Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника
материал по обж (подготовительная группа) по теме
Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_ugolka_bezopasnosti_kak_odno_iz_sredstv_sotsialno.doc | 45 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №3 муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области
Организация уголка безопасности,
как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников
Март 2016г Подготовила: Алексеева М.А. – воспитатель
Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел общаться, наблюдать и правильно оценивать различные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в этих ситуациях
Именно социально-коммуникативное развитие преследует задачу по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому наша главная задача – это формирование у них самостоятельности и ответственности.
Чтобы дети знали, как правильно себя вести в различных ситуациях и умели применять эти знания в реальной жизни, в нашей группе оборудован «уголок безопасности», который мы постарались наполнить актуальными, полезными, интересными материалами. Наиболее значимую информацию выделили яркими, привлекающими внимание детей рисунками.
Обновили и разнообразили пособия.
Организуя уголок безопасности в группе, мы старались подобрать материал по следующим темам:
«Правила дорожного движения»,
«Безопасность в помещении»,
«Безопасность в природе»,
«Общение с незнакомыми людьми».
«Пожарная безопасность
При создании «уголка безопасности» мы опирались на основные требования ФГОС ДО и постарались сделать его содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным.
«Уголок безопасности» в нашей группе включает:
- методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности) ;
- дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог);
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки: запрещающие, разрешающие, костюмы, каски, шлемы, жезл) ;
- наборы конструкторов;
- папки-передвижки;
- наборы для изодеятельности.
В работе с детьми использую следующие методы и технологии:
-проектный метод;
-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
-личностно-ориентированная технология;
-технология игрового обучения
-метод наблюдения и беседы, экскурсии;
-встречи с работниками ГИБДД
Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности организуем выставки худ. литературы, детских рисунков, изготовление коллективных работ.
В работе с родителями широко используем:
- информационные стенды,
- папки-передвижки;
- регулярно привлекаем родителей к пополнению предметно - развивающей среды.
Благодаря родителям в нашей группе появился мобильный город. Каждой семье было предложено сделать одно здание из коробки. В результате в нашем трансформируемом городе возникли не только жилые дома, но и школа, магазин, почта, детский сад. Кто-то из родителей решил, что нашему городу не хватает светофора и дорожных знаков. Таким образов в группе появилась полноценная игровая зона для изучения правил дорожного движения через игру, общение. Хочется отметить, что у дошкольников эта работа оставила массу впечатлений. А мобильный город , даже по прошествии некоторого времени, до сих пор пользуется популярностью у детей
Знакомство с правилами безопасного поведения, как правило, начинаю с беседы. Дети рассаживаются так, как им удобно: в круг, или на стульчики, или на индивидуальных подушках, в хаотичном порядке.
Настраиваю детей на то, что беседовать мы будут все вместе. Чтобы дети не заговорили все разом, не перебивали друг друга, воспитываю у детей культуру общения: «внимательно слушай того, кто говорит»;
«не перебивай»;
«обращайся по имени»;
«смотри в лицо собеседника»;
«не повторяй уже сказанного».
Для наибольшей сплочённости детского коллектива, налаживания быстрого контакта педагога с детьми, я предлагаю начинать и заканчивать беседу своеобразным ритуалом.
Это поможет детям быстрее настроиться на совместную деятельность, общение. Например, начать беседу можно так: сидящие в кругу дети по очереди улыбаются друг другу, говорят друг другу приятные слова, комплименты.
А закончить можно следующим способом: стоя или сидя в круге, пожать по очереди друг другу руки, поблагодарить за занятие
Полученные знания мы заносим в рабочую тетрадь «Дневник безопасности» и в обязательном порядке прорабатываем, повторяем дома, в кругу семьи. Таким образом, участие родителей в работе по подготовке ребёнка к различным жизненным ситуациям становится обязательным. Предлагается два способа работы в «дневнике»:
а) «ребёнок – педагог» при получении нового материала. Причем закрепление полученных знаний могу включить в другой вид деятельности.
Например: Обратите внимание на следующий слайд. Здесь я привела примеры заданий для закрепления материала по ПБ. Рассмотрите их и скажите, в каком виде деятельности вы бы их могли использовать? (математике, развитии речи, для развития мелкой моторики, внимания)
Также дневничок безопасности мы используем для индивидуальной работы с детьми.
б) Второй способ использования дневничка это - «ребёнок – родители» - т.е дома, при выполнении новых заданий, при закреплении полученных знаний.
Формы работы в дневнике: записи, рисунки, аппликации.
Например:
Прошу детей запомнить путь из детского сада домой и зарисовать его, или сделать аппликацию на тему «Улица, на которой я живу». Объясняем родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью советуем родителям поиграть с детьми в игру: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, магазин и т. д.».
Или предлагаем ребенку дома нарисовать рисунок на тему «Один дома», из чего потом в группе организуем обсуждение, что в доме может нести опасность.
Замечу, что детям очень нравится работать в таких тетрадях, это их дисциплинирует и гарантирует регулярное самостоятельное повторение пройденного материала
Вместе с детьми мы разработали универсальный алгоритм безопасного поведения в любой ситуации, основанный на базовых знаниях ребенка-дошкольника. Эти правила просты и понятны детям, а главное они помогают сформировать компетентное поведение в любой сложной ситуации и предполагают различные типы действий: умение действовать самостоятельно, рефлексивно и интерактивно. А мне это даёт возможность правильно оценить реальное поведение ребенка
Таким образом, организуя в группе уголок безопасности, мы способствуем развитию у дошкольников социально-коммуникативных навыков, стремлению общаться, получать и делиться знаниями, формируем готовность к безопасной жизнедеятельности, развиваем самостоятельность ребенка, воображение, творчество детей. При этом необходимо помнить, что главное в формировании навыков безопасного поведения детей — это личный пример педагога и родителей!
Желаю всем успехов в работе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Везде, где есть жизнь, есть и опасность. / Эмеpсон /
Одна из задач социально-коммуникативного развития согласно ФГОС ДО является Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методы и приемы работы с детьми Проектная деятельность взрослых и детей Встреча с работниками ГИБДД Экскурсии Наблюдения Прогулки Просмотр мультфильмов Игры - Настольно-печатные - Сюжетно-ролевые - Дидактические - Строительные - Подвижные НОД Конкурсы, Выставки
«Дневник безопасности »
Примеры заданий по ПБ
Алгоритм безопасного поведения Опасно ли это для жизни и здоровья других. В чем опасность? Остановись и подумай, опасно ли это для твоей жизни и здоровья. В чем может быть опасность? Если не уверен в своем решении, не предпринимай никаких действий. Обратись за советом к своим друзьям или взрослым. Помни, что в любой ситуации тебе могут Вспомни правила помощники для этой ситуации. Они обязательно помогут тебе найти правильное решение. Если ты успешно справился с трудной ситуацией, подумай ещё раз, что помогло тебе с ней справиться и запомни это на будущее.
Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских...
Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
В этом документе говорится о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...
«Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его...
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024
ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024...
Статья "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА"
Дидактическая игра помогает социально-нравственному развитию ребёнка дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к т...
Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»...