Статья «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной грамотности в детской телестудии "Сибирячок -ТВ"
учебно-методический материал

Кудря Мария Сергеевна

Опыт работы «Развитие Soft-skills-компетенций дошкольников как основа функциональной  грамотности в детской телестудии "Сибирячок - ТВ»

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS -КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ» Муниципальное автономное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №15 "Сибирячок" г. Канска Выполнила: воспитатель МАДОУ №15 М.С. Кудря

Слайд 2

«Детская телестудия «Сибирячок-ТВ» Цель: развитие soft skills -компетенций дошкольников через раскрытие личностного творческого потенциала в детской телестудии «Сибирячок- ТВ ». Задачи: Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Развивать инициативность через организацию разных видов детской деятельности. Развивать способность к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата. Развивать творческий подход и вариативность принятия решения в различных жизненных ситуациях.

Слайд 3

Телестудия «Сибирячок ТВ»

Слайд 4

Игра «Пресс-конференция » ( развитие навыков эффективного общения; воспитание желания общаться, вступать в контакт с другими детьми; умение задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу )

Слайд 5

игра «Встреча» Д ети в реальных условиях «здесь и сейчас» учатся взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Слайд 6

беседа – «Мозговой штурм» происходит процесс обсуждения будущего выпуска ( так называемого «скелета»)

Слайд 7

элементы технологии «Тайм менеджмент» составляем определенный план работы над выпуском новостей, на который опирается дошкольник

Слайд 8

технология моделирования «помощник оператора» напоминает телеведущим, что надо улыбаться, а суфлер держит в руках табличку с подсказками, на которой изображены условные обозначения !

Слайд 9

Результаты У дошкольников сформирован устойчивый интерес к разговорному жанру. 2. Сформированы навыки общения, коммуникативные навыки. 3. Могут взять интервью у знакомых и незнакомых людей; 4. Сформированы умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 5. Берут на себя роли ведущего передач/новостей, редакторов, операторов. 6. Владеют элементарными умениями работы с цифровой техникой (камерой, ноутбук) – вести видеосъемку, элементарный монтаж видео, его просмотр.



Предварительный просмотр:

Кудря Мария Сергеевна

Воспитатель

МАДОУ №15

grimbaum@list.ru 

«РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS-КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ДЕТСКОЙ ТЕЛЕСТУДИИ «СИБИРЯЧОК-ТВ»

Ключевые слова: функциональная грамотность, soft skills-компетенции, социализация, образовательные результаты, детская телестудия.

Подготовка к школе дошкольников требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период развития детей дошкольного возраста. В современном мире успешность человека, в том числе и детей старшего дошкольного возраста, определяет развитие soft skills-компетенций: коммуникативные навыки (общаться, умение находить общий язык с людьми), эмоциональный интеллект, навыки быстрой работы с информацией, креативность, способность работать в команде.

Актуальность данной проблемы подтверждает и федеральный проект «Успех каждого ребенка», показатели которого стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать, разнообразить образовательную деятельность, а также обновлять содержание и совершенствовать методы обучения и воспитания дошкольников, в том числе с учетом их интересов.

Мой педагогический опыт показывает, что в условиях дошкольного образования процесс формирования soft skills-компетенций ребенка будет успешным при условии вариативности дошкольного образования, обеспечивающей освоение детьми базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.  

Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить.

Современное образование  предлагает разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей. Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией. Наблюдая во время образовательного процесса и свободной деятельности за детьми детского сада, мы пришли к выводу, что необходимо создать такие условия, при которых ребенок имеет высокую степень мотивации для развития soft skills-компетенций.

Одной из вариативных форм организации детской деятельности является детская телестудия «Сибирячок-ТВ». Содержание занятий в телестудии утверждено дополнительной образовательной программой «Детская телестудия «Сибирячок-ТВ»». Но тематика может варьироваться или изменяться от интересов и идей детей. Занятия с дошкольниками в телестудии предусматривают специальные занятия 2 раза в неделю. Проект «Детская студия «Сибирячок-ТВ» является призером муниципального конкурса проектов молодых педагогов «Молодой учитель – новой школе» в 2019 году.

Цель: развитие soft skills-компетенций дошкольников через раскрытие личностного творческого потенциала в детской телестудии «Сибирячок-  ТВ». 

Задачи:

  1. Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  2. Развивать инициативность через организацию разных видов детской деятельности.
  3. Развивать способность к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата.
  4. Развивать творческий подход и вариативность принятия решения в различных жизненных ситуациях.

Планируемые  результаты.

1.        У дошкольников сформирован устойчивый интерес к разговорному жанру.

2.        Сформированы навыки общения,  коммуникативные навыки.

3.        Могут взять интервью у знакомых и незнакомых людей;

4.        Сформированы умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

5.        Берут на себя роли ведущего передач/новостей, редакторов, операторов.

6.        Владеют элементарными умениями работы с цифровой техникой (камерой, ноутбук) – вести видеосъемку, элементарный монтаж видео, его просмотр.

Для определения методов и приемов работы с дошкольниками выявляю особенности межличностных взаимоотношений, уровень развития коммуникативных компетенций  дошкольников: методика Лисиной М.И, методика «Раскрась рукавички», схема наблюдения уровня межличностного общения по М. Я. Басову.

Одна из особенностей работы в телестудии  - практико-ориентированный характер. Дошкольники обучаются в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – регулярным выпуском новостей и специальных передач для дошкольного учреждения. Кроме того, работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической и  монологической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо коммуникативных задач (навык общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками) решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. 

В детской телестудии «Сибирячок ТВ», дошкольникам удается принять на себя роли телеведущих, журналистов, участников передач, операторов, режиссеров и других видов профессий, связанных с созданием выпуска новостей.  Для функционирования детской телестудии «Сибирячок ТВ», в учреждении организовано развивающее пространство, которое обозначено баннером с логотипом телестудии, имеется оборудование (камера, петличка, флешка, штатив, микрофоны).

Создание выпуска предполагает несколько этапов.

Перед созданием выпуска, используя социоигровую технологию, в совместной детской деятельности и с педагогом, организую работу в парах, микрогруппах, где дети учатся обсуждать, говорить, решать проблемные ситуации, спорить, доказывать свою точку зрения, а также проявлять умение выслушать своих товарищей. Все эти навыки формировались через игры: «Пресс-конференция», игра «Встреча», «Пять имен моих друзей», важной целью которых является развитие навыков эффективного общения; воспитание желания общаться, вступать в контакт с другими детьми; умение задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Чаще всего, я, как педагог являюсь наблюдателем, предоставляя дошкольникам время для самостоятельного решения учебной задачи. Кроме разнообразных игр, дети в реальных условиях «здесь и сейчас» учатся взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми. Такими примерами могут служить поход в детскую библиотеку, где ребята, готовясь к выпуску новостей, интересуются о ближайших мероприятиях или подготавливаются к интервью с «гостем» детского сада (сотрудник ДПС, сказочные герои детского театра и т.д).

Развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, не менее важная задача, без которой сложно построить полноценный процесс работы телестудии.

В начале проектирования выпуска новостей, с дошкольниками проводится фронтальная беседа – «Мозговой штурм», в рамках которой происходит процесс обсуждения будущего выпуска (так называемого «скелета»), дети предлагают темы для съемки, обговариваются люди, которые нужны для сюжета, место, в котором будет происходит процесс, а также вопросы, которые будем задавать, и в конечном итоге – распределяем роли, где четко прослеживается инициативность каждого ребенка.

Многих детям в начале творческого процесса сложно раскрыться и проявить инициативность, иногда такое происходит от незнания и переживания будущего процесса. Для этого детям в кабинете телестудии создается максимально комфортная и доступная среда, где ребенок имеет свободный доступ к оборудованию (под присмотром взрослого), игрушкам, а также может посмотреть примеры других детских передач, которые служат стимулом для мотивации и проявлении желания в процессе съемки.

Также, для развития инициативы, раскрытия личностных качеств каждого ребенка организую специальные игровые ситуации: «Человек к человеку», «От спины к спине», «Веревочка», «Найти предмет по описанию»). После 3-4х занятий дошкольники адаптируются и проявляют интерес к созданию выпуска и участию в нем, происходит самостоятельное распределение материала по подготовке к съемочному процессу.

Интервью, съемка, запись подводок, а также закадровых текстов невозможна без формирования у дошкольников способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата. В наше время информации - умение грамотно распоряжаться своим временем ценится очень высоко. Обучению ориентации во времени необходимо уделять внимание уже в дошкольном возрасте. Именно собранность, точность, целенаправленность, организованность станет залогом саморазвития в будущем не только в школьной жизни, но добиваться успехов в обыденной жизни.

Часто дошкольники старших и подготовительных к школе групп путают времена года, их последовательность, не все могут назвать дату и время года своего рождения, дни недели, последовательность дней недели, дети забывают и путают такие временные понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Для этого в образовательной деятельности использую элементы технологии «Тайм менеджмент». Вместе с дошкольниками составляем определенный план работы над выпуском новостей, на который опирается дошкольник. Данный план находится у каждого дошкольника, занятого в выпуске новостей. Решение данной задачи позволяет детям в совместной деятельности распределять не только роли, но и время съемочного процесса, а также служит сплочением дошкольников друг с другом и с их родителями, ведь в первую очередь дети совместно с ними готовят и учат текст, а также «тренируются» на взрослых и отрабатывают навыки интервью.

Использование технологии моделирования при работе в студии позволяет наглядно демонстрировать сложную информацию для детей и зрительно представить абстрактную информацию. Дошкольники самостоятельно придумывают и изображают на карточках условные обозначения тех или иных новых понятий. Например,     («улыбающейся смайлик» - со зрителями нужно поздороваться, «знак вопроса» - необходимо задать вопрос, «восклицательный знак» - говорить громче и т.д).  

Финалом непродолжительного, но от этого не теряющего своей значимости съемочного процесса, является традиционный просмотр отснятого материала. Ребята обсуждают свои ошибки, замечают погрешности в собственной речи и, что самое главное, смотрят на себя со стороны. Все это, дает возможность детям следить за своим внешним видом, выглядеть опрятно. После такой проделанной работы процесс подготовки выпуска считается практически завершенным, остается монтаж и выпуск  - готов! С особым трепетом дошкольники ждут выхода выпуска новостей по местному телевидению на канале «Лимон-ТВ».  Освещение выпусков новостей телестудии «Сибирячок-ТВ» происходит с ООО ТРК «Супер-Медиа» на договорной основе.

Таким образом, играя в телевизионные игры, дети учатся не только общаться и задавать вопросы, но и систематизировать и анализировать факты, вести дискуссии, знать что, где и как сказать, грамотно изложить текст, используя свое образное мышление. Дошкольники учатся быть ответственными за свои слова, свою работу, быть в курсе происходящих вокруг событий.  все это помогает и стать уверенными в себе, а в дальнейшем – самодостаточными и успешными в обычной жизни.

Литература

  1. Верстаков А.П., С.С. Смирнов Медиаобразование в школе: Школьная телестудия. Методическое пособие. М., МГУ 2009 г.      
  2. Горбунова Е., Грушевский С. Первая подсказка для юных коллег юнкоров. – http://megafon-tv.narod.ru. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах   ...

Деловая игра "Развитие Soft skills компетенции у педагогов Доу"

Для воспитателей, старших воспитателей, методистов....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...

Деловая игра "Развитие soft-skills компетенций у педагогов ДОО"

Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких на...

Деловая игра «Развитие Soft skills компетенций у педагогов ДОУ»

Soft skills («мягкие», «гибкие» навыки) - комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производи...