Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Соловьева Екатерина Павловна

Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednyaya_gruppa.odt22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Радуга»

Проект по формированию финансовой грамотности

у детей среднего возраста

«Открытия Феечки Копеечки»

разработала: Воспитатель

Соловьева Е.П.

2023-2024 учебный год

Актуальность проекта

                                                                                            Феечка Копеечка маленького роста,

                                                                                             Носит кошелек она – это все непросто:

                                                                                             В кошельке открытий и не перечесть....

                                                                                             Все об экономике и финансах есть!

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, на житейском уровне. Поэтому, необходимо знакомить детей с финансами с самого раннего возраста. Если у ребёнка заложена прочная основа понимания мира денег, то он сможет по достоинству оценить труд родителей, реально смотреть на свои потребности, будет защищён в будущем от безвыходных финансовых ситуаций. Он будет настроен и мотивирован на совершение своих способностей для осуществления своих желаний. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира в соответствии с возрастными возможностями, в процессе игры и чтения художественной литературы. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. Используя игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и знакомя их со сказками, мы в доступной форме сможем сформировать у детей первичные экономические понятия, закреплять, обобщать и систематизировать их.

Цель:

Формирование основ финансово — экономической грамотности дошкольников в процессе игры и чтения художественной литературы.

Задачи:

  • формировать основы экономической культуры у дошкольников;
  • содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровой деятельности;
  • формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместкой деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
  • дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет;
  • расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
  • воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие и благотворительность;
  • повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности. Привлечь их к активному участию в проекте. 

Тип проекта:

долгосрочный.

Срок реализации проекта:

с 01.10.2023 по 31.05.2024г.

Учасники проекта:

  • дети средней группы «А» «Ромашка»;
  • воспитатели и специалисты;
  • родители воспитанников.

Основные формы реализации проекта:

  • Чтение художественной литературы;
  • Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
  • Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;
  • Тематические беседы;

Этапы проекта

I этап – организационный:

  • изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор мультфильмов для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.

II этап – основной:

  • реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;
  • использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
  • изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр мультфильмов, презентаций;
  • беседы;
  • дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

III этап – заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

  1. создание картотек дидактических игр;
  2. консультации, буклеты и папки-передвижки для родителей;
  3. создание «продукта»: зона сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Перспективное планирование проекта по финансовой грамотности

Месяц

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Подбор и изучение литературы

октябрь

профессии в общем

10/04/23

Беседа «Много есть профессий разных»

Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота». Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье.

10/11/23

Чтение и обсуждение сказки Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»

10/18/23

Д/и «Кто чем занимается?»

10/25/23

Д/и «Какие ошибки допустил художник?»

***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях

ноябрь

профессии в общем

11/01/23

Беседа «Чья профессия важнее?»

11/08/23

Чтение и обсуждение стихотворения Сергея Михалкова «А что у Вас?

11/15/23

Д/и «Правда или нет - профессии»

11/22/23

Рассматривание альбома «Пофессии моих родителей»

11/29/23

Развлечение «Путешествие в мир профессий»

***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях

декабрь

профессии родителей

12/06/23

Беседа «Профессии наших родителей»

12/13/23

Чтение и обсуждение стихотворений Насти Доброты «Мамины профессии», «Папины профессии».

12/20/23

Д/и «Кто чем занимается?»

***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях

январь

труд

01/10/24

Беседа «Всякая вещь трудом созданна»

Консультация

01/17/24

Чтение и обсуждение английской сказки «Три поросенка».

01/24/24

Просмотр мультфильма «Так сойдет»

01/31/24

Беседа – продукт труда.

***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени.

февраль

труд

02/07/24

Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Зачем нужно трудиться и почему это называют работой?»

02/14/24

Просмотр сказки «Про лень.»

02/21/24

Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка»

02/28/24

Беседа «В общем о деньгах»

***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени.

март

деньги

03/06/24

Беседа «Что такое деньги?»

03/13/24

Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы – Что такое деньги?»

03/20/24

Чтение стихотворения Ш.Галиев «Три копейки за покупку». С/р игра «Магазин»

03/27/24

Обучающее видеоролик «Галилео. История изобретений. Деньги.»

апрель

доходы и расходы

04/03/24

Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое зарплата? И откуда беруться деньги?»

Буклет

04/10/24

Беседа «Доходы и расходы».

04/17/24

Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки  «Что такое семейный бюджет? Как научиться ставить цели и копить?»

04/24/24

Д/и «Доходы и расходы»

май

доходы и расходы

05/15/24

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы — Что такое семейный бюджей и для чего он нужен?»

05/22/24

Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Домашние обязанности: платные или бесплатные?»

05/29/24

Досуг:

Список используемой литературы:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой — 6-е изд, доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 — 368с.
  2.  Л.Ю.Рыжановская образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»;
  3. Л.В.Любимова «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников»;
  4. В.В.Медведева «Финансовая грамотность с хаски Лаки»;
  5. А.В.Забирова «Как работают деньги? Энциклопедия для детей»;

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

 деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п., правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"

Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....

проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"

Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей средней группы

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»...

Конспект открытого занятия по формированию финансовой грамотности у детей средней группы на тему "Для чего нужна копилка?"

Данный конспект поможет доступно объяснить детям, для чего нужна копилка. Так же дети познакомятся с историей возникновения копилок и их разновидностями. В проессе практической деятельности дошкольник...