«Я – гражданин России»
классный час по теме

Страдзе Раиса Ивановна

Беседа с элементами игры 

Цель: создать условия для усвоения блока новой

информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие

внутренних мотиваций поведения школьников.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

2. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_rossii.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – гражданин России».

Беседа с элементами игры  

Цель: создать условия для усвоения блока новой

информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие

внутренних мотиваций поведения школьников.

Задачи:

Образовательные:

1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

2. Формировать представления учащихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

2. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет В.В. Путина, карта России, запись на диске гимна РФ, обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с человеческими ценностями

Ход занятия

1. Вступительное слово

- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.(Я – гражданин…)

-Что интересного заметили? (пропущено слово)

-Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (России)

Тема нашего занятия  «Я – гражданин России».

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Обобщение: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности).

-Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Оно очень важно для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

-Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

-Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

2. Беседа о ценностях человека

-Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

- А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? (Родина)

-Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

-Почему же Человек заскучал?

-Ребята, а что же такое Родина?

-Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на данный вопрос.Родина – это…

-А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».

-Наша с вами Родина – это Россия.

-Кто может показать нашу Родину на карте? (Показ России)

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны? Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.

- Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.

- Назовите основные символы государства.(Герб, флаг, гимн)

3. Сообщения учащихся. Работа в группах.

О гербе России (1 группа)

1 ученик: Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.

Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.

2 ученик: «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».

3 ученик: Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

4 ученик: У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.

5 ученик: Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

6 ученик: На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.

Ученик 7: Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

Ученик 8: В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!

- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (показываю).

- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).

- Когда появился первый российский герб? (Около 500 лет назад, в 1497 году).

- Что держит орел в своих лапах на гербе России? (В правой лапе – скипетр, в левой - держава).

- Что такое скипетр? А держава?

- А что за всадник изображен на груди орла? (Это Святой Георгий Победоносец).

-Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации – гербом.

4. Физминутка.

Жура – Жура –журавель, Облетал ты сто земель,

Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил.

 Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

 Он ответил, пролетая:  «Лучше нет родного края!»

5. Сообщения учащихся о флаге.

- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (показываю).

О флаге России нам расскажет вторая группа (сообщения учащихся).

- В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».Флаг является символом объединения.

1 ученик: Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.

2 ученик В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.

:- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?(22 августа).

- Из каких частей состоит флаг?

- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства –флагом.

6. Сообщения учащихся о гимне.

- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.

1 ученик: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.

2 ученик: Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.

3 ученик: При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской Федерации.

4 ученик: Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную торжественную песнь.

- Что обозначает слово «гимн»?

- Назовите автора слов гимна РФ.

- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного гимна Российской Федерации. (Включаю гимн. Дети слушают стоя)

- Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн.

9. Беседа о Конституции.

- Что же такое Конституция? (Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан). Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.

- Кто является президентом нашей страны?

( В. В. Путин (Показываю портрет))

- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон, которыйопределяет жизнь нашего государства, права и обязанности граждан.

- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его правах.

- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.

(Показываю табличку на доске «жизнь»)

Самое главное, самое важное – право человека на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся)

- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым –помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать?

(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права)

- Как вы считаете, мы назвали все права?

(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции)

7. Принятие законов жизни класса.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.

1. Закон правды

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.

2. Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

4. Закон милосердия

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

5. Закон уважения

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!

6. Закон чести

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

- Что вы можете сказать о проекте законов?

- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование. А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.

8.Рефлексия.

(Дети прикрепляют ладони на доску)

9. Итог занятия.- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...

Программа "Я гражданин России"

Данная программа разработана для среднего школьного возраста рекомендуемая аудитория воспитанники детских домов и школ интернатов. Она способствует социальной адаптации детей и воспитанию гражданствен...

проект по нравственному воспитанию "Я гражданин России"

Проект  «Я гражданин России», авторы: М.Н. Клочко,  Е.А. УльяницкаяЦель: Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной     позицией и творч...

Конспект открытого занятия на тему "Я - гражданин России".

Занятие посвящено правам детей, которые прописаны в конвенции о защите прав ребенка. Основной акцент занятия: право на гражданство....

«Я – гражданин России».

Задачи.  Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос); формировать представление о его значении; воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к...

«Я – гражданин России».

Задачи.  Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос); формировать представление о его значении; воспитывать уважительное отношение к нему, любовь к...