Практические упражнения «Личностно ориентированного взаимодействия с детьми».
план-конспект занятия на тему
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает…
Эрма Бомбек
Заседание клуба проходит в трененговом режиме. Родители сидят в кругу на стульях.
Тема: «Практические упражнения «Личностно ориентированного взаимодействия с детьми».
Что такое «Личностно ориентированного взаимодействия». Личностно-ориентированные взаимодействия создает такую развивающую среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.
Личностно ориентированное взаимодействия - это взаимодействия, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность.
Давно ли мы сами были детьми? Что мы помнем из детства? Сейчас я предлагаю Вам проделать несколько упражнений без глубокого погружения.
- Упражнение «Ребёнок в нас». Участники бросают мяч друг другу с фразой: « Мне кажется, в детстве я был…(называйте те качества, которые, на Ваш взгляд, было присуще человеку в детстве)». В ответ каждый может либо согласиться, либо опровергнуть данное утверждение.
- Упражнение «Родительские установки». Родителям предлагается закрыть глаза, сделать несколько плавных выдохов, вспомнить свою родительскую семью, свое детство:
- Как реагировали родители на Вши шалости, капризы, проступки? (вспомните ваши ощущения от действий ваших родителей)
- Как бы они закончили следующие предложения:
«Дети плохо себя ведут потому, что…» (помогают, мешают в жизни);
«Непослушный ребенок – это…»;
«Родители должны …»?
В ходе обсуждения дифференцируются родительские установки на «помогающие» (рациональные) и «мешающие» (нерациональные).
Как часто вы копируете поведение ваших родителей? Насколько сильно пытаетесь избежать нерациональное поведение ваших родителей в процессе воспитания вашего ребенка. Обратите внимание, какие цели вы преследуете при выборе тех или иных форм воспитания своих детей, снова обратите внимание, насколько они пропорциональны с формами воспитания ваших родителей. Суть воспитания многих поколений - желание создать «удобного», «безпроблемного» для себя ребенка. Любая наша некомпетентность «включает» знакомые нам с детства шаблоны родительского поведения. Но ведь, теперь мы взрослые. Почему бы нам не действовать не из страха, а из «любви».
- Подробнее рассмотрим такие понятия, как:
- Позиция общения;
- Дистанция общения;
- Пространство общения.
Позиция общения.
Родителям предлагается разбиться на пары. Один участник из пары садится на пол, другой встает перед ним на стул. Беседуют (о погоде).
Вопрос родителям:
- Удобно ли вам так общаться?
Ответы родителей.
Проделав эти действия, вы ощутили, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.
Вывод: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по – разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.
Вопрос родителям:
- Какая позиция преобладает в вашем общении с детьми: «не равных» или «сверху»?
Ответы родителей.
Если преобладает позиция «на равных», значит, ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированному.
Дистанция общения.
Родители садятся на расстоянии 3-4 метра друг от друга. Беседуют (любимый цвет).
Вопрос родителям:
- Комфортно ли вам общаться друг с другом? Что вы почувствовали?
Ответы родителей.
Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушается – желание говорить пропадает.
Вывод: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними нарушается. При этом у ребенка может возникнуть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую и длинную дистанцию общения.
Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечить для участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как считаешь нужным, как хочется поступить в данной ситуации, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия.
Вопрос родителям:
- Какую дистанцию общения предпочитаете вы сами на производственных совещаниях? Поближе к ведущему или подальше от него?
Ответы родителей.
Но «вместе» означает еще и в одном «пространстве», которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.
Пространство общения.
Родителям предлагается разбиться на пары и попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.
Затем нужно продолжить разговор, внимательно рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами (о мебели в зале).
Вопрос родителям:
- Удобно ли вам общаться?
Ответы родителей.
Часто и мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый - в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе?
Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого.
Хорошо, когда дается время, чтобы не резко, а постепенно перейти в пока чужое для вас «пространство» и освоиться в нем.
Еще лучше, если «пространство», в которое вам надо перейти, не совсем чужое – в нем есть знакомые, приятные вам черты.
В вашей власти внести эти черты в ваше общение с людьми так, чтобы было приятно и им, и вам.
Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушая в то же время свободу и равенство позиций.
Иными словами, чтобы вы и дети были « не рядом, и не над, а вместе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое заключение по проведению диагностических методик по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми
Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка – своего рода фундамент для люб...
Правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в непосредственно образовательной деятельности
Личностно-ориентированное взаимодействие обеспечивает развитие личности, поддерживает индивидуальную неповторимость....
"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС
В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась осуществлять личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...
Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.
В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить о...
Тема: «Применение технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в музыкальной деятельности"
Представлен опыт работы по данной теме...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ В ДОУ
Основная задача коррекционно-педагогической работы нашего ДОУ — создание условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта...