Рабочая программа дополнительного образования "Искорка" на 2014-2016 г.г.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
1.Цель программы:реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ. Обеспечение пожарной безопасности всех участников образовательного процесса, через создание условий для организации деятельности дошкольников по изучению правил пожарной безопасности, развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре, привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_iskorka.doc | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий _______Т.А.Возмилова
приказ №_____ от ___________2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
СТР, | ||
Паспорт программы…………………………………… 3 Пояснительная записка…………………………. 9 Обоснование программы………………………….… 12 Содержание программы……………………………. 15 Условия реализации программы…………………. . 31 Управление реализацией программы…………… 36 Методики и технологии …………………….……... 41 Мониторинг качества образования………………… 44 Литература…………………………………………….. 39
| ||
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | Рабочая программа дополнительного образования "Искорка", направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности в знаниях основ пожарной безопасности, на воспитание культуры безопасного поведения. |
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ | Федеральный уровень
Региональный уровень
Локальные акты
|
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ | Филиппова Валентина Николаевна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №23 «Гуси- лебеди» |
ОРГАНИЗАЦИЯ- ИСПОЛНИТЕЛЬ | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад №23 «Гуси- лебеди» |
АДРЕС ОРГАНИЗАЦИИ-ИСПОЛНИТЕЛЯ | 628609,ул. Маршала Жукова 4В, г. Нижневартовск, Ханты - Мансийский автономный округ- Югра, Тюменская область. |
КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН | 8(3466) 24-27-79 8(3466) 67-25-05 8(3466) 61-55-73 |
ФАКС | 8(3466) 24-27-79 |
АВТОР ПРОГРАММЫ | Кирилюк Елена Валентиновна, воспитатель дошкольного образовательного учреждения |
ТЕРРИТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | г. Нижневартовск |
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ | Дети дошкольного возраста 5-7 лет |
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ | Реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ. Обеспечение пожарной безопасности всех участников образовательного процесса, через создание условий для организации деятельности дошкольников по изучению правил пожарной безопасности, развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре, привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения. |
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ |
|
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
|
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ | Социально- педагогическая |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 2014-2016г.г. |
ВИД ПРОГРАММЫ | Авторская |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ | Координация и контроль выполнения Рабочей Программы дополнительного образования "Искорка" возлагается на педагогический совет. Педагогический совет:
|
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ |
|
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | Программа состоит из двух модулей:
В свою очередь каждый модуль может проводиться в отдельности, однако все разделы: «Правила пожаробезопасности», «Обучение элементарной первой помощи при пожаре», взаимосвязаны и в целом направлены на развитие положительной мотивации у старших дошкольников к безопасному образу жизни и приобретения воспитанниками знаний, умений и навыков правильного поведения во время пожара и соблюдение правил в повседневной жизни. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Убеждения внушаются теорией,
поведение же формируется примером.
А.И.Герцен
В современных условиях обеспечение безопасности образовательных учреждений является неотъемлемой частью их деятельности. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что за последние годы произошло качественное изменение опасностей, связанных с обострением криминогенной обстановки в стране, возрастанием числа межнациональных и региональных конфликтов и актов терроризма, экологическими проблемами. Сохраняется на высоком уровне количество техногенных аварий и катастроф, высока опасность стихийных бедствий, пожаров.
В соответствии с теми требованиями, которые нам диктует жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об Образовании», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строится образовательный процесс и какими проблемами занимается) обязано: обеспечивать сохранение жизни и здоровья детей; обучать основам безопасной жизнедеятельности.
По оценке экспертов МЧС распространенными причинами возникновения пожаров стали неосторожное обращение с огнем (38%), нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов (27%). Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей.
Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Огонь в их руках способен стать причиной гибели людей. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста. Причина каждого детского пожара в стране – шалость детей с огнем. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи. Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности не только в школе, но в дошкольных учреждениях, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть с огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей требует постоянного внимания и улучшения. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы будущего мировоззрения и поведенческие нормы человека.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребенка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения
Представляется значимым начинать решение обозначенной проблемы в условиях ДОУ, поскольку забота о сохранении жизни и здоровья детей забота как педагогическая, так и социальная. И эту задачу призывает решать программа развития и воспитания детей в детском саду «Радуга». Несмотря на ведущиеся в современной науке и практике до сих пор не сложилась целостная система и технология обучения правилам пожарной безопасности как форме и способу повседневной жизни человека, которые обеспечивают его безопасность.
В настоящее время задача безопасной жизнедеятельности в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных, так как сюда поступают:
- дети из социально-незащищенных слоев населения:
- дети с неблагополучных семей;
- дети, чьи родители лишены родительских прав;
- дети, которых воспитывают опекуны или приемные родители, и другие.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к данной проблеме, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своей безопасности.
Таким образом, появилась идея создания программы, которая решит проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности в совокупности с пожаробезопасным поведением и пропагандой правил пожарной безопасности через формирование у них навыков действий при пожаре.
Данная программа способствует формированию у детей знаний, умений и навыков, составляющих основу противопожарной культуры, путем проведения занятий, игр, досугов и занятий- практикумов в условиях ДОУ.
Следовательно, занятия направлены на формирование у детей знаний о причинах пожара, действий при пожаре и выполнение правил пожарной безопасности. Реализация данной программы позволяет определить формы, методы, средства обучения и воспитания, позволяя тем самым полноценно готовить к жизни и безопасному поведению.
Программа «Искорка» обеспечивает привитие основных знаний, умений, навыков по пожарной безопасности. Данная программа нацелена на развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре.. Составлена в соответствии с ФГОС ДО и нового Закона "Об образовании" обеспечивает развитие детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психических и физиологических особенностей. Направлена на решение задач установленных Стандартом.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Цель программы:
реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в ДОУ. Обеспечение пожарной безопасности всех участников образовательного процесса, через создание условий для организации деятельности дошкольников по изучению правил пожарной безопасности, развитие культуры безопасности и навыков безопасного поведения, изучение элементарных правил при пожаре, привлечение их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения.
2.Задачи программы:
- систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
- формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара,
- воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;
- информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- организация мониторинга качества образования по разделу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
3.В основу программы были положены следующие принципы:
- сознательности и активности - нацеливает на глубокое понимание устойчивого интереса, осмысленного отношения к деятельности. Повышение сознательности и активности способствует применение в целом специальных методических приемов, решающих проблемы безопасного жизнедеятельности;
- принцип наглядности- обязывает строить процесс воспитания, обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе;
- принцип систематичности и последовательности- проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении обеспечивают принцип систематичности. Усвоение пользы пожаробезопасных мероприятий требуют их повторяемости;
- принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий;
- принцип постепенности - предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
- принцип доступности и индивидуализации - осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности воспитанника, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности;
- принцип непрерывности - выражает закономерности построения целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности воспитанников, повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу;
- принцип цикличности - заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения;
- принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво приучать воспитанников применять свои знания по формированию пожаробезопасного поведения на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения;
- принцип креативности, позволяющий формировать новые - знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребенка. Совершенствовать свои знания по вопросам пожарной безопасности.
4.Предполагаемые результаты:
- Создание условий в ДОУ безопасного поведения детей при возникновении пожара повышение уровня знаний и навыков воспитанников по правилам пожарной безопасности;
- активизация использования педагогических технологий воспитания и развития навыков безопасного поведения ребенка в условиях ДОУ;
- осознанное выполнение правил пожарной безопасности;
- составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;
- профилактика панического страха перед огнем;
- сформированность положительной мотивации у старших дошкольников к знаниям и выполнению правил пожарной безопасности;
- усвоение старшими дошкольниками программного материала по разделу «Пожарная безопасность»;
5.Этапы и сроки реализации программы:
Реализация данной программы проходит в тесном сотрудничестве воспитателя, педагога – психолога, администрации дошкольного учреждения, родителей и воспитанников при взаимодействии со специальными учреждениями города - пожарными частями №39 и 42.
Программа рассчитана на 2 года.
Базовый этап сентябрь 2014года.
Подготовка нормативных, организационно- педагогических и научно- педагогических условий для последующей реализации программы.
Основной этап-2014-2016г.г.Реализация программных мероприятий.
Завершающий этап- май 2016г.
Аналитически- коррекционная работа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа дополнительного образования «Искорка» состоит
из 2-х модулей:
1.Работа с детьми старшего возраста 5-6 лет.
1.Работа с детьми подготовительного возраста 6-7 лет.
Использование разнообразных форм работы с учетом возрастных особенностей позволяет воспитателю формировать у детей навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.
При ознакомлении детей с правилами пожарной безопасности используются:
- специально организованные занятия;
- встречи с людьми профессии «пожарный»;
- экскурсии в музей и пожарную часть;
- исследовательская деятельность (опыты, практические упражнения).
- ознакомление с правилами пожарной безопасности через произведения художественной литературы;
- использование публикаций периодической печати;
- игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры);
- организация тематических конкурсов поделок и детских рисунков;
- совместная творческая деятельность детей и родителей;
- игры-драматизации, развлечения, досуги.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, им предлагаются: наглядный материал, увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, решая которые дети овладевают новыми для них способами действия.
Учебный процесс выстроен в форме занятий теоретического и практического характера. Программа рассчитана на два учебных года и носит цикличный характер.
В первый год (старшая группа) дети знакомятся с темами. Во второй год (подготовительная к школе группа) происходит дальнейшее более глубокое изучение тем. Изменение содержания тем характеризуется усложнением материала.
Каждый год состоит из 34 занятий, в старшей группе 25 минут, в подготовительной к школе группе 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю -1-й год обучения, 1 раз в неделю -2-й год обучения. Практические занятия продолжаются от 10-15 минут, в зависимости от изучаемого материала темы, 1 раз в неделю.
Задачи 1-го года обучения (старшая группа):
Задачи. 1.Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. Познакомить детей с профессией пожарного, раскрыть значимость труда, показать его опасность. Познакомить с литературными произведениями о пожарных.
2.Показать детям предназначение спичек, других огнеопасных предметов в жизни человека, разъяснить их опасность в неумелых руках. Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожаров. Познакомить детей с правилами поведения во время пожара.
3. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитывать чувство уважения к труду пожарных. Развивать чувство коллективизма, ответственности, выдержку.
Используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей:
— личностные качества — дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;
— определенные знания и умения — ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роль пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели. Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».
«Нельзя»:
- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;
- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы;
- брать горящие угли;
- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.
Проводится работа по формированию правил пожарной безопасности; расширяются знания детей о борьбе с огнем; воспитывается ответственное отношение к своей безопасности.
