Дополнительная образовательная программа "Безопасная дорога"
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)

Елена Геннадьевна Мартынова

В  последние  годы  стало  очевидным,  что  безопасность  и  здоровый  образ  жизни – это  не  просто  сумма  усвоенных  знаний,  а стиль  жизни,  адекватное  поведение  в  различных, в том  числе  и неожиданных,  ситуациях  на  улицах  города.

          Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей.  В период  дошкольного  детства  ребёнок  знакомится  с большим  количеством  правил,  норм,  предостережений,  требований.  Однако  ему  трудно  представить  степень их значимости.  

Степень новизны

Впервые в детском саду разработана и применяется авторская  программа по правилам дорожного движения  с методическими рекомендациями. 

Практическая значимость

В результате практической деятельности по программе  созданы:

- система работы  по профилактике  детского травматизма;

-  перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного  

   движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе;

        - разработаны консультации для родителей и педагогов МДОУ;

        - обобщен и распространен опыт работы по теме: «Обучение безопасному поведению на дороге».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 115.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА № 8»

Направлена на детей 5-7 лет

Автор:

Мартынова Елена Геннадьевна,

 воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8»

г. Сорочинска

                                  Содержание

Раздел№1 Теоретический экскурс

  1. Пояснительная записка ___________________________________1-4

1.1.1 Актуальность, новизна_________________________________    1-3

1.1.2 Теоретическое обоснование ______________________________3-4

1.1.3 Принципы ____________________________________________  4-5 

1.1.4Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями__________________________________   5-6

  1. Цель  и задачи_________________________________________    7 1.1.6Цели и направления образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей_______________________________  8 - 9

Раздел №2  Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

2.1Тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности _______________________________________________   9-10

2.2 Описание содержания программы ________________________ 11-24

 2.3 Планируемый результат освоения детьми образовательной программы

___________________________________________________________    25-26

 2.4 Кадровое и информационное обучение____________________  27-28

 2.5 Формы и методы образовательной деятельности____________        29-31

 2.6 Нормативно-правовое обеспечение  программы______________31-32

 2.7 Возрастные особенности детей 5-6 лет_____________________  32-33

   Раздел №3 Организация образовательного процесса                        33-34

  3.1 Условия реализации   __________________________________ 34-36

  3.2 Ожидаемые результаты_________________________________ 36-37

  3.3 Направления педагогической профилактики детского дорожно-

     транспортного травматизма.________________________________   37

   Раздел№4  Система диагностических заданий по выявлению  у детей знаний по безопасности дорожного  движения____                          38-40

Раздел №5 Список литературы Электронные издания и цифровые ресурсы____________________________________                             40-42

1.1 Пояснительная записка

1.1.1 Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания участников дорожного движения и в целом профилактика детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах увеличивается, и  будет увеличиваться и в дальнейшем.  Нынешним  детям  предстоит  жить  при  несравненно  большей  агрессивности  автомобильного  движения,  а потому  с каждым  днём  всё  сложнее  обеспечить  их  безопасность.

         В  последние  годы  стало  очевидным,  что  безопасность  и  здоровый  образ  жизни – это  не  просто  сумма  усвоенных  знаний,  а стиль  жизни,  адекватное  поведение  в  различных, в том  числе  и неожиданных,  ситуациях  на  улицах  города.

          Обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей.  В период  дошкольного  детства  ребёнок  знакомится  с большим  количеством  правил,  норм,  предостережений,  требований.  Однако  ему  трудно  представить  степень их значимости.   

        Дошкольные образовательные учреждения являются одним из основных звеньев системы обучения и воспитания детей, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дороге и в транспорте. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители.  Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их.

    «Правила дорожного движения» (ПДД) написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Понятие «дети» употребляется в ПДД только в пунктах, где речь идѐт о движении организованных групп детей и их перевозке.  Применительно к детям дошкольного возраста обязанности пешеходов и пассажиров должны быть изложены доступно и понятно. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

      Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные (примерные) и парциальные программы развития, воспитания и образования детей.

Анализ программ (Приложение 1)  показал, что одним из основных направлений этих программ является развитие умственных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, а методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников, чаще всего отсутствуют.

 Следует отметить, что имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, но чаще всего этот материал используется педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге, в транспорте, включающей взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) с учетом принципов региональности и преемственности содержания материала по возрастным группам.

   Специфические характеристики социокультурного пространства образовательного учреждения, обусловившие особенности программы:

   Дошкольное учреждение находится около дороги по которой движется  бесконечный поток машин. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой дорога и автомобиль.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных

ориентировок в окружающем, и все, что ребѐнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста. В каждом дошкольном учреждении необходимо предусмотреть комплекс разнообразных мероприятий являющиеся основой приобретения теоретических знаний и формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Поэтому данная  программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды.                                                  

 Новизна данной программы состоит в том, что воспитанникам

предлагается в развивающих игровых формах изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде.

     Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.  Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

                Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего,  целенаправленное и систематическое  воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  их  интеллектуального,  физического,  нравственного,  духовного  развития  и  формирования   опыта  безопасного поведения.

1.1.2 Педагогическая технология, лежащая в основе данной образовательной программы, выстраивается на основе:

-деятельностного подхода, который определяется изменением направленности отношения воспитателей и ребенка к организации разных видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), где на первое место выступает не результат деятельности, а увлеченность ее процессом, ведущая к развитию самой деятельности, а значит – к развитию ребенка.

- интеграции содержания образовательных областей, обеспечивающей состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса по реализации задач формирования  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортных ситуациях;

- решения задач по формированию навыков безопасного поведения детей в совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности, а также в процессе самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по реализации задач образовательной программы. Совместная деятельность детей и взрослого характеризуется общей мотивацией, общей целью, единым пространством взаимодействия участников, разделением единого процесса на связанные действия, взаимодействием между участниками (взаимосвязями, взаимозависимостями), последовательностью действий в соответствии с целью, необходимостью управления процессом,  наличие единого результата;

- принципа активности ребенка в образовательном процессе – деятельность ребенка характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в соблюдении мер предосторожности в соответствии с нормами поведения на дороге, в транспорте;

- использования педагогом (взрослым) таких интегративных средств, активизирующих деятельность ребенка, которые будут составлять главную идею и основу эффективности результатов, выраженных готовностью ребенка действовать в типичных опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Задачи, представленные в программе, предполагают три вектора решения:

- организация педагогом ситуаций, использование методов и приемов, обеспечивающих развивающее взаимодействие взрослого с детьми и детей между собой;

- воспитывающие и обучающие руководство взрослого (педагога, родителей, представителей общественных организаций) в условиях совместной деятельности; постановку и решение разнообразных проблемных игровых и практических ситуаций, в которых дети применяют накопленный опыт безопасного поведения на дороге, в транспорте.

- организация педагогом предметно-пространственной среды, инициирующей, активизирующей самостоятельность детей в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

1.1.3Принципы построения программы:

Принцип сотрудничества: построение взаимоотношений в МДОУ на основе компетенции, авторитетности и поддержание достоинства педагога на взаимном уважении и доверии педагогов, детей и родителей.

Принцип развивающего обучения: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности развитие умственных способностей детей.

Принцип индивидуализации обучения: всесторонний учѐт уровня развития способности каждого ребенка, формирование планов работы, коррекция.

Принцип целостности: построение воспитательно-образовательной работы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания дошкольников, формирование представлений о целостной картине мира.

Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.                                

Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах и классах  с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного  учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

 1.1.4  Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями

Образовательная область

Средства реализации задач безопасного участия детей в дорожном движении

Коммуникация

В беседах с детьми развиваются, расширяются и углубляются представления о безопасном поведении, ситуациях предупреждения травматизма, принятия мер предосторожности. Дети участвуют в обсуждении дорожно-транспортных ситуаций, предлагают советы по безопасному поведению в тех или иных опасных ситуациях.

Чтение художественной литературы

Детская художественная литература используется для закрепления представлений о безопасном поведении, привлечения детей к анализу поступков литературных героев, причин, вызывающих опасные для жизни дорожно-транспортные ситуации. Разучиваются с детьми стихи, поговорки, загадки о правилах безопасности на улице.  

Социализация

Дети вместе с педагогом участвуют в обыгрывании вариантов правильного поведения в различных опасных ситуациях на дороге, в транспорте. В сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, играх- путешествиях, играх-этюдах обращается внимание на соблюдение правил безопасного поведения

Познание

Дети знакомятся с дорожными знаками, правилами и способами безопасного поведения на улице. Взрослым раскрывается связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями.  Совместно решают ситуационные задачи типа: Что делать? Как поступить если…?

В совместной проектной деятельности дети участвуют в создании «Энциклопедии безопасности на дороге», «Правила безопасности в транспорте» (в картинках, рисунках, иллюстрациях), «Дорожная книга полезных советов».

Дети участвуют во встречах с людьми, чьи профессии связаны с безопасностью на дороге; в конкурсах, соревнованиях на тему безопасности  в транспорте, на дороге.  

