Конспект непосредственно образовательной деятельности. Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение. Тема: "Мы изобретатели".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Власова Ольга Викторовна

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, воздушном, водном. Формировать представления о предметах облегчающих труд людей. Углублять знания о существенных характеристиках предметов, о свойствах различных материалов. Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек- изобретатель»; обогащать знания детей о мире открытий и изобретений, развивать конструкторско-технические умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, воздушном, водном. Формировать представления о предметах облегчающих труд людей. Углублять знания о существенных характеристиках предметов, о свойствах различных материалов. Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек- изобретатель»; обогащать знания детей о мире открытий и изобретений, развивать конструкторско-технические умения.

Материал: картинки с изображением самолета, птицы, велосипеда, рыбы, стрекозы, вертолета, подводной лодки, цветка, колокольчиков, салюта; свеча, портрет И.П. Кулибина.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение литературы об изобретениях человечества.

Ход занятия.

- Дорогие ребята, наше занятие сегодня очень необычное, оно полно тайн и загадок. Ответьте мне на вопрос: «Кто такой изобретатель?» (Ответы)

Давным-давно, когда еще не было магазинов и человеку приходилось охотиться, чтобы покушать, люди заметили, что есть животные, которые лучше человека видят в темноте, лучше слышат, очень хорошие охотники. Человек понаблюдал за кабаном, у него очень острые клыки, он очень хороший охотник. Человек подумал и сделал себе для охоты нож. Изобретатель - это человек, который впервые придумал сделать очень нужные и полезные вещи для других людей и для себя. Он их изобрел.

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения,

Открытия живут.

- А, вы, были когда-нибудь изобретателями? Что-то придумывали, мастерили?

- Когда-то в нашей стране жил замечательный мастер, умелец и изобретатель Иван Павлович Кулибин. И хотя это было очень- очень давно, но мы до сих пор пользуемся многими его изобретениями. В школе вы подробно познакомитесь с ними. Как вы думаете, каким должен быть человек, занимающийся изобретательством? Что он должен знать? Уметь делать? (Ответы)

Иван Петрович был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше, полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советом к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений. Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнали, какие изобретения принадлежат Кулибину.

Этот конь не ест овса,        Вместо ног - два колеса

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем

 (велосипед)

Зачем он нам нужен?

Для чего он нужен?

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

 (машина)

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом

Рвутся в небе неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют

Это праздничный...

(салют)

Что это за чудо?

Я весь день жужжу - жужжу

 Ветерком тебя стужу.

(вентилятор)

Зачем?

Все, о чем мы толь что узнали - это маленькая часть того, что изобрел Кулибин.

  • А сейчас я хочу рассказать вам еще об одном изобретении человечества. Отгадайте, о чем идет речь? «Ног нет, а хожу; рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать» (часы)

Для чего нам нужны часы?

  • Люди всегда хотели, как можно точнее измерять время. Сегодня, для того чтобы узнать время, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время - это часы.

(На столе лежат: свеча, песочные часы, ходики, будильник, наручные часы, электронные часы)

А вы можете мне сказать, какие часы были давным-давно, а какими мы пользуемся сейчас? Часы все время менялись, становились все лучше и лучше. Для чего здесь свеча? Оказывается, раньше были еще огненные часы, а еще из свечи можно было сделать будильник. Хотите узнать, как раньше просыпались люди? Что их будило? Давайте сделаем будильник - свечу (берется свеча, в нее втыкается булавка и на булавке крепится небольшой колокольчик. Свеча поджигается. Воспитатель сообщает, что когда колокольчик упадет, это будет для нас сигналом окончания нашего занятия). Много часов мы увидели? Все они разные, но что то их объединяет? (Показывают время)

-Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные и полезные предметы, он их изобретает. Как вы думаете, как можно по- другому еще назвать изобретателя? (Ответы) (творческий человек или человек творец; умный человек или умелец; мастер своего дела; человек «золотые руки»)

О человеке изобретателе сложено много пословиц и поговорок: «Каков мастер - такова и работа». «Дерево дорого плодами - человек делами», «Умелые руки не знают скуки», «Дело мастера боится». Как вы понимаете эти пословицы?

  • Я для вас приготовила интересную игру. Посмотрите на эти картинки: колокольчик, вертолет, самолет, подводная лодка. Все это придумал человек-изобретатель. А теперь посмотрим на эти картинки: цветок-колокольчик, стрекоза, птица, рыба. Что это? (насекомые, цветы, природа) Вам это что-то напоминает? Человек наблюдал за природой и придумал много полезных вещей. У кого учился человек, кто был его учителем? Природа. Можно сказать, что мы с вами были только что изобретателями. Я вам лишь немного помогла, а теперь попробуйте сами представить, что могли изобрести, глядя на эти сказки, вернее на картинки из сказок (ковер-самолет, печка, избушка на курьих ножках) (Ответы детей)

Подведение итогов.

О чем говорили? О каком изобретателе узнали? Что он изобрел? У кого учился человек? Понравилось занятие или нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе. Формирование предметных представлений по теме «Птицы».

Формирование представлений о домашних птицах, обогащение чувственного опыта восприятия предметов в условиях изменения их пространственных характеристик и структуры объекта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (окружающий мир) Подготовительная группа Тема: «Путешествие по Антарктиде»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (окружающий мир)Подготовительная группаТема: «Путешествие по Антарктиде»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (окружающий мир) Вторая младшая группа Тема: «Осень золотая»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (окружающий мир)Вторая младшая группаТема: «Осень золотая»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)». Тема: «Дымковская игрушка»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомления с окружающим миром по теме: «О тех, кто в деревне живет» Вторая младшая группа (3-4 года)

Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомления с окружающим миром по теме:«О тех, кто в деревне живет»Вторая младшая группа (3-4 года) Использование современных те...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ознакомление с окружающим) По теме: «В деревне к бабушке (сажаем цветы)» ( образовательная область «речевое развитие») для средней группы

Задачи: 1.Продолжать формировать представление детей о жизни домашних животных в весенний период.2. Развивать у детей интерес к труду людей села.3. Воспитывать уважение к труду взрослых....