Тема: «Применение технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в музыкальной деятельности"
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Черняк Екатерина Евгеньевна, музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 42» СП «Детский сад № 17»
Дети могут выучить почти всё, если они танцуют, пробуют, касаются,
слушают, видят и чувствуют то, что должны усвоить.
(Д. Хьюстон)
У меня есть возможность поделиться с вами опытом работы по теме: «Применение технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в музыкальной деятельности». (Опыт работы основан на изучении материалов книги «Технологии качественного обучения в школе» Е.А. Юниной и прохождении обучения у автора).
В центре внимания 7 педагогических технологий – эффективные способы реализации гуманистического образования:
- личностно-ориентированное обучение и воспитание;
- дифференцированное (в т.ч. индивидуализированное) обучение и воспитание;
- проблемное обучение и воспитание;
- обучение и воспитание без насилия;
- эффективная речевая деятельность;
- диалоговое обучение и воспитание;
- рефлексивное обучение и воспитание,
которые актуальны сегодня и направлены на качественное образование, где технология личностно-ориентированного взаимодействия как основа среди других. И можно представить её в виде образа – ствол дерева, ветви – это конкретные технологии, а всё вместе – это единое целое.
Что означает технология личностно-ориентированного обучения и воспитания?
Это – развитие личности ребёнка, развитие его личностных качеств. Это социально значимые качества, способствующие адаптации и успешности человека в обществе.
Какие качества можно отнести к личностным?
Основные качества личности
Область развития | Личностные качества |
Физическая | Собственно физические Психофозические Мыслительные качества + психические процессы, влияющие на познавательную деятельность Речевые |
Психосоциальная | Эмоционально-чувственные Поведенческие Коммуникативные Творческие |
В таблице представлена классификация основных, жизненно-важных качеств. И я, как музыкант, особое внимание уделяю эмоционально-чувственной сфере. Наверно многие разделят моё мнение. Работа с эмоциями и управление эмоциями, это самое сложное и самое важное качество.
В чём же заключается ценность развития личностных качеств? Они остаются с нами на всю жизнь, чтобы быть здоровым, успешным и счастливым.
«Покидая землю, единственное богатство, которое Вы можете взять с собой – это внутренние качества…» (Сан Лайт).
Как я реализую их в своей сфере деятельности? Какие методы и приёмы использую?
- метод интеграции (где технологии дополняют и усиливают друг друга);
- исследовательская деятельность (опытным путём);
- проектная деятельность (изготовление шумовых инструментов из природного материала – борщевика).
Представлю фрагмент интегрированного занятия:
Тема: Зимние фантазии.
Цель: Развитие эстетических эмоций, чувства ритма.
Задачи:
- знакомство с песней, беседа;
- расширить кругозор детей, вызвать интерес;
- двигаться в соответствии с характером музыки, передавая образ;
- создать продукт своего настроения.
Ход занятия:
- Ребята, хочу вас сегодня познакомить с «Белой песенкой» (исполняю под фонограмму)
Белые шапки дома. Белыми льдами покрылись пруды – | Припев: И песенка белая-белая, И тут ничего не поделаешь. И песенка белая-белая, И тут ничего не поделаешь. |
(вопросно-ответный ход рассуждения)
- Как вы думаете, почему песенка «белая»? (варианты ответов)
- А кто знает стихи про снег? (желающие могут вспомнить и прочитать стихи)
- Послушайте стихотворение «Снежинки-неженки» Е. Каргановой
- Откуда же вода в ладошке? (ответы детей).
- Оказывается, вода имеет волшебные свойства!
Японский учёный Масару Эмото сфотографировал замороженную воду, и получились необыкновенные снимки! Давайте посмотрим.
(под «Шедевры классической музыки» - идёт просмотр слайдов «кристаллы замороженной воды»)
- Вода способна впитывать и хранить информацию, какие слова произносили, так и выглядят кристаллы воды в виде разных снежинок. Сравните сами. Догадались? Предлагаю вспомнить вежливые, добрые, нежные слова (ответы детей). А сейчас грубые, дерзкие и колючие…, а их и произносить не хочется, правда?
Ни для кого не секрет, что наш организм состоит из воды. И мы, своими мыслями, словами, поступками, можем повлиять на своё настроение и в целом на организм … выбирайте сами: что будете произносить, то в жизни и будет происходить. Подарите друг другу слова, вы уже знаете маленький секрет, какие слова будете использовать (дети обмениваются друг с другом «вежливыми» словами). Продолжить можно коммуникативной игрой, парной пляской, общим хороводом (по выбору музыкального руководителя) для закрепления настроения. После работы с эмоциями, дети очень хорошо чувствуют друг друга в парах, можно отрабатывать отдельные танцевальные движения. А завершить занятие изготовлением продукта настроения. Мы с детьми делали коллективную работу: они выбирали из предложенных снежинок по форме и цвету, делали одну большую, а фоном звучала классическая музыка. Всё творчески преобразовываем!
Вывод: дети мыслят образами, здесь задействованы все 3 канала восприятия:
- визуальный (вижу); - аудиальный (слышу); - кинестетический (чувствую).
На мой взгляд - это полноценный подход в развитии личностных качеств ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».
Консультация для воспитателей:«Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми».В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно...
Консультация для воспитателей: «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие лич...
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»
Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности....
Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми»
Дошкольный возраст - это период начального фактического склада личности....
Переход на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми через использование современных образовательных технологий: технология "Лэпбук"
Методический материал в форме презентации....
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми
В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на совреме...
«Реализация личностно – ориентированной модели взаимодействия с детьми через игры с мячом»
Детская игра — это выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. В связи с этим трудно переоценить значение игрушек, посредством которых ребенок познает мир....