Опыт работы «Коворкинг-технология: «Говорящая среда в дошкольном образовательном учреждении» как основа развития функциональной грамотности».
методическая разработка (младшая группа)
21 августа на базе школы N5 г.Тюмени состоялась методическая сессия для руководителей ДОУ «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях».
На одной из площадок регионального педагогического форума "Призвание 2024" наши коллеги: Шепелева Татьяна Викторовна - заместитель директора по УВР МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка- детский сад № 1» и Эльзенбах Яна Вячеславовна - воспитатель МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка- детский сад № 1» достойно представили опыт работы «Коворкинг-технология: «Говорящая среда в дошкольном образовательном учреждении» как основа развития функциональной грамотности».
На форуме Яна Вячеславовна поделилась с участниками различными подходами «говорящей среды» через игровую деятельность. В начале она разделила всех присутствующих на три группы: педагоги, родители и дети, чтобы создать атмосферу взаимодействия и обмена опытом. Создавая «Ленту времени», педагоги наглядно увидели различные режимные моменты, визуализировали, что происходит в различные части дня. Участники обратили внимание на важность автодидактичных игр с использованием игрового поля, предложив варианты игр в которые дети могут играть самостоятельно, без участия взрослых. Увлекательным приемом , способствующим развитию креативного мышления детей и педагогов был «Лайфхак» составления загадок по инструкции. Участники ушли с новыми идеями и вдохновением для дальнейшей работы с детьми, отметив, что каждый ребенок получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Работа региональной площадки ДОУ завершена. Намечены планы, проведена рефлексия, поставлены цели на новый 2024-25 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_elzenbah_yav.docx | 275.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги! Я сегодня хочу с вами поделиться находкой, которую я использую в своей работе.
1 группа «Дети»
Автодидактичные игры, что это? (отвечающий берет с собой по 2 соседа). Да действительно, это игры или иной материал который позволяет ребенку учиться самостоятельно с минимальным участием взрослого или вовсе без взрослого .
Перед вами одно из моих разработок, многофункциональное пособие «Многофункциональный квадрат». Вам предлагаю с ним познакомиться, представьте, что вы дети, придя в д.с вы увидели такую игру, ваши действия? Нужно познакомиться, изучить, поиграть. Потом нам расскажите, какие игры вы придумали, и какие компоненты функциональной грамотности можно формировать используя многофункциональный квадрат? (Названия игр- «Расположи по цвету», «Соотнеси на группы», «Веселый счет», мемори «Художник», и т.д, «Помоги машинке добраться до гаража», «Предметы по форме», «Выложи фигуру»).
А сейчас предлагаю подвести итоги, что у вас получилось?
Идея в том, что если ребенок учиться самостоятельно, то он и в жизни будет более самостоятельный, а если под руководством взрослого, то в жизни будет нуждаться и надеяться на взрослого. Самоконтроль. Сам догадывается об игре и способе действий. Играют, учатся взаимодействовать, договариваться сопереживают, поддерживают друг друга, и т.д. Но, при этом учат цифры, соотносят количество и число. Закрепляют цвет, форму и название геометрических фигур. Тренируют память, внимание, скорость мышления, скорость реакции, пространственные представления. ИГРА одна - ВОЗМОЖНОСТЕЙ много.
Как вы думаете, какие компоненты функциональной грамотности можно формировать используя многофункциональный квадрат? (Математическая, естественнонаучная, креативное мышление )
2 микро-группа «Родители»
Одним из наполнения «Говорящего пространства» является лента времени. Как вы думаете, что это такое? Лента времени – это последовательность картинок, а может фотографий, отражающих ключевые режимные моменты в д.с. Задание вашей микро группе из предложенного материала, создать ленту времени, придумать идеи ее использования и обозначить компоненты функциональной грамотности, которую мы формируем.
Ребенок учится чувствовать время, запоминает последовательность режимных моментов, изучает или закрепляет части суток, для детей более старшего возраста лента времени будет хорошим помощником в изучении настоящего времени. А тем более в адаптацию она снимает тревогу у детей, помогает дать наглядный ответ на вопрос «когда придет мама?», поможет ответить детям на их вопросы, например «Когда мы пойдем гулять?» В более старшем возрасте мы предлагаем с помощью ленты времени изучать время с переносом на часы. Можно использовать на родительских собраниях, в рассказе о режиме дня, родители и знакомятся с занятиями. Расположить можно, как в группе, так и в раздевалке.
Как вы думаете, какие компоненты функциональной грамотности можно формировать используя ленту времени. (Математическая, естественно-научная,)
3 микро-группа «Педагоги»
Вы любите отгадывать загадки?
Отгадайте –прыгающий- но не лягушка, полосатый- но не зебра, резиновый- но не сапоги (Мяч).
Отгадавшему, предлагаю взять двоих соседей.
Вам предоставляется возможность по схеме, составить загадки, с использованием главных слов НО НЕ. Гайд для дальнейшей работы в новом году.
Пояснение:
#1042;ыбираем предмет (Мяч)
#1054;твечаем на вопрос – какой? (резиновый, полосатый, прыгающий)
3. А так же выбираем, что может быть таким же? (резиновыми могуть быть сапоги, полосатой может быть зебра, прыгающий – может быть лягушка).
4. НО НЕ.
Итогом (+) для младших групп такая форма работы по составлению загадок является например - темой недели, темой дня, загадкой к какой либо игре и т.д., от которой вы отталкиваетесь и работаете дальше. А дети постарше могут сами с помощью взрослого и картинок придумывать загадки.
Ф.Г Читательская.
Вот так легко и просто можно создать говорящее пространство, сделать его развивающим и интересным для детей формируя функциональную грамотность у дошкольников.
А сейчас предлагаю подвести итог игры в «Лапшу». Сколько селфи у вас получилось. Вы большие молодцы, а в подарок вы получаете флешку с нашими идеями и технологиями для работы с детьми. Получите свой приз.
Инструкция по использованию пособия
«Лента времени»
- Из предложенных фотографий составить режим дня в детском саду.
- Придумать варианты ее использования.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие компоненты функциональной грамотности можно формировать, используя ленту времени?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция по использованию пособия
«Многофункциональный квадрат»
Из предложенных картинок, предметов, игрушек, рисунков и так далее придумать, как можно больше вариантов игр:
Какие компоненты функциональной грамотности можно формировать, используя многофункциональный квадрат?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей
Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...
Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».
Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...
Статья на тему «Основы построение развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»
Основы построения развивающей предметно - пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО....
Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»
для педагогов ДОУ...
Функциональная грамотность педагога - как основа развития функциональной грамотности воспитанника
Выступление на педагогическом совете...