Конспект НОД Тайны моря
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формирование экологической культуры у детей посредством расширения представлений о разнообразии подводного мира Чёрного моря. Создание условий, направленных на сплочение детей в единую команду, поддержку положительной мотивации, способствующей достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_tayny_morya.docx | 174.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черноморская средняя школа №3»
муниципального образования Черноморский район Республики Крым
Дошкольное отделение
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Форма: квест-игра
Тема: «Тайны моря» Возрастная группа: старшая
Подготовила: воспитатель дошкольного отделения МБОУ «Черноморская СШ №3» Резик Светлана Александровна
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Формирование экологической культуры у детей посредством расширения представлений о разнообразии подводного мира Чёрного моря. Создание условий, направленных на сплочение детей в единую команду, поддержку положительной мотивации, способствующей достижению поставленной цели.
Задачи: Обучающие: - Расширить представления детей о море и его обитателях, закрепить умение детей узнавать по описанию и называть обитателей Чёрного моря; - привлечь внимание к Красной книге Крыма и проблеме охраны морской фауны; - учить детей с помощью символов составлять синквейн-загадку и находить ответ. Развивать логическое мышление, упражняя в расшифровке условных обозначений и разрешении противоречий.
Развивающие: - Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение видеть закономерности и самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; - способствовать развитию внимания, быстроты, ловкости, самоконтроля, координационных способностей, умения ориентироваться на местности с помощью схемы (карты).
Воспитательные: - Воспитывать понимание необходимости бережного внимательного отношения к редким видам морских обитателей, стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Предполагаемый результат:
Формирование экологического мировоззрения, интереса детей к обитателям Чёрного моря и осознанного желания беречь и охранять представителей фауны и флоры, занесённых в Красную книгу Крыма. Развитие творческих способностей при дальнейшем оформлении страниц Красной книги совместно с воспитателем и детьми группы.
Ход НОД:
Начало квест-игры: дети и воспитатель в группе.
Игра «Знакомство».
-Здравствуйте! Вы, наверное, самые дружные, веселые и добрые дети, а давайте с вами познакомимся и подружимся необычным образом, приглашаю вас в круг.
Меня зовут Елена Геннадьевна, я передаю клубок ниток рядом стоящему ребёнку, он должен назвать своё имя и того, кто стоит слева и передать клубок следующему ребёнку, следующий ребёнок называет своё имя и того, кто стоит слева и т.д.
- Очень приятно, будем знакомы! У нас получилась паутинка дружбы.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Вы любите праздники? Какой праздник недавно отмечали? (Новый год). Что вам напоминает этот силуэт? (ёлку).
Синквейн-загадка.
Подумайте и скажите, что обозначают эти символы, а я запишу их словами (запись слов под символами). Послушайте внимательно загадку, что получилось (зачитываю):
1. Соленое, теплое
2. Шумит, удивляет, закаляет
3. Дети любят купаться и загорать.
4. Радость (счастье).
- Вы догадались, о чём эта загадка? (ответы детей). Правильно, это море.
- Дети, посмотрите, на что это похоже? (ответы детей).
Посмотрим? (с обратной стороны силуэт корабля или парусника).
- Дети, вы любите приключения?
Приглашаю вас отправиться на этом корабле (паруснике) в морское путешествие и поиграть в квест-игру «Тайны моря».
Психогимнастика «Путешествие по морю» (музыка – шум моря)
- Закройте глаза и представьте себе море. Слышите, как оно шумит? Солнышко пригревает, чайки радостно кружатся над морем, а мы с вами плывем…».
- Вот какое море, без конца, без края
На песчаный берег волны набегают.
Перестанет ветер на море сердиться
И в бинокль увидим, что вдали таится.
- Откройте глаза, посмотрите вокруг. Я вижу остров (воспитатель смотрит в бинокль).
- Что видите вы? (2-3 ребёнка смотрят в бинокль и отвечают).
Движемся к берегу. Сейчас спустимся с трапа. Выходите.
-Что за сюрприз море принесло волной? (сундук).
Как вы думаете, что в нем? (ответы детей).
- Да, сундук старинный, видно, долго он пролежал на дне Черного моря.
Откроем его? (на сундуке в воздушном шаре записка - надпись «Ура!»
- Что будем делать? Как достать записку? (лопнуть шарик).
Воспитатель вместе с детьми достаёт записку из шарика, в записке условие (задание): «Сундук откроется, если вы все вместе дружно крикнете «УРА!»
- 3-4 – «Ура!» Открываем сундук.
- Сколько всего интересного (украшения, монеты, свиток, компас).
Воспитатель обращает внимание на свиток:
-Дети, а это что? (письмо). Интересно, кто мог его прислать? (ответы детей). Послушайте, я прочитаю письмо:
«Друзья, я очень люблю природу и животных. Особенно мне интересны морские обитатели. Черное море – очень чистое и в нём обитает целое подводное царство. Оно очень нуждается в нашей заботе и защите. Прошу вас узнать, обитают ли до сих пор в Черном море морской конек, дельфины, крабы, скаты и медузы. Как вы бережете море? Ответить на этот вопрос вам поможет моя карта (карта на крышке сундука). Самых смелых и находчивых любителей природы ждёт награда.
Путешественник Иван Кораблёв».
Вопросы:
- Дети, а как мы можем узнать, кто обитает в Черном море? С помощью чего, откуда, подумайте, вспомните (ответы детей). На это задание дается 20 секунд.
Воспитатель использует песочные часы.
- Правильно: из энциклопедии, можно спросить у родителей, прочитать в книге, посмотреть телевизионную передачу, интернет, задать вопрос друзьям…
-Вы готовы начать игру и отправиться в путь за знаниями, искать ответы на вопросы, отгадывать загадки, думать, преодолевать трудности?
- А куда нам дальше двигаться, в какую сторону? (ответы детей)
- Рассмотрим карту.
Игра «Расшифруй».
- Слушайте задание: рассмотреть условные обозначения и расшифровать знаки на карте. Варианты ответов:
- цифры 1,2,3…-это остановки с заданиями;
- знаки ???- ответы на вопросы;
- стрелки - движение вперед, в сторону.
- Будем путешествовать по карте, а где начало нашего движения? (рассматривают карту, определяют начало). В путь!!!
- Погружаемся под воду в подводное царство.
Дыхательная гимнастика « Пузырики»
Задание: сделать плавный глубокий вдох, приседая, выдохнуть воздух и сказать: «Буль-буль-буль».
- Красив подводный мир морей,
Но там значительно темней.
Ты из квадратиков сложи,
Кто движется в морской тени.
- Слушайте следующее задание нашей игры.
Игровое упражнение «Обитатели моря».
Задание: собрать пазлы и назвать только обитателей Черного моря за 1минуту (песочные часы).
Условие: разделиться на 2 команды вокруг маленьких обручей, где разложены детали пазлов, в большом обруче нужно собрать пазлы.
Дети собирают на ковре пазлы и называют обитателей Черного моря. -А это что за части? Несите сюда, давайте сложим целое изображение. Ребус «ДФиН» (дельфин).
-Угадайте (прочитайте) морского обитателя (ответы детей).
- Назовите дельфинов Черного моря (афалина, белобочка).
-Что вы знаете о дельфинах, расскажите? (умные, игривые и дружелюбные животные, питаются рыбой, кальмарами, высоко выпрыгивают из воды, любят издавать разные звуки и т.д. )
- Давайте послушаем, какие они издают звуки (запись звуков дельфинов, далее звук - сильнее).
- Крики дельфинов стали тревожными, возможно это сигнал о помощи, поспешим скорее на помощь. Следуем по карте, по стрелкам.
Выход из группы в спортивный зал.
Игровое упражнение «Перебежки»
Задание: движение по стрелкам на карте.
-5 шагов вперед, 3 хлопка, 1прыжок вправо, подняться вверх под счет до 10, присесть 2 раза, бег змейкой ( с препятствиями) до берега моря, 3 хлопка.
В зале – имитация берега моря, на берегу дельфин запутался в целлофановых пакетах и мусоре, крабы и рыбы в сетях, медуза на берегу.
- Дети, вот почему так сильно кричал дельфин и звал нас на помощь.
Давайте освободим его.
Игровые ситуации:
1. «Помогите дельфину и уберите мусор»
- Очень аккуратно снимаем целлофан и собираем весь мусор. А что же будем делать с мусором? Оставим на берегу? (возьмем с собой).
2. «Распутайте сети и освободите крабов и рыб».
Рыбаки ловили рыбу, забыли сети, а в них попались рыба и крабы.
Задание: нужно освободить и выпустить рыбу и крабов.
3. «Медуза» (задание-опыт: поместить самодельную медузу в пластиковую банку с водой, понаблюдать за ее движением в воде, выпустить в море).
Крики дельфинов (запись).
- Дельфин благодарит вас за добрые дела и помощь морским обитателям.
Игра «Узнай по силуэту»
Задание от дельфина: Определить по силуэту морских жителей (дети выполняют задание).
- Кто из них до сих пор обитает в Чёрном море?
- Животные красного цвета, потому что они нуждаются в защите, их становится меньше, они исчезают (дети выкладывают силуэты на фон).
А этих обитателей ученые уже не встречают в Черном море, они занесены в Красную книгу Крыма (показ иллюстраций в ноутбуке).
- Мы выполнили задание путешественника Ивана Кораблёва?
- Посмотрите, мы оформили первую страницу книги. Как называется эта книга? (варианты ответов). Воспитатель закрывает книгу и показывает обложку.
- Да правильно, это Красная книга Крыма. Я дарю вам эту книгу, чтобы вы с воспитателем оформили следующие страницы.
- Как вы считаете, морю нужна защита и помощь?
Давайте вместе придумаем и запомним правила защиты Чёрного моря и поиграем в игру «Хорошо - плохо» (ТРИЗ)
Задание: Поставьте знак запрета (Х) на тех картинках, где изображено то, чего делать нельзя, это плохо для Черного моря и его обитателей (дети выполняют задание).
- Поднимите картинки, где стоит знак запрета (дети формулируют правило: «Нельзя…)
- Призываем всех людей проявить заботу о морских животных.
- Остались знаки «хорошо» (дети формулируют). И я вам желаю совершать только хорошие дела, любить и охранять природу. Оставаться такими же дружными, смелыми, ловкими и находчивыми, как сегодня.
- Вы помните, что ждёт вас в конце путешествия? Правильно, награда (на карте обозначение - кокос).
- Возвращение на остров (в группу) (дети находят в сундуке кокосовый орех, внутри – шоколадные монетки).
- Спасибо, вы молодцы, не испугались трудностей и справились со всеми заданиями и препятствиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе "Тайны моря"
Интегрированное занятие по изодеятельности в старшей группе....
Интегрированная музыкально-экологическая образовательная деятельность "Тайны моря"
Конспект НОД с интеграцией образовательных областей: 1 часть заняти - музыкальная, во второй части дети знакомятся с морским камнем-кораллом....
Конспект занятия "Тайна Сибирской тайги" (с использованием ИКТ)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста (Экологическое воспитание)...
Конспект занятия "Тайны воды" для средней группы по поисково - исследовательской деятельности.
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности "Тайны воды"...
Конспект занятия "Тайна Уральских гор"
Представляю вашему вниманию конспект занятия, которое я проводила для студентов Троицкого Педагогического колледжа....
Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)
Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...
Сценарий утреннего круга "Тайны морей и океанов"
Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе....