дополнительная образовательная программа художественной направленности "Школа юного артиста"
рабочая программа (старшая группа)

Павина Галина Филаретовна

ДОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shyua_2.docx46.94 КБ

Предварительный просмотр:

 

Содержание:

Раздел №1 "Комплекс основных характеристик программы"

1.1. Пояснительная записка...................................................................  2

1.2. Цели и задачи кружковой программы........................................... 3

1.3 Содержание программы................................................................... 4

1.4. Планируемые результаты...............................................................  5

Раздел №2 "Комплекс организационно-педагогических условий"

2.2. Календарный учебный график....................................................... 5

2.3. Условия реализации программы.................................................... 8

2.4. Список литературы.......................................................................... 9

Приложение. 

Методические рекомендации проведения диагностики........... 9

Диагностическая карта...................................................................11 

Раздел №1 "Комплекс основных характеристик программы"

1.1  Пояснительная записка.

Направленность программы – художественная.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Программа работы кружка по дополнительному образованию «Юные артисты» направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

Каждый ребенок- это целая планета! "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям"  

                                                                 В.А. Сухомлинский

Возраст детей: В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети средней группы, возраст 4-5 лет

Сроки реализации программы    1 год (с октября по апрель)

Режим занятий:

В неделю проводится 2 занятия во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.

Вторник, четверг: 15.20-15.40

В группе от 10 до 15 человек.

Формы проведения кружка:

Игровые занятия, чтение, рассказы, беседы, виртуальные экскурсии по теме, экскурсии в РДК, совместный просмотр мультфильмов, спектаклей, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые) артикуляционная гимнастика, массаж, этюды.

Диагностика: в начале года, в конце.   Приложение №1, №2

Реализация программы предусматривает использование различных педагогических технологий: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая, технология имитационного моделирования, ИКТ

1.2. Основной целью программы является:

Цель: Создать условия для развития творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных,  качеств детей, способствующих формированию социальной активности дошкольников.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

1.Образовательные: Развитие познавательного интереса к формированию навыков актерского мастерства: развитие артикуляции, техники и логики, активности речи;

2. Развивающие: развитие мотивации к театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения; потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности

3.Воспитательные: формирование общественной активности личности; реализация потребностей детей в интеллектуальном  общении; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

4. Поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей, стихотворных текстов

1.3 Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название ,темы

Количество часов  

Формы аттестации/контроля

всего

1

Планирование. Создание предметно-развивающей среды. Первичная диагностика.

8

Диагностичесая карта

2

"Основы театральной культуры "

8

Экскурсия в РДК

3

"Культура и техника речи"

8

Видеоролик Поздравление с Днём матери

4

"Ритмопластика"

8

 Новогоднее развлечение

5

"Театральная игра "

32

Показ спектакля по рус.нар сказке "Жихарка"

6.

Итоговая диагностика. Систематизация материала.

8

Диагностическая карта.

Презентация отчёт о проделанной работе

Итого

72

В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Юные артисты» включены четыре основных блока:

1Б.  Тема "Основы театральной культуры"

 Теория: Виды театрального искусства. Театральные профессии. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в театре. Словарь театральных терминов

Практика: Просмотр презентаций по теме, виртуальная экскурсия в театр, экскурсия в РДК

2Б. Тема "Культура и техника речи" 

Теория: Дыхание. Дикция. Голос. Правильное произношение слов.

Практика: Разогревающий массаж. Артикуляционная и дыхательная  гимнастика. Скороговорки и чистоговорки.

3Б. Тема: "Ритмопластика" 

Теория: Игрогимнастика или упражнения на ориентировку в пространстве. Танцевально-ритмическая гимнастика. Музыкально-подвижные игры. Танцевальная импровизация.

Практика: Этюды.  Игровые упражнения Музыкальные игры. Ритмическая гимнастика. Организация Мини-концерт в ДОУ "Живые загадки"" для детей ср.гр.

4Б. Тема: "Театральная игра"

Теория: режиссерские игры, игры-драматизации

Практика: Игры с элементами театрализации, настольный театр игрушек, настольный театр картинок, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе. Игры-драматизации с куклами бибабо. Импровизация

1.4. Планируемые результаты

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

  • умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
  • умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
  • выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
  •  умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
  •  умеют взаимодействовать с партнером по сцене.
  • проявляют социальную активность

Раздел №2  Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Форма

Тема.         Занятия.

Место проведения

1.

Сентябрь

Планирование. Создание предметно-развивающей среды.

Первичная диагностика.

2

Октябрь

04.10.

06.10

Игровое занятие

Беседа.

"Основы театральной культуры "

Приём в школу Юного артиста

Беседа «Что такое театр?» Виды театрального искусства (драматический, оперный, балетный, театр пантомимы, кукольный и др.)

группа

РДК

11.10.

13.10

Презентация

Д.И.

Театральные профессии (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр)

"Узнай по описанию"

18.10

20.10

Просмотр видео. Беседа

Развлечение

Виртуальная экскурсия в театр Культура поведения в театре

"Осенние забавы"  Мы актёры и зрители.

25.10

27.10

Видеоигра

Экскурсия

Театральные слова. Загадки  о театре

Экскурсия в РДК

3

Ноябрь

01.11

03.11

Игра

"Культура и техника речи"

Разогревающий массаж. 1.«Массирование»  (1-1,5мин.)         «Постукивание» (1-1,5мин.) «Вибрационный массаж»                                            

 Артикуляционная  гимнастика: «Назойливый комар», «Хомячок», «Рожицы»

Группа

08.11

10.11

Игровые упражнения

 Упражнения для губ: «Улыбка- хоботок», «Часы», «Весёлый пятачок», «Шторки».              

 Упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Самый длинный язычок», «Чаша», «Коктейль», «Львёнок и варенье».                                        

15.11

17.11

   

Зарядка для шеи и челюсти: «Удивительный бегемот», «Зевающая пантера», «Горячая картошка».                    

Упражнение со звуками: «Треугольник», «Я», «Эхо», «Звуки».                            

22.11

24.11

Игровые упражнения

Видеоролик

Дыхательная  гимнастика: «Свеча», «Мяч-насос», "Дровосек". Скороговорки

Поздравление с Днём матери.

4.

Декабрь

01.12.

06.12.

Игра

 "Ритмопластика"

Этюды. Игровые упражнения: «Хитрая лиса», «Злой волк», «Косолапый мишка»

Знакомство с творчеством алтайских писателей. К.Ч. Телёсов "Цветы мигают"Этюд. "Бабочка"

группа

08.12.

13.12.

Игра

Импровизация

Музыкальные игры: игровая пляска «Лучшие друзья»,

"Живые картинки"

15.12.

20.12.

Ритмическая гимнастика

Творческая игра

 «В музыкальном ритме сказок»

Импровизация: «Измени голос», «Зеркало», «У бабушки в гостях»

22.12

27.12

Репетиция

Подготовка и проведение Новогоднего развлечения

Музыкальный зал

5

Январь

12.01.23г

"Театральная игра "

Участие в развлечении ДОУ "Весёлые колядки"

Музыкальный зал

17.01.

19.01

Игра

Игровое занятие

Игры с элементами театра:                                "Великан и мыши",  "Жук";                            

Настольный театр. Театр кружек: по алтайской народной сказке "Горностай и заяц"

24.01.

26.01

Чтение.

Беседа

Игра-драматизация

Чтение рус. народной сказки "Два жадных медвежонка"

Театр на фланелеграфе  по сказке "Два Жадных Медвежонка"

31.01

Игра

 Настольный театр игрушек: «Девочка чумазая».

6.

Февраль

02.02.

Игра импровизация

Пальчиковый театр. Игра по произведению алтайского писателя:  Б.Я. Бедюров "Песенка о пяти пальцах"

Группа

Муз. зал

07.02.

09.02

Игра-занятие

Кукольный театр: «Мы кукловоды»  (Куклы би-ба-бо. Знакомство. Действие.) 

14.02.

16.02.

Театрализованная игра

Импровизация  «Театр в лесу»

По русской народной  сказке "Колобок"

21.02

23.02

Видео поздравление для пап

Заучивание стихотворений.  

Танцевально-ритмическая деятельность "Мы-солдаты"

28.02.

Игра с элементами драматизации

Знакомство с творчеством алтайских писателей Д.Б. Каинчин "Ленивый кот и бравый мышонок"  

7.

Март

02.03

07.03

Репетиция

Подготовка и проведение утренника "Мамин праздник"

Муз. зал

группа

14.03.

16.03.

Рассказывание сказки «Жихарка» Рассматривание иллюстраций

Игра-драматизация по сказке "Жихарка"

21.03

23.03.

28.03

Беседа

Просмотр мультфильма по сказке «Жихарка»

Распределение ролей , разучивание слов

группа

8.

Апрель

27.04.

Репетиции, подготовка к спектаклю

Открытый показ

Музыкальный зал

9.

Май

Итоговая диагностика. Систематизация материала.

Презентация отчёт о проделанной работе

2.2  Условия реализации программы.

Материально – техническое и методическое обеспечение:

  • музыкальный зал, учебно-методические пособия, музыкальный центр, ноутбук, телевизор,  
  • аудиотека на съёмном, носителе, видеоматериалы: сказки, детские спектакли, презентации, декорации, театральные костюмы, маски атрибуты для игр, пальчиковый, кукольный театр. мягкие игрушки, книги со сказками, ширма, фотографии, картинки, иллюстрации.

2.3. Формы аттестации

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: Фотоотчёт,  результаты диагностики детей

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Открытый показ спектакль по рус.нар. сказке "Жихарка", участие в праздниках ДОУ,  презентация-отчёт о проделанной работе

2.4. Список литературы

Литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
  3. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
  4. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
  5. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями  / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
  6. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
  7. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
  8. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Приложение №1          Методические рекомендации проведения диагностики

1.Владеет выразительностью речи:

Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

 Задание №1

Материал: скороговорка

Маша шла, шла, шла и игрушку нашла: Кошку, матрёшку, шишку, мартышку. Мышку, машинку, пушку, зайчишку, Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-

Кто потерял столько игрушек?

Методика проведения: предложить ребёнку повторить скороговорку.

Задание №2

Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки, Отомкнитесь, отворитесь, Ваша мать пришла, Молочка принесла…

Задание №3

Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает,  и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

Оценка результатов:

  • 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
  • 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.

Задание №1.

Методика проведения:   Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

Задание №2.

Методика проведения: Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.

Задание №3.  

Методика проведения: Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).

Задание №4.

Методика проведения:

На носочках я иду – Маму я не разбужу. Ах, какой искристый лед, А по льду пингвин идёт.

Оценка результатов:

  • 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
  • 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

Задание №1. «Лисичка подслушивает»

Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Задание №.2. «Вкусные конфеты»

Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Задание №3. «Цветок»

Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Оценка результатов:

  • 3 балла – ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
  • 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
  • 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.

Приложение №2         Диагностическая карта

Фамилия и имя

Владение выразительностью речи

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки

Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения

Общий балл

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

       Итого:

Средний балл

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"

Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в дет...

Дополнительная образовательная программа развивающей направленности "Юный шахматист"

Введение данной Программы способствует развитию у детей мышления, восприятия, усидчивости, формируют самостоятельность при принятии решение, умение доводить начатое дело до конца....

Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет

Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение".  Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет....

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юные артисты"

Направленность дополнительной образовательной программы «Юные артисты» художественная: театральное искусство. Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Юный дизайнер"

Цель программы – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....