Программа дополнительного кружка спортивной направленности "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре

Щеткова Марина Владимировна

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и костей, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки. Развивают физические качества как быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и гибкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_myacha.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»

----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») ------------------------------------------

Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова, 36

                                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО:

 Заведующий МАОУ ДОД

детский сад «Сказка»

_____________ Герасимова С.М.

приказ № ____ от «____» ______ 20____ г.

Принята на педагогическом совете

протокол №  от «____» ______ 20 ___ г.

Дополнительная образовательная программа

спортивной направленности

«Школа мяча»

для детей 5-7 лет

срок реализации: 1 год

составитель программы:

Щеткова Марина Владимировна,

инструктор по физической культуре

МАОУ ДОД детский сад «Сказка»

корпус «Дюймовочка»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной Программы
  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………3 стр.
  2. Цель и задачи Программы ……………………………………………………………...3 стр.
  3. Содержание учебно-тематического плана …………………………………………….4 стр.
  4. Календарно-тематическое планирование ……………………………………………..5 стр.

1.5 Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………..6 стр.

       2. Организационно-педагогические условия

2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………7 стр.

2.2 Условия реализации Программы ……………………………………………………….7 стр.

       

       3. Мониторинг освоения Программы …………………………………………………8 стр.

       4. Список литературы …………………………………………………………………10 стр.

  1. Основные характеристики дополнительной общеобразовательной Программы

1.1 Пояснительная записка

«Школа мяча» - одна из форм организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комплекс задач физкультурного образования детей дошкольного возраста.

Упражнения и игры с мячом содействуют оптимизации физического развития и физической подготовленности детей, поддерживают необходимый двигательный режим и позволяют открыть для дошкольников огромный и увлекательный мир спорта.

Для развития организма ребёнка – дошкольника и его разнообразный двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Упражнения с мячом различного объёма развивают крупные и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и костей, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник и способствуют выработке хорошей осанки. Развивают физические качества как быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и гибкость.

Играм с мячом отводится особо важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Увлеченность игрой с мячом не только мобилизует физиологические ресурсы ребенка, но и улучшает результативность движений, развивает быстроту, ловкость, силу, выносливость, координацию движений. В подвижной игре как деятельности творческой ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен. Велика роль подвижной игры в умственном развитии: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, овладевать пространственной терминологией. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Большое значение имеют игры с мячом в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Осознанное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, формирует честность, справедливость, искренность, дружелюбие.

Продуманная методика использования игр с мячом способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать разнообразные задачи.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: развитие способности действовать с мячом на высоком уровне.

Задачи:

  • Образовательная

Содействовать разносторонней физической подготовленности детей, формированию первоначальных умений выполнения движений с мячом, освоению элементов техники доступных видов спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола) и развитию двигательных способностей;

  • Воспитательная

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности, чувство уверенности в себе.

  • Развивающая

Развивать двигательные способности и физические качества (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений).

1.3. Содержание учебно-тематического плана

Тема

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.

Правила безопасности, личная гигиена форма и обувь для занятий.

Ловля – передача двумя руками на месте

Учить принимать основную стойку баскетболиста.

Упражнять детей в умении бросать большой мяч точно перед собой, ловить, согласовывать движения рук и ног.

Развивать у детей самостоятельность в действиях с мячом.

Упражнять в ловле мяча.

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Действия с мячом, держание мяча.

П./И.

«Перенос мяча в беге».

П./И.

«Подбрось, поймай, упасть не давай».

П./И.

«Играй, играй, мяч не теряй».

2

Отбивание мяча от пола и стены.

Упражнять в ловле мяча.

Развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Упражнять в отбивании мяча.

Развивать ориентировку на площадке,

О.с. баскетболиста, ведение мяча на месте правой и левой рукой.

Передача мяча.

«Играй, играй, мяч не теряй».

«Отбивание мяча и ловля о стенку»

3

Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину.

Упражнять в ловле и ведении мяча; упражнять в забрасывании большого мяча в баскетбольное кольцо.

Развивать меткость, точность в движении.

П./И. «Метко в кольцо»

П./И. «День и ночь».

П./И. «Поймай – поведи – забей – в кольцо».

Упражнения по бросанию в цель.

4

Передача мяча одной рукой от плеча.

Упражнять детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой),

Воспитывать умение приходить на помощь товарищу.

Закреплять приёмы ведения мяча на месте, передачу мяча двумя руками от груди.

П./И. «Зайчик»

П./И.«Сбей грушу»

П./И.«Передачи по кругу через центр».

Передача мяча в парах.

Встречная передача мяча в колоннах.

5

Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой.

Упражнять в передаче мяча от груди разными способами (стоя, сидя, на коленях).

Закреплять умение передавать мяч одной рукой.

Воспитывать ответственность.

П./И. «Зайчик»

П./И. «Сбей грушу».

П./И.«Передачи по кругу через центр».

Передача мяча в парах.

Встречная передача мяча в колоннах.

6

Броски мяча в цель

Упражнять детей в умении вести мяч по прямой.

Учить детей метанию мяча.

Развивать у детей самостоятельность в действиях с мячом

Передача мяча в парах сидя.

П./И. «10 передач»

П./И.«Ведение мяча по прямой»

Работа с карточками.

7

Отбивание мяча. Знакомство с правилами игры в баскетбол.

Чтение произведения В.Г. Гришин, Н.Ф. Осипов «Малыши открывают спорт» манипуляции героями на нарисованном поле.

Обсуждение с детьми правил.

Размещение по всей площадке выход на свободное место; координация действий защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину.

Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину.

Д/И «Баскетбол»

Закрепление правил. Бег в разных направлениях. Ведение мяча правой и левой рукой между предметов.

П./и «Зайчик».

Броски в корзину, передача мяча в парах, игра в тройках.

8

Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места.

Упражнять детей в ведении и забрасывании большого мяча в баскетбольную корзину.

Развивать меткость, точность в движении, воспитывать честность и справедливость.

Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину.

П./И.«Метко в кольцо».

П./И.«День и ночь».

П./И.«Поймай – поведи – забей – в кольцо».

Работа с карточками.

9

Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча.

Координация действий с мячом между собой. Защитные действия.

Передача - ловля, ведение, броски в корзину.

П./и «Зайчик».

П./и

«Мотоциклисты»

Работа в тройках.

10

Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

Закрепить: размещение на площадке, координация действий, защитные действия, передача – ловля, ведение, броски в корзину.

П. /и «Передай не роняй»

П./и «Поймай, проведи - забег в кольцо».

Игра по командам.

П./И «метко в кольцо».

Ведение мяча по прямой.

Поймай, проведи - забей в кольцо.

1.4. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

(план)

Дата

Проведения

(факт)

 Тема 1: Правила безопасности, личная гигиена форма и обувь для занятий.

Ловля – передача двумя руками на месте

2

Тема 2: Отбивание мяча от пола и стены.

3

Тема 3: Сочетание передачи – ловли, ведения и бросков мяча в корзину

3

Тема 4: Передача мяча одной рукой от плеча.

2

Тема 5: Передача мяча от груди разными способами. Передача мяча одной рукой.

2

Тема 6: Броски мяча в цель.

3

Тема 7: Отбивание мяча. Знакомство с правилами игры в баскетбол.

3

Тема 8: Ловля – передача мяча в движении (с ведением). Броски мяча в корзину с места.

2

Тема 9: Размещение по всей площадке – выход на свободное место для получения мяча.

2

Тема 10: Совершенствование навыков точного выполнения правил, ориентирование на площадке.

2

ВСЕГО

24

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Ребёнок выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание). Ребенок может перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м).  Ребенок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребенок может легко отбивать мяч правой и левой рукой, поочередно на месте и в движении, перебрасывать набивные мячи, у ребенка сформирован навык метания на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метания в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метания в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метания в движущуюся цель.

У ребенка сформированы навыки для игры в баскетбол:

- передает мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча)

- перебрасывает мяч друг другу двумя руками от груди в движении

- ловит летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон

- забрасывает мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча

- ведет мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу.

У ребенка сформированы навыки для игры в волейбол:

- выполняет отбивание мяча после подачи соперника через сетку

- производит подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху

- выполняет простейшие правила игры.

У ребенка сформированы навыки для игры в футбол:

- передает мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте

- ведет мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

У ребенка сформированы навыки для игры в пионербол:

- производит подачу из-за лицевой линии

- выполняет бросок через сетку из разных частей площадки

- способен выполнять игровые действия в команде

- правильно реагирует на свисток.

  1. Организационно-педагогические условия

2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график по оказанию дополнительных образовательных услуг

МАОУ ДОД детский сад «Сказка»  на 2021-2022 гг.

Содержание

УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

Календарная продолжительность учебного периода, в том числе:

01 октября 2021-30 апреля 2022

1 полугодие

12 недель

2 полугодие

12 недель

Объем недельной образовательной нагрузки, в час, в том числе:

30 мин.

Сроки проведения мониторинга реализации ОПДО

17.10.2021-28.10.2021; 20.04.2021-30.04.2022

  1.    Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо оснащение спортивного зала необходимым инвентарем и оборудованием.

Мячи:

-резиновые (малые, средние, большие) (по 18 шт.)

-массажные резиновые (18 шт.)

  • Воздушные шарики (18 шт.)
  • Цветные кубики (18 шт.)

Мелкие предметы для развития кисти руки:

- массажные мячики - косички - карандаши - гантели

  • Баскетбольные корзины (2 шт.)
  • Напольные корзины (2 шт.)
  • Шнур для натягивания (1шт.)  
  • Обручи (10 шт.) 9.
  • Кегли (18 шт.)
  • Гимнастические скамейки (2 шт.)
  • Мишени (2 шт.)
  • Коврики (18 шт.)

Технические средства обучения:

- магнитофон - флеш - карта (презентации, видеоролики, мультфильмы) - экран - проектор - ноутбук

3. Мониторинг освоения Программы

Уровень усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом

ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ

УРОВЕНЬ

НИЗКИЙ

СРЕДНИЙ

ВЫСОКИЙ

Элементы игры в баскетбол

Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы

(5 попыток)

0-1

2-3

4-5

Элементы игры в волейбол

Перебрасывания мяча через сетку

(5 попыток)

Задерживает мяч, не перебрасывает через сетку

Задерживает мяч, перебрасывает через сетку

Не задерживает мяч, перебрасывает через сетку

Перебрасывание мяча друг другу

(расстояние 2 м)

Теряет мяч

Выполняет действия, проявляет усилия.

1-2 раза потерял мяч

Выполняет действия

Мяч не теряет

Элементы игры в футбол

Передача мяча друг другу (расстояние 2 м)

Не уверенно и не точно выполняет действия.

Мяч теряет

Не совсем уверенно и точно выполняет действия в заданном темпе.

1-2 раза потерял мяч

Технически правильно выполняет действия, проявляет усилия.

1-2 раза потерял мяч

Удар по мячу  на точность в цель (ворота) с расстояния 1,5-2,0 м.     (10 попыток)

0 - 3

4 - 6

7 - 10

«Школа мяча»

Отбивания мяча на месте

0

Не менее 3 раз одной рукой.

2 раза потерял мяч.

Не менее 5 раз одной рукой.

1-2 раза потерял мяч.

Подбрасывания мяча с хлопками в движении

0

Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук.

Не менее 3 раз подряд.

2 раза потерял мяч.

Ловит и бросает мяч, удерживает кистями рук

Не менее 5 раз

1-2 раза потерял мяч.

«Школа мяча»

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте

(5 попыток)

0

 

2 раза потерял мяч

 

1 раз потерял мяч

Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении

Не может выполнить

Умеет принимать

 

Умеет ловко принимать

 

Низкий. Неуверенно выполняет сложные упражнения с мячом. Не замечает своих ошибок. Не обращает внимание на качество действий с мячом. Не соблюдает заданный темп и ритм работы с мячом.

Средний. Технически правильно выполняет большинство упражнений с мячом. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Не совсем уверенно и точно выполняет действия с мячом в заданном темпе.

Высокий. Уверенно, точно, технически правильно, в заданном темпе и ритме выполняет упражнения с мячом. Способен придумать новые варианты действий с мячом.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Элементы игры в баскетбол

Элементы игры в волейбол

Элементы игры в футбол

«Школа мяча»

«Школа мяча»

Итог

Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы

Перебрасывания мяча через сетку

Перебрасывание мяча друг другу

Перебрасывание мяча друг другу

Удар по мячу на точность в цель (ворота) с расстояния 1,5-2 м

Отбивания мяча на месте

Подбрасывания мяча с хлопками в движении

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте

Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Н.Г

К.Г

Форма подведения итогов: Спортивное  развлечение «Мячи бывают разные»

4. Список литературы

1.Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.

2.Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.

3. Сулим Е.В Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет-2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2017. -224 с. (Будь здоров дошкольник!)

4.Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.

5. Кузина И. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1. – С. 40

6.Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – С.33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной деятельности "Школа мяча" для детей среднего дошкольного возраста

Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и у...

Программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Выше, сильнее, быстрее»

Программа  является подпрограммой к программе ДОУ «Радуга» и направлена на совершенствование двигательной активности детей, развитию их физических качеств,  предназначена  для детей ста...

Парциальная программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Юный баскетболист» для детей старшего дошкольного возраста

Спортивный кружок «Юный баскетболист» разработан на основе программы «Мы играем в баскетбол» Адашкявичене   Разработка программы кружка «Юный баскетболист»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ»

Основная цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника  и воспитание интереса к играм и упражнениям с элементами спорта....

Программа дополнительного образования. Спортивный кружок "Здоровячок№

В программе представлена система работы с использованием детских спортивных тренажеровЦель  программы — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий д...

Программа дополнительного образования «Спортивная карусель»

Программа дополнительного образования «Спортивная карусель»(физическое развитие)  Срок реализации программы: 1 годПрограмма рассчитана на детей дошкольного возраста  5-6 лет...