дополнительная образовательная программа художественной направленности "Школа юного артиста"
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Содержание:
Раздел №1 "Комплекс основных характеристик программы"
1.1. Пояснительная записка................................................................... 2
1.2. Цели и задачи кружковой программы........................................... 3
1.3 Содержание программы................................................................... 4
1.4. Планируемые результаты............................................................... 5
Раздел №2 "Комплекс организационно-педагогических условий"
2.2. Календарный учебный график....................................................... 5
2.3. Условия реализации программы.................................................... 8
2.4. Список литературы.......................................................................... 9
Приложение.
Методические рекомендации проведения диагностики........... 9
Диагностическая карта...................................................................11
Раздел №1 "Комплекс основных характеристик программы"
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.
Программа работы кружка по дополнительному образованию «Юные артисты» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Каждый ребенок- это целая планета! "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям"
В.А. Сухомлинский
Возраст детей: В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети средней группы, возраст 4-5 лет
Сроки реализации программы 1 год (с октября по апрель)
Режим занятий:
В неделю проводится 2 занятия во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.
Вторник, четверг: 15.20-15.40
В группе от 10 до 15 человек.
Формы проведения кружка:
Игровые занятия, чтение, рассказы, беседы, виртуальные экскурсии по теме, экскурсии в РДК, совместный просмотр мультфильмов, спектаклей, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые) артикуляционная гимнастика, массаж, этюды.
Диагностика: в начале года, в конце. Приложение №1, №2
Реализация программы предусматривает использование различных педагогических технологий: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, технология имитационного моделирования, ИКТ
1.2. Основной целью программы является:
Цель: Создать условия для развития творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, качеств детей, способствующих формированию социальной активности дошкольников.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:
1.Образовательные: Развитие познавательного интереса к формированию навыков актерского мастерства: развитие артикуляции, техники и логики, активности речи;
2. Развивающие: развитие мотивации к театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения; потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности
3.Воспитательные: формирование общественной активности личности; реализация потребностей детей в интеллектуальном общении; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
4. Поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, стихотворных текстов
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название ,темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
всего | |||
1 | Планирование. Создание предметно-развивающей среды. Первичная диагностика. | 8 | Диагностичесая карта |
2 | "Основы театральной культуры " | 8 | Экскурсия в РДК |
3 | "Культура и техника речи" | 8 | Видеоролик Поздравление с Днём матери |
4 | "Ритмопластика" | 8 | Новогоднее развлечение |
5 | "Театральная игра " | 32 | Показ спектакля по рус.нар сказке "Жихарка" |
6. | Итоговая диагностика. Систематизация материала. | 8 | Диагностическая карта. Презентация отчёт о проделанной работе |
Итого | 72 |
В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Юные артисты» включены четыре основных блока:
1Б. Тема "Основы театральной культуры"
Теория: Виды театрального искусства. Театральные профессии. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов
Практика: Просмотр презентаций по теме, виртуальная экскурсия в театр, экскурсия в РДК
2Б. Тема "Культура и техника речи"
Теория: Дыхание. Дикция. Голос. Правильное произношение слов.
Практика: Разогревающий массаж. Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Скороговорки и чистоговорки.
3Б. Тема: "Ритмопластика"
Теория: Игрогимнастика или упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевально-ритмическая гимнастика. Музыкально-подвижные игры. Танцевальная импровизация.
Практика: Этюды. Игровые упражнения Музыкальные игры. Ритмическая гимнастика. Организация Мини-концерт в ДОУ "Живые загадки"" для детей ср.гр.
4Б. Тема: "Театральная игра"
Теория: режиссерские игры, игры-драматизации
Практика: Игры с элементами театрализации, настольный театр игрушек, настольный театр картинок, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе. Игры-драматизации с куклами бибабо. Импровизация
1.4. Планируемые результаты
В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:
- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
- проявляют социальную активность
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц Число | Форма | Тема. Занятия. | Место проведения |
1. | Сентябрь | Планирование. Создание предметно-развивающей среды. Первичная диагностика. | ||
2 | Октябрь 04.10. 06.10 | Игровое занятие Беседа. | "Основы театральной культуры " Приём в школу Юного артиста Беседа «Что такое театр?» Виды театрального искусства (драматический, оперный, балетный, театр пантомимы, кукольный и др.) | группа РДК |
11.10. 13.10 | Презентация Д.И. | Театральные профессии (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр) "Узнай по описанию" | ||
18.10 20.10 | Просмотр видео. Беседа Развлечение | Виртуальная экскурсия в театр Культура поведения в театре "Осенние забавы" Мы актёры и зрители. | ||
25.10 27.10 | Видеоигра Экскурсия | Театральные слова. Загадки о театре Экскурсия в РДК | ||
3 | Ноябрь 01.11 03.11 | Игра | "Культура и техника речи" Разогревающий массаж. 1.«Массирование» (1-1,5мин.) «Постукивание» (1-1,5мин.) «Вибрационный массаж» Артикуляционная гимнастика: «Назойливый комар», «Хомячок», «Рожицы» | Группа |
08.11 10.11 | Игровые упражнения | Упражнения для губ: «Улыбка- хоботок», «Часы», «Весёлый пятачок», «Шторки». Упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Самый длинный язычок», «Чаша», «Коктейль», «Львёнок и варенье». | ||
15.11 17.11 |
Зарядка для шеи и челюсти: «Удивительный бегемот», «Зевающая пантера», «Горячая картошка». Упражнение со звуками: «Треугольник», «Я», «Эхо», «Звуки». | |||
22.11 24.11 | Игровые упражнения Видеоролик | Дыхательная гимнастика: «Свеча», «Мяч-насос», "Дровосек". Скороговорки Поздравление с Днём матери. | ||
4. | Декабрь 01.12. 06.12. | Игра | "Ритмопластика" Этюды. Игровые упражнения: «Хитрая лиса», «Злой волк», «Косолапый мишка» Знакомство с творчеством алтайских писателей. К.Ч. Телёсов "Цветы мигают"Этюд. "Бабочка" | группа |
08.12. 13.12. | Игра Импровизация | Музыкальные игры: игровая пляска «Лучшие друзья», "Живые картинки" | ||
15.12. 20.12. | Ритмическая гимнастика Творческая игра | «В музыкальном ритме сказок» Импровизация: «Измени голос», «Зеркало», «У бабушки в гостях» | ||
22.12 27.12 | Репетиция | Подготовка и проведение Новогоднего развлечения | Музыкальный зал | |
5 | Январь 12.01.23г | "Театральная игра " Участие в развлечении ДОУ "Весёлые колядки" | Музыкальный зал | |
17.01. 19.01 | Игра Игровое занятие | Игры с элементами театра: "Великан и мыши", "Жук"; Настольный театр. Театр кружек: по алтайской народной сказке "Горностай и заяц" | ||
24.01. 26.01 | Чтение. Беседа Игра-драматизация | Чтение рус. народной сказки "Два жадных медвежонка" Театр на фланелеграфе по сказке "Два Жадных Медвежонка" | ||
31.01 | Игра | Настольный театр игрушек: «Девочка чумазая». | ||
6. | Февраль 02.02. | Игра импровизация | Пальчиковый театр. Игра по произведению алтайского писателя: Б.Я. Бедюров "Песенка о пяти пальцах" | Группа Муз. зал |
07.02. 09.02 | Игра-занятие | Кукольный театр: «Мы кукловоды» (Куклы би-ба-бо. Знакомство. Действие.) | ||
14.02. 16.02. | Театрализованная игра | Импровизация «Театр в лесу» По русской народной сказке "Колобок" | ||
21.02 23.02 | Видео поздравление для пап | Заучивание стихотворений. Танцевально-ритмическая деятельность "Мы-солдаты" | ||
28.02. | Игра с элементами драматизации | Знакомство с творчеством алтайских писателей Д.Б. Каинчин "Ленивый кот и бравый мышонок" | ||
7. | Март 02.03 07.03 | Репетиция | Подготовка и проведение утренника "Мамин праздник" | Муз. зал группа |
14.03. 16.03. | Рассказывание сказки «Жихарка» Рассматривание иллюстраций Игра-драматизация по сказке "Жихарка" | |||
21.03 23.03. 28.03 | Беседа | Просмотр мультфильма по сказке «Жихарка» Распределение ролей , разучивание слов | группа | |
8. | Апрель 27.04. | Репетиции, подготовка к спектаклю Открытый показ | Музыкальный зал | |
9. | Май | Итоговая диагностика. Систематизация материала. Презентация отчёт о проделанной работе |
2.2 Условия реализации программы.
Материально – техническое и методическое обеспечение:
- музыкальный зал, учебно-методические пособия, музыкальный центр, ноутбук, телевизор,
- аудиотека на съёмном, носителе, видеоматериалы: сказки, детские спектакли, презентации, декорации, театральные костюмы, маски атрибуты для игр, пальчиковый, кукольный театр. мягкие игрушки, книги со сказками, ширма, фотографии, картинки, иллюстрации.
2.3. Формы аттестации
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: Фотоотчёт, результаты диагностики детей
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Открытый показ спектакль по рус.нар. сказке "Жихарка", участие в праздниках ДОУ, презентация-отчёт о проделанной работе
2.4. Список литературы
Литература:
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
- Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
Приложение №1 Методические рекомендации проведения диагностики
1.Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла и игрушку нашла: Кошку, матрёшку, шишку, мартышку. Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения: предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки, Отомкнитесь, отворитесь, Ваша мать пришла, Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения: Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения: Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения: Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду – Маму я не разбужу. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение №2 Диагностическая карта
№ | Фамилия и имя | Владение выразительностью речи | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки | Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения | Общий балл | |||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
Итого: | Средний балл |
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в дет...
Дополнительная образовательная программа развивающей направленности "Юный шахматист"
Введение данной Программы способствует развитию у детей мышления, восприятия, усидчивости, формируют самостоятельность при принятии решение, умение доводить начатое дело до конца....
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет
Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение". Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные артисты"
Направленность дополнительной образовательной программы «Юные артисты» художественная: театральное искусство. Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Юный дизайнер"
Цель программы – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....