Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_srednyaya_gruppa.odt | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Радуга»
Проект по формированию финансовой грамотности
у детей среднего возраста
«Открытия Феечки Копеечки»
разработала: Воспитатель
Соловьева Е.П.
2023-2024 учебный год
Актуальность проекта
Феечка Копеечка маленького роста,
Носит кошелек она – это все непросто:
В кошельке открытий и не перечесть....
Все об экономике и финансах есть!
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, на житейском уровне. Поэтому, необходимо знакомить детей с финансами с самого раннего возраста. Если у ребёнка заложена прочная основа понимания мира денег, то он сможет по достоинству оценить труд родителей, реально смотреть на свои потребности, будет защищён в будущем от безвыходных финансовых ситуаций. Он будет настроен и мотивирован на совершение своих способностей для осуществления своих желаний. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира в соответствии с возрастными возможностями, в процессе игры и чтения художественной литературы. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. Используя игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и знакомя их со сказками, мы в доступной форме сможем сформировать у детей первичные экономические понятия, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Цель:
Формирование основ финансово — экономической грамотности дошкольников в процессе игры и чтения художественной литературы.
Задачи:
- формировать основы экономической культуры у дошкольников;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровой деятельности;
- формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместкой деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
- дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
- воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие и благотворительность;
- повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности. Привлечь их к активному участию в проекте.
Тип проекта:
долгосрочный.
Срок реализации проекта:
с 01.10.2023 по 31.05.2024г.
Учасники проекта:
- дети средней группы «А» «Ромашка»;
- воспитатели и специалисты;
- родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта:
- Чтение художественной литературы;
- Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
- Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;
- Тематические беседы;
Этапы проекта
I этап – организационный:
- изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор мультфильмов для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.
II этап – основной:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;
- использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
- изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- беседы;
- дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – заключительный
Подведение итогов реализации проекта:
- создание картотек дидактических игр;
- консультации, буклеты и папки-передвижки для родителей;
- создание «продукта»: зона сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Перспективное планирование проекта по финансовой грамотности
Месяц | дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Подбор и изучение литературы | ||
октябрь профессии в общем | 10/04/23 | Беседа «Много есть профессий разных» | Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота». Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье. |
10/11/23 | Чтение и обсуждение сказки Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?» | ||
10/18/23 | Д/и «Кто чем занимается?» | ||
10/25/23 | Д/и «Какие ошибки допустил художник?» | ||
***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях | |||
ноябрь профессии в общем | 11/01/23 | Беседа «Чья профессия важнее?» | |
11/08/23 | Чтение и обсуждение стихотворения Сергея Михалкова «А что у Вас? | ||
11/15/23 | Д/и «Правда или нет - профессии» | ||
11/22/23 | Рассматривание альбома «Пофессии моих родителей» | ||
11/29/23 | Развлечение «Путешествие в мир профессий» | ||
***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях | |||
декабрь профессии родителей | 12/06/23 | Беседа «Профессии наших родителей» | |
12/13/23 | Чтение и обсуждение стихотворений Насти Доброты «Мамины профессии», «Папины профессии». | ||
12/20/23 | Д/и «Кто чем занимается?» | ||
***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях | |||
январь труд | 01/10/24 | Беседа «Всякая вещь трудом созданна» | Консультация |
01/17/24 | Чтение и обсуждение английской сказки «Три поросенка». | ||
01/24/24 | Просмотр мультфильма «Так сойдет» | ||
01/31/24 | Беседа – продукт труда. | ||
***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени. | |||
февраль труд | 02/07/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Зачем нужно трудиться и почему это называют работой?» | |
02/14/24 | Просмотр сказки «Про лень.» | ||
02/21/24 | Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка» | ||
02/28/24 | Беседа «В общем о деньгах» | ||
***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени. | |||
март деньги | 03/06/24 | Беседа «Что такое деньги?» | |
03/13/24 | Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы – Что такое деньги?» | ||
03/20/24 | Чтение стихотворения Ш.Галиев «Три копейки за покупку». С/р игра «Магазин» | ||
03/27/24 | Обучающее видеоролик «Галилео. История изобретений. Деньги.» | ||
апрель доходы и расходы | 04/03/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое зарплата? И откуда беруться деньги?» | Буклет |
04/10/24 | Беседа «Доходы и расходы». | ||
04/17/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое семейный бюджет? Как научиться ставить цели и копить?» | ||
04/24/24 | Д/и «Доходы и расходы» | ||
май доходы и расходы | 05/15/24 | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы — Что такое семейный бюджей и для чего он нужен?» | |
05/22/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Домашние обязанности: платные или бесплатные?» | ||
05/29/24 | Досуг: |
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой — 6-е изд, доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 — 368с.
- Л.Ю.Рыжановская образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»;
- Л.В.Любимова «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников»;
- В.В.Медведева «Финансовая грамотность с хаски Лаки»;
- А.В.Забирова «Как работают деньги? Энциклопедия для детей»;
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п., правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"
Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....
проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"
Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....
Презентация к проекту по формированию финансовой грамотности у детей Старшей группы Тема: «Феечка-копеечка»
В презентации отображены интересные моменты реализации проекта....
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей средней группы
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»...
Конспект открытого занятия по формированию финансовой грамотности у детей средней группы на тему "Для чего нужна копилка?"
Данный конспект поможет доступно объяснить детям, для чего нужна копилка. Так же дети познакомятся с историей возникновения копилок и их разновидностями. В проессе практической деятельности дошкольник...