Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа юного предпринимателя»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 93.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр Развития Ребенка - детский сад №2 «Счастливое детство»
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
Педагогического совета № ___ Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 2
Протокол № ___ ______________ Е.Н. Ткачева
От «___» ____________ 20___г. «___» ___________ 20___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Школа юного предпринимателя»
Возраст детей, на которых рассчитана программа, 4-7 лет.
Срок реализации программы 3 года.
Разработчик программы:
Аверьянова Елена Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Советск
2017 г.
Пояснительная записка к программе дополнительного образования «Школа юного предпринимателя»
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.
Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой и видеоматериалов из серии «Уроки тетушки Совы».
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Анализ содержания работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также результаты анкетирования родителей воспитанников подтвердили необходимость разработки данной программы и поиска наиболее эффективных методов и средств воспитания экономической грамотности у детей дошкольного возраста.
Так как у дошкольников основной вид деятельности – игра и преобладает наглядно-образное мышление, то игровая деятельность становится основным средством формирования экономической культуры у детей 4-7 лет.
Целью программы является формирование начал экономической культуры в процессе развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.
Задачи:
⮚ развивать экономическое сознание и экономическую грамотность;
⮚ развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
⮚ познакомить детей с теоретической основой экономических наук:
- ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями;
- знакомство с современными рыночными отношениями;
⮚ формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;
⮚ способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
⮚ воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
Отличительной особенностью данной программы является
отсутствие специально-организованной деятельности детей. Многие игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением увлекательных компьютерных игр, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности.
Основными формами реализации программных задач являются:
- игра;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- беседы;
- решение проблемных ситуаций;
- проектная деятельность.
По данным психологов, именно в дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
⮚ необходимый минимум экономических знаний:
- о рациональном использовании времени,
- о трудовой деятельности,
- о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда;
⮚ экономические умения и навыки:
- умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями;
- умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
- умение правильно употреблять в речи экономические понятия;
- научатся проявлять бережливость в повседневной практической деятельности;
⮚ экономически значимые качества:
- бережливость;
- трудолюбие;
- аккуратность;
⮚ стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником.
Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как:
- блиц-опрос;
- беседы с детьми;
- анкетирование родителей.
Содержание программы
В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и экономика».
Принципы реализации программы
Системность:
- педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий.
Преемственность:
- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
Возрастное соответствие:
- предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
Наглядность:
- использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
Деятельностный принцип:
- задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической.
Здоровьесберегающий принцип:
- обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Реализация задач формирования экономической культуры дошкольника предполагает следующие направления работы:
- проведение анализа уровня экономических представлений у детей дошкольного возраста;
- обогащение предметной среды способствующей развитию деятельности детей игровым и дидактическим материалом;
- создание картотеки игр, тренингов;
- организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
- накопление информационной базы по теме;
- составление плана работы;
- взаимодействие с родителями.
Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:
- от простого к сложному;
- от известного к известному;
- от занимательного к новому.
Игры сгруппированы пошагово в шесть блоков и представлены в таблице 1.
Таблица 1. Распределение игр по блокам.
Блок | Задачи | Игры |
Мир денег | Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже. | «Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты» и пр. |
Моя семья | Семейный бюджет, овладение понятиями, из каких источников он складывается, на оплату каких услуг распределяется в первую очередь доход семьи, что такое карманные деньги. |
«Семья», «Магазин», «Детский сад», «Школа», «Автозаправка», «Кафе» и пр. |
Мой город | Сведения о градообразующих предприятиях, хозяйстве города, о производстве полезных товаров, профессиях людей. | «Заводы и их продукция», «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод» и пр. |
Мир товаров | Знакомство с разными формами сбыта продукции. | «Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея», «Ярмарка талантливых поделок» |
Моя страна | Знакомство с символикой края, страны, ресурсами своего края, страны. | «Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта» и пр. |
Основными условиями экономического развития у дошкольников является:
⮚взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания:
- умственным,
- трудовым,
- нравственным;
⮚использование разных видов продуктивной и игровой деятельности; ⮚определение содержания формирования экономической грамотности у детей дошкольного возраста;
⮚использование эффективных средств диагностики;
⮚деловое сотрудничество семьи и дошкольного учреждения; ⮚создание развивающей среды:
- подбор соответствующей литературы;
- компьютерных программ;
- дидактических игр;
- наглядных пособий;
⮚проведение совместных мероприятий с родителями воспитанников и с детьми микрорайона, не посещающих детский сад;
⮚деловое сотрудничество с социальными партнерами.
Формы работы с родителями
Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями:
⮚ анкетирование:
- определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств и умений;
⮚ информационные брошюры:
- памятки, советы, мини-консультации;
⮚ участие в конкурсах, социальных проектах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
⮚ активное участие в детско-родительских конференциях.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
⮚ работа в минигруппах;
⮚ создание условий для развития навыков сотрудничества у детей; ⮚ включение игровых упражнений;
⮚ активное участие педагога в совместной деятельности с детьми; ⮚ выполнение нетрадиционных заданий;
⮚ решение проблемных ситуаций;
⮚ моделирование и анализ заданных ситуаций;
⮚ показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
⮚ инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; ⮚ ведение дневника юного предпринимателя;
⮚ пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; ⮚ вопросы к детям.
Тематическое планирование работы
по формированию основ финансовой грамотности
у детей среднего дошкольного возраста
№ п/п | Название темы | Кол - во занятий |
1. | Знакомство с Гномом Экономом
| 1 |
2. | Беседа о труде родителей | 1 |
3. | «Кто трудится, кто играет?». | 1 |
4. | «Нас окружают разные люди». (На примере героев сказок). | 1 |
5. | «Меня зовут…» (зачем людям нужно имя). | 1 |
6. | Знакомство детей с их правами и обязанностями на примере сказки «О маленьком человечке». | 1 |
7. | «Семья – дружная команда». Родственные связи в семье. | 1 |
8. | «Кто такие настоящие мужчины?». | 1 |
9. | «Кто такие настоящие женщины?». | 1 |
10. | «Мое настроение». | 1 |
11. | «Добрые поступки». | 1 |
12. | «Какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки». | 1 |
13. | «Откуда приходят игрушки?». | 1 |
14. | «Где делают игрушки». | 1 |
15. | «Бережное отношение к игрушкам». | 1 |
16. | «Елочка, елочка, колкая иголочка!». | 1 |
17. | «Традиции семьи – что это?». | 1 |
18. | «Зачем мама и папа ходят на работу?». | 1 |
19. | «Откуда берутся деньги в семье?». | 1 |
20. | «Зачем нужны деньги людям?». | 1 |
21. | «Зачем дети должны ходить в детский сад?». | 1 |
22. | «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». | 1 |
23. | Чтение и обсуждение сказки «Жадная старуха». | 1 |
24. | «Делать добро спеши…». | 1 |
25. | «К кому можно обратиться за помощью, если…». | 1 |
26. | «Что такое потребности?». | 1 |
27. | «Когда-то давно в древнем мире…». | 1 |
28. | «Потребности человека». | 1 |
29. | «Потребности животных, растений». | 1 |
30. | «Капризы». | 1 |
31. | «Привычки полезные и вредные». | 1 |
32. | «Что такое хорошо и что такое плохо?». | 1 |
Содержание дополнительной образовательной программы
по формированию основ финансовой грамотности
у детей среднего дошкольного возраста
1 год обучения, 4-5 лет
Сентябрь | ||||
Задачи: - воспитывать бережное отношение и желание экономно относиться к природным ресурсам; - формировать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость; - закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности. | ||||
Виды Деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | Знакомство с Гномом Экономом | Беседа о труде родителей | «Кто трудится, кто играет?» | |
Просмотр мультфильма, презентаций. | Презентации «В гостях у гнома Эконома», «Как Эконом Экономыч Федоре помог» | Презентации «От купца до продавца», «Мир профессий» | Просмотр мультфильмов по данной теме | |
Взаимодействие с родителями | Показать детям, где в доме находятся приборы учета расходования электроэнергии и воды | Рассказать детям о своей профессии | ||
Октябрь | ||||
Задачи: - формировать представления детей о том, что нас окружают разные люди по характеру, по поступкам; - формировать представления о себе, о своем имени; - познакомить детей с их правами и обязанностями на примере сказки «О маленьком человечке»; - формировать представления о родственных связях в семье. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Нас окружают разные люди» (на примере героев сказок) | «Меня зовут…» (зачем людям нужно имя) | «Мои права» | «Семья – дружная команда» |
Дидактические игры | Д/и «Определи по силуэту героя сказки» | «Изобрази фигуру» | Лото «Права человека» | Д/и «Моя семья» |
Сюжетно-ролевые игры | «Театр» | «Мой день рождения» | «Магазин» | «Семья», «Поликлиника» «День рождения бабушки». |
Взаимодействие с родителями | Изготовление генеалогического древа. | |||
Ноябрь | ||||
Задачи: - формирование умения сопереживать, сочувствовать, радоваться успехам другого человека; - формировать умение давать оценку поступкам других людей, героев сказки; - формировать умение устанавливать взаимосвязь между поступками людей и последствиями этих поступков. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Кто такие настоящие мужчины?» | «Кто такие настоящие женщины?» | «Мое настроение» | «Добрые поступки» |
Дидактические игры. Просмотр мультфильмов | «Кому что принадлежит? » | «Кому что принадлежит? » | «Помоги себе сам» | «Что делать, если твой друг долго болеет?» |
Сюжетно – ролевые игры | «Путешествие на автобусе» | «Салон красоты» | «Поликлиника» | «Служба добрых дел» |
Работа в дневниках | Нарисовать настоящего мужчину | Нарисовать настоящую женщину | Рисуем хорошее настроение | Нарисуем доброе дело для своей семьи |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «В семье растет мальчик» | Консультация для родителей «В семье растет девочка» | ||
Декабрь | ||||
Задачи: - формирование представления детей об истории игрушек в древности; - формирование бережного отношения к результатам своего и чужого труда; - развитие познавательной активности детей в области индустрии игрушек. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Какими игрушками играли наши прабабушки и прадедушки» | «Откуда приходят игрушки? » | «Где делают игрушки?» | «Бережное отношение к игрушкам» |
Дидактические игры Просмотр мультфильма | Видеоролик «Какие игрушки были раньше» | Словесная игра «Данет-ка» | Изготовление игрушек для детей младших групп для украшения елок в группе | |
Сюжетно – ролевые игры | С/р игра «Магазин игрушек» | |||
Работа в дневниках (тетрадях) | Нарисовать «Моя любимая игрушка» | Как я ухаживаю за своими игрушками дома | ||
Взаимодействие с родителями | Презентация «Откуда приходят к нам игрушки?» | Выставка-презентация «Моя любимая игрушка» | ||
Январь | ||||
Задачи: - воспитывать бережное отношение к елке; - учить заботиться о своих родственниках; - учить бережному отношению к труду других людей. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Елочка, елочка, колкая иголочка!» | «Традиции семьи – что это?» | ||
Дидактические игры Просмотр мультфильма | Просмотр мультфильма «Жила была елочка» | Подготовить инсценировку сказки «На лесной полянке» | ||
Сюжетно-ролевые игры | «Новый год в семье» | «Готовим подарки для родных людей» | ||
Работа в дневниках (тетрадях) | Нарисовать с детьми плакаты как можно сберечь елки в праздник Нового года | |||
Взаимодействие с родителями | Буклет – рекомендация «Как организовать праздник для ребенка дома» | |||
Февраль | ||||
Задачи: - расширять представления детей о профессиях и их значимости в жизни человека; - расширять представления детей о градообразующих предприятиях города; - расширять представления детей о родном городе, его названии, символике; - в процессе игр формировать умение вежливо вести диалог. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Зачем мама и папа ходят на работу?» | «Откуда берутся деньги в семье?» | «Зачем нужны деньги людям?» | «Зачем дети должны ходить в детский сад?» |
Дидактические игры. Просмотр мультфильма, презентаций. | Презентация «На каких предприятиях города работают наши родители» | Д/и «Кому что нужно?» «Наведем порядок» | Словесная игра «Я загадаю профессию, а ты отгадай по вопросам» | Просмотр мультфильма «Федорино горе» Д/и «Наведем порядок» |
Сюжетно-ролевые игры. Тренинг | «Магазин продуктов» | Тренинг «Мы пришли в магазин» | «Больница», «Детский сад» | «Магазин игрушек» |
Работа в дневниках (тетрадях) | Отметить в дневниках, как я берегу свои вещи | «Наведем порядок» | «Кому что принадлежит», по профессиям | |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Береги кафтан смолоду» | |||
Март | ||||
Задачи: - расширять представления детей о значимости труда в жизни человека; - показать на примере сказочных героев, что труд – стимул к жизни, что работу необходимо выполнять с удовольствием; - учить детей получать удовольствие от результатов своего труда. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». (О труде и его результатах) | Чтение и обсуждение сказки «Жадная старуха» | «Делать добро спеши…» | «К кому можно обратиться за помощью, если…» |
Дидактические игры. Просмотр мультфильма, презентаций. | Д/и «Разложи по порядку…» Словесная игра «Я загадаю, а ты отгадай» | Д/и «Хорошо - плохо» (оценка поступков других людей по проблемным ситуациям) | «Ленивое платье» (мультфильм), обсуждение. Игра «Правильно - неправильно» | «Приглашаем доктора», Ситуация: если кому- то необходима медицинская помощь, как вызвать ее. |
Сюжетно-ролевые игры, тренинги | Проигрывание тренинга «Несет меня лиса…» | Тренинг «Поделись улыбкой» | «Семья» (что делать, если из крана течет вода и не останавливается) Решение проблемной ситуации. | |
Работа в дневниках | Отметить в дневниках к кому, и по какому номеру телефона надо обращаться за помощью, если: кому то стало плохо, если кто-то из друзей поранился... | Нарисовать символами свое отношение к героям сказки «Жадная старуха» | «Раскрась, кто правильно ведет себя в магазине, кто правильно ведет себя в театре, кто правильно ведет себя в транспорте… » | |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Как воспитать у детей бережное отношение к вещам» | |||
Апрель | ||||
Задачи: -формирование у детей представления о понятии слова «потребности»; - научить детей правильному отношению и разумному использованию денежных средств; - показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Что такое потребности?» | «Когда то давно в древнем мире…» | «Потребности человека» | «Потребности животных, растений» |
Дидактические игры. Просмотр мультфильма, презентаций | Д/и «Больница» | Игра-путешествие в прошлое: «Жизнь современных и первобытных людей» | Д/и «Живое не живое…» | Путешествие по миру. Просмотр видеоролика «Во что играют дети других стран» |
Сюжетно – ролевые игры, тренинги | С/р игра «Распределение зарплаты в семье» | |||
Работа в дневниках (тетрадях) | Изготовление кукольных персонажей для знакомства с основами экономики | Отметить в дневниках, что я могу попросить у родителей в магазине | Изготовление с детьми временной ленты развитие человеческого труда | |
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Как не надо ходить в магазин с детьми» | |||
Май | ||||
Задачи: - формировать у детей представления о понятии слов «хочу» и «надо»; - формировать нравственные качества, уважительное отношение к деньгам; -формировать у детей представления о контроле своих желаний и умении считаться с желанием других членов семьи. | ||||
Виды деятельности | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Беседы | «Капризы» | «Привычки полезные и вредные» | «Что такое хорошо и что такое плохо? | |
Дидактические игры. Просмотр мультфильма, презентаций | Д/и «Больница» | Д/и «Что хочет мама, что хочет папа?» | Просмотр мультфильма по теме | |
Сюжетно-ролевые игры, тренинги | «Распределение зарплаты в семье» | Тренинг «Идем в супермаркет» | Решение проблемной ситуации «Если кончилось масло, а надо пожарить блинчики» | |
Работа в дневниках (тетрадях) | Изготовление кукольных персонажей для знакомства с основами экономики | Отметить в дневниках, что я могу попросить у родителей в магазине | ||
Взаимодействие с родителями | Буклет-памятка «Несколько советов, как без проблем с ребенком сходить за покупками » |
Методическое обеспечение
Основными формами организации деятельности детей по формированию экономической культуры являются:
⮚ просмотры видео и фотоматериалов;
⮚ размышления на темы:
- «Что такое экономика?»,
- «История экономики»,
- «Что мы знаем об экономике?»,
- «Что хотим узнать?»,
- «Как мы будем это узнавать?»;
⮚ проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
⮚ создание обогащённой развивающей среды в группе;
⮚ информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; привлечение родителей воспитанников к участию в совместных познавательно-игровых мероприятиях, социальных проектах;
⮚ включение детей в социоигровые ситуации;
⮚ включение детей в процесс организации рекламного агентства;
⮚ дидактические игры;
⮚ организация и проведение сюжетно-ролевых игр;
⮚ сюжетно-дидактические игры, тренинги, моделирующие жизненные ситуации:
- операции купли-продажи,
- производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?»;
⮚ создание глоссария;
⮚ подборка пословиц и поговорок.
Список литературы
1. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-180.
2. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
3. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15. – с.2.
4. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
5. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. – №10. – с. 22-24.
6. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6. – с. 14-19.
8. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.91. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. институт повышения квалификации и переподготовки рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –Могилев, 2000. – 41
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ...
Дополнительная образовательная программа физкультурно – оздоровительной направленности «Школа мяча»
Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, р...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Программа дополнительного кружка спортивной направленности "Школа мяча"
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в сус...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-естественной направленности «Школа юного эколога»
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края....