Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".
проект по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_srednyaya_gruppa.odt | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Радуга»
Проект по формированию финансовой грамотности
у детей среднего возраста
«Открытия Феечки Копеечки»
разработала: Воспитатель
Соловьева Е.П.
2023-2024 учебный год
Актуальность проекта
Феечка Копеечка маленького роста,
Носит кошелек она – это все непросто:
В кошельке открытий и не перечесть....
Все об экономике и финансах есть!
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, на житейском уровне. Поэтому, необходимо знакомить детей с финансами с самого раннего возраста. Если у ребёнка заложена прочная основа понимания мира денег, то он сможет по достоинству оценить труд родителей, реально смотреть на свои потребности, будет защищён в будущем от безвыходных финансовых ситуаций. Он будет настроен и мотивирован на совершение своих способностей для осуществления своих желаний. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира в соответствии с возрастными возможностями, в процессе игры и чтения художественной литературы. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. Используя игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и знакомя их со сказками, мы в доступной форме сможем сформировать у детей первичные экономические понятия, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Цель:
Формирование основ финансово — экономической грамотности дошкольников в процессе игры и чтения художественной литературы.
Задачи:
- формировать основы экономической культуры у дошкольников;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровой деятельности;
- формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместкой деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
- дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
- воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие и благотворительность;
- повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности. Привлечь их к активному участию в проекте.
Тип проекта:
долгосрочный.
Срок реализации проекта:
с 01.10.2023 по 31.05.2024г.
Учасники проекта:
- дети средней группы «А» «Ромашка»;
- воспитатели и специалисты;
- родители воспитанников.
Основные формы реализации проекта:
- Чтение художественной литературы;
- Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
- Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;
- Тематические беседы;
Этапы проекта
I этап – организационный:
- изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор мультфильмов для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.
II этап – основной:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми;
- использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
- изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- беседы;
- дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
III этап – заключительный
Подведение итогов реализации проекта:
- создание картотек дидактических игр;
- консультации, буклеты и папки-передвижки для родителей;
- создание «продукта»: зона сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Перспективное планирование проекта по финансовой грамотности
Месяц | дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Подбор и изучение литературы | ||
октябрь профессии в общем | 10/04/23 | Беседа «Много есть профессий разных» | Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота». Проанализировать отношение родителей к вопросу финансового воспитания в семье. |
10/11/23 | Чтение и обсуждение сказки Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?» | ||
10/18/23 | Д/и «Кто чем занимается?» | ||
10/25/23 | Д/и «Какие ошибки допустил художник?» | ||
***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях | |||
ноябрь профессии в общем | 11/01/23 | Беседа «Чья профессия важнее?» | |
11/08/23 | Чтение и обсуждение стихотворения Сергея Михалкова «А что у Вас? | ||
11/15/23 | Д/и «Правда или нет - профессии» | ||
11/22/23 | Рассматривание альбома «Пофессии моих родителей» | ||
11/29/23 | Развлечение «Путешествие в мир профессий» | ||
***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях | |||
декабрь профессии родителей | 12/06/23 | Беседа «Профессии наших родителей» | |
12/13/23 | Чтение и обсуждение стихотворений Насти Доброты «Мамины профессии», «Папины профессии». | ||
12/20/23 | Д/и «Кто чем занимается?» | ||
***поговорки, пословици, загадки и т.д. о профессиях | |||
январь труд | 01/10/24 | Беседа «Всякая вещь трудом созданна» | Консультация |
01/17/24 | Чтение и обсуждение английской сказки «Три поросенка». | ||
01/24/24 | Просмотр мультфильма «Так сойдет» | ||
01/31/24 | Беседа – продукт труда. | ||
***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени. | |||
февраль труд | 02/07/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Зачем нужно трудиться и почему это называют работой?» | |
02/14/24 | Просмотр сказки «Про лень.» | ||
02/21/24 | Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка» | ||
02/28/24 | Беседа «В общем о деньгах» | ||
***поговорки, пословицы, загадки о труде и лени. | |||
март деньги | 03/06/24 | Беседа «Что такое деньги?» | |
03/13/24 | Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы – Что такое деньги?» | ||
03/20/24 | Чтение стихотворения Ш.Галиев «Три копейки за покупку». С/р игра «Магазин» | ||
03/27/24 | Обучающее видеоролик «Галилео. История изобретений. Деньги.» | ||
апрель доходы и расходы | 04/03/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое зарплата? И откуда беруться деньги?» | Буклет |
04/10/24 | Беседа «Доходы и расходы». | ||
04/17/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Что такое семейный бюджет? Как научиться ставить цели и копить?» | ||
04/24/24 | Д/и «Доходы и расходы» | ||
май доходы и расходы | 05/15/24 | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы — Что такое семейный бюджей и для чего он нужен?» | |
05/22/24 | Чтение книги финансовая грамотность с хаски Лаки «Домашние обязанности: платные или бесплатные?» | ||
05/29/24 | Досуг: |
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой — 6-е изд, доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 — 368с.
- Л.Ю.Рыжановская образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»;
- Л.В.Любимова «Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников»;
- В.В.Медведева «Финансовая грамотность с хаски Лаки»;
- А.В.Забирова «Как работают деньги? Энциклопедия для детей»;
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п., правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"
Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....
проект по формированию финансовой грамотности для детей 4-5 лет "Дети и деньги"
Проект в средней группе по формированию финансовой грамотности детей "Дети и деньги"....
Проект по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы.
Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления, с учётом рыночного опыта многих развива...
Презентация к проекту по формированию финансовой грамотности у детей Старшей группы Тема: «Феечка-копеечка»
В презентации отображены интересные моменты реализации проекта....
Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...