Педагогический проект на тему: «Россия – Родина моя!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ежова Лариса Владимировна

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему: «Россия – Родина моя!»

Введение

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

       Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

 Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
      В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество, культуру и традиции.

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору. 

Фольклор – сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, источник радостных эмоций, выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.

Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю, Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне занятий. Один из современных и эффективных методов этой работы – проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их.

                                          Актуальность

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Цель проекта:

приобщить детей к истокам русской народной культуры 

Задачи проекта: 

1)расширять представления детей о России, как стране, в которой они живут;
2) воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
3) знакомить с декоративно-прикладным искусством

Вид проекта: практико-ориентированный
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный

Планируемые результаты

- Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников;

- Развитие творческих способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность;

- Развитие эстетического восприятия

Этапы работы

1. Подготовительный:

- составление паспорта проекта

- изучение литературы по данной теме

- определение основных  направлений  образовательной деятельности;

 - определение ожидаемого результата
- разработка сценария развлечения «Моя Россия»;
2. Практический:

проведение тематических занятий

 - составление картотеки русских народных игр,

 - оформление мини-библиотеки произведений устного  народного творчества

 - организация патриотического уголка;

 -оформление уголка декоративно-прикладного искусства;

 - работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности

3. Заключительный:

- анализ  работы всех участников проекта;

- проведение развлечения «Моя Россия»;

- проведение  презентации проекта, анализ его эффективности

Принципы реализации проекта

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определённого обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.

Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

 Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

 Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Реализация проекта

Образовательная область

Непосредственно-образовательная деятельность

Цель

познание

Беседа «Россия – Родина моя»

«Русские народные промыслы»

«Русский национальный костюм»

Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике; выдающихся  людях;

Знакомить  с русской традиционной   культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы)

Воспитывать  чувство сопричастности к своему народу.

Знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа (православный храм, православные праздники, традиции и обряды, православная церковь и общество, семья)

чтение художественной литературы

 Сказки народов России

А. Ишимова

 «История России в рассказах для детей»

- Н. Носов «Метро».

•Стихи о России, Москве, Родине:

П. Воронько «Лучше нет родного края»;

М. Познанская «О Родине»

Р.Н.Сказки

Малые фольклорные формы (Потешки , песенки и т.п.)

Закрепление знания детьми русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции.

 Воспитывать в них интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц

художественное творчество

«Русская матрёшка»;

«Городецкая роспись» - роспись подноса;

«Это голубое чудо – Гжель!» - роспись тарелки;

«Дымково» - роспись глиняных дымковских игрушек.

 Лепка:

 «Дымковские игрушки» - (Барыня, Павлин, Козлик);

«В гостях у сказки»

   Аппликация: «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах,

Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

музыка

Слушание

Струве «Моя Россия»

Разучивание элементов народного танца

Слушание  и знакомство с русскими народными инструментами

Слушание русских народных сказок- песен в грамзаписи

Формировать патриотические чувства средствами музыки

Дать детям представления о народных традициях, обрядах

Закрепить практические навыки выразительного исполнения песен, закличек индивидуально, подгруппами и коллективно

Познакомить с русскими национальными инструментами

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений и в игре на детских музыкальных инструментах.

 Воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.

Свободная деятельность

Подвижные игры:

- «Гуси лебеди»;

- «Горелки»;

- «Заря-заряница»;

- «Краски»;

- «Пятнашки».

Кукольный театр - "Репка", "Колобок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Закреплять полученные знания в свободной деятельности

развивать умение самостоятельно воспроизводить содержание сказок.

Выводы

В ходе реализации проекта была достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.

 Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства,

Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей,

развитию эстетического восприятия.

 Полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей  невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Россия - Родина моя!"

Цель:  создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы....

Проект на тему "Россия -Родина моя!"

Проект ориентирован на изучения вопросов связанных с воспитанием патриотизма и гражданственности. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес детей, побуждает к поиску дополнител...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по Познавательному развитию в средней группе по теме: «Россия- Родина моя» с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий:

воспитывать в детях уважение и любовь к своей Родине, русскому народу;развитие речи и словарного запаса;развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, стихам, пословицам и поговоркам вос...

Педагогический проект на тему: «Россия – моя Родина»

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Моя Родина-Россия» в старшей группе

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно-образовательной деятельности по поз...