Старшая группа
Месяц | № занятия | Теоретические занятия | Программное содержание | Практические занятия | |
Сентябрь | 1 | Организационное | Презентация дополнительной образовательной услуги «Искорка» | ||
2 | Мониторинг стартовых знаний. | Определить уровень детской компетентности в вопросах пожарной безопасности | |||
октябрь | 3 | Тайны огня | Расширить кругозор детей об истории появления огня, сказки и мифы, об огне | ||
4 | Огонь- друг, огонь-враг | Программное содержание: дать короткое объяснение о том, как люди начали пользоваться огнем, какую пользу он приносит и что может быть причиной пожара. | 7.Опыт: «Горит – не горит» | ||
5 | Российские пожарные-верные друзья. | .Познакомить детей с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые применяются при тушении пожаров, продемонстрировать умение пожарных четко и быстро выполнять свои обязанности, аккуратно и бережно обращаться с техникой. Пробудить интерес к героической работе пожарных. Закрепить навыки культуры поведения в общественных местах. | |||
6 | Ознакомление с пожарной сигнализацией в детском саду. | Углубить знания детей о средствах предупреждения пожара, о работе пожарных по охране жизни людей. Наглядные пособия: комплект знаков пожарной безопасности, пожарные извещатели | |||
ноябрь | 8 | ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С. Я. МАРШАКА «РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ». Наглядные пособия: С. Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое | Обогащать понятие детей о героизме людей, который они проявляют при пожаре. Закрепить знания об опасности, которая угрожает людям на пожаре. Привить детям интерес к работе пожарных. | ||
9 | Пожарный. Пожарная часть. Пожарная техника. | Рассказать детям о профессии пожарный. Дистанционная экскурсия «Пожарная часть №39»просмотр видео ролика. | 11.Использование СИЗ при пожаре | ||
10 | Не играй со спичками – опасно! | Обратить внимание детей на то, что спичками играть – опасно. Может возникнуть возгорание и пожар. Практическая отработка «Вызови пожарных» | |||
Декабрь | 12 | Причины пожара: пожар в квартире. | Обобщить знания детей о причинах пожара в квартире. Рассказать о мерах личной безопасности при пожаре. | ||
13 | Безопасность в доме | Освоение умениями классифицировать предметы на опасные и предметы требующие осторожного обращения. | 15.Практическая отработка по эвакуации из ДОУ | ||
14 | Использование СИЗ при пожаре. Новогодние гирлянды, петарды и свечи- могут стать причиной пожара в Новогодние праздники. | Рассказать о мерах безопасности при подготовке к новогодним праздникам. Познакомить детей с СИЗ, учить, как правильно использовать средства защиты. Как они помогают во время пожара? Просмотр видео роликов о применении СИЗ во время пожара. | |||
Январь | 16 | Искру туши до пожара, беду отведи от удара. | Познакомить детей с действиями при пожаре, закрепить навыки правильного безопасного поведения на пожаре дома, в саду, повторить и запомнить номера телефонов экстренных служб, воспитывать чувство ответственности. | 18.Практические игровые упражнения по вызову пожарных | |
17 | Как предупредить пожар. | Напомнить детям об осторожном использовании электроприборов в доме. Рассказать о причинах возгорания электроприборов. | |||
февраль | 19 | Электрические приборы. | Что делать при возгорании утюга или микроволновой печи, пылесоса, телевизора или др. электроприборов | 22.Экскурсия в пожарную часть №39 | |
20 | Викторина о пожарной безопасности (закрепление и обобщение знаний детей) | Промежуточный мониторинг знаний детей за 1 полугодие. | |||
21 | Чем опасен дым? | Рассказать, что при пожаре часто возникает задымление при котором надо правильно вести себя, чтобы не пострадать. Просмотр видеоролика. Научить действиям при задымлении помещения. | |||
март | 23 | Путешествие в прошлое утюга | Рассказать историю появления утюга и опасности современного утюга .меры пожарной безопасности при пользовании утюгом. Практическая отработка : как потушить утюг при возгорании. Вызов пожарных | 26.Игровые действия: Как обращаться с огнеопасными предметами. | |
24 | Путешествие в прошлое электрической лампочки. | Расширять кругозор детей о появлении электрической лампочки. От лампочки может возникнуть пожар. Меры ПБ при использовании электролампочки. | |||
25 | Знает каждый гражданин-пожарный номер 01! | Закреплять правила пожарной безопасности в доме и детском саду. | |||
апрель | 27 | Если в доме ты один | Учить детей ответственности за свое имущество и имущество рядом проживающих людей. | 31.Создание уголка ПБ в группе, знакомство с пожарным щитом | |
28 | С огнем будь осторожен. | Продолжать работу по обучению детей основам безопасности, рассказать о причинах возникновения и действиях в случае пожара. Практическая отработка: назови домашний адрес и вызови пожарных. | |||
29 | Пожарная безопасность в природе | формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Просмотр презентации. | |||
30 | Ознакомление с Уголком пожарной безопасности | Познакомить с первичными средствами пожаротушения и правилами их использования. Практическая отработка. | |||
май | 32 | Предметы, требующие осторожного обращения Пожароопасные предметы. | Познакомить с термином «пожароопасные предмет», «горючие предметы» Учить соблюдать правила осторожного обращения с такими предметами. Игровые действия: «как обращаться с огнеопасными предметами» | Практическая отработка по эвакуации из ДОУ. | |
33 | Пожарные знаки в детском саду. | Экскурсия по территории детского сада. Познакомить детей с указательными и информационными знаками пожарной безопасности. Учить понимать их значение и выполнять указания знаков при возникновении пожара. | |||
34 | Мониторинг итоговых знаний о правилах ПБ |
ИТОГО: 34 уч. часа
Задачи 2-го года обучения (подготовительная к школе группа):
В подготовительной к школе группе дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных. Проводятся экскурсии в пожарную часть, где инспектор знакомит детей с пожарной техникой, экипировкой пожарных и средствами тушения пожара. В детском саду в группе организуется «Пожарный уголок», в котором наглядно отражены темы проводимых занятий, работы детей, сменяемость информации, участие в этом детей.
На занятиях с участием работников пожарной службы детям объясняется, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.
Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара расширяются знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются яркие, выразительные плакаты, открытки. Дети знакомятся с уголком пожарной безопасности не только в группе, но и в ДОУ, назначением каждого предмета противопожарного оборудования.
Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводятся дидактические игры, на занятиях дети знакомятся с произведениями художественной литературы по данной тематике, картинами, диафильмами, медиафильмов рассказывающими о борьбе людей с огнем.
Целесообразно использовать тренинги, беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту.
Следует помнить о том, что содержание знаний, умений и навыков направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера.
Противопожарная пропаганда соответствует возрастным особенностям детей и не содержит «шоковой» информации.
При планировании работы по данной проблеме используются формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу.
Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.
Перспективный план.
Подготовительная к школе группа
месяц | № занятия | Теоретические занятия | Практические занятия |
Сентябрь | Мониторинг | ||
октябрь | 1 | Пожарная безопасность в быту, в ДОУ, на улице | |
2 | Спички - не тронь, в спичке огонь! | Игровые действия с моделью огнетушителя. | |
3 | Единая служба спасения. | ||
4 | Как вести себя при пожаре. | 2.Практическая отработка по эвакуации из ДОУ | |
ноябрь | 5 | Люди сильнее огня. (профессия «пожарный») | |
6 | Как предотвратить пожар в квартире? | 3.Экскурсия в пожарную часть №39 | |
7 | Правила пожарной безопасности при использовании электроприборов. | Опыт Как потушить электроприборы? | |
декабрь | 8 | Чтобы елка принесла только радость. | 5.Использование СИЗ при пожаре |
9 | Пожароопасные предметы: хлопушки петарды, бенгальские огни, фейерверки и др. | ||
Январь | 10 | Викторина «Я знаю правила пожарной безопасности». | 6.Практическая отработка по эвакуации из ДОУ |
11 | Памятки, плакаты о пожарной безопасности. | ||
февраль | 12 | Пожар- беда! Просмотр видеоматериала. | 7.Развлечение «Мы юные пожарные» |
13 | Как бороться с огнем. | ||
14 | Как вывести из помещения других детей при пожаре? | Организация выставки книг по пожарной тематике для детей. | |
март | 15 | Не оставляй электроприборы без присмотра. | |
16 | Первичные средства пожаротушения. | 8.Игровые упражнения по вызову пожарных: набери номер, сообщи адрес и свое имя, назови, если можешь причину пожара, где и что горит. | |
17 | Обучение оказанию элементарной первой помощи при ожогах. | 9.Коллективный коллаж «Первая помощь при ожогах» | |
апрель | 18 | Огонь - важное открытие древнего человека | |
19 | Как человек огонь приручил. | 10.Игровые действия: Как обращаться с огнеопасными предметами. | |
май | 20 | Создание коллективного проекта «Огонь – враг и друг» | 11.Создание моделей «Действия с пожароопасными предметами» |
21 | Почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места? | ||
22 | Итоговое занятие по пожарной безопасности. Мониторинг. | 12.Практическая отработка по эвакуации из ДОУ | |
ИТОГО в год: 34ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления реализации программы:
1.Нормативно- правовое обеспечение.
