Итоговое занятие по художественной литературе с использованием ЭОР для детей старшей группы. Сказка "У страха глаза велики".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
План-конспект и логика итогового занятия. Презентация со схемами-условными обозначениями поможет детям быстро запомнить содержание сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud._lit._skazka_u_straha_glaza_veliki_s_ispolzovaniem_eor.rar | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе (воспитатель Баюшева О.В)
Тема НОД: Художественная литература. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Музыка».
Задачи:
- Коммуникация –
- Продолжать формировать умение понимать смысл художественного произведения, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, высказывать свое мнение;
- Формировать умение делать комплименты;
- Формировать представление о значении устаревших слов, расширять словарный запас (водоносы, наперсток, колодец, колода);
- Развивать навыки выразительного рассказывания;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Продолжать развивать умение анализировать свою деятельность, рассказывать о своих впечатлениях.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, словесно-образное мышление;
- Чтение художественной литературы –
- Познакомить детей с новой русской народной сказкой;
- Познакомить с новой поговоркой;
- Продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение;
- Закреплять представление о композиции сказки;
- Закреплять знание о названиях, особенности жанра, основных частях русских народных сказок;
- Закреплять знания об именах сказочных героев сказок;
- Продолжать развивать умение запоминать и рассказывать художественное произведение по предложенным условным обозначениям – схемам;
- Продолжать развивать умение делать выводы, определять основную мысль художественного произведения;
- Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.
- Социализация –
– Продолжать развивать интерес к игре;
- Продолжать формировать умение играть, следуя правилам;
- Продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми, конструктивно взаимодействовать в команде;
- Умение согласовывать движения в соответствии с текстом, отображая характерные особенности сказочных персонажей (походка, темп движения, интонация).
- Здоровье –
- Использовать в НОД ходьбу по коррегирующим дорожкам, эмоциональную и физическую разрядку (как важный фактор в сохранении здоровья детей).
- Физическая культура –
- Продолжать формировать потребность в двигательной активности;
- Развивать общую моторику;
- Закреплять умение ловить и бросать сверстнику мяч двумя руками.
- Познание –
- Продолжать формировать умение «читать» (понимать) схемы-условные обозначения.
- Развивать память.
- Музыка -
- Использовать музыкальное сопровождение для привлечения внимания детей к теме, создания эмоционально-положительного настроя у детей.
Методы и приёмы:
- практические (игры, упражнения, решение проблемных ситуаций)
- наглядные (рассматривание, работа со схемами-условными обозначениями)
- словесные (беседы, вопросы-ответы, художественное слово, загадки, поговорки, объяснения).
Материалы и оборудование:
Запись песни «В гостях у сказки», «Спор Маши и Вити»; клубок ниток, платок для воспитателя (роль сказочницы); книги (сказки) для выставки; «дорожки-препятствия»: узкая скамья, следы с наполнителями (коррегирующие); мяч, корзина, зайчик, книга «У страха глаза велики»; проектор, настенный экран, презентация содержания сказки, представленная в схемах-условных обозначениях; наперсток.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | - Упр. «Пройди через болото»; - Упр. «Пройди по узкому мостику». - Физминутка «Пройди, как сказочный герой» |
Игровая | - игра «Преодолей препятствия»; - сюрпризный момент «Что в корзине?»; - Д/и «Волшебный мяч»; |
Познавательно-исследовательская | - рассматривание наперстка; - рассматривание и работа по схемам. |
Коммуникативная | - Д/у «Скажи комплимент»; - Беседа «Что за прелесть эти сказки!»; - Беседа по содержанию сказки «У страха глаза велики»; - Пересказ сказки. |
Чтение (восприятие) | - Русская народная сказка «У страха глаза велики»; - Знакомство с новой поговоркой «У страха глаза велики: чего нет и то видят». |
Музыкально-художественная | - Прослушивание вступления и 1 куплета песни «В гостях у сказки»; - выполнение движений под музыку: песня «Спор Маши и Вити» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Организационный момент: Включает запись песни «В гостях у сказки», привлекает внимание детей, подзывает их к себе, задает вопросы, показывает клубок. | Обращают внимание на звучащую песню, подходят к воспитателю. Отвечают на вопросы воспитателя: - Вы сказки любите? (Да). - А что у меня в руках? (клубок). Обращают внимание на клубок, который «приглашает» детей поиграть в игру. | Привлечение внимания детей песней о сказке, эмоциональный отклик на услышанную песню, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы, интерес к предстоящей деятельности. |
2. | Д/у «Скажи комплимент»: Предлагает присесть на ковер в круг, объясняет правила игры, проводит игру. Анализирует деятельность детей. Приглашает в сказочную страну. | Присаживаются на ковер в круг, слушают правила игры (приложение 1). Играют, соблюдая правила игры. В конце игры кладут нить на пол, слушают похвалу воспитателя: «Посмотрите, наша ниточка не порвалась. Замечательно! Это ваши добрые слова сохранили её. Вы можете быть добрыми и внимательными по отношению к другим людям». Слушают приглашение воспитателя: «Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну. А путь туда неблизкий и нелёгкий». | Умение играть, следуя правилам. Умение делать комплименты. Обогащение словарного запаса. |
3. | Беседа «Что за прелесть эти сказки!»: Приглашает детей присесть на стульчики у учебной доски, обращает внимание на выставку книг (сказки): «В мире много сказок – грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них». Задает вопросы детям, дополняя своими высказываниями. | Подходят к учебной доске, присаживаются на стульчики, обращают внимание на выставку книг-сказок. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы воспитателя: - Скажите, почему вы любите сказки? (происходит волшебство, веселые, интересные и.д.) - Какие сказки вы знаете? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей», «Каша из топора»). - Да, сказок очень много, но сегодня мы поговорим о русских народных сказках. - Как обычно начинается сказка? ("Жили-были...", "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были дед да баба...".) - Как обычно заканчиваются сказки? (Если свадьба - это женятся хорошие, добрые герои; живут-поживают и добра наживают). - А что со злыми героями происходит? (их наказывают). - Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик... ("Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"). - Для чего в русских народных сказках используется клубок? (чтобы показать правильную дорогу и не заблудиться). - А для чего он появился у нас? (показать дорогу в сказочную страну, куда мы все собрались). | Умение отвечать на вопросы, высказывать свое мнение. Закрепление знаний о сказках: название, особенности жанра, основные части сказки. Развитие диалогической речи. |
4. | Игра «Преодолей препятствия»: «обращаясь к клубку», просит показать верную дорогу. Оказавшись перед препятствием, задает проблемный вопрос детям: «Что они собираются делать?». Включает запись «сказочной музыки» (музыка звучит, пока преодолеваются препятствия). Обращает внимание на корзину. | «Просят» вместе с воспитателем показать правильную дорогу: «Ты беги, беги, клубочек, мимо пней и мимо кочек. Покажи дорожку к заветному порожку». Направляются за клубочком, оказываются перед двумя препятствиями:
Решают пройти все препятствия, чтобы попасть в сказочную страну: под музыкальное сопровождение по одному друг за другом проходят через болото, проходят по узкому мостику. Оказываются перед корзиной. | Умение конструктивно взаимодействовать в команде. Физическая разрядка, эмоционально-положительный настрой. Удовлетворение потребности в двигательной активности. |
5. | Д/и «Волшебный мяч»: Предлагает посмотреть, что лежит в корзине. Находит мяч, показывает детям. Предлагает поиграть, объясняет правила игры. Проводит игру. Кладет мяч в корзину и обнаруживает там зайчика. | Обращают внимание на корзину. Рассматривают «волшебный мяч», который нашел воспитатель. Соглашаются на предложение воспитателя поиграть с мячом: «Раз, два, три, четыре, пять, он приглашает поиграть». Играют (приложение 2). | Интерес к игре. Закрепление знаний о сказочных героях сказок. Умение ловить и бросать сверстнику мяч двумя руками. |
6. | Сюрпризный момент: «Обнаружив» в корзине зайчика, интересуется у детей: из какой он сказки, «беседует» с зайчиком. Находит в корзине книжку: сказка «У страха глаза велики» (зайчик из этой сказки). Предлагает детям познакомиться со сказкой. | Удивляются, увидев зайчика («Ой, кто здесь? Да это зайчик!»). Высказывают свои предположения, из какой сказки может быть зайчик («Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок»…) Наблюдают за «беседой» воспитателя и зайчика: - Ребята, зайчик только что мне сказал, что он из сказки «У страха глаза велики», боится один туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я предлагаю отправиться в эту сказку вместе с зайчиком и узнать, чего же он на самом деле испугался. | Удивление, интерес к теме. Умение высказывать свои предположения, опираясь на свои знания. |
7. | Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»: Читает сказку (приложение 3). | Внимательно слушают сказку «У страха глаза велики». | Знакомство с новой русской народной сказкой. Умение внимательно слушать худож. произведение. |
8. | Беседа по содержанию сказки: Уточняет, что название сказки еще является и пословицей, просит повторить название сказки всем вместе (хором). Задает вопросы по содержанию сказки, выслушивает ответы детей, при необходимости дополняет своими комментариями. В ходе беседы демонстрирует схемы (условные обозначения), отражающие содержание сказки. Воспитатель демонстрирует детям первую схему (на слайде № 1). Воспитатель показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение. Воспитатель демонстрирует вторую схему (на слайде № 2). Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий. Воспитатель демонстрирует следующую схему (изображение колоды на слайде № 3). Воспитатель демонстрирует следующую схему (слайд № 4). Воспитатель демонстрирует очередную схему (слайд № 5). Воспитатель демонстрирует схему (слайд № 6). Воспитатель демонстрирует заключительную схему (слайд № 7). Просит произнести название концовки сказки хором. | Произносят хором название сказки. Отвечают на вопросы воспитателя по содержанию сказки: - Скажите, сказка эта смешная или грустная? (Смешная, потому что все герои испугались пустяка. И грустная оттого же, что все герои испугались, оказались трусливыми. Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет). - Можно назвать эту сказку волшебной? (волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка). - Теперь давайте разберемся, кто и чего испугался. - Вспомните, как начинается сказка. (Жили-были…) - Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь мы вспомним, кто главные герои сказки. - Как называли бабушку? (Старушка). - Как называли внучку? ( Хохотушка). - Как называли курочку? (Клохтушка). - Как называли мышку? ( Норушка). - А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники. - Посмотрите, большой кружок – это… Как вы думаете, кто? (бабушка). Кружок поменьше – это… и.т.д. - Куда герои ходили каждый день? (За водой) - С чем они ходили за водой? (С ведрами) - Какие ведра были у бабушки, внучки, курочки, мышки?… (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток: показывают руками размер). Рассматривают наперсток, слушают объяснение воспитателя. - Откуда брала воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа). - Что такое «колода»? (в случае затруднения слушают объяснение воспитателя: колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто). - Ребята, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы) - Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду) - Почему в этот день водоносы не донесли воду? (им помешал Зайка) - Как он помешал? (Зайка сидел под яблоней, яблоко упало ему в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам). - Что произошло с водоносами? (Они побросали ведра и убежали домой) - Куда спряталась бабушка? (на лавку) - Куда спряталась внучка? (за бабушку) - Куда взлетела курочка? (на печку) - Куда спряталась мышка? (под печку) - Кто со страху померещился бабушке? (Медведище). - Почему в сказке сказано: не медведь, а медведище? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке) - Как вы думаете, почему внучке привиделся именно волк, курочке - именно лиса, мышке – котище, а не другое животное? (куры больше всего в сказках боятся лису, а для мышей – главный враг кот…). - Почему зайчик спрятался в лесу под кустом? (он испугался). - Как вы думаете, что он испытал? (Страх) - Почему зайчику было страшно? (он думал, что за ним гонятся четыре охотника) - Какова концовка сказки? (У страха глаза велики: чего нет, и то видят) Произносят хором концовку сказки. | Понимание содержания сказки. Умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, высказывать свое мнение. Представление о композиции сказки. Представление о значении устаревших слов. Умение понимать схематичное изображение. Развитие зрительного и слухового внимания. |
9. | Физминутка Произносит «волшебные слова, превращая» детей в героев сказки: - А теперь покружитесь, в героев сказки превратитесь! Предлагает выполнить действия в соответствии с текстом, изображая героев. Читает текст. Вновь «превращает» в детей: - Покружились, покружились, и в детей вновь превратились! | Кружатся, «превращаются» в героев сказки. Выполняют движения в соответствии с текстом и характером героев сказки «У страха глаза велики»: - Бабушка-старушка ведёрки взяла и по воду пошла. (еле-еле идут, охают) - А за ней вприпрыжку – внучка… (бегуют, смеются). - …….да мышка. (бегут, пищат) - А за ними бегом курочка с ведром. (бегут, кудахчут :ко-ко-ко) - Воды набрали и домой зашагали. (спокойно идут) Кружатся, «превращаются» в детей. | Эмоциональная разрядка. Умение согласовывать движения в соответствии с текстом, отображая характерные особенности сказочных персонажей (походка, темп движения, интонация). |
10 | Пересказ сказки «У страха глаза велики»: Предлагает детям рассказать сказку, опираясь на схемы - условные обозначения, представленные на слайдах. Поочередно меняет слайды в соответствии с содержанием сказки. | Рассказывают сказку, опираясь на схемы, представленные на слайдах. (3 – 4 ребенка). | Развитие памяти, словесно-образного мышления. Навыки выразительного рассказывания. Умение запоминать и рассказывать художественное произведение по предложенным условным обозначениям - схемам. Развитие монологической речи. |
11. | Рефлексия: Предлагает вспомнить, что интересного, нового увидели, услышали, узнали. Предлагает рассказать о своих впечатлениях. Просит вспомнить, как называется сказка, с которой познакомились сегодня, какова ее главная мысль. | Отвечают на вопросы воспитателя: - Понравилось вам путешествие по сказке? - Какие задания мы с вами выполняли? - А что больше всего вам запомнилось? (Рассказывают о своих впечатлениях). - Чему вас научила эта сказка? (Если чего-то испугался, нужно подумать, а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх). | Умение анализировать свою деятельность, высказывать свое мнение, рассказывать о своих впечатлениях. Умение делать выводы, определять основную мысль художественного произведения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Д/у «Скажи комплимент»
Воспитатель наматывает свободно нить на палец и при этом говорит: «Леночка, какая ты трудолюбивая!». Передаёт клубочек ребёнку, тот наматывает на палец и, передавая клубок другому ребёнку, говорит комплимент: «Какой ты добрый; ласковый; помощник; смелый; весёлый; воспитанный; хороший друг». И т.д., пока клубок не дойдёт до взрослого. Затем все одновременно, аккуратно снимают ниточку с рук и кладут её на пол.
- Д/и «Волшебный мяч»
Воспитатель предлагает встать в круг. Далее объясняет правила игры:
- Вы знаете, что некоторые сказочные герои носят длинные имена. Сейчас я буду вам бросать мяч и говорить одну часть имени, а вы – другую и вернёте мяч мне.
- Сивка… (Бурка)
- Иван - … (царевич)
- Царевна… (лебедь)
- Финист… (Ясный сокол)
- Елена… (Прекрасная)
- Мороз (Иванович)
- Марья (Моревна, Искусница, царевна).
- Василиса… (Прекрасная, Премудрая)
- Конёк… (Горбунок)
- Крошечка… (Хаврошечка)
- Змей… (Горыныч)
- Кощей… (Бессмертный)
- Русская народная сказка «У страха глаза велики».
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода - трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по художественной литературе и коллективной аппликации для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у дедушки Корнея"
Программное содержание: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Познакомить детей со значение...
Конспект занятия по Художественной литературе. Чтения стихотворения. А Акима "Родня" старшая группа
создать условия для речегого развития детей средствами художественной литературы....
Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе "У страха глаза велики"
Данный конспект разработан для детей средней группы....
Коррекционное занятие по cоздание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста "У страха глаза велики"
Дети боятся темноты, “бабаек”, боятся купаться, оставаться одни в комнате и т. д., поэтому данное занятие по преодоления страхов у детей дошкольного возраста актуально на настоящий момент....
Итоговое занятие по проектной деятельности "Этот удивительный ритм" для детей старшей группы тема: "Музыка и насекомые"
Занятие способствует раскрытию творческого потенциала детей, развивитию чувства ритма, содействует проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников, воспитывает коммуникативные навыки....
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ для детей старшей группы
Занятие направлено на формирование гражданских и патриотических чувств дошкольников через воспитание у детей чувства гордости за достижения нашей страны, традиций своего народа ,истории....
Конспект НОД по художественной литературе с использованием Синквейн для детей старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги!На сегодняшний день, существует множество методик, с помощью которых можно усовершенствовать процесс развития речи у детей....Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по озна...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Я помню это занятие,которое
Я помню это занятие,которое прошло на одном дыхании, помню горящие глаза, высокий познавательный интерес детей, их грамотные ответы,и это говорит о мощнейшей подготовке воспитателя к взаимодействию с детьми, о способности предвосхитить возможные вопросы и умении педагога достойно выйти из любой сложившейся ситуации на занятии. Очень радует тот факт, что есть такие высококвалифицированные, ответственные педагоги, именно с такими воспитателями можно быть абсолютно спокойным за развитие и воспитание детей.
Огромное спасибо за
Огромное спасибо за интересные материалы! Отличный конспект! Если не возражаете с удовольствием использую Ваши находки в своей работе.