Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
методическая разработка (средняя группа)
В этом документе говорится о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дмитриева Валентина Николаевна
Патриотическое воспитание как
одно из направлений социально-коммуникативного
развития дошкольников
Детство - каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
(В.А. Сухомлинский)
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Но, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства Родины. Необходимо взрастить в детской душе семена любви к природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.
О значимости данного направления в современных условиях говорится и в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2022г.
Целью программы является «нравственно-патриотическое воспитание граждан РФ, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Согласно этому документу система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, с помощью которых мы:
- воспитываем у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, городу;
- формируем бережное отношение к природе родного края и всему живому;
- развиваем интерес к русским традициям, любовь к культуре своего народа;
- расширяем представления о России, ее столице – городе Москве;
- воспитываем чувство гордости за свою Родину, за победу русского народа в Великой Отечественной войне;
- знакомим детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном; уважительное отношение к символике, защитникам Отечества; воспитываем чувство уважения к человеку-труженику, предметам рукотворного мира;
- формируем чувство уважения и симпатии, доброжелательного отношения к людям разных национальностей и их обычаям, традициям;
- толерантного отношения к людям Земли, миролюбия, умения жить в согласии с другими народами.
Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:
- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
- тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее опыт, традиции.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.
Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека.
Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную роль по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.
Данному направлению социально-коммуникативного развития дошкольников педагогический коллектив детского сада и нашей группы уделяет большое внимание.
Работа по патриотическому воспитанию ведется в системе ,как с детьми, так и с родителями.
С детьми:
Проекты: «День матери», «Юные патриоты», «8 Марта- праздник мам», занятия: тематические занятия к Дню защитников Отечества, к Дню Росии ,Дню космонавтики, открытые занятия на районном уровне «Путешествие по Росии»,праздники и развлечения (до пандемии с участием родителей) на День матери, на 8 марта,на 23 февраля ,спортивное развлечение с участием пап, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, создание выставочных площадок, посещение краеведческого музея ,экскурсии в детскую библиотеку, в СОШ №1 на праздничный концерт ,посвященный празднованию Дня победы, акции:«Сдай макулатуру- спаси дерево», фотовыставки, выставки рисунков: «Эколята-защитники природы», «Цветы для мамы» ,рисунки и поделки к Дню космонавтики ,целевые прогулки к памятным местам города, возложение цветов к Вечному огню, физкультурные развлечения, конкурсы чтецов ,как на уровне ДОУ ,так и на муниципальном уровне: «Весна победная», «Мама-солнышко мое», изготовление подарков на праздники для мам и пап ,а так же открытки для ветеранов.
С родителями:
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей .Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагога в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение приобретает информация для родителей в родительском уголке, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием, вовлечение в проектную деятельность, акции, видеопрезентации, активное участие в пополнении книжного уголка группы, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях. Все это позволяет выявить проблемы, и наметить пути работы в области патриотического воспитания.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группе соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется и пополняется, в том числе и благодаря родителям.
В группе создан центр патриотического воспитания. Размещена государственная символика Российской Федерации, имеется подборка сказок народов мира и дидактические игры, направленные на ознакомление детей с родным городом, страной. Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие. Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста используются средства:
- Методическая литература
- Наглядные и дидактические пособия
- Государственная символика
- Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
- Современные средства ТСО
- Аудио и видеозаписи
- Художественная литература
- Предметы декоративно-прикладного искусства.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Взрослые (педагог и родители), также должны учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся патриотическим воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных защищать, укреплять и прославлять Россию.
Я работаю в этом направлении с детьми искренне, можно сказать, по зову сердца , потому что я сама люблю свою Родину, свой город, горжусь нашей победой, нашей страной, нашим президентом. И поверьте, это не просто громкие и пафосные слова, подготовленные для сегодняшнего выступления. Это состояние моей души, ну и конечно результат советского патриотического воспитания.
И хотелось бы закончить свое выступление строчками своего стихотворения:
Как то меня ребятишки спросили-
Наша Россия какая?
Я как смогла это им рассказала
Картинкой слова подтверждая.
Цветущих садов, красота неземная
И яблок корзины на спас,
Зимою- снега белизною сияют,
А летом- раздолье у нас.
Наш праздник любимый= 9 мая,
Военные песни, салют,
В «Бессмертном полку» вновь и вновь оживая
Солдаты победы идут.
А в небе лазурном, полет журавлей,
На ветке березы- синица.
Ну как не любить нам Россию свою,
И как же нам ей не гордиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"
Доклад для педагогического совета...
«Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».
Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».Свое выступление хотелось бы начать...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...
«Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его...
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024...
Проект на тему «Формирование экологической культуры и культуры безопасности детей, как одно из направлений социально-коммуникативного направления"
Мы с природой дружим –мусор нам совсем не нужен...