КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
календарно-тематическое планирование на тему
Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умение пользоваться фразовой ручью при ответах на вопросы) Развитие внимания и памяти. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_zanyatiya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1
(По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»)
Цель:
- Развитие зрительного восприятия (форма, величина).
- Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета.
- Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
- Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умение пользоваться фразовой ручью при ответах на вопросы).
- Развитие внимания и памяти.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
большая мягкая игрушка;
плакат с изображением двух квадратных (большого и маленького) и двух круглых (большого и маленького) окошек;
плакат и изображением героев сказки «Курочка Ряба»;
матрешки (по количеству детей);
наборы из трех кубиков (для психолога и каждого ребенка);
наборы из трех игрушек (для психолога и каждого ребенка).
Ход занятия – описан на стр.7
Занятие 2
(По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»)
Цель:
1.Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).
2.Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине).
3.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них).
4.Развитие внимания и памяти.
5.Развитие общей и мелкой моторики.
6.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.
Оборудование:
большая мягкая игрушка;
плакаты с изображениями не раскрашенного и раскрашенного петушков;
карточки к упражнению «Петушки» (по количеству детей);
коробки с карандашами (разного размера и цвета).
Ход занятия – описан на стр.11.
Занятие 3
(По сюжету русской народной сказки «Репка»)
Цель:
1.Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).
2.Закрепление навыков счета.
3.Развитие мышления и воображения.
4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5.Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
6.Развитие мелкой моторики.
- Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка;
фланелеграф;
плоскостные изображения репки, деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки для работы с фланелеграфом;
наборы геометрических фигур: желтый круг, шесть квадратов, уменьшающихся по размеру и разных по цвету (для психолога и каждого ребенка);
предметные картинки: ель, часы, коза, шкаф, мак, автобус;
тарелочки, линейки-трафареты, листы бумаги, цветные карандаши, (по количеству детей);
репка для угощения детей.
Ход занятия – описан на стр.17
Занятие 4
Цель:
1.Развитие зрительного восприятия.
2.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
3.Развитие мелкой моторики.
4.Развитие умения согласовать свои действия с действиями взрослого.
5.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкие игрушки;
карточки к упражнениям «Найди одинаковые предметы», «Кто, где живет?», «Две собачки» (по количеству детей);
простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия – описан на стр.21
Занятие 5
Цель:
1.Развитие зрительной слуховой памяти.
2.Развитие мышления (классификация).
4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5.Развитие общей и мелкой моторики.
6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка (собачка Жучка);
предметные картинки: мак, гриб, бабочка, береза, машина, собака;
карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Накорми домашних животных» (по количеству детей);
тарелочки, линейки-трафареты, листы бумаги, простые карандаши, (по количеству детей).
Ход занятия – описан на стр.23
Занятие 6
Цель:
1.Развитие восприятия.
2.Развитие внимания и памяти.
3.Развитие речи и мышления.
4.Развитие навыков счета.
5.Развитие общей и мелкой моторики.
6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкие игрушки;
круглые картинки: зеркало, мяч, тарелка, воздушный шар и т.п.;
карточки к упражнениям «Фигуры под зонтиком», «Пирамидки» (по количеству детей);
тарелочки, листы бумаги, простые карандаши, (по количеству детей).
Ход занятия – описан на стр.27
Занятие 7
Цель:
1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
2.Развитие внимания, памяти, мышления.
3.Развитие навыков счета.
4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5.Развитие общей и мелкой моторики.
6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкие игрушки;
сюжетные картинки с изображением времен года;
геометрические фигуры: желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник (для психолога и каждого ребенка);
карточки к упражнению «Помоги рыбкам» (по количеству детей);
пушистые игрушки (кошка, собака, тигренок и т.д.) и гладкие предметы (мяч, карандаш, матрешка и т.п.);
тарелочки, простые карандаши (по количеству детей).
Ход занятия – описан на стр.30
Занятие 8
Цель:
1.Развитие восприятия (цвет, форма, величина).
2.Развитие внимания и наблюдательности.
3.Развитие мышления и зрительно-двигательной координации.
4.Развитие речи (активация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5.Развитие общей и мелкой моторики.
6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование:
мягкая игрушка;
наборы из красного, синего и желтого кубиков (по количеству детей);
предметные картинки (будильник, свеча, чайник, мороженое, грелка, солнце, чашка, снежинка) к упражнению «Горячий, холодный, теплый»;
рамки М.Монтессори, карточки к упражнению «Домики» (по количеству детей);
тарелочки, цветные карандаши, (по количеству детей).
Ход занятия – описан на стр.33
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Занятие 1. «БОЖЬЯ КОРОВКА»
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе;
- Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- Развитие зрительного восприятия (цвет, формы, размера предметов);
- Развитие внимания, речи и воображения
Материалы:
Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);
Большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;
Черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;
Лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия – описан на стр. 8
Занятие 2. «ЛИСТОПАД»
Задачи:
- Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
- Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
- Развитие слухового внимания. Произвольности, быстроты реакции;
- Развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы:
Большой зонт;
Магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки;
Два кленовых листа (для каждого ребенка);
Желтая, красна, зеленая гуашь;
Лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия – описан на стр. 13
Занятие 3. «МЯЧИК»
Задачи:
- Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- Повышение эмоционального тонуса;
- Развитие чувства ритма, координации движений;
- Развитие ориентации в пространстве;
- Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
- Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
Большой мяч;
Матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
Ход занятия – описан на стр. 15
Занятие 4. «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»
Задачи:
- Сплочение группы, развитие эмпатии;
- Развитие слухового внимания, производительности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- Снижение излишней двигательной активности;
- Обучение различию цветов, соотнесению предметов по цвету;
- Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождения вещей;
- Развитие общей моторики;
- Развитие памяти, речи воображения.
Материалы:
Картина или фотография «осенний лес»;
Игрушечный ежик;
Игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;
Красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого ребенка);
Красная, желтая и зеленая корзинки.
Ход занятия – описан на стр. 18
Занятие 5. «ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА»
Задачи:
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
- Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик);
- Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие восприятия, речи и воображения.
Материалы:
Игрушка (кукла бибабо): «Петрушка»;
Игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
Бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика);
Бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);
Обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;
Мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
Ход занятия – описан на стр. 22
Занятие 6. «НОВЫЙ ГОД»
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе;
- Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
- Отработка быстроты реакции;
- Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материалы:
Игрушечный Дед Мороз;
Новогодняя елка;
Пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;
Краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;
Лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);
Матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).
Ход занятия – описан на стр. 26
Занятие 7. «МЯЧИКИ»
Задачи:
- Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
- Развитие ориентации в собственном теле;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
Материалы:
Большой красный мяч и маленький синий мячик;
Мячи среднего размера (для каждой пары детей);
Магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;
Лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
Ход занятия – описан на стр. 30
Занятие 8. «ЗАЙКА»
Задачи:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе;
- Развитие умения подражать движениям взрослого;
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
- Снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материалы:
Мягкие игрушки: заяц и лиса;
Магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки;
Матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
Ход занятия – описан на стр. 33
Занятие 9. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
- Снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
- Развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Набор для выдувания мыльных пузырей;
Магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;
Мячи;
Мячи для подскоков (хоппы).
Ход занятия – описан на стр. 36
Занятие 10. «МУЗЫКАНТЫ»
Задачи:
- Создание положительной эмоциональной обстановки;
- Сплочение группы, обработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
- Развитие образности и слухового восприятия;
- Развитие слуховой и зрительной памяти;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Ширма;
Игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла);
Игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
Ход занятия – описан на стр. 41
Занятие 11. «МАМИН ДЕНЬ»
Задачи:
- Оптимизация детско-родительских отношений;
- Воспитание доброго отношения к маме;
- Развитие двигательных навыков;
- Развитие слуховой и зрительной памяти;
- Развитие восприятия, внимания и речи.
Материалы:
Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);
Головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);
Ширма;
Колокольчик.
Ход занятия – описан на стр. 45
Занятие 12. «МИШКА»
Задачи:
- Сплочение группы, развитие эмпатии;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
- Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
- Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- Развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Игрушечный медвежонок;
Магнитофон, кассета с записью пения птиц;
Гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка (поролоновый тампон).
Ход занятия – описан на стр. 48
Занятие 13. «НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА»
Задачи:
- Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
- Формирование положительной самооценки;
- Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
- Развитие слухового внимания, быстроты реакции;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Развитие чувства юмора, речи и воображения.
Материалы:
Игрушечная мышка;
Розовый и черный косметические карандаши;
Большие игрушечные часы;
Магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
Ход занятия – описан на стр. 52
Занятие 14. «КОЛОБОК»
Задачи:
- Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
- Снятие страхов перед сказочными героями;
- Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»);
Матерчатый мешочек;
Фрукт и овощ;
Пластилиновый шарик (для каждого ребенка);
Дидактический набор «Мисочки»;
Деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине);
Спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.
Ход занятия – описан на стр. 57
Занятие 15. «КОТЯТА»
Задачи:
- Формирование положительной самооценки;
- Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
- Снятие мышечного напряжения;
- Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
- Развитие слухового восприятия. Умения воспроизводить услышанные звуки;
- Развитие моторики, координации движений. Ориентации в собственном теле;
- Развитие пространственных представлений;
- Развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Магнитофон, кассета «голоса животных и птиц»;
Желтые, красные. Синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);
Игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия – описан на стр. 63
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»
Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...