Художественное творчество

Вместе с воспитателем, родителями дети создают наглядные пособия (плакаты, макеты, коллажи, настольно-печатные игры), для закрепления представлений о правилах безопасного поведения на дороге. Дети придумывают и рисуют знаки безопасности на дороге

Труд

Музыка

Организуется применение детьми умений и навыков безопасного поведения на дороге, в транспорте в условиях викторин, вечеров-развлечений, совместных досуговых мероприятий, в том числе  с родителями.

Цель программы:  формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности.

Задачи:

 1.  Обеспечить системный подход к обучению дошкольника безопасному     поведению на дорогах и улицах.  

2.  Создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил дорожного движения;6

Воспитательные:

  1. Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного    движения;
  2. Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

   

      Развивающие:

  1. Развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;                                                              
  2.  Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

 Обучающие:

  1.  Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по    

           безопасному      поведению на улицах и дорогах;

  1. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через    

           практическую деятельность.

  1.   Расширять  и углублять  знания по Правилам дорожного движения и  

профилактике   детского дорожно-транспортного травматизма.  

  1.   Закреплять правила дорожного движения и практические навыки

          поведения в условиях игрового пространства.

1.1.6 Цели и направления образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей

Возрастная группа

Ведущая цель возрастного этапа

Направленность образовательной деятельности

Возрастная категория детей: от 5  до 6  лет

Старшая группа

Содействие освоению способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и использованию их без напоминания взрослого,  пониманию смысла общепринятых символических обозначений на дороге, проявлению осторожности и осмотрительности.

- воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, желание и умение оказать помощь другим, оказавшимся в опасной, трудной ситуации;

- развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, источникам, видам и причинам опасности на дороге, в транспорте;

- обеспечить ознакомление детей с универсальными способами (алгоритмами действий) предупреждения опасных ситуаций на улице, в транспорте;  действиями в случае возникновения опасных ситуаций, способами привлечения взрослых на помощь в соответствующих обстоятельствах; с типичными ошибками, совершаемыми людьми (ребенком, взрослым) в опасных для жизни и здоровья ситуациях на дороге, в транспорте. Раскрывать связь между необдуманными и неосторожными действиями и их негативными последствиями;

- расширять знания детей о транспорте специального назначения «МЧС», в том числе воздушном: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», «ДПС», оказывающим помощь человеку в опасных ситуациях;

- расширять представления детей о действиях инспектора ГИБДД в различных ситуациях, о дорожных знаках («Пункт питания», «Телефон» «Место стоянки», о правилах поведения в общественном транспорте, в том числе в метро;

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

2.1  Тематическое перспективное планирование  занятий по ПДД  

НОД по  ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.

Диагностика проводится 2 раза в год:

                                   1 – вводная (сентябрь)

                                   2 - итоговая (май)

Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах  города Сорочинска.

                                   Тематический план                                                                                                 

Таблица

месяц

             модуль

Сентябрь, октябрь

        «Мы и улица»

Ноябрь

    В гостях у «Светофорика»

Декабрь

            «Транспорт»    

Январь

       «Мы  пешеходы»

Февраль

      «Мы пассажиры»

  март

    «Дорожная азбука»

 Апрель

«Можно ли здесь играть»

     Май        

Повторение пройденного

 Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и  интеграции образовательных областей:

  1. Изодеятельность  - сюжетное рисование по впечатлениям  проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
  2. ознакомление с художественной литературой - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
  3. физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, игротренингов.
  4. ознакомление с окружающим - рассматривание  ситуаций в контексте различных природных проявлений,  ориентировка на местности, история транспорта

 2.2  Описание содержания программы

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе

 Месяц

     

         Тема  

Задачи и    

      содержание                  

                   

              работы

 Формы  

    организации      

                     

            детей

Объем

      в

неделю  

1 модуль :  «Мы и улица».                                                                            3 часа

                                                                              Сентябрь    

 1 Диагностика

2 «Наш микрорайон»

 

 обеспечить оценку промежуточных результатов на протяжении всего периода освоения образовательной программы и итогового результата освоения образовательной программы по формированию навыков поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях.

Дать детям обобщённые представления о микрорайоне, научить на схеме узнавать знакомые здания, дороги, обозначить дорожные знаки. Учить осознанно распознавать и объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Продолжать учить ориентироваться  в ближайшем к детскому саду микрорайоне, Развивать речь.

НОД Художественное творчество    рисование(коллективное):    

  «Моя улица»

Дидактическая

игра «Наша улица»

Чтение схемы микрорайона, создание макета микрорайона.

 1 час

 2 «Знакомство   с перекрестком»

 

Познакомить детей с местом пересечения улиц - перекрестком; сформулировать представления о правилах движения пешеходов при переходе перекрестка.  

 Целевая прогулка  к перекрестку,  наблюдение, беседа.

