Психологическое заключение по проведению диагностических методик по организации личностно-ориентированного взаимодействия с детьми
материал на тему

Музыка Ольга Ивановна

Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка – своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношения к миру. Таким образом, главным ориентиром в развитии дошкольного образования должно стать обеспечение условий для полноценного проживания ребенком этого периода жизни.Главным фактором в решении основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, выступает сегодня кадровое обеспечение педагогического процесса. Особое внимание должно быть уделено повышению коммуникативной компетентности педагогов. Один из путей – это обучение воспитателей партнерскому общению с использованием активных социально-психологических методов. Для партнерского общения с детьми педагог должен стремиться видеть мир глазами малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

Психологическое заключение

по результатам проведения диагностической

методики педагогического коллектива

по организации личностного ориентированного взаимодействия с дошкольниками

АУ ДОУ №16 «Снежинка».

                                                                         Подготовил:

                                                                                   педагог-психолог

                                                                           Музыка О.И.

г. Радужный

Основные задачи дошкольного учреждения:

  1. Укрепление и охрана здоровья ребенка (физическое, психическое), забота о его эмоциональном благополучии;
  2. Развитие его способностей к сотрудничеству с другими  людьми (дети и взрослые), коммуникативности;
  3. Развитие воображения, творчества, способностей;
  4. Становление общечеловеческих ценностей.

Вышеназванные задачи основаны на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Трудно переоценить значение развития на этапе дошкольного детства. В отличие от последующих возрастных этапов именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка – своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношения к миру. Таким образом, главным ориентиром в развитии дошкольного образования должно стать обеспечение условий для полноценного проживания ребенком этого периода жизни.

        Главным фактором в решении основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, выступает сегодня кадровое обеспечение педагогического процесса. Профессия воспитателя детского сада является непристижной. Назрела острая необходимость в комплексе мер по социальной защите педагогов дошкольных учреждений и создание у них заинтересованности в повышении своего профессионального уровня. Особое внимание должно быть уделено повышению коммуникативной компетентности педагогов. Один из путей – это обучение воспитателей партнерскому общению с использованием активных социально-психологических методов. Для партнерского общения с детьми педагог должен стремиться видеть мир глазами малышей.

        В рамках психолого-педагогического практикума от 28. 11. 2013г.

«Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми» педагогам был предложен бланк ранжирования с целью определения причин затрудняющих  личностное взаимодействие с дошкольниками. Педагоги должны были расположить причины трудностей в порядке значимости для  их профессиональной деятельности.

 Соблюдались все условия тестирования:

  -добровольность;

  -анонимность.

При обработке были получены следующие результаты:

  1. На первое место по наибольшей значимости выявилась причина трудностей, затрудняющая личностное взаимодействие с дошкольниками – Отсутствие поддержки и взаимопонимания со стороны родителей дошкольников.
  2. На второе место выявилась причина трудностей, затрудняющая личностное взаимодействие с дошкольниками – Нехватка времени для личностного общения с каждым воспитанником.
  3. И на третье место выявилась причина, затрудняющая личностное взаимодействие с дошкольниками – Нежелание воспитателей менять стиль собственной педагогической деятельности.

Бланк ранжирования.

После обработки, получены следующие результаты:

Причины, затрудняющие организацию

личностно ориентированного

взаимодействия с дошкольниками, в порядке убывания

                                                                                                                                                 

     1. Отсутствие поддержки и взаимопонимания со стороны родителей дошкольников.

      2.  Нехватка времени для личностного общения с каждым воспитанником.

     3.  Нежелание воспитателей менять стиль собственной педагогической деятельности.

     4.  Недостаточно четкое описание технологии взаимодействия с детьми в современных образовательных программах.

      5. Излишняя регламентация деятельности воспитателей со стороны администрации.

      6. Неготовность воспитателей к диагностике личностных особенностей воспитанников и построению индивидуального стиля взаимодействия.

      7.   Отсутствие у воспитателей педагогической рефлексии (осознание себя, своих действий, эффектов взаимодействия на детей).

      8. Отсутствие у воспитателей навыков партнерского взаимодействия с дошкольниками.

      9. Слабая материальная заинтересованность воспитателей по внедрении инновационных технологий.

     10. Отсутствие поддержки и помощи со стороны администрации, невнимание к данной проблеме.

      11. Отсутствие у воспитателей потребности в самосовершенствовании в этом направлении.

      12.  Слабая материально-техническая база ДОУ.

      13. Невозможность изучения новой литературы и технологий в связи с перегрузкой воспитателя.

      14. Недостаточная информированность воспитателей.

     15. Недостаточное количество психолого-педагогической литературы по вопросам личностно ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

     16.    Негативное отношение коллег к переменам, к новому.

     17. Нежелание администрации внедрять инновационные технологии взаимодействия с детьми.

     18.  Отсутствие поддержки коллег.

                   

        Вывод:

  1. На первое место по наибольшей значимости выявилась причина трудностей, затрудняющая личностное взаимодействие с дошкольниками –  Отсутствие поддержки и взаимопонимания со стороны родителей дошкольников.
  2. На второе место выявилась причина трудностей, затрудняющая личностное взаимодействие с дошкольниками –  Нехватка времени для личностного общения с каждым воспитанником.
  3. И на третье место выявилась причина, затрудняющая личностное взаимодействие с дошкольниками – Нежелание воспитателей менять стиль собственной педагогической деятельности.

        Рекомендации:

                 Воспитатель есть особая профессиональная роль, требующая от человека принятия на себя ответственности за условия, характер и перспективы развития  личности другого человека (воспитанника) через приобщение его к миру человеческой культуры. За профессиональной ролью воспитателя вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо собственной воли, люди изменяют условия жизни друг друга, находя свою идеальную представленность и продолженность в жизни другого. Неся ответственность за те изменения, которые он вносит в систему взглядов, духовных ценностей, личностей других людей, человек и выступает как воспитатель.

        Общие направления воспитательного процесса:

  1. Самоизменение (самосовершенствование) личности воспитателя как условие развития личности ребенка («Воспитатель изменись сам!»). Самосовершенствование личности воспитателя (снижение собственной внутренней конфликтности, приобретение умения становиться на точку зрения другого и.т.п.) вызывает самые различные, не всегда предсказуемые позитивные изменения в поведении и системе ценностных ориентаций детей. Это составляет важное условие изменения жизненной позиции ребенка, совершенствование его личности.
  2. Бережное отношение к ребенку («Не навреди!»). Изначальный и очевидный смысл этого направления состоит в том, что взрослые, планируя и осуществляя свои воспитательные воздействия, должны исключить риск

Нанесения ребенку душевной травмы. Другой важный аспект данного направления заключается в том, что взрослый эмоционально принимает ребенка, верит в возможности его роста (такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик   ребенка, стимулирует развитие в отличие от всевозможных угроз и наставлений). «Не    навреди!» здесь означает: «Верь в силы ребенка!»                                   Наименее очевидный смысл этого направления заключается в том, чтобы адекватно оценивать то, что уже есть в ребенке. Для того чтобы выявить этот смысл, взрослым необходимо расстаться со свойственным им убеждением в своем превосходстве над ребенком, со взглядом на него как на существо, во всех отношениях менее совершенное. Важно осознать, что ребенок предрасположен искренне радоваться и удивляться как неизвестному, так и многократно испытанному, бескорыстно исследовать мир, что он – носитель творческих тенденций и, наконец, что малышу свойственно то переживание целостности и слитности себя с окружающим, общности с другими людьми, которое лежит в основе эстетического и нравственного освоения мира. Здесь «Не навреди!» выступает под знаком «Сохрани!»

        Именно в эмоциональной сфере утерянное в детстве невосполнимо в последующие годы.

  1. Непрямое воздействие на ребенка («Избегай директив!»). Воспитатель, исключая наставления, создает ситуации, в которых у ребенка с высокой вероятностью возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру (организует систему поддержки: изменение отношения к ребенку со стороны других детей повышение его статуса и.т.п.; предоставляет ребенку право самостоятельно разрешать трудные, конфликтные ситуации). Суровости здесь противопоставлены доброжелательность, юмор, что создает атмосферу контакта взрослого и ребенка, умению наказывать – умение прощать; используются приемы непрямой косвенной оценки «авансирования доверием».

        

Педагог-психолог:                                                                  Музыка О.И.


Таблица

ранг Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

5

1

1

1

-

-

1

1

-

-

4

2

1

2

1

4

2

2

2

2

1

2

2

2

-

1

-

-

3

2

-

3

-

4

2

2

1

3

-

1

2

-

4

-

-

1

-

1

1

-

-

4

5

2

1

4

4

-

2

-

-

-

2

2

1

3

2

1

2

2

4

2

4

-

-

5

-

1

2

4

1

1

2

2

3

-

3

2

1

1

1

1

-

2

6

-

1

2

-

-

3

1

3

-

4

1

2

3

2

1

1

2

-

7

-

-

-

-

3

2

3

2

1

4

-

1

-

1

3

3

2

2

8

7

1

4

1

3

2

-

-

3

-

2

2

-

-

1

-

1

-

9

2

2

-

2

1

-

1

2

1

2

2

2

4

1

-

5

-

-

10

-

1

-

4

3

1

2

1

4

1

1

2

3

1

2

-

-

1

11

-

1

-

-

-

1

3

1

1

1

-

2

2

4

2

-

6

4

12

1

4

7

1

2

2

2

2

-

-

1

-

1

-

1

-

-

3

13

2

3

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

3

1

1

2

-

2

14

-

3

2

2

1

4

1

2

1

3

2

-

-

2

-

2

-

2

15

1

1

1

2

1

1

2

1

3

1

-

2

1

3

-

2

3

2

16

1

1

1

1

2

2

1

4

3

2

3

-

-

-

2

1

1

2

17

5

2

1

3

1

4

1

1

1

1

1

2

2

-

1

1

-

-

18

-

1

-

-

5

-

3

1

2

1

3

2

-

1

1

2

5

-

 по степени убывания трудностей, затрудняющих личностное взаимодействие с дошкольниками.

          Педагог-психолог:                                           Музыка О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».

Консультация для воспитателей:«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно...

Консультация для воспитателей: «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие лич...

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности....

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»

Дошкольный возраст - это период начального фактического склада личности....

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на совреме...

«Реализация личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом»

Детская игра — это выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. В связи с этим трудно переоценить значение игрушек, посредством которых ребенок познает мир....


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Данный материал поможет начинающим психологам построить свою работу по взаимодействию воспитателя с детьми