Доклад "Приемы и методы развития функциональной грамотности в детском образовательном учреждении"
консультация по основам финансовой грамотности

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста на примере подготовительной к школе группы нашего детского сада, в которой я работаю воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа с. Домашка

муниципального района Кинельский Самарской области

структурное подразделение Детский сад

   Доклад

на окружную педагогическую конференцию

«Приемы и методы развития функциональной грамотности

 в детском образовательном учреждении»

Исполнитель: воспитатель Гудкова Л.В.

с.Домашка -2023

      Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей. Данная тема становится одной из главных  для обсуждения на всех уровнях:  в детских садах,  в школах,  в Министерстве просвещения,  в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

   Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: что связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста.

     Так что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность- это способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Иными словами , Функциональная грамотность –способность человека вступать в отношения с внешней средой , максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

   На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью.  

 Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:

1. формирование речевой активности дошкольников;

2. формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ;

3. формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

4. формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

    Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста на примере подготовительной к школе группы  нашего  детского сада, в которой я работаю воспитателем.

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что современные дети встречаются с экономическими отношениями находясь в самом раннем возрасте. Они, в большинстве своем, регулярно вместе с родителями посещают магазины, при них совершаются покупки, дети видят обмен товаров на деньги. Дети познают что такое «твое», «наше» и «не наше», «чужое», как при покупке предмет, вещь становится «нашей». Таким образом у детей рано начинают формироваться положительное отношение к деньгам и отрицательное к их отсутствию.

В этом возрасте уже возникает необходимость просвещать ребенка в вопросах «Откуда берутся деньги?», «Как и кто их зарабатывает?», «На что их можно потратить?», «Как и где, хранить денежные знаки, чтобы их не потерять?»  Правильное понимание ребенком этих основных вопросов способствует его финансовой грамотности, способствует  продуманному, рациональному расходованию денег, стимулирует воспитанию таких качеств как бережливость, рачительность. При обучении экономической грамотности на первый план необходимо выдвигать нравственные понятия: ответственность, обязательность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей. Ребенку необходимо знать какая финансовая обстановка в семье в настоящее время. Есть ли возможность купить желаемую игрушку сегодня  или необходимо подождать, а купить лекарство для другого члена семьи. Таким образом у ребенка формируются первичные экономические знания, на бытовом уровне.Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте способствует положительному опыту и финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек , который в курсе как зарабатывать и  правильно управлять своими деньгами уверен в своей жизни. Наши дети достойны того, чтобы получить основы финансовой грамотности и стать успешными людьми.

    Формирование финансовой грамотности идет в тесном взаимодействии с другими функциональными составляющими, а именно речевая активность, социально-коммуникативная грамотность и частично естественнонаучные представления и основы экологической грамотности у дошкольников. Актуальность задачи состоит в том, чтобы максимально полно использовать интерес детей к экономической и финансовой деятельности, обеспечить необходимое наполнение их интеллекта достаточной, в соответствии с их возрастом, информацией.

Для формирования у детей  финансовой и математической грамотности были использованы следующие методы и педагогические приемы:

1.Наглядный.

Дети наблюдали за действиями взрослых при покупке товаров, оплатой покупок наличными деньгами, банковской картой, оформлением покупок в интернт магазинах;

В детском саду мы с детьми смотрели учебные фильмы о происхождении денег, какими бывают деньги, рассматривали картинки с изображением российских и иностранных банкнот.

2.Метод-Словесный,

Мы беседовали с детьми на тему денег. Разбирались в том откуда в семье берутся деньги, кто и как их зарабатывает, что такое семейный бюджет, что относится к доходам семьи, что к расходам, какие расходы обязательные, на чем можно сэкономить. Выяснили что деньги любят счет, относиться к ним надо бережно. Прочитали, обсудили и осмыслили пословицы на тему денег. Дети дошкольного возраста хорошо разбираются в теме денег и всех благ связанных с их наличием  , а также трудностей при их отсутствии.

3.Самый интересный метод развития — практический.

В завершении темы, мы с детьми играли с сюжетно-ролевую игру «Мы идем в магазин». Для этого дети создавали игрушечные деньги, кошельки. Рассаживали по полкам игрушки и крепили к ним ценники. Распределяли роли, проговорили необходимые фразы и термины которыми пользуются воспитанные покупатели и другие правила поведения в магазине.

Теме формирования финансовой грамотности в подготовительной к школе группе был  посвящен мой       ПРОЕКТ «НАШИ ДЕНЬГИ» и методическая разработка Сюжетно- ролевой игры «Мы идем в магазин»  которые были участниками областного конкурса по финансовой грамотности в 2021 году.

    В данном  учебном году мы с детьми решили углубиться в тему финансовой грамотности и попытались освоить финансовую безопасность.

Приемы и педагогические методы были использованы традиционные:

1 Наглядный

2.Словесный

3.Практический.

Таким образом, мы опять смотрели учебные фильмы, обсуждали и вели беседы на темы финансовой безопасности. На практике мы сняли сюжетный ролик. Для этого мы с детьми придумали сюжет- сказку и назвали его «Сказ про Деда, Бабу, курочку Рябу на новый лад , или О том как обеспечить финансовую  безопасность одной немолодой семье» . Звезды экрана также нашлись в  группе. Наш фильм в декабре 2022 года занял третье место в областном конкурсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Структурно-функциональная модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи»

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости...

Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.

Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родите...

Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»...

Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»

Консультация для родителей«Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника» Использование шестиугольного (гексагонального) обучения явля...

"Эффективные методы работы по формированию предпосылок развития функциональной грамотности у дошкольников"

Что же такое функциональная грамотность?«Функционально грамотная личность» - это человек, думающий и действующий, способный свободно использовать свои знания и умения для решения жизненно ...