Педагогическая диагностика умений и навыков детей младшего и среднего возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему
Проведение обследования социально-бытовой деятельности,сенсорного развития,математических предствлений деей младшего и среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_diagnostika_umeniy_mlad_vozrast.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика умений и навыков детей младшего и среднего возраста
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации коррекционно-развивающем процессе, дефектолог должен хорошо представлять себе уровень развития деятельности каждого ребенка в целом.
- Критерии оценки трудовых навыков у детей младшего возраста по следующим видам деятельности: в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.
Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:
НИЗКИЙ - Н СРЕДНИЙ - С ВЫСОКИЙ – В
Овладевший необходимыми умениями и навыками 3 - 4 года:
Развитие социально-бытовой деятельности: самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности; самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.). Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.; испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: проявляет знания о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.); знает, кем работают близкие люди.
4 - 5 лет Развитие социально-бытовой деятельности: самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок; самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: доводит начатое дело до конца; испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофѐр, продавец, воспитатель и.т.д.); имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.
2. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное развитие в младшем возрасте множеством исследователей считается наилучшим для совершенствования функций органов чувств, накопления представлений об окружающем его мире. С восприятия явлений и предметов окружающего мира берет свое начало познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста. Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними. Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.
За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.
При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий. Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.
По всем заданиям фиксируется: − Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате; − Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно); − Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие. Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:
Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).
Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме. Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4). Набор предметов Похожие на квадрат Похожие на треугольник Похожие на круг Кубик Конус Монета Коробок Ёлочка Медаль Пуговица Формочка Полусфера Ластик Крышка Цыплёнок Мыло Ракета Пуговица Записная книжка Призма Кольцо Флакон (бутылочка) Флакон (бутылочка) Божья коровка Батарейка Камушек Коробка (пудреница)
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно». Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа. 3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом. 4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину. Оборудование: четырёхсоставная матрёшка. Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение. Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия. 2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).
Наглядный материал.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку». Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
Собери цветок (4 цвета) Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов. Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета. Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток. Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения. 2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)
Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.
Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки. Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет. Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия. 2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
− высокий уровень –выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15; − средний уровень –количество набранных баллов 15–10; − достаточный уровень –количество баллов 10–5; − начальный уровень –количество баллов 5–0. Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе.В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показывает уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развитие ребенка с учетом образовательной программы.
Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса. Следовательно, данная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, при включении в дошкольное образование, поможет педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение и помогать дошкольнику интеллектуально развиваться.
3.Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу программы "Первые шаги в математику". (младший возраст)
Сохранение количества и величины . Высокий уровень - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, меньше, поровну, мало, один, много.
Средний уровень - С помощью взрослого (после показа или объяснения взрослым приёмов наложения и приложения) ребёнок устанавливает количественное соответствие двух групп предметов: правильно располагает предметы с целью сравнения их количества; или же при определении результатов сравнения предметов ребёнок допускает ошибки, но может устранить их по указанию или просьбе взрослого. Использует в речи слова, обозначающие количество предметов, качественные признаки.
Низкий уровень - Ребёнок затрудняется самостоятельно устанавливать количественное соответствие двух групп предметов.
Для решения поставленной задачи ребёнку необходима активная помощь взрослого. Ребёнок повторяет за взрослым слова, обозначающие количество. На вопрос, заданный после изменения расположения 3-4 предметов: "Их столько же или стало больше?" - не отвечает или даёт неправильный ответ.
Методика обследования. 1.Возьми столько же морковок, сколько зайчиков нарисовано на картинке (на образце 5 предметов в линей ном расположении). Сколько морковок ты взял? Как проверить? 2.Куклы хотят покататься на машинах. Как узнать, всем ли куклам (5) хватит машин (4)? Хватило ли машин? Чего больше? Что нужно сделать, чтобы покатать и эту куклу?
Свойства предметов
Высокий - Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, предметов; находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур, тел, предметов. Средний - Ребёнок называет форму предметов, геометрических фигур, геометрических тел, группирует их. Низкий - Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же), называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета.
Методика обследования. 1.Д/упр. "Назови геометрическую фигуру (тело)". (Круг квадрат, треугольник; шар, куб 2.Д/игра "Найди фигуру такой же формы и размера; формы и цвета"; 3.Д/упр. "Найди в группе предметы квадратной, круглой, треугольной формы 4.Д/упр. "Отложи сюда все круги (квадраты, треугольники)"; "Отложи сюда большие синие круги; маленькие красные квадраты; большие зелёные треугольники"; 5.Д/упр. "Чем похожи и чем отличаются"; 6.Проблемная ситуация: ребёнку предлагается определить и объяснить, можно ли погрузить большие кубы в маленькую машину; прокатить мяч в высокие ворота; провести двух кукол по узкому мостику; Отношения между предметами. Высокий - Ребёнок самостоятельно выявляет отношения между группами предметов (по размеру, длине, ширине, толщине, весу) путём практического сравнения, зрительного восприятия. Пользуется словами: короче, чем:; больше, чем : и т. д. Устанавливает пространственные отношения, соответственно использует в речи слова: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, рядом, друг за другом; временные отношения: сначалапотом, раньше-позже, утро-вечер, день-ночь. Средний - При определении отношений между группами предметов допускает ошибки, исправляет их по просьбе взрослого. Ориентируется в пространственных и временных
отношениях. Использует в речи соответствующую терминологию. Низкий - Выделяет некоторые отношения (размер, длина) между группами предметов по подсказке взрослого. Называет некоторые временные отношения, например, день-ночь, сначала-потом, и пространственные - вверху-внизу, впереди-сзади.
Методика обследования. 1.Д/упр. "Разложи от самой короткой полоски до самой длинной; от самой широкой ленточки до самой узкой"; 2.Д/упр. "Где звенит колокольчик?" 3.Д/упр. С использование наглядности "Когда это бывает?"
Преобразование, воображение, комбинаторские способности. Высокий - Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, комбинирование. При этом ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений. Средний - Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов додумывет, дорисовывает изображённые фигуры. Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Методика обследования. 1.Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. 2.Д/игра "Волшебные палочки" (Воспитатель предлагает ребёнку составить из палочек стол, кроватку, стул, веточку, телевизор, используя только четыре палочки); 3.Д/игра "Весёлый гном" (См. "Математика от 3 до 7", стр. 31); 4.Д/игра "Геометрическая мозаика" (Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он должен выложить различные изображения и назвать их)
Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий.
Высокий - Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Средний - Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.
Низкий - Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Методика обследования. 1.Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. 2.Д/игра "Чего не хватает?" 3.Д/игра "Собери цепочку"
Диагностика представлений и умений детей среднего возраста по разделу программы "Первые шаги в математику".
Сохранение количества и величины. Высокий - Ребёнок владеет навыками сосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения между числами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с целью доказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления, сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленно отвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия. Средний - Ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до 4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательства равенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимость количества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Низкий - Допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5).
Методика обследования. Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколько здесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где5, или там, где 4? Что можно сосчитать в группе? Сосчитай. А дома что у тебя можно сосчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько? Возьми круги (4) и квадраты (5). Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое число больше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4? Ребёнку предлагается посчитать (5) маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленьких матрёшек или больших мишек; Как проверить? Ребёнку предлагается посчитать квадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, где они расположены в линию или по кругу? Как проверить? Ребёнку предлагается посчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибов больше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?
Свойства предметов. Высокий - Ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум, трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различает геометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур: сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.
Средний - Ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Низкий - Ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует с помощью взрослого.
Методика обследования. Д/упр. "Найди самую длинную (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое (низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий (мелкий) стакан; большой (маленький) гриб". Д/упр. "Найди прямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг". Сколько сторон у квадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем они отличаются друг от друга? Найди в группе и назови предметы круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, квадратной формы. Д/упр. с блоками Дьенеша. Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (форме, размеру); Найди не такую, как эта по цвету (форме, размеру);
Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету); Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).
Отношения между предметами. Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте, толщине, весу, объёму, Ориентируется в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях - в последовательности частей суток, протяжённости во времени: вчера, сегодня, завтра.
Средний - С небольшой помощью взрослого ребёнок устанавливает некоторые отношения групп предметов (длине, ширине, весу); пространственные и временные отношения.
Низкий - Ребёнок устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственные и временные отношения только по подсказке взрослого. Методика обследования. Д/упр. "Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой; поставь дома от самого низкого до самого высокого" и т. д. Д/упр. "Что где?" (Ребёнку предлагается назвать, что находится впереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа). Д/игра на наглядном материале "Что сначала, что потом" (Ребёнку предлагается разложить картинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этим отрезкам времени). Беседа "Вчера, сегодня, завтра". Д/упр. "Пойдёшь-найдёшь" (Ребёнку предлагается идти в заданном направлении и найти предмет. Например: "Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделай три шага вперёд, повернись направо. Протяни руку. Что ты нашёл?") Числа и цифры. Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой и количеством. Средний - Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством, но при помощи взрослого устраняет их. Низкий - Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Методика обследования. Посчитай матрёшек (5). Сколько их? Поставь на стол столько же грибочков, сколько матрёшек. Что надо сделать, чтобы матрёшек стало больше? Сколько матрешек получилось? Найди цифру, которая обозначает это число. Д/упр. "Кому какая цифра?". (Ребёнку предлагается к картинкам из игры "Лото"найти и подложить соответствующие цифры").
Преобразование, воображение, комбинаторские способности. Высокий - Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов, комбинирование. Ориентируется на результат. Легко справляется с заданием на допридумывание, дорисовывание изображений. Средний - Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур и комбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовывает изображённые фигуры. Низкий - Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявление творчества и фантазии. Методика обследования. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается рассмотреть изображения предметов, выложенные из счётных палочек: телевизор, бантик, конверт, лодка и т. д. (каждый предмет выложен из 6-ти палочек). Затем ребёнку предлагается видоизменить фигуры так, чтобы получилось что-то новое. (Можно переложить палочки по - другому, а можно изменить количество палочек).Ребёнку предлагается из плоскостных геометрических фигур выложить изображения и назвать их. Д/игра "Дорисуй и назови предмет" Проявление догадки, сообразительности при решении логических задач и установлении последовательности действий.
Высокий - Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательность действий. Средний - Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику. Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки. Низкий - Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Методика обследования. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Д/игра "Какая фигура следующая?" Ди/игра "Собери цепочку"
Используемая литература:
Кобель Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая диагностика как условие сопровождения детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми
педагогическое сопровождение очень актуальное направление, предлагаю вашему вниманию пример сопровождения старшего дошкольника в ощении со взрослыми...
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построение образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО
Презентация и доклад по изучению пед.диагностики в контесте ФГОС ДО...
Перечень вопросов к педагогической диагностике по ПДД в младшем дошкольном возрасте
1. Какой предмет самый главный на дороге?2. ...
«Формирование графических умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста в изобразительной и свободной деятельности».
Конспект выступления в рамках Мастер-класса "Штрих. Линия."...
Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для младшего и среднего возраста
Диагностика 1,2 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"...
Справка по результатам педагогической диагностики для детей группы КН направленности среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет группы "Умнички" на конец 2022-2023 учебного года.
Цель педагогической диагностики — изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстник...
Педагогическая диагностика образовательного процесса группы компенсирующей направленности среднего возраста для детей от 4 до 5 лет №3 на 2023-2024 учебный год
Цель диагностики:индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории); оптимизации работы с группой детей...