«Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников»
презентация к уроку по обж (средняя группа)
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:
· Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
· Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
· Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_kak_odno_iz_napravleniy_sotsialno-kommunikativnogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta_po_fgos.pptx | 1.78 МБ |
doklad.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Социально – коммуникативное развитие процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений
Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач: 3 Развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине. 2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе». 3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: (Социальные навыки, специфические знания , социальные качества, ролевое поведение ). 4
Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации: Семья ( родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и другие родственники ) Детский сад (в первую очередь воспитатели) Общество ( сверстники, друзья) 5
6 Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала гармоничное развитие его личностных качеств осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками овладение основами физической культуры и здорового образа жизни готовность к школьному обучению
7 Социально-коммуникативное развитие Я САМ ОБЖ Правовое воспитание Человек в истории и культуре Предметный мир Труд взрослых Я и другие Моя Родина
Формы работы 1. Занятия 2. Проблемные ситуации 3. Поисково – творческие задания 4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры. 5. Познавательные беседы. 6. Просмотр видеофильмов. 7. Театрализованные постановки. 8. Музыкальные досуги, развлечения. 9. Интерактивные игры, презентации и др. 8
Цели формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ . . Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно” Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки) Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
10 Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения
11 Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность(ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения
12 «Уголок безопасности в соответствии ФГОС» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.) Соответственно, в уголках должны быть: - Набор транспортных средств; - Иллюстрации с изображением транспортных средств; - Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. - Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) - Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор» и другие, соответствующие возрасту игры. - Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) . - Соответственно, в уголках должны быть: - Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) . - Книжки «Кошкин дом»,
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) . Соответственно, в уголках должны быть: - иллюстрации с изображением транспортных средств; - кружки красного и зелёного цвета, - макет пешеходного светофора; - атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) ; - дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор». - картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть; - макет транспортного светофора (плоскостной) . ДИ «Помоги Мишке стать здоровым» 13
14 Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Соответственно, в уголках должны быть: • макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки; • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»; • макет улицы с пешеходным переходом (обязательно) . • полотно с изображением дорог, пешеходных переходов; • мелкий транспорт. • макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор. • небольшие игрушки (фигурки людей) . • Дид. игра «Добрый и злой человек», • Наглядный материал «Как вести себя дома и на улице», «Опасные предметы», «Будь осторожен с электроприборами».
15 Старшая группа (от 5 до 6 лет) Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
16 Соответственно, в уголках должны быть: - макет перекрёстка, смогут моделировать улицу; - набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: - информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; - предупреждающие знаки – «Дети»; - запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка знаки сервиса – «Больница», « Туалет», «Пункт питания». - дидактические игры: «О чём говорят знаки? », «Угадай знак», «Где спрятался знак? », «Перекрёсток», «Наша улица» - схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка
17 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
18 Соответственно, в уголках должны быть: - дидактические игры по различным направлениям (безопасность в быту, на дороге, при пожаре, охрана и укрепление здоровья и др.) Например: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др. - учебные макеты, перекрестки; - книги разных авторов на соответствующую тематику; - справочная литература: энциклопедии, справочники; - строительные конструкторы по с блоками среднего и маленького размера; - транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ; - настольно-печатные игры; - макет нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами; - разные альбомы на данную тему; - аудиокассеты с художественными произведениями по правилам дорожного движения;
19 - альбомы со стихами и загадками, книжки-раскраски; - иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей; - семейные проекты: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др. - картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) ; - окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения. - разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», тротуары , перекрёсток, - действующий светофор, - знаки дорожного движения для улицы, - детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски, - наглядная информация: плакаты, баннеры.
20 В рамках профилактики мероприятий « Неделя безопасности» автоинспекторы Кубани провели акцию «Засветись»
21 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Доклад 1
Содержание основной общеобразовательной Программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей.
Одним из направлений реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Остановимся на данном направлении более подробно.
«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:
- Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Педагогические советы:
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей, безопасности их жизнедеятельности;
Безопасность и здоровье наших детей;
Природа без опасностей;
Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности.
Семинары:
«Воспитание культуры безопасного поведения, как одно из направлений здоровьесберегающих технологий»;
Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога.
В течении реализации инновационного проекта систематически проводились совещания педагогических работников, на которых рассматривались вопросы организации и обеспечения качества образовательного процесса, работы с родителями, изучались нормативно-правовые документы, проводился анализ выполнения педагогами программных и годовых задач, планировались текущие мероприятия, рассматривались результаты контрольной деятельности по воспитанию культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, в природе, на дороге.
Консультации:
Детские шалости с огнём и их последствия;
Общение с природой;
Как беречь здоровье ребёнка;
О безопасности на дорогах;
Укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности;
Огонь-друг, огонь-враг
Второе направление-работа с родителями.
Цель данного направления - пробудить желание помочь воспитателям реализовать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
анкетирование,
изготовление наглядной информации,
консультации специалистов,
дни открытых дверей,
выставки,
театрализованные постановки,
совместные досуги с детьми
В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Получив красочный буклет, родители смогут не только прочитать материал в спокойной обстановке, не торопясь, но и применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой.
Нами был изготовлен буклет для родителей на тему «Социально-коммуникативное развитие ребенка», «Формирование основ безопасности»
Третье направление-работа с детьми.
Цель работы - воспитание культуры безопасного поведения у детей, нравственных качеств, познавательных потребностей, стремления выполнять правила, желания помочь другим в трудную минуту.
Работа с детьми реализуется путем решения нескольких задач:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе ведется в нашем ДОУ в системе постоянно. Она входит логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Основными формами работы по формированию культуры безопасности у детей дошкольного возраста являются:
- чтение и обсуждение поведения сказочных героев в опасных ситуациях, что способствует осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления опасных ситуаций;
- рассказы педагога, беседы о конкретных чрезвычайных ситуациях, дискуссии о путях преодоления опасностей в различных условиях;
- проведение ролевых, дидактических, спортивных игр, имитирующих опасные ситуации;
- просмотр диафильмов, спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением.
- Использование мультимедийных пособий;
- Встречи с сотрудниками ГИБДД;
- Встречи с сотрудниками ПЧ;
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи.
Мультимедийные дидактические пособия, среди которых:
- Безопасность в быту
- Незнайка в мире профессий
- Правила поведения в природе
Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Воспитание безопасности - проблема всего общества.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и
семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.
Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.
Доклад 2
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», а так же в связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который введен в действие с 01.01.2014 г. содержание основной общеобразовательной
Программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей, одним из которых является образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».
И одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», является формирование основ безопасности.
В ФГОС ДО в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения и может соблюдать правила безопасного поведения.
Хочу отметить, что безопасность прежде всего — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение ребенка правильно себя вести в различных ситуациях. Поэтому главной Целью моей работы по этому направлению является:
(Цель)
Формирование и систематизация у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
(Задачи)
Задачи в работе с детьми:
Формировать знания детей о здоровом образе жизни.
Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте.
(Метод. литература)
Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методические пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О. А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т. Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту».
ребенок и природа.
(Формы)
Определяя основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей, по каждому из этих разделов использую различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром становится учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, использую беседы, дискуссии — это позволяет избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделяю те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику. (текст читай, а формы пусть сами читают)
(ИКТ)
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения имеют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) с их помощью осуществляю инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаю поставленные задачи.
Для организации обучения безопасной жизнедеятельности в группе создана предметно - развивающая среда.
В нее входит зона безопасности, (перечислить игры и т. д.). Настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Обходи транспорт правильно», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Умный светофор», «Дорожное лото с загадками», «Без тормозов», «ПДД для юных пешеходов», «Чтобы не попасть в беду», «Как избежать неприятностей», «Не играй с огнем»,.«Транспорт».
(Лит. для детей)
Помогает формированию правил безопасности и художественная литература. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события. Дети как бы ставят себя на место героев, иллюстрируют возможные последствия нарушения правил поведения. Вместе с героями произведений мы закрепляем правила поведения и поступки героев в той или иной ситуации.
Вывод: Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника
Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
«Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».
Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».Свое выступление хотелось бы начать...
Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
В этом документе говорится о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024...
Проект на тему «Формирование экологической культуры и культуры безопасности детей, как одно из направлений социально-коммуникативного направления"
Мы с природой дружим –мусор нам совсем не нужен...