Педагогический проект «У моей России…»
проект (младшая группа) на тему
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
На младшей ступени дошкольного возраста у детей 3-4 лет воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natasha_p.n_proekt_17g.docx | 84.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)
Педагогический проект
«У моей России…»
Разработчик:
воспитатель МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
Н.А. Парсова
г. Надым, 2015г.
Содержание
Паспорт проекта________________________________________________ стр. 3
Введение _______________________________________________________ стр. 5
Теоретическая интерпретация опыта _______________________________ стр.7
Проектная часть_________________________________________________ стр.10
Заключение ____________________________________________________ стр.17
Литература ____________________________________________________ стр.18
Паспорт проекта.
1 | Наименование | Педагогический проект «Что Родиной моей зовется…» |
2 | Основание для разработки проекта. | 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) 3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» 5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа» 6. Приказ департамента образования Надымский район №1139 от 24.12.2013г «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017» 7.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» 8. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма». |
3 | Заказчик проекта. | Родители, педагоги коллектив МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» |
4 | Целевая группа. | Дети 3-4 летнего дошкольного возраста. |
7 | Цель проекта | Создать с помощью фольклора условия для воспитания истинно русского человека, - патриота, знающего и уважающего русскую культуру, строящего свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости |
8 | Задачи проекта. |
|
9 | Ожидаемый результат проекта. | Ожидаемый результат:
|
10 | Срок реализации проекта | 1 год (август 2015- май 2016уч. г.) |
Введение.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей», а также создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В обращении председателя правительства Российской Федерации России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию говорится «…При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Наибольшую остроту проблема приобщения населения Российской Федерации к истокам русской национальной культуры приобретает, когда речь идёт о содержании представлений, в первую очередь, детей о том, что, значит, быть представителем определённой национальности, в какой мере доступно дошкольникам освоение культуры и понимание её самобытности, а также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре своего народа. Современная наука и практика стоят на позициях высокой оценки роли собственной активности ребёнка в познании окружающего мира.
Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
На младшей ступени дошкольного возраста у детей 3-4 лет воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Огромную роль в этой работе можно и нужно отдать фольклору. Фольклор (в переводе с английского - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Устное народное творчество (фольклор) - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки - воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский, С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко, О.Л. Князева, и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям младшего дошкольного возраста.
В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие».
Процесс воспитания патриотизма только лишь усилиями дошкольного учреждения не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье, с первых услышанных колыбельных песенок, потешек, прибауток.
В МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» было проведено анкетирование родителей 2 младшей группы на тему «Фольклор в развитии патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста» Анкетирование родителей показало следующее: на вопрос «Считаете ли Вы, что фольклор влияет на развитие патриотических чувств личности малыша» -70 % родителей отвечают «Да»; 30 % респондентов испытывают затруднения при ответе на данный вопрос. Только 20 % от общего числа опрошенных родителей используют устное народное творчество для развития патриотических качеств; совершают совместные с детьми прогулки, экскурсии в музеи народно – прикладного творчества (в отпускной период), объясняют важность традиций и народных праздников. На вопрос «Знает ли ваш ребенок потешки, колыбельные, заклички?» только 10 % родителей ответили утвердительно, остальные родители отметили, что их дети навряд ли знают таковы.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
- необходимостью воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного и отсутствием обобщенной информации об использовании и применении средств фольклора, как части народной культуры;
- приобщения истокам русской национальной культуры и недостаточным взаимодействием педагогов группы с родителями воспитанников по данному вопросу.
Поэтому возникает необходимость в создании проекта «Что Родиной моей зовется…», направленного на воспитание патриотических чувств, с помощью устного народного у детей 3-4 лет, с использованием музейной педагогики.
Гипотеза проекта: процесс воспитания патриотизма детей младшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если доминантой его содержания является нравственный компонент, направленный на патриотическое воспитание посредством фольклора.
Цель проекта
создать с помощью фольклора условия для воспитания истинно русского человека, - патриота, знающего и уважающего русскую культуру, строящего свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости
Задачи
-создание условий для формирования основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми;
- формирования общих культурных интересов в совместной деятельности детей и родителей с применением музейной педагогики;
- восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры с помощью фольклорных форм.
Концептуальность разработки проекта.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам 3-4 лет? Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.
Теоретическая интерпретация опыта:
Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, которые занимались данным аспектом патриотического воспитания младших дошкольников через ознакомление с фольклором: Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание младших дошкольников", К.Д. Ушинский, который ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине, развитие личности в духе патриотизма; В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Особый вклад в научное обоснование патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И..
