Педагогический проект на тему: «Россия – Родина моя!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему: «Россия – Родина моя!»
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество, культуру и традиции.
Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, источник радостных эмоций, выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.
Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю, Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Один из современных и эффективных методов этой работы – проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их.
Актуальность
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Цель проекта:
приобщить детей к истокам русской народной культуры
Задачи проекта:
1)расширять представления детей о России, как стране, в которой они живут;
2) воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
3) знакомить с декоративно-прикладным искусством
Вид проекта: практико-ориентированный
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Планируемые результаты
- Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников;
- Развитие творческих способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность;
- Развитие эстетического восприятия
Этапы работы
1. Подготовительный:
- составление паспорта проекта
- изучение литературы по данной теме
- определение основных направлений образовательной деятельности;
- определение ожидаемого результата
- разработка сценария развлечения «Моя Россия»;
2. Практический:
проведение тематических занятий
- составление картотеки русских народных игр,
- оформление мини-библиотеки произведений устного народного творчества
- организация патриотического уголка;
-оформление уголка декоративно-прикладного искусства;
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности
3. Заключительный:
- анализ работы всех участников проекта;
- проведение развлечения «Моя Россия»;
- проведение презентации проекта, анализ его эффективности
Принципы реализации проекта
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определённого обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.
Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Реализация проекта
Образовательная область | Непосредственно-образовательная деятельность | Цель |
познание | Беседа «Россия – Родина моя» «Русские народные промыслы» «Русский национальный костюм» | Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике; выдающихся людях; Знакомить с русской традиционной культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы) Воспитывать чувство сопричастности к своему народу. Знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа (православный храм, православные праздники, традиции и обряды, православная церковь и общество, семья) |
чтение художественной литературы | Сказки народов России А. Ишимова «История России в рассказах для детей» - Н. Носов «Метро». •Стихи о России, Москве, Родине: П. Воронько «Лучше нет родного края»; М. Познанская «О Родине» Р.Н.Сказки Малые фольклорные формы (Потешки , песенки и т.п.) | Закрепление знания детьми русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции. Воспитывать в них интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц |
художественное творчество | «Русская матрёшка»; «Городецкая роспись» - роспись подноса; «Это голубое чудо – Гжель!» - роспись тарелки; «Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек. Лепка: «Дымковские игрушки» - (Барыня, Павлин, Козлик); «В гостях у сказки» Аппликация: «Орнаменты для сарафанов и кокошников». | Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. |
музыка | Слушание Струве «Моя Россия» Разучивание элементов народного танца Слушание и знакомство с русскими народными инструментами Слушание русских народных сказок- песен в грамзаписи | Формировать патриотические чувства средствами музыки Дать детям представления о народных традициях, обрядах Закрепить практические навыки выразительного исполнения песен, закличек индивидуально, подгруппами и коллективно Познакомить с русскими национальными инструментами Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений и в игре на детских музыкальных инструментах. Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа. |
Свободная деятельность | Подвижные игры: - «Гуси лебеди»; - «Горелки»; - «Заря-заряница»; - «Краски»; - «Пятнашки». Кукольный театр - "Репка", "Колобок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" | Закреплять полученные знания в свободной деятельности развивать умение самостоятельно воспроизводить содержание сказок. |
Выводы
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.
Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства,
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей,
развитию эстетического восприятия.
Полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект о патриотическом воспитании в подготовительной группе по теме " Россия - родина моя"
Конспект к проекту "Россия - родина моя"...
Проект на тему: "Россия - Родина моя!"
Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы....
Проект на тему "Россия -Родина моя!"
Проект ориентирован на изучения вопросов связанных с воспитанием патриотизма и гражданственности. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес детей, побуждает к поиску дополнител...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по Познавательному развитию в средней группе по теме: «Россия- Родина моя» с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий:
воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу;развитие речи и словарного запаса;развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, стихам, пословицам и поговоркам вос...
Педагогический проект на тему: «Россия – моя Родина»
Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...
Презентация проекта на тему: «Россия – Родина моя!» с детьми подготовительной группы
laquo;Россия – Родина моя!»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Моя Родина-Россия» в старшей группе
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно-образовательной деятельности по поз...