Диагностический инструментарий
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ганшу Татьяна Викторовна

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

 Диагностическая ситуация «Выбери книгу»

 Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина»

 Анализ вопросов детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Цель — выявление особенностей представлений старших дошкольников о родной стране и отношения к ней.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.

Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам:

Как называется поселок, в котором ты живешь?

Как называется страна, в которой ты живешь?

Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.

В каких городах нашей страны ты еще бывал?

О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?

Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем поселке стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего поселка, — какие бы три желания ты загадал бы?

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных предварительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

содержание рисунка;

расположение его на листе;

цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;

комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

Диагностическая ситуация «Выбери книгу»

Цель диагностики — определить проявление интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.

Методика проведения.

Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:

Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россией-пресс», 2004.

Города России. Серия «История России». — М.: «Белый город», 2005.

Инструкция.

Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной конкретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особенностями своей страны.

Наблюдение за деятельностью детей

в развивающем центре «Моя Родина»

В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.

В ходе наблюдения отмечаются:

как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникновению разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной деятельности.

Для изучения проявления интереса старших дошкольников к разным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.

Анализ вопросов детей

В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые задают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружающем, о возможном будущем).

При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок задает один и тот же вопрос.

При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и разделяться на группы по критериям, представленным в таблице.

Критерии для анализа вопросов детей

Количество вопросов

Критерий часто проявляется

Критерий иногда проявляется

Критерий редко проявляется

1) Вопросы касаются:

— истории,

— современности.

— возможного будущего.

2) Вопрос задается:

— из любопытства,

— под влиянием познавательного интереса.

— по просьбе кого-либо.

3) Отношение к ответу воспитателя:

— внимательно слушает,

— слушает невнимательно, отвлекаясь.

4) Область интереса ребенка:

— социальные отношения,

— экономика,

— окружающий мир.

— география,

— природа.

5) Как часто повторяется один и тот же вопрос:

— спустя несколько часов после того, как был задан,

— через несколько дней (для уточнения).

— повторяется через короткий промежуток времени, так как невнимательно слушался ответ

Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни страны в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало познавательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.

Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе следующих критериев:

особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны);  

характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;  

проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;

самостоятельность суждений  (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер; с удовольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной — задает вопросы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стране — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей страны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспериментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.

Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает символики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.

Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...