Аналитическая записка о результатах профессиональной деятельности за 2014-2016 год.
материал по теме
Аналитическая записка о результатах профессиональной деятельности за 2014-2016 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
428_komarova_n.p._analiticheskaya_zapiska.docx | 51.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Администрации Орджоникидзевского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 428 «Золотая рыбка»
Аналитическая записка
о результатах профессиональной деятельности
за 2014-2016 год
Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Комарова Наталья Павловна
Екатеринбург, 2016
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы
1.1 Важность развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста 5
1.2 Значение коммуникативных навыков
в развитии личности дошкольников 6
1.3 Актуальность развития творческих
способностей дошкольников 8
2. Описание собственного опыта работы 9
3. Заключение 12
4. Список литературы 13
5. Приложения 14
Введение
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, педагоги поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Особую роль необходимо уделить развитию творческого мышления, коммуникативных навыков и мелкой моторики дошкольников. В данном вопросе на помощь воспитателю приходит инновационная разработка – кинетический песок.
Игра песком - развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию - все это вместе способствует гармоничному развитию личности ребенка. К этому списку можно добавить, что при игре песком развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.
Песок - это замечательный сенсорный материал, непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Среди позитивных феноменов, зафиксированных специалистами, можно выделить наиболее значимые:
- усиление желания у детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- развитие тактильной чувствительности, как основы «ручного интеллекта»;
- в играх с песком более гармонично и интенсивно происходит развитие всех познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Кинетический песок по своей структуре он напоминает обычный песок, но кроме того, что из него можно лепить, строить, на нём можно рисовать и его можно…резать, выдавливать специальным шприцом строгие формы. Одновременно с этим он легко сыплется и собирается. А самое главное- руки после него сухие и чистые. Такой мега- тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие у ребёнка мышления, воображения, речи. С его помощью гораздо легче будет происходить развитие мелкой моторики, формироваться представления о сенсорных эталонах. К тому же кинетический песок, всё чаще применяется в работе с гиперактивными детьми, как средство релаксации.
Создавая кинетическую песочницу мой была сформулирована цель:
«Создание условий для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и развитие мелкой моторики дошкольников посредством использования кинетического песка».
Для эффективности практической деятельности были поставлены следующие задачи:
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
- Развитие связной речи. Обогащение словарного запаса
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с детьми
Актуальность моей работы заключается в том, что от развития творческих способностей, мелкой моторики и коммуникативных навыков ребенка, зависит его успех в обучении, а игра песком- это одна из самых первых, любимых, доступных, развивающих видов деятельности ребенка. Так же первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
- Желание узнать что-то новое и экспериментировать.
- Мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
- Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, речь и моторика.
- Совершенствуется предметно-игровая деятельность (способствует развитию сюжетно-ролевых игр и коммуникативных навыков).
- «Заземляет» отрицательную энергию.
Воспитательно-образовательный процесс осуществлялся в совместной деятельности взрослого и воспитанников, в самостоятельной деятельности детей.
Теоретические основы
Важность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Таким образом развитие мелкой моторики -важное условие для дальнейшего успешного развития дошкольника так как ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточны развиты память, внимание, связная речь.
Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения со сверстниками ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина общения детей. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первого общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
По определению известного педагога А. П. Усовой, группа детского сада — это первое своеобразное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Очень важно правильно и своевременно помочь детям развить коммуникативные навыки и умения, воспитать у них гуманное отношение друг к другу, дружбу, сделать все необходимое, чтобы из случайной совокупности детей, собранных в группу, в возможно более короткий срок создать коллектив Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативные навыки включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил общения. Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше ребенок приобретет коммуникативные навыки и умения, тем меньше проблем у него будет в будущем. Следовательно, значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды, с неписанными законами и правилам. Он не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию. И педагог должен вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими. Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются. Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, изобразительную и др.
Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач социализации личности на первых этапах энтогенеза.
Актуальность развития творческих способностей дошкольников
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Описание собственного опыта работы
Опираясь на разработку такого автора как О.Ю.Епачинцева, я пришла к выводу, что многие упражнения и техники можно «перенести» на работу с кинетическим песком.
Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал, что мне будет необходимо добавить в процессе работы.
В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
Я поставила перед собой задачи:
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику
- Развитие связной речи. Обогащение словарного запаса.
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с детьми.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей. В индивидуальной и групповой работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Мною заранее был изготовлен пальчиковый театр для игры с кинетическим песком, и карточки-пособия. Также я освободила место в группе для большой кинетической песочницы и малых песочных контейнеров. Собрала мини фигурки животных, морских обитателей, диких и домашних животных. Выучила с детьми правила игры с кинетическим песком. Составила сборник игр с кинетическим песком.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям: пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры. Все игры проводились с обязательным использованием кинетического песка.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в моей работе, по созданию условий для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и развития моторики дошкольников посредством использования кинетического песка. Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
В начале года провела анкетирование родителей, чтобы выявить степень осведомленности о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников. В анкетировании приняли участие 15 родителей. Родителям предлагалось ответить на 6 вопросов. Результаты анкетирования занесены в таблицу (приложение 1).
Анализируя результаты анкетирования, прослеживается, что уровень осведомленности–низкий. Но степень готовности родителей к сотрудничеству – высокая.
На родительском собрании, посвященному вопросу «Важность развития коммуникативных навыков в дошкольный период» я ознакомила с содержанием и значением необходимости развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, предложила осуществлять работу в двух направлениях:
специальные игры – упражнения для развития коммуникативных навыков и дружеского общения.
Формирование умения договариваться со сверстниками во время игры.
Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Развитие творческих способностей ребенка в дошкольный период».
В родительском уголке помещаю рекомендации: «Кинетический песок-знакомство»; «Игры с кинетическим песком»; «В чем польза от игры с кинетическим песком для детей?»
Провела педагогические наблюдения в начале 2015 года для выявления уровня сформированности мелкой моторики дошкольников их коммуникативных качеств и творческих способностей. Я заострила внимание на следующих критериях: манипуляции с мелкими предметами, точность и координированность движений, умение составить рассказ по образцу.
Сентябрь 2014года не справились с заданием – 34%; частично справились с заданием – 42%; четко выполнили все действия – 24%.
В мае 2016 года показатели, следующие: не справились – 8%; частично справились – 31%; четко выполнили все действия – 61%.
Таким образом, результаты педагогического наблюдения показали положительное влияние роли кинетического песка в систематичной комплексной работе по развитию творческих способностей, коммуникативных навыков и развитие мелкой моторики дошкольников.
Опыт работы по теме «Создание условий для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и развитие мелкой моторики дошкольников посредством использования кинетического песка» размещен на сайте nsportal.ru, а также был проведен мастер-класс для коллег.
Награждена грамотами МАДОУ-детского сада № 428 (2016 г.). Имею благодарственные письма от родителей воспитанников.
Заключение
Проводимая работа дала положительные результаты. Опыт работы показал, что планомерная работа по созданию условий для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и развитие мелкой моторики дошкольников посредством использования кинетического песка способствовало:
- Желанию дошкольников узнать что-то новое и экспериментировать.
- Развитию тактильной чувствительности
- Гармоничное развитие всех познавательных функций, речи и моторики.
- Совершенствуется предметно-игровая деятельность (кинетический песок способствует развитию сюжетно-ролевых игр и коммуникативных навыков).
На этом я считаю останавливаться не надо. Необходимо продолжать работать с кинетическим песком для дальнейшего развития дошкольников.
Следующим этапом моей деятельности будет создание авторской программы по дополнительному образованию для детей 4-6 лет по работе с кинетическим песком.
Список литературы
- Грабенко Т.М.; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке» М.: Риор, 2014. -82 с.
- Епачинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольника» М.: Риор, 2014. -123 с.
- Кузуб Н.В.; Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи» СПб.: Питер, 2014.- 98 с
- Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для
дошкольников» СПб.: Питер, 2013.- 150 с
Приложение 1
Анкетирование родителей
№ | Содержание вопроса | Варианты ответов | ||
да | нет | Затрудняюсь ответить/очень редко | ||
1 | Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? | 7 (47%) | 5 (33%) | 3 (20%) |
2 | Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду? | 2 (13%) | 12 (80%) | 1 (7%) |
3 | Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? | 7 (47%) | 8 (53%) | 0 (0%) |
4 | Доступно ли ребенку в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? | 12 (80%) | 3 (20%) | 0 (0%) |
5 | Разрешаете ли Вы ребенку играть в «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и тому подобное) | 4 (27%) | 11 (73%) | 0 (0%) |
6 | Готовы Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук ваших детей? | 12 (80%) | 2 (13%) | 1 (7%) |
Приложение 2
Консультация для родителей
«Развитие творческих способностей ребенка в дошкольный период»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Первые элементы литературного детское творчество появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.
В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.
Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Кинетический песок-знакомство»
Кинетический песок - сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.
Чем полезен кинетический песок для детей и взрослых?
- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук.
- В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность.
- Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения.
- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания. Этот материал широко используется детскими психологами.
- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.
Знакомство с песком.
Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.
Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь.
На вид кинетический песок очень похож на мокрый песок, но при этом на ощупь он абсолютно сухой. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности.
Кинетический песок похож на мокрый морской песок
Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.
Такие простые занятия с кинетическим песком отлично способствуют релаксации, причем чаще всего мам и пап
Теперь, когда вы познакомились с удивительными свойствами песка, можно приступать к играм.
Приложение 4
Консультация для родителей
«Игры с кинетическим песком»
Готовим печенья и кексики.
Для этой игры вы можете использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.
- Раскатываем кинетический песок скалкой.
- При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек.
- Используя формы для кексов можно испечь вкусняшки для папы с мамой.
- Отлично впишется в эту игру игрушечная плита, если она у вас есть.
Тренируем навыки владения ножом.
Все родители очень хотят побыстрее научить ребенка орудовать этим опасным предметом, но при этом так же всем страшно доверить нож в неумелые ручки малыша. Кинетический песок станет отличным материалом для тренировки.
Из песка вы можете сделать «хлеб», «масло» или колбаски, вручить ребенку пластиковый нож и предложить нарезать хлеба или приготовить бутербродики.
Продукты из кинетического песка отлично режутся даже тупыми ножами, а ребенок будет увлечен доверенной важной миссией.
«Прятки»
Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.
Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.
Играя в такую игру, будьте внимательны, не оставляйте ребенка одного, чтобы он случайно не потянул в рот мелкие предметы и не подавился!
Прятки обучающие. Для детей постарше вы можете прятать уже не просто игрушки, а цифры или буквы и просить найти определенную цифру или определенную букву.
Из найденных цифр можно составлять примеры, а из найденных букв слова.
Вы задумываете слово, записываете его на бумажке и предлагаете ребенку найти в куче кинетического песка нужные буквы для составления слова
Пишем на песке
Эта игра также подходит для детей, которые учатся считать, изучают алфавит или учатся читать и писать.
Вы можете тренироваться писать на песке буквы, цифры, слова, решать простые примеры или учиться читать слоги и слова. Выводить буквы и цифры палочкой на песке гораздо веселее, чем ручкой на бумаге, а значит наверняка эта игра увлечет ребенка гораздо больше, чем скучное сидение за столом
Лепим из кинетического песка
Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками!
Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.
Изучаем формы при помощи кинетического песка
При помощи различных формочек можно слепить различные геометрические фигуры, как объемные, так и плоскостные. Это могут быть кубы, шары, конусы.Можно составить плоскостную мозаичную картину из песка разных цветов.
«Угадайка»
Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке. Периодически меняйтесь с ребенком ролями.
«Кто выше? »
У кинетического песка очень интересные свойства. С одной стороны формы, сделанные из песка очень прочные, с другой стороны, как только давление сверху достигает определенного предельного веса — строение рушится. Соответственно, вы можно использовать это свойство для игры.Задача — построить башню как можно выше.
Строим высокую башню из кинетического песка
Можно выстраивать башню из кирпичиков, можно делать из самодельных кубиков или из шариков.
Если играют двое — то побеждает тот, чья башня будет выше и дольше продержится. Если вы играете на одной стороне, то просто тренируйтесь, чтобы построить башню как можно выше, из как можно большего количества элементов.
Приложение 5
Консультация для родителей
«В чем польза от игры с кинетическим песком для детей?»
Всем известна страсть малышей от 1 и лет до 5-6 к играм в песочнице. Лопатки и формочки покупаются ежемесячно, но постоянно исчезают в пылу дворово-прогулочных баталий. Ребенок возится в вожделенном песке руками, ногами и «всем туловищем» (цитата из «Деталей» Евгения Гришковца). Приходит домой — песок сыплется отовсюду: из карманов и сандилий, набивается в носки, уши, нос и под ногти…
А ведь уличный песок, с точки зрения гигиены, в лучшем случае — сомнительной чистоты. В худшем же — просто антисанитарный рассадник всевозможных микробов, вирусов и заболеваний. Не туда ли делают свои делишки дворовые кошки? Не поблизости ли выгуливают соседи своих любимых собачек? Не смешивается ли с песком для детских игр грязь, пыль, мусор и пыльца с окрестных деревьев, которая у ребенка может вызвать аллергию? На городском пляже дела обстоят ненамного лучше. Что же делать: запрещать крохе подходить к общедоступной песочнице? Или устроить домашнюю, купив кинетический песок?
Этот самый песок — одна из наимоднейших новинок, изобретенных в Швеции и тут же завоевавших любовь «эко-мамочек» по всей Европе.
- 98 % от всей предлагающейся массы — это чистейший, прошедший многоступенчатую санобработку, морской песок, безопасный для здоровья малыша;
- оставшиеся 2 % — так называемая «химия»: загустители — связующие средства (как утверждают производители — совершенно не токсичного);
- масса не требует использования воды, её не нужно ни поливать, ни высушивать;
- она не липнет ни к рукам, ни к поверхности, на которой ребенок будет играть с кинетическим песком;
- однако же эта самая «масса» свободно «протекает между пальцев» (цитата из отзывов) и мнется, словно «тесто»;
- продается «песок» в наборах (можно выбрать вес в килограммах, начиная с 1): в удобной эргономичной упаковке, вместе с мини-песочницей (разных размеров и форм, с крышкой или без) и несколькими формочками (можно выбрать те, что соответствуют интересам и возрасту-полу именно вашего ребенка).
О пользе «песочных» игр на улице и дома
Перебирая, пересыпая руками или совочком, ложкой, формочкой, а также — копаясь в мелких сыпучих веществах (это могут быть не только песок и земля, но и гравий, всевозможные крупы, крупная морская соль (в идеале — окрашенная разными цветами), сахар и т.п.), малыши:
- прекрасно развивают мелкую моторику (что напрямую связано с общим развитием умственной и психической сферы);
- выплескивают «творческие порывы», эмоциональное напряжение, отрицательные переживания;
- способны надолго заняться самостоятельно, оставив в покое маму с её «неотложными» хозяйственными делами.
Таким образом, кинетический песок купить — значит ребенка увлечь приятной и полезной деятельностью. Не просмотром бесконечных «околодиснеевских», якобы «развивающих» мультфильмов, не игрушек и не нажиманием кнопочек на папиных гаджетах, а, в некоторой степени, «общением с природными материалами».
Если вы опасаетесь того, что песок окажется разбросанным по всей квартире, забьется в труднодоступные углы и, в конце концов, окажется у малыша в волосах и на зубах, то хитроумные шведские изобретатели предусмотрели решительно все. Стоит взять в руки кусочек «тестообразной» массы и провести им по «усыпанной» поверхности, как все песчинки прилипнут, и чистота восстановится. По окончании игр все нужно сложить в упаковку и спрятать подальше от крохи, который наверняка захочет покопаться в песочке еще немного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности. Описание работы воспитателя за межаттестационный период....
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Представлен результат педагогической деятельности...
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за период 2012 - 2017гг. для участия в районном этапе городского конкурса "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевск...
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
Аналитическая записка для участия в городском конкурсе "Воспитатель года - 2018" Орджоникидзевский район г. Екатеринбург в номинации "инструктор по физической культуре"...
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму»....
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности за 2014-2017 учебные года.
Приоритетное направление профессиональной деятельности: развитие и воспитание детей раннего возраста в ходе взаимодействия с семьями воспитанников....