Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для младшего и среднего возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Диагностика 1,2 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozh_diagnostika_12_go_goda_obuchen.docx | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3.
Протокол входной диагностики перед изучением
базового модуля «Финансовая азбука»
№ | ФИО ребёнка | I-й блок «Потребно-сти» | II-й блок «Труд» | III-й блок «Товар» | IV-й блок «Деньги» | V-й блок «Кошелёк» | VI-й блок «Копилка» | Итог (количество верно выполненных заданий, от 0 до 6) |
Всего детей с высоким уровнем (5-6 правильно выполненных заданий) – | ||||||||
Всего детей со средним уровнем (3-4 правильно выполненных заданий) – | ||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-2 правильно выполненных заданий)- |
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (от 5 – до 6 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них.
Средний уровень (от 3 – до 4 правильно выполненных заданий): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
имеющиеся у них знания нечеткие; не всегда активны, но способны действовать под руководством взрослого.
Низкий уровень (от 0 – до 2 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ КУРСА
Цель: Провести диагностику сформированности первичных представлений
детей о потребностях, труде, товаре, деньгах, копилке, кошельке.
Форма проведения: индивидуально или в микро-группах (по 2-3 человека).
Диагностические средства: беседа, работа с карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей и желаний котёнка;
– картинки с изображением представителей различных профессий;
- кошелёк;
- копилка;
- муляжи продуктов в мешочке.
Организация детской деятельности
Воспитатель организует беседу по вопросам.
I-й блок «Потребности»
Здравствуйте ребята! Я хочу познакомить вас с необычным котёнком, его зовут Белобок и он будет приходить к вам на занятия, и рассказывать увлекательные истории из своей жизни. Сегодня мы с вами прочитаем первую сказку про котёнка Белобока, слушайте очень внимательно, после выполнять много интересных заданий.
Воспитатель читает детям сказку про котёнка Белобока.
«Жил-был на белом свете котёнок Белобок. Вы думаете, он был белым и пушистым? Нет, Белобок – котёнок черный, с зелеными глазками, белыми носочками на передних лапах и белым пятном на боку. Жил котёнок, не тужил. Хозяева очень любили своего котёнка, гладили ласково спинку, за ушами почесывали нежно. Нравилось Белобоку греться на солнышке на балконе. А сколько дел у Белобока – ни минуты свободной. Забираться по шторам, чтобы поймать самую большую муху, которая залетела в открытое окно, закатить под шкаф цветные карандаши, запутаться в клубке ниток. Но больше всего котёнок любил стащить сосиску со стола и съесть её за диваном. Устанет Белобок от дневных забот и дремлет перед телевизором. И так день за днем. И ничего нового с ним не происходило».
После прочтения отрывка сказки организуется беседа по вопросам.
– Что было нужно коту Белобоку для счастливой жизни?
У ребят на столах карточки с изображением потребностей.
Дети рассматривают карточки с изображением потребностей и желаний кота и называют их.
– Что из этого коту было очень нужно, а без чего можно обойтись?
Дети раскладывают карточки на две группы.
II-й блок «Труд»
– Какие занятия были у котёнка Белобока, когда он жил в семье?
Дети называют.
– Можно ли сказать, что котёнок трудился?
– А что значит трудиться?
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением представителей различных профессий.
– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?
– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.
После выполнения заданий, воспитатель зачитывает следующий отрывок из сказки.
III-й блок «Товар»
«Стало котёнку Белобоку скучно и решил он прогуляться по лесу. Хорошо в лесу, тихо-тихо. Даже слышно, как с деревьев листья падают: шу-шу-шу. Долго гулял Белобок по лесу. И на горке побывал, и под горкой и не заметил, как проголодался. Посмотрел котёнок по сторонам. Смотрит – под ёлкой серый зайчик сидит, морковку грызет. Подошёл котик к зайке и спросил:
- Подскажи, зайка где мне покушать взять? Очень я сосиски люблю.
- Конечно, подскажу. У нас в лесу магазин есть, я там морковку купил. Вообще там много разного товара.
«Что значит купить?» – спросил удивленный Белобок. Что для этого нужно делать? Что такое товар? Белобок растерялся».
Воспитатель: – А вы, ребята, знаете, что значит купить? Подскажите Белобоку!
– Что мы покупаем в магазинах?
- Что такое товары?
Ребята, давайте угадаем, что купил котёнок в магазине.
Игра «Угадай: что в мешочке?».
– Чтобы в магазине что-то купить, что нужно?
IV-й блок «Деньги»
«Отправились друзья в магазин, по дороге Зайка дал Белобоку деньги. Побежал довольный котёнок в магазин, споткнулся и упал. Все денежки у него и рассыпались. А зайка ему и говорит: «Котик, деньги надо вот сюда класть, чтобы не потерять»
V-й блок «Кошелёк»
Воспитатель показывает кошелёк и спрашивает: «Ребята, вы знаете, что это такое?»
VI-й блок «Копилка»
«Ещё зайка рассказал Белобоку, что дома деньги можно складывать вот в такую баночку». Воспитатель показывает копилку и спрашивает: - «Ребята, вы знаете что это такое? А для чего она нужна?»
Протокол итоговой диагностики за 1-ый год обучения
№ | ФИО ребёнка | I-й блок «Потребно-сти» | II-й блок «Труд» | III-й блок «Товар» | IV-й блок «Деньги» | V-й блок «Кошелёк» | VI-й блок «Копилка» | Итог (количество верно выполненных заданий, от 0 до 6) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Всего детей с высоким уровнем (5-6 правильно выполненных заданий) – | ||||||||
Всего детей со средним уровнем (3-4 правильно выполненных заданий) – | ||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-2 правильно выполненных заданий)- |
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии
со следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (от 5 – до 6 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень (от 3 – до 4 правильно выполненных заданий): дети
имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
имеющиеся у них знания нечеткие; не всегда активны, но способны действовать под руководством взрослого.
Низкий уровень (от 0 – до 2 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате.
Итоговая диагностика за 1-ый год обучения
Цель: провести диагностику уровня освоения детьми экономических
категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» , «копилка» и «кошелёк».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, составление рассказа.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей;
– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;
– карточки с изображением профессий (врач, парикмахер, шофёр);
– карточки с изображением орудий труда (шприц, фонендоскоп, ножницы, расческа, руль, машина и т.д.)
- набор игрушечных денег (монеты и банкноты)
Организация детской деятельности
– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котёнком Белобоком во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание.
- ИГРА «Что важнее?»
Ход игры: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях. Определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет.
Задание 1. Закрыть фишками картинки, которые относятся к понятию «хочу».
Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует
группы и может объяснить свои действия).
- ИГРА «Кому что нужно»
Ход игры: разложить карточки и соответствии с профессией человека («Больница», «Парикмахерская», «Шоферы» и орудий труда (шприц, фонендоскоп, ножницы, расческа, руль, машина и т.д.)
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно
разложил карточки и может объяснить свои действия).
- Игра «Разложите товар»
Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.
Разложить картинки на группы по соответствующим магазинам: «Продукты», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Овощи и фрукты».
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно
разложил карточки и может объяснить свои действия).
- Игра «Деньги на прищепку».
Ход игры: Перед детьми ставится проблемная задача. «Котёнок Белобок торопился в магазин, споткнулся и уронил денежки в лужу. Ребята помогите котёнку собрать деньги, чтобы их высушить. Монетки надо положить на разнос, а бумажные денежки повесить на верёвочку с помощью прищепки».
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно
разложил деньги и назвал «монеты и бумажные деньги»)
- Воспитатель организует беседу о копилке.
– Что такое копилка?
- Какие бывают копилки?
- Что можно положить в копилку?
- На что можно накопить?
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на
большую часть задаваемых вопросов, может привести примеры).
- Воспитатель организует беседу о кошельке.
– Что такое кошелёк?
- Какие бывают кошельки?
- Что можно положить в кошелёк?
- Чем отличается кошелёк от копилки?
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на
большую часть задаваемых вопросов, может привести примеры).
Приложение 4
Протокол итоговой диагностики за 2-ой год обучения
№ | ФИО ребёнка | I-й блок «Потребно-сти» | II-й блок «Труд» | III-й блок «Товар» | IV-й блок «Деньги» | V-й блок «Семейный бюджет» | VI-й блок «Кошелёк» | Итог (количество верно выполненных заданий, от 0 до 6) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Всего детей с высоким уровнем (5-6 правильно выполненных заданий) – | ||||||||
Всего детей со средним уровнем (3-4 правильно выполненных заданий) – | ||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-2 правильно выполненных заданий)- |
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии
со следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (от 5 – до 6 правильно выполненных заданий): дети
могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют
экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников
событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками,
задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них.
Средний уровень (от 3 – до 4 правильно выполненных заданий): дети
имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
имеющиеся у них знания нечеткие; не всегда активны, но способны действовать под руководством взрослого.
Низкий уровень (от 0 – до 2 правильно выполненных заданий): дети не
могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате.
Итоговая диагностика 2-ой год обучения
Цель: Провести диагностику уровня освоения детьми экономических
категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» , «семейный бюджет» и «кошелёк».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками,
загадки, игры, составление рассказа.
Оборудование:
- карточки с изображением членов семьи;
– карточки с изображением потребностей и желаний;
- картинки с изображением труда взрослых;
– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;
- ценники на товары в магазинах.
- набор игрушечных денег (монеты и банкноты по цветам ценников)
- картинки «Хорошо-плохо» (экономия ресурсов)
– картинки для раскрашивания;
– карандаши.
Организация детской деятельности
– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котёнком
Белобоком во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать,
отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание.
- Игра «Кому что нужно»
Ход игры: Предложить детям разложить карточки в соответствии с потребностями и желаниями членов семьи по отдельности.
Инструкция: Выбери то, что нужно маме. Убери то, без чего мама может обойтись. Объясни свой выбор.
(например: маме необходимо (потребности) – платье, поварёшка, утюг и т.д.; маме хочется (желания) – духи, косметика, цветы и т.д.)
Аналогично подобрать картинки остальным членам семьи (папа, брат, сестра, бабушка, дедушки).
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует
группы и может объяснить свои действия).
2. ИГРА «Труд и деньги»
Ход игры: Ребенку предлагается несколько картинок с изображением труда взрослых людей: врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; парикмахер делает причёску; полицейский останавливает машину; мама стирает белье; папа копает огород; бабушка читает книгу внуку; дедушка гуляет с собакой и т.д.
Инструкция: Разложи картинки с изображением труда взрослых: в первую группу картинки труда, за который платят заработную плату; во вторую группу картинки труда, за который не платят деньги, но он тоже важен. Объясни свой выбор.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно разложил карточки и пояснил свои действия).
- Игра «Магазин»
Воспитатель организует беседу:
-А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки.
-Что можно купить в магазине? (Ответы детей.)
- Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете что разные товары продают в разных магазинах. Помогите разнести товары по разным магазинам «Продукты», «Инструменты», «Одежда и обувь», «Овощи и фрукты».
- Как узнать, сколько стоит товар в этих магазинах? (посмотреть на ценники)
Воспитатель: Ребята, помогите правильно разложить ценники на товары в магазинах. (в каждом магазине ценники разного цвета с изображением товара для этого магазина и указанием цены до 5)
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно ответил, разложил карточки и пояснил свои действия).
Далее воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Поход в магазин»
- Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин»
Воспитатель вместе с детьми выбирает продавцов и покупателей.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка - покупателя в какой магазин он собирается идти. Детям раздают деньги в соответствии с их запросами (монеты и банкноты) такого же цвета, как ценники в магазинах и разного номинала. После покупки товара проводится беседа о том, что дети купили и для чего. Выяснить, остались ли у кого-то не потраченные деньги, что будут дальше с ними делать.
(Задание считается выполненным, если ребенок действует адекватно ситуации и может пояснить свои действия)
- Игра «Хорошо-плохо» (экономия ресурсов)
Ход игры: Картинки с разными ситуациями перемешаны. Дети делятся на две команды. Одной команде дается задание выбрать ситуации, где персонажи на картинках действуют бережно (берегут природу, ресурсы); второй команде выбрать ситуации, где персонажи действуют наоборот. Например, мама зашивает штаны, мальчик порвал штаны, мальчик рвёт книгу, не выключили воду, бросается едой и т.д. Далее воспитатель просит объяснить свой выбор.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно разложил картинки и объяснил свой выбор)
- Воспитатель организует беседу о жителях кошелька.
Воспитатель: Ребята, послушайте историю, которая произошла с котёнком Белобоком.
Попросила мама сходить котёнка Белобока в магазин за продуктами, за сметанкой. В магазине он встретил свою подружку Лисичку, которую мама тоже попросила купить сметану.
Выбрали друзья самую вкусную сметану и подошли к кассе рассчитываться. Белобок долго собирал по всем карманам монетки.
– Вечно они теряются, норовят убежать в дальний угол кармана, из лап выскользнуть, – ворчал котёнок. Лисичка нетерпеливо поторапливала котёнка. Наконец Белобок расплатился за товар.
А Лисичка не стала собирать по карманам монеты и искать их в кошельке. Она протянула барсуку-кассиру пластиковую карту, тот быстро вставил ее в аппарат, вернул Лисичке карту и выдал чек.
– Что за волшебная карта у тебя?– спросил Белобок. у Лисички – Хорошо бы такую иметь.
Лисичка подробно рассказала Белобоку о том, как с помощью карты расплачиваться за покупки. Оказывается, как понял Белобок, пластиковая карта может заменить наличные деньги. С ее помощью можно расплатиться за любой товар. Это намного быстрее и удобнее.
– Да, – размышлял Белобок, – покупатели не задерживаются у кассы, не возникает очередь, не надо считать сдачу.
Воспитатель организует беседу по вопросам.
– О каком новом способе оплаты покупки узнал Белобок?
– Почему пластиковая карта удобнее монет и банкнот?
- А где ещё можно хранить деньги?
Ребята, котёнок Белобок просит вас раскрасить жителей кошелька.
Инструкция: раскрасьте монеты в жёлтый цвет, банкноты в зелёный, а пластиковые карточки в синий.
(Задание считается выполненным, если ребенок отвечает на вопросы и рассуждает, правильно выполняет инструкцию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов младшего и среднего дошкольного возраста "Игровая деятельность детей младшего и среднего возраста"
Выступление на педсовете...
Педагогическая диагностика умений и навыков детей младшего и среднего возраста
Проведение обследования социально-бытовой деятельности,сенсорного развития,математических предствлений деей младшего и среднего возраста...
НОД «Начальные финансовые представления для детей среднего возраста».
Цель: формирование представлений об элементах экономики у детей среднего возраста через обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием....
Сюжетная образовательная ситуация по финансовой грамотности с детьми среднего возраста «Деньги. Что это такое?»
Ход занятия. Мотиваци...
Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для старшего возраста
Диагностика 3,4 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".
Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада....