Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-естественной направленности «Школа юного эколога»
рабочая программа
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_ekolenok.docx | 59.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Мальвинка» города Смоленска
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 37 «Мальвинка»
_________ А.В.Чеботарева
Приказ №
« » 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
научно-естественной направленности
«Школа юного эколога»
Возраст обучающихся 5-7 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Воспитатель:
первой категории
Тычинина Е.М
Смоленск
Содержание
Раздел I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальность программы
1.3. Цель программы
1.4. Задачи программы
1.5. Принципы
1.6. Характеристика особенностей развития детей
1.7. Этапы экологического воспитания по программе
1.8. Ожидаемые результаты
Раздел II. Содержательный раздел
2.1. Материально-техническое обеспечение
2.2. Работа с родителями детей – участников программы
2.3Учебный план
2.3.1. Учебный план для детей 5-6 лет
2.3.2. Учебный план для детей 6-7 лет
2.4. Учебно-тематический план
2.4.1. Учебно-тематический план для детей 5-6 лет
2.4.2. Учебно-тематический план для детей 6-7 лет
Раздел III. Организационный раздел
3.1. Оценка качества освоения программы
3.2.Методическое обеспечение
3.3.Список литературы
3.4 Список литературы для детей и родителей
Раздел I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она ориентирует дошкольника на формирование у них экологической грамотности средствами личной включенности в процесс теоретического осмысления и практического решения той или иной техногенной ситуации. Прививать бережное отношение к природе и научить дошкольников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека.
Рабочая программа «Школа юного эколога» составлена на основе программы «Юный Эколог» автора С.Н. Николаевой и природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Наши дети на пороге нового, неизведанного будущего. Каким оно будет - во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Одна их первых по значимости проблем – это усиление экологической грамотности каждого человека. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
1.2. Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
1.3. Цель программы:
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие,
бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
1.4.Задачи программы:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
- формировать ответственное отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
- формирование ответственного отношения здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.
1.5. Принципы программы:
- системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
- использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
- последовательность в обучении и воспитании;
- преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
- анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
- простота и доступность изучаемого материала;
- наглядность при изучении тем и вопросов;
- присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
- наличие практического показа, возможность постановки проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
- безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
1.6. Характеристика особенностей развития детей
Старшая группа (от 5-6 лет)
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6-7 лет)
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
1.7. Этапы экологического воспитания по программе:
1 этап (с 5 до 6 лет)
- Соблюдение правил поведения в окружающей среде; контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
- выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
2 этап (с 6 до 7 лет)
- Умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи; осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
- обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.
По программе обучаются дети 5-7 лет – группы по 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут, общее количество часов в год для каждой группы – 36.
1.8. Ожидаемые результаты
- Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
- Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;
- Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
- Ребёнок понимает ценность природных объектов.
Проектирование целеполагания и результативности
Уровень | Специфика целеполагания | Прогнозируемая результативность |
Стартовый | Цели уровня предусматривают: − формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1); − мотивацию личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту (Концепция развития дополнительного образования детей). | - Освоение образовательной программы. - Переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. - Участие в муниципальных и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся. - Включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся. |
Формы аттестации | Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов |
Творческая работа | Готовые изделия | Презентация |
Выставка | Грамоты | Портфолио |
Конкурс | Грамоты | Отчёт |
Экологические праздники | Фото и видеосъёмка | Сайт детского сада |
Раздел II. Содержательный раздел
2.1. Материально-техническое обеспечение
- Технические средства обучения:
- музыкальный центр,
- ноутбук,
- мультимедиа,
- фотоаппарат,
- Обучающие видеофильмы, фонотека, фото: «Организация работы в летний период» (наблюдения в природе) фотоматериалы.
«Времена года» стихи русских поэтов о природе «Экологические игры».
«Звуки, голоса и шумы окружающего мира». «Ребятам о зверятах».
«Земля»
- Учебно-наглядные пособия:
- Цифровая лаборатория для дошкольников «Наураша в стране Наурандии»,
- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»
- Демонстрационные картины и динамические модели. – Экологические знаки «Как вести себя в лесу».
- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые.
- Глобус.
- «Красная книга».
- Календари природы.
- Оборудование и материалы:
- Инвентарь по уходу за растениями.
- Магнитная доска с магнитами.
- Сюжетные игрушки.
- Кормушки.
- Природные материалы: песок, вода, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев.
- Сыпучие продукты: крахмал, соль.
- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля, сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, разного объёма и формы).
- Красители: пищевые, гуашь, акварель. – Вспомогательные материалы: воздушные шары, ленточки, бумажная змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.
2.2. Работа с родителями детей – участников программы
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведётся просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
2.3. Учебный план
2.3.1. Учебный план для детей 5-6 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Раздел «Неживая природа» | 17 | 7 | 10 |
Тема: Земля - наш дом! | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Путешествие капельки. | 4 | 1 | 3 | |
Тема: Воздух. | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Где ночует солнышко? | 2 | 1 | 1 | |
Тема: Разноцветные песчинки. | 3 | 1 | 2 | |
Раздел «Живая природа» | 19 | 11 | 8 | |
Тема: Растения, какие они? | 5 | 3 | 2 | |
Тема: Мир животных. | 5 | 3 | 2 | |
Тема: В лес за чудесами. | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Птицы вокруг нас! | 5 | 3 | 2 | |
Итого | 36 | 18 | 18 |
2.3.2. Учебный план для детей 6-7 лет
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Раздел: Что изучает экология? Как стать юным экологом? | 6 | 4 | 2 |
Тема: Я и природа. | 3 | 2 | 1 | |
Тема: Защитники природы. | 3 | 2 | 1 | |
2 | Раздел: Человек и неживая природа | 18 | 9 | 9 |
Тема: Без воды нам не прожить | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Воздух вокруг нас | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Солнце - большая звезда | 3 | 1 | 2 | |
Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни). | 7 | 4 | 3 | |
3 | Раздел: Многообразие растительного и животного мир | 12 | 6 | 6 |
Тема: Растительный мир | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Животный мир | 4 | 2 | 2 | |
Тема: Лес в жизни человека | 4 | 2 | 2 | |
Итого | 36 | 19 | 17 |
2.4.Учебно-тематический план
2.4.1. Учебно-тематический план для детей 5-6 лет
Раздел 1. «Неживая природа»
Тема | Теория | Практика |
«Земля - наш дом!» | Понятие о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. | Применение элементарных природоохранных действий в ближайшем окружении. |
«Путешествие капельки». | Понятие о том, как происходит водоворот в природе. | Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений. |
«Воздух». | Знакомство детей со свойствами воздуха, что внутри человека есть воздух. | Опыты. Дети обнаруживают воздух в окружающем пространстве и убеждаются в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы. |
«Где ночует солнышко?» | Представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы | Опытно-экспериментальная деятельность. Представления детей о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. |
«Разноцветные песчинки» | Понятие о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Знакомство детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека. | Естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств песка и предметов, изготовленных из песка. |
Раздел 2. «Живая природа»
Тема | Теория | Практика |
«Растения, какие они?» | Представления детей о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек. | Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений |
«Мир животных». | Обобщение знаний о животных. | Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле. |
«В лес за чудесами». | Обобщение знаний детей о взаимодействии человека с природой. | Применение элементарных природоохранных действий в ближайшем окружении. |
. «Птицы вокруг нас!» | Обобщение знаний детей о птицах. Понятие значимости птиц на планете. | Активизация творческой и практической деятельности по охране и защите птиц. |
2.4.2. Учебно-тематический план для детей 6-7 лет
Раздел 1. «Что изучает экология? Как стать юным
экологом?»
Тема | Теория | Практика |
«Я и природа». | Понятия об экосистеме природы Земли в границах обитания человека. | Овладение исследовательскими методами познания природы. |
«Защитники природы». | Понимание потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры. | Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за её сохранение. |
Раздел 2. «Человек и неживая природа»
Тема | Теория | Практика |
«Без воды нам не прожить» | Знакомство с факторами, угрожающих природе. | Систематизация знаний о природоохранных мероприятиях. |
«Воздух вокруг нас» | Обучение и закрепление на основе системнодеятельностного подхода устойчивого навыка раздельного сбора отходов. | Формирование осознанного бережного отношения к природе. |
«Солнце - большая звезда» | Представление о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о сменяемости сезонов года, о смене дня и ночи. | Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений. |
«Богатства Земли» (почва, глина, песок, камни). | Первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края. | Установление причинно-следственных связей и представлений о свойствах песка, глины, камня. Воспитание бережного отношения к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. |
Раздел 3. «Многообразие растительного и животного
мира»
Тема | Теория | Практика |
«Растительный мир» | Представления детей о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек. | Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений |
«Животный мир» | Обобщение знаний о животных. | Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости животных на Земле. |
«Лес в жизни человека» | Представления о вреде лесных пожаров и основных источниках возгорания в лесу, естественнонаучное образование детей. | Привлечение внимания дошкольников к необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу. |
Раздел III. Организационный раздел
3.1. Оценка качества освоения программы
Формы аттестации (контроля): викторина, олимпиада, тематические альбомы, фотовыставки, выставки рисунков, оформление стенда.
Оценочные материалы:
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (начало учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни.
Материал. 7 – 8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, рыба, насекомое, зверь), солнце, автомобиль, самолёт.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком. Ребёнку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:
- Как ты догадался, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется объект) живой?
- Что нужно (называется объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?
Задание №2.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.
Материал. Дидактическая игра «Что, где растёт?»
Методика. С ребёнком проводится игра «Что, где растёт?»
Задание №3.
Цель. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 1.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 2.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать объяснение.
Задание №5.
Цель. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания.
Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоём, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3 – 4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка, 3 – 4 вида домашних и диких животных.
Методика. Ребёнку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.
Задание №6.
Цель. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 3.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №7.
Цель. Выяснить имеет ли ребёнок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года и видов труда людей в разные сезоны года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком по сюжетным картинкам:
- Какое это время года?
- Почему деревья так выглядят?
- Как изменяется жизнь животных (называется время года)?
Задание №8.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №9.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.
Методика. Индивидуальная беседа с ребёнком:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
КОНТРОЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА (конец учебного года)
1.Представления о природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.
Материал. 6 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), 2 – с изображениями объектов неживой природы (солнце, дождь), 2 – с изображениями предметов, созданных человеком (машина, самолёт).
Методика. Из представленных картинок ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:
- Как ты узнал, что всё это живое?
- Почему ты считаешь, что (называется растение, животное) живой?
- Расскажи, что есть у… (называется животное, растение, человек)?
- Зачем нужны (называются части и органы)?
- Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?
Задание №2.
Цель. Выявить характер представлений ребёнка о среде обитания конкретных растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 4.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и дать пояснения к нему.
Задание №3.
Цель. Выяснить понимание ребёнка связи между средой обитания живых существ и особенностями их строения.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 5.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №4.
Цель. Выявить знания ребёнка об основных группах растений и животных.
Материал. Рабочий лист с диагностическим заданием 6.
Методика. Ребёнку предлагается выполнить задание и объяснить свой выбор.
Задание №5.
Цель. Определить представления ребёнка о сезонных изменениях в жизни живых существ.
Материал. Сюжетные картинки с изображениями времён года.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком.
- Какое время изображено?
- Как приспособились растения и животные? Почему ты так думаешь?
- Чем занимаются люди в это время года?
Задание №6.
Цель. Изучить особенности понимания ребёнком ценности природных объектов.
Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребёнком:
- Любишь ли ты животных и растения?
- С какими живыми существами тебе нравится встречаться, а с какими нет? Почему?
- Зачем нужны животные и растения?
- Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?
- Могут ли люди прожить без других людей? Почему?
Задание №7.
Цель. Выявить представления ребёнка о нормах отношения к живому.
Материал. Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок с изображениями примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе).
Методика. Проводится индивидуальная беседа по картинкам:
- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?
2.Отношение к природе.
Задание №1.
Цель. Выявить характер отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.
Методика. Наблюдение за отношением детей к живым объектам в группе, на участке, во время прогулок и экскурсий.
Задание №2.
Цель. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях.
Методика. Проводится наблюдение за отношением ребёнка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребёнок должен будет осуществить выбор деятельности – либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в кабинете находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные - в кормлении; растения - в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой и др.). В кабинет приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребёнок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:
- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?
- Как ты это узнал?
- Хотел бы ты ему помочь?
- Почему ты хочешь ему помочь?
3.Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).
Цель. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями.
Методика. У ребёнка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатными растениями или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребёнку предлагается:
- выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;
- рассказать о последовательности ухода за растением;
- непосредственно осуществить уход.
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания:
Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов;
Средний уровень – от 1,7 до 2,3 баллов;
Низкий уровень – от 1 до 1,6 баллов.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные признаки и под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Низкий уровень
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания.
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
3.2.Методическое обеспечение
− Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
− Формы организации образовательного процесса:
- Групповая
– Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей
Возраст | Число детей в группе | Время занятия |
5-6 лет | 8-10 детей | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 детей | 30 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
- Индивидуальная –
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей и воспитателей.
− Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж (выставка), фото галерея (фотогазета), игра, игра-путешествие, КВН, викторина, конкурс, концерт (агитбригада), лабораторное занятие (опыты и эксперименты), наблюдение, тематическое занятие, праздник, практическое занятие, театральное представление, презентация, проект, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, соревнование, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная), WEB-квесты.
− Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
3.3. Список литературы
- Природоохранный социально-образовательный проект «Эколятадошколята». http://эколята.рф/
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 107 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Л. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
- Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
- Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002г.
- Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
- Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
- Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
- Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
- Посвянская Н. П. Планета Земля /М., «Скрипторий» 2000г.
- Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил. 14.Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.
3.4.Список литературы для детей и родителей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -М.: Просвещение,1981
- Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2005.
- Рыжова Н.А. «Я и природа». М.:, 1996
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993
- Кодола О.Е. Природа Архангельской области, 2006
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 2007.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
- Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
- Дмитриев, Ю.Д. Большая книга леса / Ю.Д. Дмитриев. – М. Детская литература, 2011.
- Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита - Русь, 2008. – 256 с.
- Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юные исследователи»
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа творчества" для детей 3-5 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"
Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...