Практические упражнения «Личностно ориентированного взаимодействия с детьми».
план-конспект занятия на тему

Сиразетдинова Венера Камиловна

 

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает…

Эрма Бомбек

Заседание клуба проходит в трененговом режиме. Родители сидят в кругу на стульях.

Тема: «Практические упражнения «Личностно ориентированного взаимодействия с детьми».

Что такое «Личностно ориентированного взаимодействия». Личностно-ориентированные взаимодействия  создает  такую  развивающую  среду,  где реализуются     индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Личностно ориентированное взаимодействия - это взаимодействия, центром которого является личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

Давно ли мы сами были детьми? Что мы помнем из детства? Сейчас я предлагаю Вам проделать несколько упражнений без глубокого погружения.

  1. Упражнение «Ребёнок в нас». Участники бросают мяч друг другу с фразой: « Мне кажется, в детстве я был…(называйте те качества, которые, на Ваш взгляд, было присуще человеку в детстве)». В ответ каждый может либо согласиться, либо опровергнуть данное утверждение.
  2. Упражнение «Родительские установки». Родителям предлагается закрыть глаза, сделать несколько плавных выдохов, вспомнить свою родительскую семью, свое детство:
  • Как реагировали родители на Вши шалости, капризы, проступки? (вспомните ваши ощущения от действий ваших родителей)
  • Как бы они закончили следующие предложения:

«Дети плохо себя ведут потому, что…» (помогают, мешают в жизни);

«Непослушный ребенок – это…»;

«Родители должны …»?

В ходе обсуждения дифференцируются родительские установки на «помогающие» (рациональные) и «мешающие» (нерациональные).

Как часто вы копируете поведение ваших родителей? Насколько сильно пытаетесь избежать  нерациональное поведение ваших родителей в процессе воспитания вашего ребенка. Обратите внимание, какие цели вы преследуете при выборе тех или иных форм воспитания своих детей, снова обратите внимание, насколько они пропорциональны с формами воспитания ваших родителей. Суть воспитания многих поколений  - желание создать «удобного», «безпроблемного» для себя ребенка. Любая наша некомпетентность  «включает» знакомые нам с детства шаблоны родительского поведения. Но ведь, теперь мы взрослые. Почему бы нам не действовать не из страха, а из «любви».

 

    

 

 

  1. Подробнее рассмотрим такие понятия, как:
  • Позиция общения;
  • Дистанция общения;
  • Пространство общения.

Позиция общения.

Родителям предлагается разбиться на пары. Один участник из пары садится на пол, другой встает перед ним на стул. Беседуют (о погоде).

Вопрос родителям:

  • Удобно ли вам так общаться?

Ответы родителей.

Проделав эти действия, вы ощутили, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

Вывод:  люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по – разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

Вопрос родителям:

  • Какая позиция  преобладает в вашем общении с детьми: «не равных» или «сверху»?

Ответы родителей.

Если преобладает позиция «на равных», значит, ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированному.

 

Дистанция общения.

Родители садятся на расстоянии 3-4 метра друг от друга. Беседуют (любимый цвет).

 Вопрос родителям:

  • Комфортно ли вам общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Ответы родителей.

Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушается – желание говорить пропадает.

Вывод: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними нарушается. При этом у ребенка может возникнуть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую и длинную дистанцию общения.

Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечить для участников контакт и свободу одновременно, свободу действовать так, как считаешь нужным, как хочется поступить в данной ситуации, не забывая о свободе остальных участников взаимодействия. 

Вопрос родителям:

  • Какую дистанцию общения предпочитаете вы сами на производственных совещаниях? Поближе  к ведущему или подальше от него?

Ответы родителей.

Но «вместе» означает еще и в одном «пространстве», которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

 

Пространство общения.

Родителям предлагается разбиться на пары и попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Затем нужно продолжить разговор, внимательно рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами (о мебели в зале).

Вопрос родителям:

  • Удобно ли вам общаться?

Ответы родителей.

Часто и мы с детьми  находимся в разных «пространствах», каждый  - в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе?

            Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого.

            Хорошо, когда дается время, чтобы не резко, а постепенно перейти в пока чужое для вас «пространство» и освоиться в нем.

            Еще лучше, если «пространство», в которое вам надо перейти, не совсем чужое – в нем есть знакомые, приятные вам черты.

            В вашей власти внести эти черты в ваше общение с людьми так, чтобы было приятно и им, и вам.

            Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушая в то же время свободу и равенство позиций.

            Иными словами, чтобы вы и дети были « не рядом, и не над, а вместе».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое заключение по проведению диагностических методик по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми

Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка – своего рода фундамент для люб...

Правила личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в непосредственно образовательной деятельности

Личностно-ориентированное взаимодействи­е обеспечивает развитие личности, поддер­живает индивидуальную неповторимость....

"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась  осуществлять  личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.

В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить о...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ В ДОУ

Основная задача коррекционно-педагогической работы   нашего ДОУ — создание ус­ловий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта...