Кружок "Экспериментальная деятельность в подготовительной группе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
1. занятия , которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.
2. самостоятельная деятельность детей
3. совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_eksperimentalnaya_deyatelnost_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- занятия , которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.
- самостоятельная деятельность детей
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.
Кружок
Руководитель: Ромадина Н.В.,
воспитатель ,ВКК
Пояснительная записка:
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Развивать эмоциональный мир дошкольников через экспериментальную деятельность.
Возраст детей:
В данной программе участвуют дети подготовительной группы –
6-7 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 30 минут.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц | 1 неделя | 2 неделя |
октябрь | « Пирожки для мишки» | « Прятки» игры с водой |
ноябрь | « Сильная газета» | « Дружба красок» |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
декабрь | « Что есть у каждого растения» (1 часть) | « Что есть у каждого растения» ( 2 часть) |
январь | « может ли растение жить без воды?» | « Есть ли вода внутри растения?» |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
февраль | « Теплая капелька или поможем колобку умыться» | « Освобождение бусинок из ледяного плена» |
март | « Умная галка» (вода) | « Какие свойства?» ( вода, лед, снег) |
апрель | « Подводная лодка» | «Сухой из воды» |
май | « Живые тени» | « Солнечные зайчики» |
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1
« Пирожки для мишки»
Цели:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
- Закреплять культурно – гигиенические навыки.
Материал:
Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.
Предварительная работа:
Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».
Занятие № 2
« Прятки» - игры с водой.
Цели:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;
- Подвести к тому, что вода может изменить цвет;
- Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.
Предварительная работа:
Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».
НОЯБРЬ
«Занятие № 1
Сильная газета»
Цели:
- Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;
- Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Материал:
Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.
Занятие № 2
« Дружба красок»
Цели:
- Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;
- Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.
Материал:
Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.
Предварительная работа:
Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
« Что есть у каждого растения?»
( 1 занятие)
Цели:
- Дать детям знания о строении растений;
- Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.
Материал:
Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.
Занятие № 2
« Что есть у каждого растения»
( 2 занятие)
Цели:
- Обобщить знания детей о строении растений;
- Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;
- Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду
Материал:
12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1
« Может ли растение жить без воды?»
Цели:
- Выявить зависимость растения от жидкости;
- Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Материал:
Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.
Занятие № 2
« Есть ли вода внутри растения?»
Цели:
- Доказать, что внутри растения есть вода;
- Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
- Воспитывать аккуратность в работе;
- Развитие умения детей сравнивать.
Материал:
Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1
« Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»
Цели:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
- Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
- Закреплять культурно – гигиенические навыки;
- Развивать чувства взаимовыручки;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».
Предварительная работа:
Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»
Занятие № 2
« Освобождение бусинок из ледяного плена»
Цели:
- Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
- Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
- Развивать эмпатию, желание помочь другим;
- Воспитывать аккуратность в работе.
Материал:
Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.
МАРТ
Занятие № 1
«Умная галка»
Цели:
- Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
- Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.
Материал:
Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.
Занятие № 2
« Какие свойства?»
Цели:
- Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;
- Развивать умение сравнивать и делать выводы;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.
Предварительная работа:
Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа с детьми откуда берутся сосульки.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1
« Подводная лодка»
Цели:
- Обнаружить, что воздух легче воды;
- Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;
Материал:
Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы
Предварительная работа:
Конструирование из бумаги корабликов.
Занятие № 2
«Сухой из воды»
Цели:
- Определить, что воздух занимает место
- Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
- Развивать умение сравнивать, делать выводы.
МАЙ
Занятие № 1
« Живые тени»
Цели:
- Понять как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
- Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать умение сравнивать и делать выводы.
Материал:
теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.
Занятие № 2
« Солнечные зайчики»
Цели:
- Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
- Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;
- Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;
- Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту
Материал:
Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
- В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
- Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
- О. В. Дыбина « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Конспект НОД по театрализованной деятельности в подготовительной группе Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Тема: «Путешествие в сказочный мир театра»
Группа : подготовительная к школе 6-7 летВид занятия : Закрепление нового материала.Цель: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Провела: Воспитатель подготовительной группы Андреева Светлана Алексеевна. 2018 год.
Чтение сказки Т.Н.Лепихиной «Искорки добра» Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя сказки.Формировать целостное ...
Конспект непосредственно организованной деятельности в подготовительной группе группе МБДОУ №3 «Рябинка» «История появления автомобиля» ко дню Автомобиля в подготовительной группе.
Ключевые слова: автомобиль, правила дорожного движения, история транспорта, виды транспорта,Аннотация: данный конспект составлен с целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей поя...
Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа
Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...