- Конкурс совместных работ с детьми «Дружат дети всей планеты»
- Совместное занятие с детьми «Рисуем природу России»
- Акция «Кормушки для птиц»
- Выставка «Бабушкин сундучок»
Практическая часть:
- Устроим выставку книг, картин и фотографий, изображающих страну»
- Подобрать фотографии на тему «Россия – родина моя».
- Рассказать детям о том, что они знают о России.
- Выучить стихи о родной стране.
- Собирать в отпуске природный материал.
- Привозить сувениры, предметы быта из разных уголках России после отпуска.
- Предложить сделать с детьми «книжку – раскладушку» на тему «Любимое место отдыха семьи в России»
Продукты проекта для родителей:
- «Книжку – раскладушку» «Любимое место отдыха семьи в России»
- Сувениры и предметы быта из разных уголках России.
- Природный материал
- Творческие, совместные работ.
- Кормушки
- Уголок по патриотическому воспитанию «Россия – родина моя».
- Консультация и папка – передвижка.
Работа с педагогами
- Перспективное планирование по теме.
- Конспекты НОД по теме проекта.
- Библиография по теме проекта.
- Консультации
- Альбомы с художественным словом.
- Презентация проекта.
Продукты проекта для педагогов:
- Конспекты по теме проекта.
- Библиография по теме проекта.
- Консультации
- Презентация проекта.
- Планирование по данной теме.
- Картотека спортивных игр хантов и манси
- Брошюра «Хантыйские и мансийские сказки»
- Брошюра «Народная мудрость северных народов»
- Картотека подвижных игр народов России.
- Демонстрационный материал для оформления стендов.
Работа с социальными партнёрами
- Конспекты мероприятий.
- Совместные мероприятия
- Фотоальбом
- Экскурсии
- Папка-передвижка и др.
Продукты проекта для социальных партнёров:
- Конспекты мероприятий «Радужный – город родной» «Моя Югория»
- Фотоальбом «Растительный мир Югории»
- Папка – передвижка «ХМАО – Югра частица большой страны»
Презентация материалов проекта
1. Выставка работ детей на тему «Моя Родина»;
2.Сборник стихов и песен о родном городе (при участии родителей);
3.Конкурс «Куклы в национальных костюмах» (при участии родителей);
4.Выставка дидактического и методического материала по проекту;
5.Презентация проекта.
6.Игра викторина «Россия – родина моя»- итог проекта.
Результат:
Г. И. Бабаева «Мониторинг в детском саду»
Беседа с детьми на тему «Моя Родина»
Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»
Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников
Диагностическая ситуация «Выбери книгу»
Цель диагностики — определить проявление интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.
Наблюдение за деятельностью детей развивающем центре «Моя Родина»
В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России».
В ходе наблюдения отмечаются: как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникновению разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной деятельности.
Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.
Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.
Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стране — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей страны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.
Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.
Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.
Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.
Литература:
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Патриот"
Проект разработан для детей средней группы, на тему "Нравтсвенно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок"....

Проект "Патриотами не рождаются..."
«ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ» ПРОЕКТА Автор проектаФамилия, имя, отчествоРЫТИКОВА О. А.Город, областьГУКОВОНомер, название ОУМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад ...

Проект "Патриотов растим с детства"
Патриотическое воспитание ребенка- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким люд...
Проект «Патриоты России»
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».С. Михалков....

Педагогический проект "Патриотами не рождаются"
Инновационный поиск новых средств работы с детьми, в частности реализации социального воспитания, выделяет метод проекта, который позволяет экспериментировать, синтезировать полученные знания, р...

презентация к проекту « Патриотами не рождаются» в старшей группе
Проблемы проекта: •Невозможность родителей, семьи осуществлять функции по воспитанию.••Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением...