Педагогический проект «Наш дом - Россия»
проект (подготовительная группа) на тему

Вид проекта: средней продолжительности (март - май)

Тип проекта: информационно - творческий

Участники: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников подготовительной группы, педагогический коллектив подготовительной группы.

Актуальность: Старший дошкольный возраст как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ такого нравственного чувства как патриотизм.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление о своем  Отечестве. 

Проблема. Накануне праздника 23 февраля, Дня защитника Отчества, с детьми проводилась беседа «Кто такой защитник Отечества». Возникло много вопросов и разногласий в раскрытии понятия – Отечество. Каждый ребенок имеет свое собственное представление. Но так ли полны и многогранны их знания? Плавно, наша беседа переросла в дебаты. Насущными вопросами оказались: «значение цветов флага», «изображение на гербе» и т.д. Недолго думая, я задала детям вопрос: «Ребята, как Вы думаете, Вы много знаете о своей стране?» В своих ответах дети больше склонялись к недостаточности собственных знаний. На мой вопрос «Что же делать, мы так мало знаем о родной стране, а ведь нам скоро в школу», дети незамедлительно выдали ответ: «Расскажите нам о России, мы хоть все знать».

Цель проекта: Создание условий для формирования положительной активной личности ребенка, с присущей ей нравственно-патриотической позицией.

Задачи проекта (дети):

- расширить и углубить знания детей об истории и культуре своей страны (географическом местоположении, природно-экологическом многообразии);

- закрепить знания детей о государственной символике (герб, флаг, гимн);

- создать условия для раскрытия и повышения творческого потенциала детей.

Задачи проекта (родители):

- повысить уровень знаний родителей об истории и культуре своей страны;

- активизировать творческий потенциал родителей;

- вовлечь родителей в совместную продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты. Обновление предметно-развивающей среды группы (картотека настольных игр, патриотический уголок.) Привлечение родителей в совместную деятельность. Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей детей. Повышение уровня знаний детей, любознательности, творческого воображения. Воспитание у дошкольников любви и уважения к своей стране, в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России. Расширение и углубление знаний детей об историческом прошлом и культурном облике родной страны, географическом местоположение, природно-экологическом многообразием России. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флаг.

I этап. Подготовительный.

- Сбор информации на темы: «История России», «Культура страны» и т.д.

- Подготовка презентаций «Наш дом - Россия», «Широка страна моя родная», «Растительный мир России», «Животный мир России»

- Подготовка предметно-развивающей среды в группе патриотической направленности (размещение портрета президента, герба, флага)

- Подбор художественной литературы

- Оповещение родителей о предстоящем проекте (целях, задачах)

- Создание и подбор наглядно-дидактического материала

- Размещение в группе карты Российской Федерации

 

II этап. Основной.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Национальный костюм»*

Беседа «Национальная игрушка»**

Беседа «Что значит быть патриотом?»***

Дидактическая игра «Символика нашей страны».
Настольная игра-викторина «Наша Родина – Россия»

Познавательное развитие

Просмотр презентации «Наш дом - Россия»

Просмотр презентации «Растительный и животный мир России»

Семейная экскурсия в парк Победы (имени маршала Г.К. Жукова)

Речевое развитие

Прослушивание и заучивание стихотворений: «Родина», «Наша Родина», «Я люблю свою страну», «Про Родину», «Будем вместе Родину любить».

Пословицы, поговорки, скороговорки о Родине

Загадки о Родине

Разучивание гимна России

Художественно-эстетическое развитие

Пластилинография «Наш флаг»

Рисование «Я патриот»***

Рисование «Матрешка»**

Рисование «Русская народная одежда»*

Прослушивание гимна РФ

Прослушивание песен о Родине

Физическое развитие

Физкультминутки: «Будем мир мы защищать», «Я иду и ты идешь »

Подвижная игра «Зарница»

Подвижная игра «Призывник года»

Работа с родителями

Тестирование «Россия – Родина моя»

Оформление стен - газеты «Интересные факты о России»

Творческое задание «Матрешка».

Создание и оформление альбома «Мы патриоты»

Присутствие на занятиях (беседы, просмотр презентаций, экскурсия, подвижная игра «Зарница»)

Папка – раздвижка «Символика РФ»

Примечание:

* Интеграция образовательных областей

** Интеграция образовательных областей

*** Интеграция образовательных областей

 

  III этап. Заключительный.

- Парад Победы, посвященный Дню Победы (9 мая)

- Стен - газета «Интересные факты о России»

- Альбом «Мы патриоты»

- Выставка творческих детских работ

- Мини-музей матрешек (творческие семейные работы)

 

IV этап. Анализ работы.

- Подведение итогов проделанной работы.

- Оценка достижения поставленных целей и задач.

- Обобщение и распространение педагогического опыта.

 

 

                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patriotizm.docx370 КБ
Файл rossiya_-_nash_dom.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 190 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников"

Педагогический проект

«Наш дом - Россия»

Исполнитель: Демина Е.А.

воспитатель II кв. категории

Кемерово

                                                               2015

Содержание

  1. Структура проекта                                                                                         3                                                                                      
  2. Список литературы                                                                                       8
  3. Приложение 1. Физическое развитие                                                          9
  4. Приложение 2. Речевое развитие                                                               11
  5. Приложение 3.Социально-коммуникативное развитие                                      17
  6. Приложение 4. Познавательное развитие                                                                     26
  7. Приложение 5. Работа с родителями                                                         38
  8. Приложение 6. Сценарный ход проведения Парада Победы, посвященного празднику Дню Победы (9 мая)                                        39
  9. Приложение 7. Бланк тестирования родителей подготовительной группы к проектной деятельности «Россия – наш Дом»                         44
  10.  Приложение 8. Информация для папки – раздвижки «Символика РФ»          46

Вид проекта: средней продолжительности (март - май)

Тип проекта: информационно - творческий

Участники: воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников подготовительной группы, педагогический коллектив подготовительной группы.

Актуальность: Старший дошкольный возраст как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ такого нравственного чувства как патриотизм.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление о своем  Отечестве. 

Проблема. Накануне праздника 23 февраля, Дня защитника Отчества, с детьми проводилась беседа «Кто такой защитник Отечества». Возникло много вопросов и разногласий в раскрытии понятия – Отечество. Каждый ребенок имеет свое собственное представление. Но так ли полны и многогранны их знания? Плавно, наша беседа переросла в дебаты. Насущными вопросами оказались: «значение цветов флага», «изображение на гербе» и т.д. Недолго думая, я задала детям вопрос: «Ребята, как Вы думаете, Вы много знаете о своей стране?» В своих ответах дети больше склонялись к недостаточности собственных знаний. На мой вопрос «Что же делать, мы так мало знаем о родной стране, а ведь нам скоро в школу», дети незамедлительно выдали ответ: «Расскажите нам о России, мы хоть все знать».

Цель проекта: Создание условий для формирования положительной активной личности ребенка, с присущей ей нравственно-патриотической позицией.

Задачи проекта (дети):

- расширить и углубить знания детей об истории и культуре своей страны (географическом местоположении, природно-экологическом многообразии);

- закрепить знания детей о государственной символике (герб, флаг, гимн);

- создать условия для раскрытия и повышения творческого потенциала детей.

Задачи проекта (родители):

- повысить уровень знаний родителей об истории и культуре своей страны;

- активизировать творческий потенциал родителей;

- вовлечь родителей в совместную продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты. Обновление предметно-развивающей среды группы (картотека настольных игр, патриотический уголок.) Привлечение родителей в совместную деятельность. Активизация творческого потенциала родителей, плодотворная работа по системе ДОУ – Ребёнок - Дом. Активизация творческих возможностей детей. Повышение уровня знаний детей, любознательности, творческого воображения. Воспитание у дошкольников любви и уважения к своей стране, в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России. Расширение и углубление знаний детей об историческом прошлом и культурном облике родной страны, географическом местоположение, природно-экологическом многообразием России. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флаг.

I этап. Подготовительный.

- Сбор информации на темы: «История России», «Культура страны» и т.д.

- Подготовка презентаций «Наш дом - Россия», «Широка страна моя родная», «Растительный мир России», «Животный мир России»

- Подготовка предметно-развивающей среды в группе патриотической направленности (размещение портрета президента, герба, флага)

- Подбор художественной литературы

- Оповещение родителей о предстоящем проекте (целях, задачах)

- Создание и подбор наглядно-дидактического материала

- Размещение в группе карты Российской Федерации

II этап. Основной.

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Национальный костюм»*

Беседа «Национальная игрушка»**

Беседа «Что значит быть патриотом?»***

Дидактическая игра «Символика нашей страны».

Настольная игра-викторина «Наша Родина – Россия»

Познавательное развитие

Просмотр презентации «Наш дом - Россия»

Просмотр презентации «Растительный и животный мир России»

Семейная экскурсия в парк Победы (имени маршала Г.К. Жукова)

Речевое развитие

Прослушивание и заучивание стихотворений: «Родина», «Наша Родина», «Я люблю свою страну», «Про Родину», «Будем вместе Родину любить».

Пословицы, поговорки, скороговорки о Родине

Загадки о Родине

Разучивание гимна России

Художественно-эстетическое развитие

Пластилинография «Наш флаг»

Рисование «Я патриот»***

Рисование «Матрешка»**

Рисование «Русская народная одежда»*

Прослушивание гимна РФ

Прослушивание песен о Родине

Физическое развитие

Физкультминутки: «Будем мир мы защищать», «Я иду и ты идешь »

Подвижная игра «Зарница»

Подвижная игра «Призывник года»

Работа с родителями

Тестирование «Россия – Родина моя»

Оформление стен - газеты «Интересные факты о России»

Творческое задание «Матрешка».

Создание и оформление альбома «Мы патриоты»

Присутствие на занятиях (беседы, просмотр презентаций, экскурсия, подвижная игра «Зарница»)

Папка – раздвижка «Символика РФ»

Примечание:

* Интеграция образовательных областей

** Интеграция образовательных областей

*** Интеграция образовательных областей

  III этап. Заключительный.

- Парад Победы, посвященный Дню Победы (9 мая)

- Стен - газета «Интересные факты о России»

- Альбом «Мы патриоты»

- Выставка творческих детских работ

- Мини-музей матрешек (творческие семейные работы)

IV этап. Анализ работы.

- Подведение итогов проделанной работы.

- Оценка достижения поставленных целей и задач.

- Обобщение и распространение педагогического опыта.

                                                                               

Список используемой литературы.

  1. Аронов А. Воспитываем патриотизм. //Дошкольное воспитание. 1986, №8.
  2. Бабынина Т. Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Е\б. 2001.
  3. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., «Просвещение». 1985.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Виноградова А. М. – М., Просвещение, 1989.
  5. Козлова С. А. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». – М., 1998.
  6. Крулева Н. Патриотическое воспитание детей. //Дошкольное воспитание. 1986, №8.
  7. Пименова Л. В. «Теоретические аспекты реализации культурно-исторического подхода в процессе совершенствования дошкольного образования» /Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. – Пермь. 1996.
  8. Пименова Л. В., Погосян В. С. «О возможности использования дидактических игр в процессе нравственного развития ребенка дошкольного возраста»/Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. – Пермь. 1996.
  9. «С чего начинается Родина? »// под ред. Кондрыкинской Л. А. //опыт работы по патриотическому воспитанию ДОУ. – М., 2003.

Приложение 1.

Физическое развитие.

Физкультминутка «Будем мир мы защищать»

Цель: активизация двигательной активности, развитие согласованности и координации движений.

 (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. 
Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! 
Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, 
Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. 
Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. 

Физкультминутка «Я иду и ты идешь» 

Цель: активизация двигательной активности, развитие согласованности и координации движений.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

Подвижная игра «Призывник года».

Цель: стимулирование физической активности, выносливости, развитие внимательности, быстроты реакции.

Ход игры. Игра проводится в эстафетной форме и делится на 5 блоков.

1 блок. Отжимание от пола.

2 блок. Бег с препятствиями.

3 блок. Попадание в цель.

4 блок. Спортивная дорожка.

5 блок. Строевая подготовка.

Подвижная игра «Зарница».

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств,  воспитания любви и уважения к защитникам Родины, привлечение и активизация родительского состава группы.

Ход игры.

Родители и дети (участники) делятся на два лагеря. Каждому лагерю выдается карта с заданиями, которые им необходимо пройти. На каждом этапе задания стоит сопровождающий и следит за правильность выполнения заданий. Задача как можно быстрее пройти задания и установить свой флаг на финише.

Задание  1. Огневой рубеж. Задача – сбить вражеский танк (макет из картона сбивается спортивными мешочками с песком)

Задание 2. Болото. Задача – пройти через болотистую местность по кочкам, (болото изображено в виде зеленого покрывала с пришитыми на него черными заплатками – кочками.)

Задание 3. Полоса препятствий. Задача – пройти полосу препятствий, состоящую из спортивного инвентаря, (пройти через туннель, перепрыгнуть через обручи, пройти по канату, пройти по скамейке).

Задание 4. Связисты. Задача - провести кабель от пункта А в пункт Б. (в качестве кабеля используется толстая веревка).

Задание 5. Разведка. Задача – проползти под натянутой веревкой, не задев ее.

Задание 6. Госпиталь. Задача – сделать перевязку «раненым».

Приложение 2.

                                                         Речевое развитие.

Пословицы, поговорки, скороговорки о Родине.

Своя земля и в горести мила.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха. 

Родина - мать, умей за нее постоять. 

На родной стороне и камешек знаком. 

Своя сторонушка и собаке мила. 

Чужая сторона дремучий бор. 

Чужая сторона - мачеха. 

Без корня и трава не растёт.

Боевые рубежи крепко держи.

Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

За свою Отчизну не жаль и жизни.

От Родины теплом веет.

Первое дело в жизни - служить Отчизне.

При солнце тепло, при Родине добро.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Родная сторона - золотая колыбель.

Загадки о Родине

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою... (страну)

Брат сказал: «Не торопись —

В школе лучше ты учись!

Будешь там отличником —

Станешь... (пограничником)»

 

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном... (корабле)

 

Самолет парит, как птица,

Там — воздушная граница.

Кто на посту и днем и ночью? —

Наш офицер — военный... (летчик)

 

По приказу танк мой мчится,

Режут землю гусеницы,

Кем машина в поле чистом

Управляется? (Танкистом)

 

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Что же ждет тебя? (Пехота)

 

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Сберечь Россию от... (войны)

 

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

 

Наслаждаться не устану

Песней жавороночка,

Ни на что не променяю

Милую стороночку!

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже... (Родины)

 

О ней все знают,

Любят, уважают,

А солдат на посту

Бережет, охраняет.

Кто она, все знают! (Родина)

 

Гимн Российской Федерации (для разучивания).

1 куплет. Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Припев.

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2 куплет. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3 куплет. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Стихотворения для прослушивания.

«Родина». (Т. Бокова)

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
            «Наша Родина». (Г. Ладонщиков)
И красива и богата 
Наша Родина, ребята. 
Долго ехать от столицы 
До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: 
Горы, степи и леса: 
Рек сверканье голубое, 
Голубые небеса.

Каждый город 
Сердцу дорог, 
Дорог каждый сельский дом. 
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

            «Будем вместе Родину любить!»

Будем рядом, будем вместе

Мы на долгие года,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Станем жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Сможем смыслом жизнь наполнить,

И под мирным небом спать!

             Стихотворения для заучивания.

             «Про Родину».

Выйду в поле: широта-раздолье!

Солнышку поклонюсь, цветикам улыбнусь

Красотам летним, ярким и неприметным,

Травушке-муравушке зеленой, пахучей,

Уж нет ее лучше,

Нет и Родины краше, чем Россия наша!

             «Я люблю свою страну».

Я люблю свою страну.

Хоть не видел я войну —

Не хочу, чтоб убивали,

Чтобы люди горе знали!

Пусть спокойно все живут

И с войны родных не ждут —

Только прошлые награды

Надевают на парады!

Приложение 3.

Социально-коммуникативное развитие.

Беседа «Национальный костюм»

Цель: Познакомить детей с историей русского национального костюма.

Иллюстрационный материал различные картинки и фото с изображением русского национального костюма, элементы русского народного костюма (кокошник, лапти, сарафан и т.д.)

Творчество:

Гуашь, кисти, заготовки из бумаги (сарафаны и рубашки)

Ход беседы.

Воспитатель. Ребята, а Вы знаете, какую одежду носили в старину? Какая одежда является русским национальным костюмом?

Ответы детей.

Воспитатель. Из Ваших слов я могу сделать вывод, что в представлении современного человека русская национальная одежда – это яркие вещи характерных фасонов и декора. Белая рубашка, сарафан и кокошник – примерно такой костюм возникает в нашем воображении, когда речь идет о женском наряде. Ну, а мужской народный костюм, как нам обычно кажется, выглядит еще проще – свободная рубаха-косоворотка, перехваченная поясом, да штаны с лаптями. Давайте рассмотрим эти костюмы и узнаем о них больше.

Русская национальная одежда характеризуется особым скрытым 
наполнением - патриотизмом, жизнелюбием, силой духа. Конкретно описать 
наряд довольно трудно.

Ребята, как Вы думаете, почему трудно описать костюм?

Ответы детей.

Правильно, национальная одежда русского народа 
отличалась в зависимости от материального положения, социального 
статуса человека. Иными словами, существовали два вида костюмов – 
городской и крестьянский. Само собой, они отличались друг от друга не 
только стоимостью материала, но и элементами, украшениями, узорами.

Рассмотрим каждый из них по отдельности: - крестьянский – хоть и считался дешевым, но сейчас ценится мировыми 
искусствоведами-культурологами дороже от городского. Все заключается в 
искусной вышивке, неповторимых сочетаниях цветов, также интересна 
неординарная гармония ткани с кружевными вставками. Народные мотивы, 
деревенские особенности отображены в манере покроя, раскраске, узорах. 

Дети, на что похожи узоры на крестьянском костюме?

Ответы детей.

А теперь давайте рассмотрим городской костюм. В чем отличие крестьянского и городского костюмов?

Ответы детей.

Городские костюмы очень похожи между собой, т.к. заказывались многими богатыми особами у одного мастера. А также наличием дорогой верхней одежды, например пальто.

История русской национальной одежды отмечает некоторые весомые особенности, такие как 

- прямой покрой;

- спадающие линии;

- домотканая ткань;

- длина наряда и рукавов в частности;

- расположение узора;

- многослойность комплекта (одевание нескольких вещей одна поверх другой).

- лапти - часть наряда, до сих пор вызывают восторг и удивление иностранцев. 

Ребята, как Вы думаете, почему иностранцы в восторге от нашей русской обуви?

Ответы детей.

 Мужская русская национальная одежда этого вида обязательно дополнялась соответственной обувью – сапоги (чаще всего черные, высокие) и шляпой («казачка»).

Национальная русская женская одежда  вызывает первые ассоциации – это длинный красный сарафан или платье без 
рукавов свободного покроя. Под сарафан девушки надевали рубаху, 
предпочтительно белую, украшенную вышивкой, оторочкой, жемчугом. Поверх  платья завязывали широкий пояс, черный, красный, иногда разноцветный, - строгих рамок здесь нет. Также комплект дополняет передник. Именно сарафаны завоевали внимание как деревенских, так и городских женщин. Независимо от материального состояния, каждая уважающая себя женщина должна была иметь сарафан – самодельный либо сшитый на заказ, из грубой ткани или тонкого белоснежного полотна. Немного старее и менее распространенным считается женский комплект с юбкой (поневой).

Мужская русская национальная одежда – это, несомненно, нижняя рубаха как главный атрибут, а уж после лапти, 
валенки, телогрейки, тепляки, шушуны, исподки, волосянки и прочее. 
Ребята, Вы хотели бы носить такие костюмы? Почему?

Ответы детей.

Ребята, я предлагаю Вам создать узор на своих рубашках и сарафанах. Пройдемте за столы. Мальчики  расшивают узором свои рубашки, девочки украшают свои сарафаны.

Беседа «Национальная игрушка»

Цель: Познакомить детей с историей русского национального костюма.

Иллюстрационный материал различные картинки и фото с изображением русской национальной игрушки – матрешки, матрешки различного дизайна.

Творчество:

Гуашь, кисти, заготовки из бумаги (фигура матрешки).

Ход беседы.

Воспитатель. Ребята, как Вы думаете, какая игрушка может по праву называться русской национальной игрушкой? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Национальной русской игрушкой является матрешка. Матрёшка - эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла.  Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная из Японии.

Ребята, посмотрите, что общего у китайской игрушки и русской матрешки?

Ответы детей.

 У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.

Ребята, как Вы думаете, почему младенец был в конце матрешки?

Ответы детей.

Как Вы думаете, откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Ребята, к какому мнению Вы склоняетесь?

Ответы детей.

 В России есть целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. В 2004 году, открылся музей матрёшек и в Нижегородской области - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Как Вы думаете, почему матрешек расписывали по-разному?

Ответы детей.

Правильно, потому что также как и с костюмом, все зависело от географического положения.

Дети, а как Вы думаете, из чего сделана сама матрешка?

Ответы детей.

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ... А уже потом наносится рисунок.

Ребята, я предлагаю Вам сделать свои авторские матрешки. Пройдемте за столы.  Вам предлагается  только основание матрешки, Ваша задачи нарисовать матрешке лицо и одежду.

Беседа «Что значит быть патриотом?»

Цель: расширить знания детей в области патриотизма, раскрыть понятие «патриот», воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину.

Ход беседы.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с Вами поговорим на такую серьезную тему как патриотизм и попробуем с Вами выяснить, что значит быть патриотом своей страны. Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом?

Ответы детей.

Ответы на  эти вопрос очень сложны. Если посмотреть значение этого слова в словаре, то патриот – это « любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник ».

     Патриотизм включает:

1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания  как своей Родины, любовь и заботу о данной территории, уважение к местным традициям, преданность до конца жизни данной территориальной области. Чем шире территория, которую  патриот считает своей Родиной, чем больше любви  он проявляет к своим соотечественникам, чем больше  каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истеннее его патриотизм.

Ребята, что является нашей Родиной?

Ответы детей.

2. Уважение к своим предкам, проживающим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

Ребята, что, по-вашему, мнению означает это выражение?

Ответы детей.

3. Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства, взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Какие добрые дела можно делать каждый день во благо Кузбасса?

Ответы детей.

Патриотизм -  это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Таким образом, настоящим патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего  свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего  в лучших традициях своих потомков, работающего во благо своего Отечества.

Ребята, я предлагаю Вам нарисовать патриотический рисунок, пройдемте за столы. Ваш рисунок – это Ваша фантазия, Ваше понимание того, что значит быть патриотом.

Дидактическая игра «Символика нашей страны».

Цель: закрепить и расширить знания детей о государственной символике (герб, флаг).

Оборудование: набор картинок - герб и флаг России, разрезанные на несколько частей, (+ лишний элемент).

Ход игры.

Детям раздаются части разрезанных картинок, задача детей собрать их в единую картину, без наглядного ориентира.

Настольная игра-викторина «Наша Родина – Россия»

Приложение 4.

Познавательное развитие.

Текст к презентации «Наш дом - Россия»

Слайд 1.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём? Все, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим флаг России над Кремлём.

Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о нашей стране России. Узнаем много нового о флаге, гербе, рассмотрим карту нашей большой страны.

Слайд 2. Российская Федерация самая большая страна в мире по размеру — 17,1 миллионов кв. км, из которых 60% покрыты лесами, Россия граничит с территориями 18 государств и имеет целых 10 часовых поясов, разделяясь при этом на две части — Европейскую и Азиатскую. А барьером между ними являются наиболее древние на земном шаре Уральские горы. Расположенные в России озера Байкал и Ладожское тоже чемпионы в своем роде. Первое, как самое глубокое на планете, а второе, как одно из самых больших на Земле. Омывается площадь этой исполинской страны с разных сторон 12 морями (Черное, Азовское, Балтийское, Белое, Карское, Лаптевых, Баренцево, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Охотское, Берингово, Каспийское).

Слайд 3.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы...

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Слайд 4. 12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник – День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года. Это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. 

Слайд 5. Много народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью. Все края, области, республики объединились в одно большое государство - Федерацию.

Слайд 6. Права и обязанности российских граждан записаны в Конституции Российской Федерации, нашем Основном Законе. По этому Закону живут российские люди. Современная  Конституция была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Этот день стал всенародным праздником.

Слайд 7. У нашей страны есть свои отличительные символы. Первым из них является флаг нашей страны. Как Вам уже известно, он состоит из трех полос: белой, синей, красной.

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Белая полоса – божественная, честная, справедливая. Синяя полоса обозначает мир небесный и цвет воды: рек, озер, морей. Красная полоса обозначает человеческий мир, красоту, смелость, мужество и любовь. Другими словами эти  цвета передают  красоту окружающего мира, добро и справедливость.

Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет.

Грязным войнам только – нет!

Слайд 8. Рассмотрим герб нашей страны. На красном щите расположен двуглавый золотой орел. Орел - царь- птица. Одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад. Над головами орла – три короны. Правой лапой орел сжимает жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. Это скипетр. В левой лапе – держава (золотой шар с крестом на верху ). Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство наше сильное и непобедимое. На груди орла тоже красный щит. На нем изображен всадник. Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего Отечества, поэтому его увековечили на гербе России. Герб необходим каждому государству, чтобы мы могли отличить одно государство от другого.

Слайд 9,10,11.  А также, чтобы отличить денежные знаки своей страны от других стран, так как на них тоже изображен герб. Герб расположен на пограничных столбах страны, печатях, на почетных грамотах, дипломах, государственных книгах.

На геральдическом щите пред нами –

Двуглавый в золоте орёл.

Над ним – короны, в лапах – скипетр, держава,

А на груди – бесстрашный всадник,

Дракона поражающий копьём.

Что означает птица эта?

Истории этапы что на ней?

Мы видим здесь борьбу тьмы и света,

Дошедшие до нас из разных дней.

Была эпоха Петра Великого,

Давно в России он был царём.

Короны – части страны великой,

Оттуда к нам и пришёл орёл.

Россия – сильная страна с единой властью,

Держава и скипетр об этом говорят.

А защищает наше государство

Георгий Победоносец – символ света и добра.

Страна Россия – в двух материках,

Европою и Азией их звать.

На гербе головы зоркого орла

Всегда готовы покой наш охранять.

Слайд 12.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Россия!

Сильнее всех имён произнести,

Сильнее матери, любви сильнее

И на устах отрадно пронести

К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,

Просил участья, требовал совета,

И ты всегда была моей судьбой,

Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,

И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,

И если б он в груди моей погас,

То сердце б разорвалось в тот же миг!

Слайд 13. Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины? Ответы детей. Правильно, столицей нашей необъятной стороны является город Москва.

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Слайд 14. В городе Москва находиться главная достопримечательность и центр  нашей Родины. Уникальное по красоте и архитектуре сооружение Московский кремль. За восемь веков  своего существования Московский Кремль был свидетелем многих великих и трагических событий русской истории. Сегодня он является одним из крупнейших музеев в мире.

Посмотрите на башню слева. Это знаменитые Московские Куранты. Главные часы нашей страны, именно их бой мы слышим в новогоднюю ночь.

Слайд 15. Главой нашего государства является президент. Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ на выборах. В настоящее время нашим президентом является Владимир Владимирович Путин.

Текст к презентации «Растительный и животный мир России»

Слайд 1. Растительный и животный мир часто называют «живой природой», подчеркивая тем самым роль этих компонентов в природе. Именно живая природа в первую очередь олицетворяет для нас красоту мира. Любовь к живой природе обогащает нашу жизнь, вдохновляет художников, поэтов, композиторов, воспитывает в людях гуманные чувства. Забота «о братьях наших меньших» — показатель нравственности человека.

Слайд 2. Мы уже с Вами говорили о том, что Россия – очень большая страна и занимает большую территорию, именно поэтому ее населяет великое множество различных зверей, птиц, насекомых и на ее территории растет множество самых разных деревьев, кустарников и цветов.

На территории России четко выражена зональность многих природных процессов и явлений. На обширной российской территории последовательно представлены следующие природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, субтропические леса и полупустыни.

Слайд 3. Давайте рассмотрим каждую природную зону в отдельности. Первая зона – арктические пустыни. Ледяная зона арктических пустынь России относится к самой северной части ее территории и расположена в самых высоких широтах Арктики, в этой зоне очень суровая природа, почти круглогодичный покров из снега и льда.

Слайд 4. Растительность арктической пустыни России отличается разорванностью растительных покровов. Преобладающие виды растений – это мхи и лишайники, арктические цветковые растения: камнеломка и полярный мак.

Слайд 5.   Из - за холодной погоды также беден и животный мир. Это место обитания белых медведей, тюленей. На обрывистых берегах обустроены многочисленные колонии морских гагарок, тупиков, кайры, полярной чайки.

Слайд 6. Следующая природная зона – тундра. Зимой солнце в тундре месяцами вовсе не показывается над горизонтом. В это время наступает долгая и безутешная полярная ночь. С приходом лета, наступает полярный день. Солнце находится на небосводе 24 часа в сутки.

Слайд 7. В суровых климатических условиях выживают лишь наиболее стойкие растения – мхи, лишайники, водоросли. По большей части преобладают растения с вечнозеленой листвой: брусника, голубика, багульник, кассандра, водяника. Широко распространены полярные ивы и карликовые березы.

Слайд 8. Среди животных типичными обитателями зоны являются северные олени, песцы, лемминги, волки, лисицы, горностаи. Из птиц на зиму остаются куропатки и полярные совы.

Слайд 9. Следующая природная зона очень похожа на тундру – лесотундра. Климат лесотундры и тундровой зоны имеет значительные сходства. Отличие выражается в разнице между среднесуточными температурами летнего и зимнего периода.

Слайд 10. Болота лесотундры богаты торфом, лекарственными мхами, травами, ягодами, достаточно разнообразен здесь видовой состав животных. Животный мир представляют таежные виды: бурый медведь, росомаха, ласка. Животные арктической тундры: песец, полярный волк, встречаются реже. Меньше становится полярных сов, водоплавающей птицы. Среди обычных представителей животного мира: горностай, заяц-беляк, лисица, лемминги, белый медведь, выдра, в южных районах белка. Важное место занимают одомашненный северный олень и собаки породы лайка.

Слайд 11. Для этой климатической зоны характерна тундровая и лесная растительность: появляясь отдельными кривыми и низкорослыми деревьями, южнее она сливается в островные сообщества. Древесный ярус, включающий березу, ель, кедрач, лиственницу, ольху. Кустарниковая растительность - карликовые виды берёзы и ивы, также можжевельник.

Слайд 12. Если вам придется когда-то очутиться в диком труднопроходимом хвойном лесе, которому не видно ни конца, ни края, знайте, что это все тайга. Эта природная зона поставляет большое количество кислорода в атмосферу, поэтому ее часто называют зелеными легкими нашей планеты.

Слайд 13. Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр, сибирская ель и пихта. Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы.

Слайд14. Животный мир тайги менее разнообразен, но представлен уникальными и ценными животными и птицами. Например, птица кедровка, сибирская кабарга, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, волк, уссурийский тигр - типичные животные, обитающие в тайге.

Слайд 15. Смешанные леса – это природная зона, где растет смесь хвойных и лиственных деревьев

Слайд 16. Растительность включает в себя широколиственные деревья (дуб, клен, бук, липа, ясень, ильм, вяз, яблоня) и хвойные деревья (сосна, ель, пихта), кустарники (лещина, жимолость красная, бересклет бородавчатый, калина), многолетние травы и мхи.

Слайд 17.  Животный мир смешанных лесов, как и растительный очень разнообразен. Встречается тетерев. Зайцев и лисиц к югу становится больше - сельскохозяйственные поля дают им пищу. Зайцы лакомятся всходами озимой пшеницы, а лисы - мышами полевками, которые на полях водятся в изобилии. Белки, еж, бурундук, кабан, барсук, косуля, дятел.

Слайд 18.  Следующая природная зона тоже лесная, только широколиственная. Из названия сразу становится понятно, что в этой зоне практически нет хвойных деревьев, здесь господствуют лиственные деревья.

Слайд 19. Особенностью природного ландшафта являются деревья – великаны: цельнолистная пихта, корейский кедр, вековые липы, дубы, маньчжурские ясени, ильмени. Землю в дремучих зарослях покрывают роскошные папоротники.

Слайд 20. В широколиственных лесах России обитают копытные, хищные, насекомоядные животные и грызуны. Лес является убежищем и средой обитания для косули, лося, оленя, кабана. Отряд хищников - это волк, куница, лиса, ласка, хорь, горностай. Белки, ондатры, бобры, нутрии – грызуны, которые встречаются в этих экологических системах. Обитают в лесу ежи, кроты, землеройки, мыши, змеи и ящерицы. Среди редких, охраняемых законом, животных – зубр.

Слайд 21. Заселяют широколиственные леса и разнообразные птицы. Многочисленный отряд воробьиных птиц представлен зябликами, синицами, скворцами, ласточками, жаворонками. В лесу обитают крупные птицы – рябчик, тетерев, из хищных птиц встречаются лунь, сыч, сова, филин.

Слайд 22. Лесостепь - это природная зона, которая располагается между лесами и степью, другими словами это зона, объединяющая луговые степи и живописные массивы лиственных лесов. В отличие от тайги, а также хвойно-широколиственных лесов лесостепь обладает сравнительно теплым и местами даже сухим климатом. Возрастают летние температуры и продолжительность теплого сезона.

Слайд 23. Для одной части России характерны светлые лиственные леса, включающие дуб, липу, каштан, ясень. Для другой типичными деревьями являются дуб, граб, бук, ольха, береза, вяз, клен. Из кустов - шиповник, папоротник, осока. В Сибири преобладают мелколиственные березовые и осиновые рощи.

Слайд 24. Приспосабливаться к резким суточным колебаниям температуры, периодам бескормицы и оскудению водопоев приходится и животным. Быстрый бег антилоп - сайгаков помогает спасаться от преследования волков, так же, быстро покрывая большие расстояния, животные находят корм и водопой. Распространенные здесь представители грызунов – мыши, суслики, полевки, живут в норах, спасаясь в них от врагов, летнего зноя, зимней стужи. Такие животные как сурок, еж, черепаха на время зимней бескормицы впадают в спячку. Активный образ жизни ведут животные, которые находят корм на протяжении всего года. К ним относятся: лиса, волк, заяц, мышь. В лесных массивах обитает олень благородный, косуля европейская, белка, дикий кабан. Типичными представителями фауны являются: суслик степной и крапчатый, хорь, барсук, тушканчик, куница каменная, встречается лось и медведь.

Слайд 25. Следующая природная зона России – степи. Степь – это равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерная черта степи — безлесное пространство.

Слайд 26. Животных, обитающих исключительно в степной зоне, не так уж и много.  Степные животные наиболее широко представлены мелкими грызунами, наиболее известна среди степных грызунов умеренного пояса степная мышовка, также водятся хищники: корсак, дикий волк; травоядным аборигеном степей является сайгак.

Слайд 27. Степная зона характеризуется равнинным ландшафтом и полным отсутствием деревьев. Поэтому, растительный мир представлен в основном травами. В весенний период степь умеренного пояса поражает буйством красок: красиво цветут растения семейства луковичных (карликовый мак, пион тонколистный, гиацинтик Палласа). Ковыль красивейший - наиболее распространенное степное растение семейства злаковых. Наиболее типичным представителем степи можно по праву считать пырей, Бородач Жерарди.

Слайд 28.А теперь мы с Вами переходим к самой теплой природной зоне – субтропики или субтропические вечнозеленые леса. Субтпропики – это густой широколиственный лес с участием вечнозеленых древесных и кустарниковых пород.  В субтропических лесах преобладают заросли вечнозеленых кустарников и невысоких деревьев. Деревья стоят редко, а между ними буйно развиваются различные травы и кустарники. 

Слайд 29. Субтропики отличаются богатством растительности. В полусухих субтропиках распространены леса из вечнозеленых дубов (каменного, пробкового), бука, сосен, кедров; формации жестколистных вечнозеленых кустарников нередко в сочетании с такого же типа деревьями (маквис, гаррига, пальмитос); формации мелколистных кустарников с опадающей листвой (шибляк). В муссонных субтропиках распространены влажные субтропические леса из вечнозеленых дубов, камфорного лавра, магнолий; обильны бамбуки, лианы, эпифиты. В сухих субтропиках развиты быстро расцветающие и быстро выгорающие весенние растения—эфемеры.

Слайд 30. Для животного мира субтропических лесов характерны виды такие как обезьяны, хамелеон, шакал, дикобраз, волк, виверра. Типичны животные, питающиеся семенами древесных растений—лесная мышь, белки, хомякообразные. Много пресмыкающихся — гекконы, черепахи, ящерицы, змеи. Среди змей особенно распространены ужи и полозы. Также водятся копытные (дикие ослы, газели), из хищников — гепард, леопард, тигр.

Слайд 31. Из птиц характерны - гриф, сокол, зяблик, коноплянка, щегол, черный дрозд, большая синица. В зарослях фриганы — жаворонки. Многочисленны и разнообразны птицы: голубая сорока, воробьи, канареечные вьюрки, славки, пересмешники, каменки и др. Из водоплавающих птиц типичен мраморный чирок.

Слайд 32. Самая последняя природная зона России – полупустыни. Природные условия пустынь исключительно суровы. Очень маленькое количество осадков.  Полупустыни характеризуются отсутствием лесов, специфичной растительностью и почвенным покровом. Почва богата солями. Эта природная зона, характеризующаяся практически полным отсутствием растительности и очень бедным животным миром.

Слайд 33. Не смотря на суровость полупустынь России, растительность здесь относительно разнообразная. Полноправными хозяевами считаются полыни и эфемероиды, но много и других - злаки, эфедра, кендырь, песчаная акация, многолетние травы и даже цветы - тюльпаны, ремерии, малькомии. 

Слайд 34. Животный мир пустынь и полупустынь России тоже достаточно разнообразный. Вот только днем, когда палящие лучи солнца не жалеют никого и ничего, здесь мало кого можно увидеть, большинство зверей ведут ночной образ жизни - геконы, песчанки, тушканчики, удавы днем прячутся в глубоких норах.

Из постоянных жильцов здесь больше всего грызунов: полевых мышей, сусликов и тушканчиков, хомяков.

Слайд 35. Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового о животных и растениях нашей великой страны. Ее размеры настолько огромны, что на ней проживают и обычные зайцы, и забавные хамелеоны. На ее землях растет и сибирская ель и бамбук. И все вместе они создают красоту и здоровье нашей стране. Так давайте бережно относиться к растениям и к братьям нашим меньшим, чтобы сохранить всю эту красоту и многообразие для будущего поколения.

Приложение 5.

Работа с родителями.

Тестирование «Россия – Родина моя».

Цель: выявление уровня знаний родителей в области истории и культуры России.

Ответы: 1) В, 2) Б, 3) А, 4) Г, 5) Б, 6) А, 7) Б, 8) Б, 9) Г, 10) Б, 11) В,

12) В, 13) А, 14) А, 15) А.

Оформление стен - газеты «Интересные факты о России».

Воспитатель подготавливает основу для стен – газеты (ватман с заголовком «Интересные факты о России»). Задача родителей – поиск и размещение интересной информации и исторических фактах (создание радио, полет в космос и т.д.) на стен – газете.

Создание и оформление альбома «Мы патриоты». Задача родителей – творческая работа на тему «Мы патриоты» (рисунок, рассказ, стихотворение, фото и т.д.). Основой для альбома является папка – вкладыш (с мультифорами).

Приложение 6.

Сценарный ход проведения Парада Победы,

посвященного празднику Дню Победы (9 мая).

Место проведения: площадка МБДОУ №190

Ход мероприятия.

Звучит песня «День Победы» (исп. Л. Лещенко), дети маршем выходят и строятся в колонну. Родители исполняют роль зрителей.

Воспитатель. 22 июня 1941 года предрассветную тишину внезапно разорвали взрывы ревущих снарядов. Так началась война. Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. 1418 дней и ночей войны. Свыше 26 миллионов человеческих жизней… Давайте почтим память погибших героев минутой молчания.

Минута молчания.

Воспитатель. Русский народ выстоял! И сегодня Мы с Вами имеем огромную возможность смотреть на чистое голубое небо, дышать свежим воздухом, улыбаться и смеяться.

Родители исполняют песню «Мы знаем о войне лишь понаслышке».

Воспитатель. 9 мая в нашей стране празднуется день победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне.

9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 24 июня на Красной площади в Москве прошел Парад Победы.

Так закончилась самая страшная война в истории нашей страны. Чтобы этот день настал, четыре года лилась кровь, солдаты гибли на передовой, а их матери, жены и дети, забыв о голоде и усталости, работали в тылу, снабжая фронт оружием и хлебом.

Победа в этой долгой и жестокой войне далась нашей стране ценой огромных потерь и ежедневного подвига всех — и совсем юных мальчишек, сбегавших на фронт, и молодых девушек - медсестер, выносивших раненых из-под обстрела, и женщин, истощенных бесконечными сменами на заводах и колхозных полях, недоеданием и постоянным ожиданием писем с фронта. Они отвоевали для нас мир, и в признательность за это мы должны всегда помнить о той войне и стараться узнать о ней всю правду, какой бы горькой и жестокой она ни была, потому что ложь и забвение страшнее смерти. Из всех официальных праздников 9 мая остается в нашей стране самым теплым и неофициальным. В этот день каждый по-своему старается выразить свою личную благодарность немногим оставшимся в живых ветеранам: кто-то дарит гвоздики незнакомым седовласым людям с орденами на груди, кто-то преподносит им самодельные открытки и подарки, кто-то просто подходит и благодарит. А недавно появилась хорошая традиция повязывать на одежду, сумки и даже машины георгиевские ленточки, как символ памяти и глубокого уважения ко всем павшим и выжившим на той страшной и такой далекой теперь войне. Сегодня к нам в гости пришел ветеран Великой Отечественной Войны (Ф.И.О. ветерана, звание), давайте встретим его громкими аплодисментами.

Выход ветерана.

Воспитатель. Здравствуйте (И.О.ветерана), мы очень благодарны, что Вы сегодня пришли к нам. Примите наши поздравления с праздником Вашей победы. Мы с радостью послушаем Ваши воспоминания о былой военной эпохе.

Слово ветерану.

Вручение детьми цветов ветерану.

Воспитатель. Спасибо большое (И.О. ветерана). Присаживайтесь. Наши дети подготовили для Вас поздравление и с радостью готовы порадовать Вас.

Дети читают стихотворения.

1 ребенок.

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.

2 ребенок.

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

3 ребенок.

Майский праздник –

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

4 ребенок.

День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

5 ребенок.

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

6 ребенок.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

7 ребенок.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас...

Родитель.

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

Воспитатель.  Много трудных дорог, тяжелых битв прошла наша армия, много подвигов было совершено в годы войны. Весь мир восхищался советскими солдатами – смелыми, сильными, выносливыми. Я думаю, что когда вы вырастите – станете именно такими. Настоящими мужественными, смелыми защитниками Отечества. А наш Парад Победы подошел к концу. Приглашаю всех к полевой кухне, чтобы отведать настоящей армейской каши.

Полевая кухня, фотографирование с ветераном.

Приложение 7.

Бланк тестирования родителей подготовительной группы к проектной деятельности «Россия – наш Дом»*

Тест «Россия – Родина моя».

Дорогие родители, в связи с проектной деятельностью в ДОУ по патриотическому направлению развития воспитанников, предлагаем Вам ответить на несколько вопросов.

  1. Укажите флаг Российской Федерации.

А) В)

Б)  Г)

  1. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

А) 2002     В) 1978

Б) 1993     Г) 1991

  1. Сколькими морями омывается территория Российской Федерации?

А) 12     В) 14

Б) 10     Г)18

  1. Укажите герб Российской Федерации.

А)  В)

 Б) Г)

  1. В каком году образовалась Российская Федерация?

А) 882       В) 2001

Б) 1991     Г) 1918

  1. 12 июня – праздник, посвященный…

А) Дню России            В) Дню Семьи, Любви и Верности

Б) Дню Конституции  Г) нет праздника в этот день

  1. В каком году состоялись последние выборы Президента Российской Федерации?

А) 2010     В) 2008

Б) 2012     Г) 2014

  1. Кто был первым президентом Российской Федерации?

А) В.В. Путин     В) Н.С. Хрущев

Б) Б.Н. Ельцин   Г) И.В. Сталин

  1. С каким государством не граничит Российская Федерация?

А) Польша     В) Норвегия

Б) Литва         Г) Румыния

  1. Общая площадь Российской Федерации составляет

А) 18,2 кв. км     В) 20,1 кв. км

Б) 17,1 кв. км      Г) 17,8 кв. км

  1. Какое дерево символизирует Российскую Федерацию?

А) Ель      В) Береза

Б) Сосна   Г) Дуб

  1. Какое дерево не растет на территории Российской Федерации?

А) Камнеломка   В) Эвкалипт

Б) Бересклет         Г) Катальпа

  1. Сколько куплетов в гимне Российской Федерации?

А) 3     В)5

Б) 4      Г)2

  1. Какая игрушка является символом Российской Федерации?

А) матрешка     В) лошадка-качалка

Б) кукла Барби Г) резиновый пупс

  1. Какое животное не обитает на территории Российской Федерации?

А) Жираф        В) Японская могера

Б) Тушканчик  Г) Обезьяна

Примечание. При удаление заголовка Бланк тестирования родителей подготовительной группы к проектной деятельности «Россия – наш Дом»*, бланк равен 1,5 страницам формата А4.

Приложение 8.

Информация для папки – раздвижки «Символика РФ»*

Государственный флаг России

флаг рф

Государственный флаг Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая расшифровка значений цветов флага России:

  • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
  • Синий цвет символ веры и верности, постоянства;
  • Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Государственный герб России

герб рф

Государственный герб Российской Федерации – 

официальный государственный символ. 25 декабрягода, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», утвердивший его описание и порядок официального использования.

Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Широко распространено изображение Е. Ухналева. И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном. Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию.

Государственный гимн России

Государственный гимн Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации». Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.

Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников.

Гимн Российской Федерации.

1 куплет. Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Припев. Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2 куплет. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Припев. Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

3 куплет. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев. Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Штандарт [флаг] Президента РФ

штандарт президента

Штандарт [флаг] Президента Российской Федерации является главным символом президентской власти согласно Указу Президента РФ от 15 февраля 1994 года № 319: О штандарте (флаге) Президента РФ.

Штандарт Президента РФ представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

В основе рисунка президентского штандарта - рисунок так называемого царя Московского. Оригинал этого флага, под которым царь Петр плавал под Архангельском в 1963 году, хранится в Санкт-Петербурге.
На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Древко Штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Знак [крест] Президента РФ

знак президента

Знак [крест] Президента России состоит из знака и цепи знака. Описание символа утверждено Указом Президента РФ от 27 июля 1999 года № 906.

Знак Президента РФ представляет собой равноконечный крест из золота с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. Расстояние между концами креста - 60 мм. По краям креста - узкий выпуклый рант. Знак при помощи венка из лавровых ветвей соединяется с цепью знака.

На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба России. На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - год изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей.

*Примечание. При удалении заголовка Информация для папки – раздвижки «Символика РФ»*, информация одного листа равна одной секции папки-раздвижки (формат А4).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Россия – наш дом!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Россия – Родина моя!»

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02....

Педагогический проект "Ненаглядная краса России"

Вид проекта: информационно-практический.По продолжительности: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: социализация детей в процессе многообразной творческой деятельности, ...

Педагогический проект «У моей России…»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущен...

Педагогический проект "Народные промыслы России".

В условиях современного общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятель...

Педагогический проект «Береза – символ России».

Направление деятельности проекта: расширение знаний детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом....

Педагогический проект "Моя Родина- Россия"

Педагогический проект разработан для подготовительной группы детского сада....

Педагогический проект «Растим патриотов России»

Представление у дошкольников о родной стране......