Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для старшего возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Диагностика 3,4 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozh_diagnost_34_god_obuch.docx | 805.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение5
Протокол входной диагностики
3-го года обучения
№ | ФИО ребёнка | I-й блок «Потребности» | II-й блок «Труд» | III-й блок «Товар» | IV-й блок «Деньги» | V-й блок «Семейный бюджет» | Итог (количество верно выполненных заданий, от 0 до 6) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий)- |
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности
выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения
и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии
со следующими критериями оценивания.
Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети
могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют
экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников
событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками,
задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; способны
контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности;
стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения,
доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети
имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире
экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания самостоятельно; с
33
помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно
выполняют поручения только под руководством взрослого; не всегда активны, но
способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не
могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи
экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут
себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро
теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении
работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате;
безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 3-го года обучения
Цель: провести диагностику сформированности первичных представлений
детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.
Форма проведения: индивидуально или в микро-группах (по 2-3 человека).
Диагностические средства: беседа, работа с карточками, игровое упражнение.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей;
– картинки с изображением представителей различных профессий;
– мешочек с деньгами (монеты и банкноты);
– карточки с изображением предметов и денежных знаков;
– маркеры.
Организация детской деятельности
Воспитатель организует беседу по вопросам.
I-й блок «Потребности»
1.
Здравствуйте ребята! Посмотрите, как наш котёнок Белобок вырос. Он встал большим взрослым котом. Он также будет приходить к вам на занятия и рассказывать увлекательные истории из своей жизни. Сегодня мы с вами прочитаем сказку про кота
Белобока, слушайте очень внимательно, после мы будем отгадывать загадки,
рисовать и выполнять много интересных заданий.
Воспитатель читает детям отрывок из сказки про кота Белобока.
Жил-был на белом свете кот Белобок. Вы думаете он был белым и пушистым. Нет,
Белобок – кот черный, с хитрющими зелеными глазами, белыми носочками на
передних лапах и огромным белым пятном на боку. Жил кот, не тужил. Хозяев
своих воспитывал: требовал, чтобы гладили ласково спинку, за ушами почесывали
нежно, чтобы еды полная миска была и его кресло никто не занимал. Зажмурив
глаза и тихонько урча, грелся Белобок на солнышке, на балконе, лапкой пытался
пролетающих птичек ловить. Уж очень раздражали птахи ленивого кота своим
чириканьем; летают туда-сюда, как будто других дел у них нет. То ли дело у
Белобока – минуты свободной нет. О диван хозяйский когти поточить надо, землю
из цветочного горшка разбросать по комнате, рыбьим хвостом поиграть, а потом
спрятать его в спальне, под подушкой, пусть хозяин с хозяйкой находке порадуются.
Устанет Белобок от дневных забот, дремлет перед телевизором, размышляет, что бы
такое назавтра придумать, чем хозяев удивить и самому порадоваться.
После прочтения отрывка сказки организуется беседа по вопросам:
- Что было нужно коту Белобоку для счастливой жизни в семье?
У ребят на столах карточки с изображением потребностей.
Дети рассматривают карточки с изображением потребностей (желаний) кота и называют их (тетрадь экономических заданий, стр. 45-46).
- Что из этого являются жизненно важным, а без чего можно обойтись?
– Что необходимо человеку (тебе) для счастливой жизни?
В качестве вспомогательных материалов, у ребят на столах карточки с изображением потребностей.
Дети рассматривают карточки с изображением потребностей и называют их.
(Задание считается выполненным, если ребенок называет от 3-х
потребностей и более).
2.
– Что из этого является жизненно важным, а без чего можно обойтись?
Дети раскладывают карточки на две группы (тетрадь экономических заданий, стр. 45-46).
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует
группы потребностей и может объяснить свои действия).
II-й блок «Труд»
3.
– Какую деятельность можно назвать трудом? В чем отличие труда от отдыха, развлечений, игры?
(Задание считается выполненным, если ребенок дает верное по смыслу
определение труда и называет его отличительные особенности).
4.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением представителей
различных профессий (тетрадь экономических заданий, стр. 33).
– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?
– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.
(Задание считается выполненным, если ребенок может правильно
определить вид деятельности человека, изображенного на картинке, и знает
названия хотя бы половины представленных профессий).
III-й блок «Товар»
5.
– Ребята, а вы знаете, что значит купить что-либо?
– Что нам необходимо, чтобы делать покупки? (Что мы носим в кошельке?)
– Как вы думаете, в чем отличие покупки от подарка?
– Что мы покупаем в магазинах и на рынке?
– Как, одним словом можно это назвать?
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на
большую часть вопросов).
IV-й блок «Деньги»
6.
Игра «Угадай: что в мешочке?».
Детям предлагается ситуация: кот Белобок гулял по лесу и нашел волшебный
мешочек. Воспитатель показывает мешочек, дети на ощупь определяют по
очереди, что лежит в мешочке. Воспитатель показывает, что находилось в
мешочке на самом деле (монеты и банкноты).
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет,
что находится в мешочке).
7.
Организуется обсуждение, в ходе которого выясняются представления
детей о том, для чего нужны деньги, о достоинстве банкнот, умении считать и
сравнивать деньги разного номинала.
– А вы знаете, для чего нужны деньги?
– Что можно купить за деньги, а что нельзя?
– Какие бывают деньги?
(Бумажные, монеты, валюта разных стран.)
(Задание считается выполненным, если ребенок имеет представление о
том, для чего нужны деньги, может назвать разновидности денег).
8.
Для выяснения представлений детей о достоинстве денег воспитатель
проводит игровое упражнение «Что сколько стоит?». Детям раздают карточки,
на которых изображены товары и деньги разного номинала (банкноты, монеты),
им предлагается соотнести товары с тем количеством денег, которое за них
нужно отдать. Дети при помощи маркера отмечают соответствия (тетрадь
экономических заданий, стр. 47).
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно соотносит
большинство товаров с количеством денег, которое за них нужно заплатить).
V-й блок «Семейный бюджет»
9.
Карточки (тетрадь экономических заданий, стр. 47) остаются на столах,
воспитатель использует их для обсуждения следующих вопросов:
– Сможешь ли ты купить что-то из изображенных предметов?
– Почему?
– Где ты сможешь взять деньги?
– Откуда появляются деньги в семье?
– На что можно потратить заработанные деньги?
32
– Из чего складываются общие деньги семьи?
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на
большую часть вопросов).
10.
Воспитатель называет действия, а дети определяют, больше станет денег в
семье или меньше в каждой конкретной ситуации:
1. Покупка хлеба в магазине – …
2. Оплата коммунальных услуг – …
3. Папа получил премию – …
4. Дедушка выиграл в лотерею – …
5. Поездка на море – …
6. Ремонт квартиры – …
7. Продали яблоки с дачи – …
8. Бабушка получила пенсию – …
9. Покупка игрушки – …
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет
уменьшится или увеличится количество денег при определенных условиях в
предложенных ситуациях).
Приложение №6
Протокол итоговой диагностики
базового модуля «Финансовая азбука»
№ | ФИО ребёнка | Номер задания | Итог (количество верно выполненных заданий, от 0 до 6) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий)- |
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности
выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения
и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии
со следующими показателями и критериями оценивания.
Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети
могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко
выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют
экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий,
способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети
имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и
словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания
нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не
могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в
речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности,
ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро
теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении
работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате;
безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Итоговая диагностика после изучения
базового модуля «Финансовая азбука»
ДИАГНОСТИКА ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВОГО РАЗДЕЛА
«ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»
Цель: провести диагностику уровня освоения детьми экономических
категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» и «семейный
бюджет».
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, составление рассказа.
Оборудование:
– карточки с изображением потребностей;
– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;
– карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир);
– карточки с изображением трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, отсчитывает деньги и т. д.);
- картинки с изображением семьи в различных ситуациях;
- карточки с изображением игрушек;
- карточки с изображением качественных и некачественных товаров;
- карточки с изображением геометрических фигур;
– картинки для раскрашивания;
– бумага;
– карандаши.
Организация детской деятельности
– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котом
Белобоком во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать,
отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
1.
Воспитатель предлагает детям выполнить задание.
– На карточках изображены различные предметы (одежда, книги, канцтовары,
игрушки, еда и т. д.) (тетрадь экономических заданий, стр. 23), вам необходимо
объединить их в группы по признаку: предметы, удовлетворяющие одну и ту же
потребность, и объяснить свои действия.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует
группы и может объяснить свои действия).
2.
Воспитатель организует беседу о товарно-денежных отношениях.
– Что необходимо, чтобы купить товары в магазине?
(Деньги.)
– Как вы думаете, зачем нужны деньги?
(Покупать продукты, одежду.)
– А как можно определить, сколько денег нужно дать продавцу?
(У товара есть цена.)
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на
большую часть задаваемых вопросов, может привести примеры).
3.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин».
В ходе игры проводится диагностика представлений детей о границах экономических возможностей семьи, ее достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейным доходам. Воспитатель предлагает детям (индивидуально) представить себе семейную ситуацию.
– Ты будешь исполнять роль папы (мамы), и сегодня у тебя день зарплаты. Ты
заработал 10 рублей. Надо пойти в магазин и купить все, что нужно твоей семье. Ты можешь купить от 7 до 10 товаров. Любой товар в нашем магазине сегодня стоит 1
рубль. Все, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Выбери, что ты
купишь на полученные деньги? Что необходимо твоей семье в первую очередь?
Среди предметов первой необходимости на картинках нарисованы овощи, фрукты, колбасные и кондитерские изделия, игрушки, книги, мебель, также картинки, изображающие предметы роскоши: разные марки машин, драгоценности, велосипеды и несколько провоцирующих, явно не требуемых семье объектов (тигр, трактор, самолет). Все картинки разложены по полкам, имитирующим настоящий магазин.
– Объясни, почему ты выбрал именно эти товары. Сколько денег у тебя осталось?
Воспитатель анализирует покупательское поведение ребенка, оценивая такие качества, как правильность выбора (ребенок выбрал картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости), планирование расходов, рациональность, бережливость.
(Задание считается выполненным, если покупательное поведение ребенка
адекватно предлагаемым условиям, он планирует расходы, выбирает картинки
с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой
необходимости, проявляет бережливость, рациональность).
4.
Дидактическая игра «Кто что делает».
Детям выдаются карточки с изображением профессий (продавец, врач, учитель, повар и т.д.) и карточки с изображением атрибутов, соответствующих данной профессии
– Вам нужно найти и составить пары карточек так, чтобы каждой карточке с изображением профессии соответствовала картинка с изображением атрибутов профессии, и обосновать свой выбор.
Дети подбирают картинки с атрибутами и инструментами, необходимыми для работы людей различных профессий.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует группы, может объяснить свой выбор).
5.
Воспитатель обращается к группе.
– Ребята! Вам уже известно, что такое товар и что такое услуга. Сейчас я буду называть действия, а вы определять, к какому из этих двух понятий они имеют отношение, то есть о чем говорится в отрывке: о товаре или услуге?
Я прививки не боюсь:
Если надо уколюсь.
(Услуга.)
Три девочки – три школьницы –
Купили эту вазу.
(Товар.)
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
(Услуга.)
Папа к зеркалу садится:
– Мне постричься и побриться!
(Услуга.)
В магазине, как в лесу:
Можно тут купить лису,
Лопоухого зайчонка,
Снежно-белого мышонка,
Попугайчиков зеленых –
Неразлучников влюбленных.
(Товар.)
В магазине папа с Настей
Покупают к чаю сласти.
(Товар.)
Чтение отрывков из произведений воспитатель сопровождает
демонстрацией слайдов. В завершение воспитатель организует обсуждение.
(Задание считается выполненным, если ребенок демонстрирует знание
понятий «Товар» и «Услуга», может их отличить).
6.
Воспитатель дает детям следующее задание.
– Раскрась то, что нельзя купить за деньги.
Картинки: куртка, дружба, здоровье, талант, образование, дом, услуги
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет
рисунок, на котором в символической форме изображено то, что нельзя купить
за деньги).
7.
– Составьте рассказ по картинкам (семья в магазине, семья на отдыхе, человек
в банке у кассы, кошелек, банковская карта, и т. д). При составлении истории обязательно используйте хотя бы три слова из списка:
«товар», «деньги», «профессия», «доходы», «расходы», «потребности»,
«бюджет», «зарплата».
(Задание считается выполненным, если ребенок при составлении рассказа
использует хотя бы три слова из предложенного списка).
8. Детям предлагается картинки с изображением игрушек (слоненок,
медвежонок, зайчонок) и дается логическая задача: медвежонок дешевле зайчонка,
но дороже слоненка. Какая игрушка самая дорогая. Раскрась ее.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет
какая из игрушек самая дорогая и может объяснить свой ответ).
9.
«Что быстрее купят?»
Детям предлагаются (попарно) карточки с изображением качественных и
некачественных товаров (яблоко свежее и вялое, туфли, в одной паре туфель сломан
39
каблук; платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-
игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) и
дается инструкция:
– Из двух предложенных вещей выбери ту, которую купят быстрее, и объясни
причину своего выбора.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно выбирает вещи
надлежащего качеста и может обосновать свой ответ).
10.
Воспитатель предлагает детям листы бумаги с изображением трех кругов
(или трех прямоугольников) и дает задание:
– Превратите каждую из этих фигур в рисунок на экономическую тему.
По окончании выполнения задания организуется демонстрация рисунков и
обсуждение.
Воспитатель анализирует рисунки в контексте того, насколько они
соответствуют экономической тематике (учитывая объяснения детей).
(Задание считается выполненным, если ребенок нарисовал рисунок
соответствующий экономической тематике).
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе
(Приложение № 2).
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности
выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения
и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии
со следующими показателями и критериями оценивания.
Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети
могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко
выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети
имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и
словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не
могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в
речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности,
ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро
теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении
работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате;
безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Приложение 7
Протокол итоговой диагностики по итогам изучения образовательного курса
«Основы финансовой грамотности»
№ | ФИО ребёнка | Номер задания | Итог (количество верно выполненных заданий, от 0 до 6) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
Всего детей с высоким уровнем (8-10 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем (4-7 правильно выполненных заданий) – | ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем (0-3 правильно выполненных заданий)- |
Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе
Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.
После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими показателями и критериями оценивания.
Высокий уровень (от 8 – до 10 правильно выполненных заданий): дети
могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко
выраженный и устойчивый интерес к занятию, свободно оперируют экономическими терминами; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх и упражнениях; самостоятельно устанавливают взаимосвязи между экономическими категориями, готовы к общению со взрослыми и сверстниками, активно участвуют в обсуждении, рассуждают, делают выводы, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, адекватно оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень (от 4 – до 7 правильно выполненных заданий): дети
имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;
при этом проявляют интерес к занятию, употребляют в речи экономические слова и
словосочетания, хотя и не всегда в нужном контексте, имеющиеся у них знания
нечеткие; имеют достаточно представлений о мире экономики, но не умеют использовать имеющиеся знания в практической деятельности самостоятельно; с помощью взрослого умеют организовывать свою деятельность, способны установить взаимосвязь между экономическими категориями, своевременно выполняют поручения также только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень (от 0 – до 3 правильно выполненных заданий): дети не
могут объяснить смысла экономических понятий, практически не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
«Основы финансовой грамотности» 4 год обучения
Цели: провести диагностику уровня сформированности у детей экономической культуры по итогам освоения образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»; определить степень использования полученной при изучении курса информации в практической деятельности и в повседневной жизни.
Форма проведения: индивидуально-групповая.
Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Оборудование:
− карточки для задания «Третий лишний»;
− мяч;
- цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий, картинки с изображением представителей различных профессий;
− набор для игры «Магазин игрушек» (игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги);
− карточки для игры «Какое слово лишнее?»;
- карточки для проблемной ситуации «Семейный бюджет»;
Организация детской деятельности
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем заключительное занятие.
Как всегда, нас ждет множество интересных приключений, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.
1.
«Третий лишний»
Воспитатель предлагает детям выполнить задание: На каждой карточке изображено по три предмета, два из них объединяет один признак, третий отличается от них (карточка № 1: хлеб, продавец, книга; карточка № 2: повар, учитель, кирпич; карточка № 3: такси, морковь, лекарства; карточка № 4: монета, банкнота, кредитная карта; карточка № 5: деньги, мяч, одежда)
ребенку необходимо назвать один предмет, который не подходит, и обосновать свой выбор.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно обозначает
предметы, которые можно объединить одним признаком, может исключить
лишний предмет и обосновать свой выбор).
2.
Воспитатель обращается к группе.
– Ребята! Сейчас я буду называть различные предметы и бросать мяч одному из вас, ловить его нужно только тогда, когда я называю то, что можно купить за деньги.
Товар; здоровье; услуги; дружба; образование; дом; уважение людей; талант.
(Задание считается выполненным, если ребенок правильно определяет то, что можно и что нельзя купить за деньги).
3.
«Расколдуй слово»
Воспитатель обращается к группе.
– Ребята! Гуляя ночью в лесу, кот Белобок встретил ведьму, он стал рассказывать ей о том, что нельзя быть такой злой, а нужно помогать людям, но старуха только посмеялась над ним и решила пошутить. Она заколдовала некоторые слова, с которыми вы уже знакомы. Давайте поможем Белобоку расколдовать их.
Дети отгадывают названия профессий – «расколдовывают» их.
Скажи, ну кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды.
(Повар.)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он – … (артист).
Ежедневно в нетерпенье
Ждем его мы сообщенья
Прямо с самого утра.
Ну когда же, ну когда же
Он по радио нам скажет:
«Завтра целый день жара»?
(Диктор.)
Если где случилось что-то,
Он об этом должен знать.
Написать, добавить фото,
И в газету отослать.
Полететь за новостями
Может он на край земли,
Для того, чтобы мы с вами
Эти новости прочли.
Про тайфун, про наводненье,
Кто в футболе чемпион,
Про рекорд, землетрясенье
Раньше всех напишет он.
(Журналист.)
Выезжает на дорогу
Он обычно спозаранку,
На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку.
(Водитель.)
У него серьезный вид,
Всеми он руководит,
Раздает он порученья,
Проверяет выполненье.
(Менеджер.)
При правильном угадывании слова воспитатель достает и показывает детям картинку с изображением представителя профессии, о которой шла речь в загадке. Когда все слова будут «расколдованы», воспитатель просит детей сказать, что объединяет все эти слова.
(Задание считается выполненным, если ребенок демонстрирует знание
профессий, верно отгадывает загадки)
4.
Дидактическая игра «Назови профессии».
Воспитатель предлагает детям по очереди отрывать по одному лепестку от ромашки, на каждом из которых условно изображены результаты труда людей разных профессий, и назвать профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
(Задание считается выполненным, если ребенок может определить
профессию по результатам труда человека).
5.
Проблемная ситуация «Где продается товар?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– Кот Белобок пригласил к себе в гости друзей. Ежик подарил ему цветы;
тетушка Сова – книгу; Лиса – конфеты.
Детям предлагается ответить на вопрос.
– В каких магазинах друзья купили свои подарки?
(Задание считается выполненным, если ребенок демонстрирует знание
названий магазинов различного преднозначения, может их отличить).
6.
Проблемная ситуация «Какие бывают товары?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– Встретились как-то самые разные товары и решили своими именами назвать улицы, но никак не могли придумать им название.
– На первой улице жили: столы, стулья, диваны…
– На второй: куртки, пальто, костюмы, юбки, кофты…
– На третьей: туфли, сапоги, ботинки…
Детям предлагается ответить на вопрос.
– Как можно назвать каждую из этих улиц?
Решение проблемы: чтобы определить существенное различие между
товарами, воспитатель задает вопрос.
– Как можно одним словом назвать товары на первой улице, на второй…
Исходя из этого, дети придумывают названия улиц. Делается вывод о
разнообразии товаров.
(Задание считается выполненным, если ребенок может правильно
определит существе6нное различие между товарами, может назвать слово,
объединяющее эти товары).
7.
Проблемная ситуация «Как поступить?»
Воспитатель зачитывает текст проблемной ситуации.
– В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Ириски» и т. д. Продавец красиво разложил конфеты, а ценники расставить забыл.
Детям предлагается ответить на вопрос.
– Как ты поступишь?
1) Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет.
2) Молча уйдешь в другой магазин.
3) Спокойно попросишь продавца поставить ценники.
Разрешая проблему, дети замечают, что можно выбрать все три варианта, но самым правильным будет вариант третий. Почему? Если продавец поставит ценники, то другим покупателям будет удобно совершать покупки.
(Задание считается выполненным, если ребенок при ответе на вопрос
может объяснить преимущество выбранного варианта ответа).
8.
Проблемная ситуация «Семейный бюджет»
Воспитатель предлагает выбрать из представленного набора картинок то, на что в первую очередь тратятся деньги семьи:
– покупка промышленных товаров (варианты изображений на картинке: предметы бытовой химии, лампочки, ведро, посуда и т. д.);
– покупка продуктов питания (варианты изображений на картинке: хлеб, макароны, молоко, яблоки и т. д.);
– оплата бытовых услуг (варианты изображений на картинке: сберкасса, банкомат и т. д.);
– оплата развлечений (варианты изображений на картинке: карусели, боулинг, кинотеатр
и т. д.);
– оплата отдыха (отпуска) (варианты изображений на картинке: пляж, байдарки и т. д.);
– оплата лечения (варианты изображений на картинке: таблетка, уколы, бинты, мази, микстуры и т. д.);
– оплата обучения (варианты изображений на картинке: учебная ситуация в классе, индивидуальное занятие с педагогом и т. д.);
– покупка игрушек (варианты изображений на картинке: мягкие игрушки, машинки, куклы, конструкторы и т. д.);
– оплаты проезда в транспорте (варианты изображений на картинке: отрывные билеты, проездные билеты, жетоны и т. д.);
– покупка книг, газет, журналов (варианты изображений на картинке: книги, газеты, журналы);
– покупка подарков (варианты изображений на картинке: коробки в подарочной упаковке и т. д.).
Воспитатель организует обсуждение.
– А теперь давайте попробуем определить важные и неважные покупки (без которых мы можем обойтись).
– Одни расходы требуют больше денег, а другие – меньше. Например: покупка дома и покупка билета на транспорт.
– Одна семья тратит больше денег, а другая – меньше. На расходы влияет число членов семьи.
(Задание считается выполненным, если покупательное поведение ребенка адекватно предлагаемым условиям, он выбирает картинки с изображением предметов, относящихся к категории товаров первой необходимости, проявляет бережливость, рациональность, участвует в обсуждении, вместе с воспитателем делает выводы о необходимости рационального распределения семейного бюджета, бережливости).
9.
«Какое слово лишнее?»
Воспитатель предлагает детям четыре картинки с изображенными на них определенными предметами: 1) 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей (в монетах), доллар (банкнота); 2) кофта, машина, кольцо, солнце; 3) магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом; 4) цена, товар, деньги, кот. Объясняет задание.
– Вам необходимо найти лишний предмет, для этого объедините три предмета по какому-либо признаку и, назвав лишний предмет, объясните свой выбор.
(Задание считается выполненным, если ребенок объединяет предметы по
одному признаку и исключает лишний, обосновывает свой выбор).
10.
Игра «Магазин игрушек».
Воспитатель предлагает поиграть в игру, знакомит их с правилами покупки
игрушек и выдает игровые деньги.
– Прежде чем купить понравившуюся игрушку, вам нужно будет называть
материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.);
место производства (где сделан товар: завод, фабрика, гончарная мастерская, швейная
мастерская, токарная мастерская и т. д.; кем сделан товар: рабочим, портным,
гончаром, токарем, стеклодувом и т. д.); выяснить цену игрушки; выбрать монеты и
купить игрушку.
По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
Воспитатель предлагает детям выполнить занимательные задания.
(Задание считается выполненным, если ребенок принимает правила игры, может определить материал, из которого сделана понравившаяся вещь, где и кем она изготовлена, выясняет цену товара и правильно выбирает монеты для покупки)
Приложение 8
Практикум
Задание 1.
Из предложенных примеров выберите те, где говорится о товаре:
1. Фермер привез на рынок молоко;
2. мама испекла пирог к празднику;
3. плотник сделал шкаф и продал его;
4. папа починил детям игрушку;
5. бабушка сварила варенье для внуков;
6. на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи.
Запишите цифры ________________________________________________________
Задание 2.
Выберите из парных картинок и отметьте товар, который стоит
дороже. Объясните, почему Вы так думаете?
____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 3.
До того, как люди изобрели деньги, они обменивались между собой разными вещами. У кого-то была мука, у кого-то молоко, у кого-то одежда, кто-то умел делать посуду. А потребности у людей были разнообразные. Вот они и обменивали один товар на другой. И в современном мире иногда тоже обходятся без денег.
Просто меняют один товар на другой. Это называется бартер.
В таблице названо то, что есть у кота Белобока и у Белки. Составьте 5 вариантов
обмена (бартера) и 5 вариантов купли-продажи этими предметами между котом
Белобоком и Белкой.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 4.
Решите задачу:
Фломастеры в магазине около Вашего дома стоят 7 руб. А в магазине Михайла Потапыча такие же фломастеры стоят 5 руб. Но до него Вам надо ехать на автобусе и заплатить за проезд 5 руб. В каком магазине Вам выгоднее совершить покупку? Почему?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 5.
Отметьте рисунки, на которых изображено то, что нельзя купить за
деньги. Объясните свой выбор.
Экономический кроссворд
Вспомните слова, которые связаны с семейным бюджетом. Закончите предложения.
- Мама, папа, я – наша дружная… (Семья)
- Ее получают бабушки и дедушки …(Пенисия)
- Родители получают на работе ….(зАрплату)
- То, что тратит семья… (РаСходы)
- Сестра и брат за хорошую учебу в учебных заведениях получают…(стИпендию)
- Бывает государственный и семейный (Бюджет)
- Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие. (ДохОды)
- Какое слово спряталось? (Спасибо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение речевых процессов у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи
В статье предложен вариант обследования коммуникативной стороны речи по четырем параметрам:- звукопроизношение,- фонематическое восприятие,- лексико-грамматические средства речи, - связная речь...
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности старший возраст
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного пов...
Квест - игра по финансовой грамотности старший возраст
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....
Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для младшего и среднего возраста
Диагностика 1,2 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"...
Таблица диагностики музыкального руководителя по программе "Мир открытий" старший возраст
Музыкальная диагностика в старшей возрасте...
Картотека бесед по финансовой грамотности старшего возраста
Вызвать интерес детей к финансовой грамотности...
Сказка «Финансовая грамотность - это финансовая безопасность" (старший возраст)
laquo;Финансовая грамотность - это финансовая безопасность" (сказка)...