2.Научно- методические условия
3.Мотивационные условия.
4.Материально- техническая база и предметно - развивающая среда.
1.Нормативно- правовое обеспечение
- Изучение нормативно- правовых документов, направленных на организацию работы с детьми по обучению основам пожарной безопасности;
- изучение опыта работы по реализации программ по ОБЖ, раздел «Пожарная безопасность»;
- разработка мониторинга качества образования по основам пожарной безопасности;
- совершенствование нормативной документации, обеспечения обучения и развития воспитанников.
2.Научно-методические условия
Для эффективности реализации программы необходимо соблюдать принцип научности, заключающийся в цикличности процессов анализа, прогнозирования, планирования педагогической деятельности.
Это в сою очередь требует обеспечить следующие условия, необходимые для более эффективной работы программы:
2.1.СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ И ДИДАКИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
- Коллажи на тему «Пожарная безопасность».
- Наглядный материал для теоретических и практических занятий.
- Игровые пособия для занятий по пожарной безопасности.
- Дидактические игры: «Горит - не горит», «Огнеопасные предметы».
- «Что кому надо для работы - профессия «пожарный»».
- Оформить альбом «Огонь-друг, огонь- враг».
- Разработать методическое пособие по воспитанию навыков безопасного поведения у детей 5-7 лет « Искорка».
2.3..ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОЖАРНОЙ ЧАСТЬЮ №39,42.
Осуществляется через экскурсии, встречи с сотрудниками ОГПС, беседы.
3.Мотивационные условия
Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы у дошкольника, удержание цели зависит от трудностей задания и деятельности его выполнения, а достижение цели определяется воспитанностью его мотивов.
- использование современных форм и методов работы с детьми;
- использование различных игровых форм в работе с детьми;
- целеполагание;
- направлять, помогать в достижении цели;
- создать ребенку условия для его активных действий;
- вовлекать в процесс самостоятельного поиска;
- приучать ребенка не сдаваться перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в выработке пожаробезопасной культуры;
- положительно оценивать достигнутые ребенком результаты;
- наличие системы стимулирования и поощрения активности и
- самостоятельности детей (призы и др.).
4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА И РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
Для реализации программы «Основы пожарной безопасности» создана предметно - развивающая среда.
-уголок пожарной безопасности в группе;
-предметы- модели: огнетушитель, пожарный рукав, пожарное ведро, пожарная лопата, носилки, защитная маска- респиратор;
-игрушки: пожарная техника, пожарная часть, пожарный, конструктор деревянный «Город», телефон, электроприборы (утюг, плита газовая, пылесос, чайник, телевизор и др.), рация, модули;
-кукольный театр, театр на флонелеграфе: «Кошкин- дом», «Огнехвостик», «Огневой колдун» и др.;
- детская художественная литература по пожарной тематике:
С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
Т.Юрмин "Кто плохой?";
В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
К.Паустовский "Барсучий нос";
Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
С.Михалков "Дядя Стёпа";
Л.Толстой "Пожарные собаки".
- методическая литература;
- -плакаты;
- -открытки;
- сюжетные картинки;
- фотоматериал
- дидактические настольные игры;
- игры- лото:
- знаки пожарной безопасности;
- ролевые поля,
- экипировка пожарного (атрибуты)
- детская игрушка-аптечка,
- магнитофон;
- мультимедийное оборудование;
- видио и медио-тека.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Участники программы (должность) | Содержание деятельности | Уровень контроля | Периодичность отчета |
1 этап. Базовый. | |||
Педагогический совет | Утверждение программы «Основы пожарной безопасности» | На педагогичес-ком совете на начало года | |
Заведующий |
| На совещании при заведующем | 2 раза в месяц
|
Зам.зав по ВМР |
| На совещании при заведующем | На начальном этапе работы |
Воспитатель Кирилюк Е.В. | Разработка документации:
| На методических советах | На начальном этапе работы |
2 этап. Основной. | |||
Заведующий |
| На совещании при заведующем | 1 раз в неделю в процессе деятельности |
Зам.зав по ВМР |
| На совещании при заведующем. На педагогических советах. | В течение всего периода реализации программы |
Воспитатель Кирилюк Е.В. |
| На совещании при заведующем На методических заседаниях | В течение всего периода реализации программы |
3 этап. Заключительный. | |||
Педагогический коллектив |
| На педагогическом совете | По итогам года |
Воспитатель Кирилюк Е.В. |
| На педагогическом совете | По итогам года |
Зам.зав по ВМР |
| На педагогическом совете | По итогам года |
МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
В образовательной работе применяются следующие методики и технологии, эффективные как для взрослого (педагоги, родители), так и для ребенка
Направление | Методики, диагностики |
Организация работы с детьми | Т.А.Шорыгина Осторожные сказки. Г.П. Шалаева. Правила поведения для воспитанных детей. В.Сибирев. 01 пароль отважных. Т.Федорова. Чтоб не ссориться с огнем! Ты один дома. Пожарная машина. А.Чувилин, Б.Фонин. Огонь- опасная игра. Детям о пожарной безопасности. Правила безопасности для взрослых и детей. И.Соковня. Ай, обжегся! Малышам о пожарной безопасности(раскраска) А.Разцветников. Пожарный. Журнал «Миша». Огневой колдун. В.Безбородов. Я решил испечь блины. Рабочая тетрадь по пожарной безопасности. Синтез. |
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Для выявления результатов проводимой работы по формированию основ правил пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста используются различные методы отслеживания результатов.
Это наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной детской деятельности, полученных знаний
Наблюдение- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Несмотря на то, что наблюдение требует больших временных затрат, все же этот метод является наиболее целесообразным в отслеживании результатов дошкольника, позволяющим изучить и особенности отношения ребенка к соблюдению правил пожарной безопасности.
Беседа- этот метод сбора определенной информации в процессе личного общения с человеком в соответствии с разработанной программой. Этот метод позволяет получить уникальную информацию о сформированном опыте ребенка, выявить особенности восприятия им окружающего мира, увидеть его индивидуальные реакции на содержание бесед о знании основ пожарной безопасности.
Отслеживание результатов требует и участия родителей в этом процессе, семья является носителем важнейшей информации о пожаробезопасной культуре. Для этого применяется метод сбора необходимых данных, основанных на опросе родителей с помощью анкеты.
Анкета- это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление определенной информации от респондента.
Задачи отслеживания результатов сформированных знаний основ пожарной безопасности у старших дошкольников.
1.Изучить особенности отношения ребенка к знанию правил пожарной безопасности и мотивации к их соблюдению.
2.Изучить особенности представлений дошкольников о пожаробезопасной культуры, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, стимулирующих их личную безопасность.
3.Изучить особенности компетентности ребенка в формировании знаний о причинах пожара, и действий в соответствующей экстремальной ситуации.
4.Выявить уровень знаний, умений и навыков по пожарной безопасности.
5.Проанализировать отношение родителей и педагогов к занятиям по изучению основ пожарной безопасности.
Старший дошкольник должен:
Знать | Уметь |
Номер пожарной охраны 01. Какую пользу и вред приносит огонь. Огнеопасные вещества (масло, бензин, керосин, лак,и др.) Причины возникновения пожара. Способы тушения пожара. Действия в задымленном помещении. Как вести себя при возникновении пожара в квартире. Как обращаться с электроприборами. Меры безопасности. Первичные средства пожаротушения. Пожарный инвентарь. Что такое пожарный рукав, его назначение. Кто такие пожарные. Знать простые знаки пожарной безопасности (огнетушитель, выход, направление к выходу, пожарный ручной извещатель) Знать, как можно погасить на себе одежду. Почему опасно играть спичками. Опасные и вредные факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Средства индивидуальной защиты. Простые знаки пожарной безопасности (выход, огнетушитель, огнеопасно). Как спастись самому и спасти младших при пожаре. | Вызвать по телефону пожарную охрану. Сообщить по телефону свой адрес, фамилию, имя. Гасить огонь (водой, песком, землей, плотной тканью, порошком и др.) Эвакуироваться в случае пожара (нельзя прятаться во время пожара). Пользоваться огнетушителем. Правильно действовать во время пожара и задымленности. Применять первичные средства пожаротушения. Надевать и снимать СИЗ, находиться в них. Грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления. Звать на помощь. Оказывать первую помощь при ожогах. Спасать (выводить из горящего или задымленного помещения младших. Выключать электроприборы. Тушить костер. |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Мониторинг проводится 2 раза в год:
1этап-сентябрь, 2этап – май.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Теоретическая подготовка.
Устный опрос, беседа, наблюдение, викторина.
Практическая подготовка.
- выполнение игровых упражнений
- ролевые игры
- решение ситуационных задач,
- коллективное творческое дело
- творческие задания
- оказание первой медицинской помощи при ожогах.
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ И ТИПА ЗАДАНИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Полнота знаний о безопасной жизнедеятельности
Воспроизведение фактов и теоретических знаний о безопасности (репродуктивные задания)
РАЗВИВАЮЩАЯ
Умение реконструировать знания, умение использовать знания о безопасности в знакомой ситуации
Сравнение опасных факторов, средств безопасности, объяснение конкретных явлений с использованием обобщенных знаний о безопасности и т.д. (продуктивные задания)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Уровень знаний о безопасной жизнедеятельности, самостоятельное осмысление проблем безопасности, сформированность взглядов по вопросам безопасности
Опровержение ошибочных точек зрения по проблемам безопасности, доказательство своих выводов, прогнозирование развития проблем безопасности (проблемные задания)
ЛИТЕРАТУРА
1. АвдееваН.Н., КнязеваН.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПБ: Детство- Пресс,2004.
2.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.Москва.2008.
3.Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004
4.Дюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада.- Ростов -на Дону:Феникс,2008.
5.Комитет по образованию администрации Тюменской области Управление Государственной противопожарной службы УВД Тюменской области Областной совет ВДПО. Методическое пособие для работы со школьниками по обучению их правилам пожарной безопасности(применительно для старших групп детских садов).Тюмень,1998.
6.Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников.Москва2008
7.Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008.
8.Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Творческий центр. Сфера. Москва. 2007.
9.В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».
10.В.А. Степанов «Азбука в загадках».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорожная карта (план-график) введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на период 2014-2016 гг.
Для обеспечения качественного и эффективного введения ФГОС ДО (с учетом контингента детей) необходимо проведение системы мероприятий на институциональном уровне (уровне образовательной организац...
Аннотация программы по формированию здорового образа жизни и профилактике простудных заболеваний «Тропинка к здоровью» для детей младшего и старшего дошкольного возраста 2014-2016 гг.
Пояснительная запискаФормирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2014-2016 учебный год по теме «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план....
Отчёт по самообразованию за 2014-2016 г.
Отчёт по теме самообразования «Организация взаимодействия с родителями как условия реализации ФГОС дошкольного образования» за 2014-2016г....
План работы Центра Здоровья на 2014 – 2016 год
Цель деятельности Центра здоровья: укрепление, сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни участников воспитательно-образовательного процесса....
Программа социального партнерства с семьей на 2014-2016 г.
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализо...
Аналитическая записка о результатах профессиональной деятельности за 2014-2016 год.
Аналитическая записка о результатах профессиональной деятельности за 2014-2016 год....