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своей семье, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры с помощью фольклорных форм.
Исследования ученых показывают, что в воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственно - патриотических чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы в группе.
Сформированные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Педагогические принципы проекта:
- занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей 3-4 летнего возраста.
- историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
- принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о народных традициях, Отечестве, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
- индивидуально - личностного подхода.
Методы и средства реализации проекта:
- Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
- Работа в мини - музее группы «Ложки»
- Работа с родителями.
Подходы к воспитательному процессу
- Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
- Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
- Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
- Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
- Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Новизна
заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
Ожидаемый результат:
- Повышение качества образовательного процесса;
- Создание доброжелательной атмосферы в группе (детский фольклор→обыгрывание→переживание радости→развитие идет более интенсивно и успешно).
- Пополнение мини – музея «Ложки» новыми экспонатами,
- Изготовление совместно с родителями «книжки – малышки».
Риски:
- часто болеющие дети и вновь прибывшие дети.
Пути преодоления:
- индивидуальная работа с детьми.
Реализация данного проекта позволит:
- расширить детские представления об окружающем мире;
- формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;
обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
- заложить основу патриотического воспитания у детей 3-4 лет, привить любовь: к семье, к малой Родине;
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 год.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
2.Федерального закона «Об образовании в РФ» в части:
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования»;
5. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014г №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало – Ненецкого автономного округа»;
6.Устав МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;
7. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма».
Программно-методическое обеспечение: научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;
Информационное обеспечение: результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;
Материально-техническое обеспечение: рабочее место, группа, персональный Сайт;
Кадровое обеспечение: воспитатели 2 младшей группы, воспитанники и родители 2 младшей группы.
Проектная часть
Механизм реализации проекта
Этапы | Основные задачи | Сроки |
I этап Организационный | Изучение потенциала семьи в вопросах сотрудничества семьи и группы ДОУ | Август - сентябрь 2015 г. |
Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта. | ||
II этап Основной | Проведение основных мероприятий по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками). | Октябрь 2015 – апрель 2016г |
III этап Итоговый | Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. | Май 2016г. |
Проведение открытых мероприятий Оформление наглядного и дидактического материала Пополнение мини музея группы Оформление альбома дизайн проектов по сенсорному развитию Оформление фотоальбома «Сударушка». Проведение анализа проекта. Выступление на педагогическом совете о результатах реализации, перспективах развития проекта. Мониторинг реализации проекта. |
План работы с родителями по реализации проекта:
Срок | Мероприятия |
Август | Проведение анкетирования среди родителей. Консультация для родителей «Фольклор – это часть народной культуры» |
Сентябрь | Выпуск буклета «Сударушка» Оформление папок - передвижек «С чего начинается Родина», «Наши традиции», «Для красных девиц», «Для добрых молодцев» Родительское собрание: на тему «Использование устного народного творчества, , как неотемлемой части патриотического воспитания детей 3-4 лет» Проведение праздника «Осенины» |
Октябрь | Обучающий практикум по изготовлению «книжек – малышек». Практикум на тему «Русские народные игры» Изготовление: Книжек – малышек «Для красных девиц», «Для добрых молодцев» |
Ноябрь | Изготовление: фотоальбома «Сударушка» |
Декабрь | Консультация для родителей «Потешки, - влияние развития речи» |
Январь | Семинар-практикум: «Как учить инсценировке сказок». Подборка и систематизация русско – народных игр для детей 3-4 лет |
Февраль | Проведение праздника «Щи, да каша, пища наша!»» |
Март | Консультации: «Используем фольклор дома » |
Апрель | Изготовление кукол – закруток Проведение праздника «Лебедушки» Анкетирование родителей по реализации проекта. |
Реализация проекта с воспитанниками:
Подготовительная работа начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий происходит естественным для ребенка путем.
Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. Поэтому в интерьер группы включены элементы русского декоративно-прикладного искусства: ширмы, пособия в игровых уголках, раскраски, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам; куклы-персонажи русских народных сказок (би-ба-бо), мягкие игрушки из ткани, куклы в русских национальных костюмах.
Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров. Именно поэтому в мероприятия непосредственно образовательной деятельности включены фольклорные произведения: в организационном моменте (при введении детей в ситуацию), в основной части (при изучении темы), во время физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики, прогулки, гимнастики пробуждения, во время приема пищи.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовали различные методические и игровые приемы, например, «Доскажи словечко»,
«Цепочка слов».
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный материал, который можно использовать на занятиях по любому из направлений развития детей 3-4 лет.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально эффективны для развития младших дошкольников. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Подобные игры и упражнения включены в ежедневные занятия с детьми. При этом жесты и движения обязательно сопровождаются словами - стихотворными, песенными, звукоподражательными и т.д.
Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны близкие взрослые. Поэтому в проектную деятельность вовлечены родители воспитанников, которые оказываю посильную помощь при пополнении экспозиций мини – музея: изготавливают «книжки – малышки», экспонаты выставки совместно с детьми, участвуют в проведении праздников.
Стратегия и механизмы реализации проекта
в мини – музее «Ложки»
Тема | Образовательные области | Цель образовательной деятельности | Сроки |
«Знакомство с предметами быта» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: каравай, хоровод | Сентябрь |
«Как у наших у ворот» | Речевое, познавательное | Знакомство с традициями русского народа | Октябрь |
«Осенины» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомство с культурой русского народа | Ноябрь |
«Знакомство с русской избой» | Социально-коммуникат., Речевое. | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница. | Декабрь. |
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Речевое, познавательное. | Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним. | Январь. |
«Народная игрушка – матрешка» | Познавательное, речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русской народной игрушкой(матрешкой) как символом русского народного искусства. | Февраль. |
«Волшебная дудочка» | Речевое, худож.-эстетич. | Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русск. народным инструментам. | Февраль. |
«Эх, лапти мои, лапти липовые…» | Физическое, речевое, познавательное,худ.-эстетич. | Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. | Февраль. |
«Госпожа честная Масленица» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич., физическое, социально-коммуникативное. | Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. | Март. |
«Великий праздник Пасха» | Речевое, познавательное, худож.-эстетич. социально-коммуникативное. | Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения. | Апрель. |
«Народная игрушка кукла-самоделка» | Познавательное, худож.-эстетич, речевое. | Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. | Май. |
«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение) | Худож.-эстетическое, физическое, речевое. | Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков. | Май. |
Мероприятия с детьми : беседы, чтение художественной литературы | Использование фольклора в режимных моментах | Сроки реализации |
Беседа: знакомство с пословицами и поговорками об осени, о сентябре. Беседа: «Наша добрая матрешка».
Праздник «Осенины»: приобщение к русским традициям | Прогулка: разучивание РНИ «Гуси-лебеди» Вторая половина дня: Пальчиковая игра на фольк. материале «Как у нашего кота» | Сентябрь |
Беседа: знакомство с пословицами и поговорками о дружбе. Художественная литература: РНС «Крылатый, мохнатый и масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. Художественная литература: чтение РНС «Вершки и корешки» | Хороводная игра «Лавата» Вторая половина дня: П.И. на фольк. материале «В нашей избушке петух поет» Потешка во время обеда «Глубоко-не мелко» Разучивание попевки «Восенушка-осень» Прогулка: разучивание РНИ «Баба сеяла горох» 4 разучивание пальчиковой гимнастики «Семья» | Октябрь |
Беседа об овощах и фруктах. Загадывание загадок , разучивание потешки «Наш козел» Чтение сказки «Колобок» Лепка из соленого теста “Калачи” (потешка “Лепим-лепим пирожки») | Прогулка: разучивание РНИ «У медведя во бору»; разучивание считалки «Катилося яблочко по огороду» Потешка перед сном «Тихо-тихо ходит Тихон» Вторая половина дня: Разучивание русских народных игр «На блины» и «Гости» После сна: потешка «Вот проснулись, потянулись» Разучивание приговорки «Улитка-улитка, покажи рога» | Ноябрь |
Беседа «Народные традиции. Осенины».
Беседа «Как живут в деревне? Добрые избы» Чтение сказки «Как коза избушку строила» (по мотивам одноименной РНС) | Прогулка: разучивание заклички «Дождик, лей!», Разучивание попевки «Кап-кап-кап Загадки о лесе, грибах и ягодах. Прогулка: разучивание приговорок коровушка», «Ау,ау, аукаем» | Декабрь
|
Чтение РНС «Курочка – ряба» Беседа с мультимедийной презентацией « Забавы вокруг печки» | Подготовка ко сну: потешка «Как у нас в берлоге» Потешка «Наши уточки с утра» П.И. на фольк. материале «Где твой дом?» | Январь |
Чтение РНС «Теремок» Беседа о домашних животных с использованием загадок, раннее изученных потешек. Разучивание П.И. «Шел бычок вдоль забора» Праздничное мероприятие «Щи, да каша, пища наша!» | Вторая половина дня: П.И. «Лебедушка» Подготовка ко сну: колыбельная «Ой-люли, прилетели журавли» Разучивание считалки «Шел баран по крутым горам» | Февраль |
Мероприятие по патриотическому воспитанию «Посиделки» Художественная литература: РНС «Кот, петух и лиса»» Мероприятие по патриотическому воспитанию «Отражение русских традиций в национальном костюме»» | Вторая половина дня: П.И. на РНС «Кот, петух и лиса»» Загадки об одежде. Игра «Девица-девица!» (работа над интонационной выразительностью) | Март |
Мероприятие по нравственно =- патриотическому воспитанию детей «Настоящий друг» Использование в НОД «Уж ты зимушка-зима» (работа над формированием слоговой структуры слова , использование фольклор. текстов с многосложными словами) | Прогулка: разучивание заклички «Друг, дружок» Разучивание потешки: «Как на тоненький ледок» | Апрель |
Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Беседа с детьми «О семье и ее членах» | Вторая половина дня: П.И. на фольк. материале «Где твой дом»?» 1. Развитие мелкой моторики на фольклорном материале “Сел на ветку снегирек» | Май |
Оценка результатов осуществления проекта
Оценка результатов осуществления проекта будет осуществляться с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.
Функции мониторинга
-информационно-оценочная (определение результативности проекта);
-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);
-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).
Критерии оценки:
- условия, созданные для реализации проекта;
- результаты образовательного процесса воспитанников;
- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта;
- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.
Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта:
- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;
Критерии оценивания:
- Устойчивый интерес воспитанников к культурному прошлому своего Отечества, национальному образу жизни.
- Уважительное и бережное отношение к своей семье, стремление к сохранению традиций своей семьи.
- Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
- Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
пробуждение национального самосознания;
- Отражение элементов фольклора в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании).
Каждое из перечисленных выше заданий во всех случаях оценивалось по трехбалльной системе:
«3 балла» – самостоятельное выполнение задания;
«2 балла» – выполнение задания с помощью взрослого;
«1 балл» – невыполнение задания.
Для оценки результатов исследования нами был установлен пятиуровневый критерий усвоения сенсорных эталонов (по суммарному количеству оценочных баллов). Итоговый балл подсчитываются способом вычисления среднего арифметического. Итоговые баллы соотносятся с уровневыми баллами, которые определялись на основе предложенной шкалы:
1) низкий уровень (н) – от 1,0 до 1,25 баллов;
2) ниже среднего (нс) – от 1,26 до 1,50 баллов;
3) средний уровень (с) – от 1,51 до 2,00 баллов;
4) выше среднего (вс) – от 2,1 до 2,50 баллов;
5) высокий уровень (в) – от 2,51 до 3,0 баллов.
Заключение
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний», – говорит Д.С. Лихачев.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
Одним из направлений работы воспитателя является воспитание патриотических чувств у детей. Реализацию обозначенного направления вижу в приобщении детей к истокам русской народной культуры через знакомство с различными жанрами русского фольклора, каждый жанр интересен, красив и несёт в себе образовательно-воспитательный эффект.
Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Учёт возрастных особенностей. Данный проект рассчитан на детей 3-4 лет, конкретной группы ДОУ.
Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в работе по данному направлению на следующий возрастной период.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
Литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект " Игрушка моего детства"
конкурс проектов внутри детского сада...
Педагогический проект "Участок моей мечты"
Дети – наше будущее. Именно они будут продолжать нашу историю, приумножать сделанное нами и воспитывать новое поколение. Наша задача – создать для этого условия. Обогатить прогулочную площадку предмет...
Педагогический проект "Факторы моего профессионального развития"
В данном проекте я поставила цели и задачи своего профессионального роста в связи с изучением и внедрением новых стандартов....
Педагогический проект "Река моей малой родины - Цна"
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы по нравственно - патриотическому воспитанию....
Перспективный план к проекту "У моей России длинные косички"
Перспективный план к проекту «У моей России длинные косички»По приобщению детей к истокам русской народной культуры....
Педагогический проект "Герб моей семьи"
Данный проект рбудет полезен для воспитателей. чтобы познакомить детей в доступной форме с разнообразием блюд разных народов, прививать интерес к здоровой и полезной пище, приготовленной своими р...
Педагогический проект «Профессии моих родителей» по теме «Человек – человек»
Крастное описание по разделу Человек-человек...