Опыт работы «Коворкинг-технология: «Говорящая среда в дошкольном образовательном учреждении» как основа развития функциональной грамотности».
методическая разработка (младшая группа)

Эльзенбах Яна Вячеславовна

21 августа на базе школы N5 г.Тюмени состоялась методическая сессия для руководителей ДОУ «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях».

На одной из площадок регионального педагогического форума "Призвание 2024" наши коллеги: Шепелева Татьяна Викторовна - заместитель директора по УВР МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка- детский сад № 1» и Эльзенбах Яна Вячеславовна - воспитатель МАУ ДО «Сорокинский центр развития ребёнка- детский сад № 1» достойно представили опыт работы «Коворкинг-технология: «Говорящая среда в дошкольном образовательном учреждении» как основа развития функциональной грамотности».

На форуме Яна Вячеславовна поделилась с участниками различными подходами «говорящей среды» через игровую деятельность. В начале она разделила всех присутствующих на три группы: педагоги, родители и дети, чтобы создать атмосферу взаимодействия и обмена опытом. Создавая «Ленту времени», педагоги наглядно увидели различные режимные моменты, визуализировали, что происходит в различные части дня. Участники обратили внимание на важность автодидактичных игр с использованием игрового поля, предложив варианты игр в которые дети могут играть самостоятельно, без участия взрослых. Увлекательным приемом , способствующим развитию креативного мышления детей и педагогов был «Лайфхак» составления загадок по инструкции. Участники ушли с новыми идеями и вдохновением для дальнейшей работы с детьми, отметив, что каждый ребенок получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.
Работа региональной площадки ДОУ завершена. Намечены планы, проведена рефлексия, поставлены цели на новый 2024-25 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_elzenbah_yav.docx275.22 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги! Я сегодня хочу с вами поделиться находкой, которую я использую в своей работе.

1 группа «Дети»

Автодидактичные игры, что это? (отвечающий берет с собой по 2 соседа). Да действительно, это игры или иной материал который позволяет ребенку учиться самостоятельно с минимальным участием взрослого или вовсе без взрослого .

Перед вами одно из моих разработок, многофункциональное пособие «Многофункциональный квадрат». Вам предлагаю с ним познакомиться, представьте, что вы дети, придя в д.с вы увидели такую игру, ваши действия? Нужно познакомиться, изучить, поиграть. Потом нам расскажите, какие игры вы придумали, и какие компоненты функциональной грамотности можно формировать используя многофункциональный квадрат? (Названия игр- «Расположи по цвету», «Соотнеси на группы», «Веселый счет», мемори «Художник», и т.д, «Помоги машинке добраться до гаража», «Предметы по форме», «Выложи фигуру»).

А сейчас предлагаю подвести итоги, что у вас получилось?

Идея в том, что если ребенок учиться самостоятельно, то он и в жизни будет более самостоятельный, а если под руководством взрослого, то в жизни будет нуждаться и надеяться на взрослого. Самоконтроль. Сам догадывается об игре и способе действий. Играют, учатся взаимодействовать, договариваться сопереживают, поддерживают друг друга, и т.д. Но, при этом учат цифры, соотносят количество и число. Закрепляют цвет, форму и название геометрических фигур. Тренируют память, внимание, скорость мышления, скорость реакции, пространственные представления. ИГРА одна - ВОЗМОЖНОСТЕЙ много.

Как вы думаете, какие компоненты функциональной грамотности можно формировать используя многофункциональный квадрат? (Математическая, естественнонаучная, креативное мышление )

2 микро-группа «Родители»

Одним из наполнения «Говорящего пространства» является лента времени. Как вы думаете, что это такое? Лента времени – это последовательность картинок, а может фотографий, отражающих ключевые режимные моменты в д.с. Задание вашей микро группе из предложенного материала, создать ленту времени, придумать идеи ее использования и обозначить компоненты функциональной грамотности, которую мы формируем.

Ребенок учится чувствовать время, запоминает последовательность режимных моментов, изучает или закрепляет части суток, для детей более старшего возраста лента времени будет хорошим помощником в изучении настоящего времени. А тем более в адаптацию она снимает тревогу у детей, помогает дать наглядный ответ на вопрос «когда придет мама?», поможет ответить детям на их вопросы, например «Когда мы пойдем гулять?» В более старшем возрасте мы предлагаем с помощью ленты времени изучать время с переносом на часы. Можно использовать на родительских собраниях, в рассказе о режиме дня, родители и знакомятся с занятиями. Расположить можно, как в группе, так и в раздевалке.

Как вы думаете, какие компоненты функциональной грамотности можно формировать используя ленту времени. (Математическая, естественно-научная,)

3 микро-группа «Педагоги»

Вы любите отгадывать загадки?

Отгадайте –прыгающий- но не лягушка, полосатый- но не зебра, резиновый- но не сапоги (Мяч).

Отгадавшему, предлагаю взять двоих соседей.

Вам предоставляется возможность по схеме, составить загадки, с использованием главных слов НО НЕ. Гайд для дальнейшей работы в новом году.

Пояснение:

#1042;ыбираем предмет (Мяч)

#1054;твечаем на вопрос – какой? (резиновый, полосатый, прыгающий)

3. А так же выбираем, что может быть таким же? (резиновыми могуть быть сапоги, полосатой может быть зебра, прыгающий – может быть лягушка).

4. НО НЕ.

Итогом (+) для младших групп такая форма работы по составлению загадок является например - темой недели, темой дня, загадкой к какой либо игре и т.д., от которой вы отталкиваетесь и работаете дальше. А дети постарше могут сами с помощью взрослого и картинок придумывать загадки.

Ф.Г Читательская.

Вот так легко и просто можно создать говорящее пространство, сделать его развивающим и интересным для детей формируя функциональную грамотность у дошкольников.

А сейчас предлагаю подвести итог игры в «Лапшу». Сколько селфи у вас получилось. Вы большие молодцы, а в подарок вы получаете флешку с нашими идеями и технологиями для работы с детьми. Получите свой приз.

Инструкция по использованию пособия Picture background

«Лента времени»

  1. Из предложенных фотографий составить режим дня в детском саду.

  1. Придумать варианты ее использования.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие компоненты функциональной грамотности можно формировать, используя ленту времени?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Picture background_

Инструкция по использованию пособия

«Многофункциональный квадрат»

Из предложенных картинок, предметов, игрушек, рисунков и так далее придумать, как можно больше вариантов игр:

H:\Тюмень\этот - копия (2).bmp

H:\Тюмень\этот - копия (4).bmp

H:\Тюмень\этот - копия (3).bmp

H:\Тюмень\этот - копия (5).bmp

Picture background

Какие компоненты функциональной грамотности можно формировать, используя многофункциональный квадрат?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей

Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Опыт работы «Патриотического воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения».

Сохранять человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влиянием, учить их правилам общения и умения жить среди людей – вот главн...

Статья на тему «Основы построение развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Основы построения развивающей предметно - пространственной  среды согласно требованиям ФГОС ДО....