1 час

 3 «Какие бывают улицы»  

Показать разнообразие улиц.

Роль названий улиц и нумерации домов для обеспечения жизнедеятельности города.

Просмотр видеосюжетов на тему «Улицы нашего города»,

беседа с детьми о назначении улиц.

 35мин

   

4 «Правила безопасного движения и поведения на дороге»

 

Уточнить знания детей: пешеходы по тротуару и транспорт по проезжей части дороги движутся по правой стороне. Познакомить  с возможными травмоопасными ситуациями в случае нарушения данного правила

НОД  Коммуникация Развитие речи  Составление детьми рассказа

«По дороге В детский сад».

Игровая деятельность с макетом : «Перейди правильно улицу», «Дорожная азбука».

25 мин

 

 Продолжение

 

 «Мы и улица»

 

 1час

45 мин

   Октябрь

5»Подземные или надземные пешеходные переходы»

 

Виды пешеходных переходов. Знакомство со знаками: пешеходный переход, подземный переход. В ролевых играх закрепить правила поведения пешеходов на регулируемом перекрестке

Социально культурная анимация, разыгрывание проблемных ситуаций по теме «Иду в гости к другу».  

Рассматривание знаков наземный, подземный переходы.

20мин

10 мин

 6

«Какие бывают перекрестки»

Уточнение понятия "перекресток". На перекрестках большое движение - это самое опасное место. Виды перекрѐстков, "зебра". Четырехсторонние (крестообразные и

Х-образные), трехсторонние

(Т-образные и

У-образные), многосторонние  

которых отходит более 4 дорог). Сложные ситуации на перекрѐстке, правилах перехода перекрѐстка.

Беседа.

Просмотр видеосюжетов и слайдов на тему: «Перекрѐсток»  

   

25 мин

 
7 «Безопасная улица» 

Закрепить умение переходить проезжую часть по переходу: уметь пользоваться  «Островком безопасности».  Познакомить с правилами перехода проезжей части.

Художественное чтение «Огнехвостик» В.Ардов   Михалков С. "Шагая осторожно"

Д/И «Как пройти?»

10мин

15 мин

8 Итоговое мероприятие

Вечер досуга «Улица полна неожиданности»

Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге, играх во дворе .

Социально культурная анимация, разыгрывание возможных дорожных ситуаций средствами музыкального, поэтического и театрального искусства.

25-30 мин

2 модуль «В гостях у Светофорика»                                                        4 часа

 

  Н

  О

  Я

  Б

  Р

  Ь

1    

Наш помощник – светофор.

Наблюдение за работой светофора, подчинением транспорта и пешеходов его сигналам. Осознание того, что безопасность пешеходов и пассажиров, водителей транспорта зависит от строгого подчинения их сигналам светофора.

Целевая прогулка к светофору. Наблюдение за работой светофора, рассказ воспитателя о назначении.  

Беседа.

Рассматривание картин, видеосюжетов.

Создание макетов двух видов светофоров, обыгрывание ситуаций.

 1 час  

   

10 мин

25 мин

   

2  Поможем лесовечку запомнить сигналы светофора» 

   

познакомить с видами светофоров (трёхцветный, двухцветный, с поворотом), место установки каждого вида  светофора и назначение.

Рассматривание макета светофора,

Стихи, рассказы о светофоре .

Образовательная деятельность Художественное творчество    Аппликация. «Светофорик».

Заучивание стихотворения

С. Михалкова «Если свет зажегся красный..».

25 мин

25 мин

15 мин

10мин

3

Мы, знатоки правил дорожного движения

Систематизация и обобщение знаний детей о правилах дорожного движения (знание жестов регулировщика, сигналов светофора, дорожных знаков в движении транспорта и пешеходов), знаний о безопасном поведении пешеходов на дороге.

Чтение детям стихов «Чудес-

ный островок» А. Дмоховский,

«Светофор» А. Северный

Вечер досуга Что? Где? Когда?

15 мин

30 мин

     4  Театрализованная деятельность «Уважайте светофор».

Учить начинать движение на зелёный сигнал светофора только, убедившись, что все машины остановились.

Спектакль

«Уважайте

светофор»

Стихи, рассказы о светофоре .

30 мин

3 Модуль « Транспорт»                                                                                 4 часа

                                                                                                                            5 мин

 

   Д

   Е

   К

   А
  Б

   Р

   Ь

 1

«Многообразие и значение транспорта в жизни людей»

Закрепить с детьми название общественного транспорта. Привить детям правила пользования маршрутным транспортом.

 НОД Формирование целостной картины мира. «Общественный  

       транспорт».

Беседа: «Готовы ли мы стать пассажирами».

д\и, настольно – печатные по теме.

25 мин

15 мин

25 мин

2

«Транспорт, виды транспорта. Чем опасен транспорт»

Классификация транспорта: наземный, подземный, воздушный, водный. Типы транспорта: легковой, грузовой, общественный и т.д. Обогащение словаря детей словами: порт, аэропорт, депо, гараж. Опасности, которые может нести транспорт, если нарушать правила безопасного поведения на дороге.

Дидактические и подвижные игры.

Чтение рассказов и стихов, загадок о видах транспорта.

Экскурсия к дороге для наблюдения за транспортными средствами. 

Д\И летает не летает».

Индивидуальная работа.

10мин

15 мин

40 мин

10 мин

    3

Специальные автомобили

Автомобили специального назначения: пожарные, скорой медицинской помощи, милиции, технической помощи, аварийные газа, уборочные (убирают улицы); их оборудование, значение в жизни людей, что их отличает от других машин. Какие машины и при каких условиях могут не подчинятся сигналам светофора.

Просмотр иллюстраций на тему  «Машины специального назначения».

Рассматривание коллекций машин.

Социально культурная анимация, разыгрывание проблемных ситуаций на макетах «Машины спешат на помощь.

 10 мин

15 мин

25 мин

   4   «Правила поведения в транспорте»

Знакомство детей с правилами пользования общественным транспортом (автобусом, троллейбусом, такси).

 Уточнить знания детей, что входить в транспорт с задней площадки, а выходить- с передней. Посадка и высадка разрешается только на остановках, пассажиры не должны придерживать двери, высовываться из окон.  Уточнение понятия "пассажиры".

 Итоговое мероприятие :  С/Р игра «Автобус».

 Беседа, ролевые игры, драматизация сюжетов, придумывание ситуаций детьми на тему «Поездка за город»

25-30

 Мин

25 мин

4 модуль «Мы  пассажиры»                                                                          3 час

   

   Я

   Н

   В

   А

    Р

    Ь

1«Правила поведения в

транспорте»  

Знакомство детей с правилами пользования общественным транспортом (автобусом, троллейбусом, такси).

Уточнить, что общественный транспорт надо ожидать на специальных посадочных площадках – остановках.    Закрепить знания детей о железной дороге и транспорте который по ней передвигается.      

 

 Рассказ воспитателя о правилах поведения на железной дороге. «Будь внимателен и осторожен». Игра с макетом железной дороги. «Умный поезд».С\Р игра «Путешествие на поезде».

15 мин

15 мин

25 мин

2 «Пассажиры и пешеходы.»

Уточнение знаний о безопасном поведении на дороге, необходимости правостороннего движения. Показать детям последствия нарушения правил дорожного движения

НОД Формирование целостной картины мира. Рассказ воспитателя «Кто такие пешеходы и пассажиры. Почему их так называют?»

25 мин

 3 Есть ли правила движения для пассажиров?»  

 Уточнить знания детей о правилах для пассажиров в разных видах транспорта.

С какой стороны его обходить, как вести, где ожидать, как входить и выходить.

Закрепить знания детей, что в общественном транспорте нужно старшим уступать место. Воспитывать уважение к старшим.

       

 Рассматривание альбома «Виды общественного транспорта».

Д/И «Будь внимательным»

«Осторожно ступеньки».

А.Дорохов «Пассажир»
Чтение художественной литературы
С.Маршак «Автобус номер двадцатьшесть»
К.Завойская «Ехал странный пассажир»
В.Берестов «Стоял ученик на развилке дорог»
Н.Носов «Автомобиль»

10 мин

10 мин

12 мин

18 мин

4«Дорога  в дошкольное учреждение».

Изучение на макете безопасных маршрутов движения в детский сад, как правильно и безопасно можно передвигаться по дорогам микрорайона . Формировать целостное восприятие дорожной среды. Воспитывать наблюдательность, дисциплинированность.

Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада.

Д\И «Смотри не ошибись»

  

25 мин

15 мин

 5 Модуль «Мы  пешеходы»»                                                                       3 часа                          

   Ф

   Е

   В

   Р

   А

  Л

   ь

1«Учимся ходить по дороге в колонне»

Закрепление знаний правил безопасного поведения на дороге: вести себя спокойно, не мешать друг другу, идти по правой стороне тротуара; переходить проезжую часть дороги только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.

Прогулка по близлежащим улицам.

Наблюдение поведения людей - пешеходов на дороге .

25-30 мин

 

2 Одностороннее и двустороннее движение. Правила безопасного движения  по дороге.

 

 

Понятия правостороннее движение, 2-х стороннее движение. Проанализировать разницу в организации движения по таким дорогам. Проезжая часть дороги  при двухстороннем движении может разделяться разделительной полосой.

Театрализованное представление «Умелый пешеход»

35 мин

 

3 Кто такой регулировщик?

   

Уточнить правила для пешеходов; роль инспектора - регулировщика. Атрибуты регулировщика - жезл, свисток, жилет. Уточнить знания детей о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значения сигналов регулировщика .

Решение головоломок по правилам дорожного движения. Упражнения на макете.

С\Р игра «Постовой».

Чтение отрывка С.Я. Маршака «Дядя Степа милиционер».

20 мин

15 мин

20 мин

15 мин

4  Особенности передвижения по мокрой и скользкой дороге «Будь внимателен и осторожен».

Познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить автомобилям.

Ига - ситуация «На дороге гололедица».

Итоговое мероприятие : Конкурс «Лучший пешеход».

Индивидуальная работа с детьми.

15 мин

30 мин

6 модуль «Дорожная азбука »                                                                       4часа

                                                                                                                          25 мин

 

  М

  А

  Р

  Т

  1  Зачем нам Дорожная азбука

 

Закрепить умение применять полученные знания в нестандартной обстановке; уточнить знания о дорожных знаках, правилах поведения на дороге.

Систематизировать знания детей о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса» и т.д.

 Познание. Формирование целостной картины мира  «Дорожные знаки».

 Игры с макетом улицы «Правильно расставь дорожные знаки».

Игра-путешествие «В Стране дорожных знаков»
Автобусная экскурсия по городу.

Совместная деятельность с родителями КВН «Знаки нужно знать, знаки нужно уважать».

25 мин

30 мин

20 мин

1час

25 мин

 

   

2 «Указательные знаки»

Познакомить детей с дорожной разметкой и еѐ назначением.

Формировать знания о указательных знаках.

 

Экскурсия на

автогородок . Игра малой подвижности  «Расставь правильно знаки»

35 мин

     

  3 Итоговое мероприятие  «Встреча с работниками ГИБДД»

дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора.

  Д/и «Угадай, какой знак» . «Жесты регулировщика»

Художественное чтение  С. Волков "Про правила движения". Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 

1 час

  «Вопросы инспектора Мигалочкина

При выполнении заданий и ответах на вопросы учитывать уровень подготовленности детей.

Конкурс детского рисунка «Безопасная дорога» Викторина по ПДД.

30

мин

7Модуль «Можно ли здесь играть?»                                                    3 часа

                                                                                                                 10 мин

  А

  П

  Р

  Е

  Л

  Ь

  М

  А

  Й

1« Опасности нашего двора»

2»Велосипед и самокат»

3«Играем во дворе или на детской площадке»

 

4 Диагностика

Повторение пройденного

Закрепить знания правил поведения на улице, рассказать, к чему может привести нарушение ПДД.

 Уточнить знания детей о местах опасных для игр. Учить правильно выбирать безопасные места для игр.

 

Систематизировать знания детей о безопасной езде на велосипеде и самокате. Дать представление о том, что велосипед и самокат можно сразу не остановить. Закрепить знания детей о безопасных местах катания

Продолжать учить детей передавать в рисунке впечатления полученные в жизни. Закрепить с детьми знания о том, где можно играть.

НОД  Познание Ф.Ц.К.М. «Беседа на тему можно ли здесь играть».

Просмотр диафильма «Осторожно улица»

Д/И «Найди картинку, здесь играть нельзя».

С/Р игра « Наш двор».

Игра ситуация «Как мы  катаемся на велосипеде и самокате»». «Умей попросить».

 Экскурсия на автодром.

Заучивание стихотворения Маршака «Мяч»

Художественное творчество «Играем во дворе или на детской площадке»

25 мин

15 мин

15 мин

30 мин

25 мин

45 мин

35 мин

Итого

20 ч

25 мин.ю

2.3  Планируемый результат освоения детьми образовательной программы

Интегративные качества

Показатели

Промежуточный результат

     

к 6 годам

любознательный, активный

- узнает об основных источниках и видах опасности на улице; об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;

- интересуется информацией о средствах и способах передвижения человека, рассказывает о них сверстника

- предлагает сверстникам развитие сюжета для игр «Дорожное движение», «Знаки на дороге», следит за  соблюдением правил

- проявляет интерес к причинам действий и поступков взрослых, сверстников и литературных героев на дороге, в транспорте (задает вопросы: почему? зачем?);

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

- проявляет осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в  автомобиле);

способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту

- требует от других  (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях;

- ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе

- имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения;

- имеет представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, некоторых способах оказания помощи и самопомощи;

- ориентируется в транспортных средствах своей местности, знает основные правила поведения на улице и в общественном транспорте, понимает смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

- различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», «Дорожно-патрульная служба»), объясняет их назначение;

- определяет проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, наземный пешеходный переход («Зебра»), объясняет их назначение;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности 

- действует по инструкции взрослого в стандартных опасных ситуациях;

Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

Коммуникация (развитие речи) – использование во время занятий художественного слова, рисование иллюстраций к рассказам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании иллюстраций и картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др., просмотр диафильмов, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихов, чтение рассказов.

Познание (Ознакомление с окружающим, ФЭМП, Конструирование) –расширение представлений о различных видах транспорта, развитие ориентировки в окружающем пространстве; привлечение детей к составлению планов, схем участка, дороги; формирование интереса к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала, обучение планированию процесса возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома) .

Чтение художественной литературы- чтение авторских стихов, загадок, сказок, рассказов, помогающих детям запомнить и понять предлагаемый материал.

Социализация (Игра) - закрепление и расширение знаний ПДД посредством дидактических, сюжетно-ролевых и других игр.

Физическая культура (Физическое развитие) - развитие координации движений и ориентировки в пространстве.

Музыка (Музыкальное развитие) – побуждение к активному участию в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Художественное творчество (Рисование, Лепка, Аппликация) – использование детских работ для оформления выставок, конкурсов, интерьера детского сада по теме «Дорожная азбука».

Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам города (села, поселка, наблюдения за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных игр и непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется воспитателям групп на базе ДОУ.

2.4 Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к образовательной деятельности детей.

Информационное обеспечение: методические пособия, методические разработки занятий, специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми.

Материалы:

• Демонстрационные картинки

• Плакаты

• Раздаточный дидактический материал

• Макеты улиц

• Схемы

• Диафильмы, диски, кассеты

• Разнообразные игрушки: спецмашины, куклы, одетые в форму регулировщика

• Различные атрибуты для игр: жезлы, знаки, светофоры, форменная одежда ит. д.

• Методическая и художественная литература, материал для чтения и заучивания наизусть.

• Сценарии праздников и развлечений.

В ДОУ организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр, папок-передвижек; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Также разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы). В работе с родителями предусмотрены: родительские собрания, беседы с участием психолога, инспектора ГИБДД, семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений; деловые игры и тренинги, информация на стендах и папки-передвижки; «дни открытых дверей» с просмотром занятий по дорожной грамоте; устные журналы, дискуссии; совместные праздники и развлечения; выпуск газеты для родителей.

 

 В игровую зону входит:

 

-набор мягких, ярких модулей;

-«Дорога» набор много функциональных ковриков на лепучках;

-«Зебра» пешеходный переход;

-жезл;

-свисток,

 -рули;

 

 Макет «Дорога»

  -светофор;

 -машины (виды транспорта грузовой легковой);

 -костюмы

 -кепка ДПС

 

-дорожные знаки

-маршрут: «Дом - детский сад»

-настольные  печатные игры

-плакаты;

-книжки-самоделки;

-художественная - литература по теме;

-уголок– изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши,  сменные листы)                                                        

-подвижные игры; 

-дидактические– игры  (приложение)

-самодельные атрибуты ( рули, светофорчик, жезлы)

-художественная литература по дорожной тематике (сборники загадок стихов, рассказов),

-разнообразный иллюстративный материал, плакаты, диафильмы, схемы, сюжетные картины,         

       2.5 Формы и методы образовательной деятельности.

   Практический. Различные упражнения с моделями, с игровым  материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях, библиотеках; метод Упражнение.  Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность

      Наглядный. Изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств; прием Пример:  воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).

Поэтому важно окружить дошкольников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации

    Словесный. Как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения; работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); прием  Внушение : дети дошкольного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному. Убеждение   это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников  наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.    

 Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Прием поощрение:  это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед детьми , родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

Продуктивные виды деятельности:

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

Проектная деятельность

взрослых и детей

Развлечения, досуги

Занятия

Экскурсии

Наблюдения

Прогулки

Игры

- Настольно-печатные

- Сюжетно-ролевые

- Дидактические

- Строительные

- Театрализованные

- Подвижные

Знакомство с художественной литературой

Диагностика

Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге.

    2.6             Нормативно-правовое обеспечение  

                                           программы

  •  статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленности;
  • типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;    
  • санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному образовательному учреждению СанПин 2.4.1. 2660-10 от 22 июня 2010г. №91 от 20.12.2010. №164;
  • приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований;
  • письмо Минобронауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • письмо Минобронауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;
  • положением о лицензировании образовательной деятельности, постановление Правительства РФ от 31.03. 2009 № 277;
  • приказ Минобронауки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  • концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФКC по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.

     2.7      Возрастные особенности детей 5-6 лет

В старшем возрасте происходит формирование интеллектуальной инициативы, развитие умений определять и применять возможные методы решения проблемы, пользование специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

       Характерная черта – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.

        Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров, может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям;

       Воспитанники  проявляют  инициативность при  общении  и  взаимодействии со  сверстниками  и  взрослыми.  Достигают  успеха  в  установлении  вербальных  и  невербальных  контактов   в  общении  и  в  различных  видах  деятельности.  Способны  оказывать   помощь, умеют  договариваться,  справедливо  оценивать  и  контролировать  себя  и  сверстников.

Организация образовательного процесса

  •  срок реализации программы – 1 год
  • направление программы: социально-личностное: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
  • программа рассчитана на детей от 5до 6лет.
  • вид детской группы: группа общеразвивающей направленности
  • состав: постоянный.
  • Занятия спланированы с учетом и требованиями нагрузки по возрастным группам. Учебная программа включает в себя 6 модулей для создания 36 образовательных ситуаций на игровой основе.
  • Темы, включенные в программу, содержат теоретическую или практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по правилам безопасного поведения на дороге.
  • Практическая часть заключается в работе детей с дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, а также в проведении сюжетно-ролевых игр с использованием имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на дороге, занятия на учебной площадке, расположенной на территории нашего образовательного учреждения.
  • Работа по реализации программы может проводиться с группой детей, подгруппой или индивидуально.
  • Образовательная деятельность с детьми проводится в соответствии с учебным планом работы, в котором определѐн обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам: понимание ребенком того, что является правильным или неправильным (хорошо - плохо, можно - нельзя, подражать - не подражать, опасно - безопасно и т.д.).
  • Решение этих задач осуществляется как в процессе непрерывной непосредственно – образовательной деятельности, так и в процессе организации режимных процессов и свободной деятельности детей.
  • Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.
  • Программа предусматривает использование различных форм организации детской деятельности:
  • - беседы, разъяснения, встречи с сотрудниками ГИБДД;
  • - экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением пешеходов и транспорта;
  • - рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц.

   3.1  Условия  реализации программы:

  • Обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами  работы с детьми.
  • Привлечение родителей и специалистов образовательного учреждения.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических и иных правил безопасности при организации внеурочной работы с детьми в соответствии с планом.
  • Максимальное использование наглядности при организации мероприятий по формированию навыков безопасного поведения в дорожной среде.
  •       движения мы учитывали возрастные особенности детей, задачи которые мы поставили.
  • Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.

В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения  

занятий, настольные игры, дорожные знаки, макет перекрестка, на  

котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор,

машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с

такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице»,

«Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток»,

«Сигналы регулировщика».

В группе следует разместить

 дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей»,

«Валеология, или Здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Ели

малыш поранился», «Природные и погодные явления»; а также

дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные

знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина

быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные

знаки», «Мы едем по улице», «Знаки на дорогах», «Учись вождению»,

«Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор»,

«Три письма» и др.;

  • диафильмы: «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алешкин велосипед», «Дед Мороз - регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа - милиционер», «Похождения Тимы» и др.;
  • детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа - милиционер» С.  Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь - автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;
  • альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.
  • На участке детского сада при наличии условий для проведения творческих подвижных игр по правилам дорожного движения оборудуется специальная площадка. Кроме этого, в развивающей среде группового пространства могут быть представлены:
  •  атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой «ГАИ», «Город», «Улица», «Мосты», «Автомастерская» (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
  •  атрибуты дорожно-патрульной службы: жезлы,  свистки, знаки;
  • наборы разных видов спецмашин (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  •  светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
  •  комплекты дорожных знаков;
  •  макет микрорайона, макет улицы с транспортными средствами; макет улицы с односторонним движением и тротуаром, макет светофора;
  •  схема маршрута безопасного движения в детский сад;
  •  наглядно-иллюстративный материал по ПДД;
  •  обучающие и развивающие игры, мнемотаблицы;
  •  детская художественная литература;
  •  картотека стихов, загадок считалок, поговорок, пословиц;
  •  альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой микрорайон»;
  •  набор слайдов, мультфильмов;
  •  иллюстрации о правилах поведения на дорогах;
  •  дидактические игры по правилам дорожной безопасности;
  • познавательная литература.

  3.2 Ожидаемые результаты:

  • Личностные:  Способны  контролировать свои поведенческие реакции. Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.  Умеет находить выход из проблемных ситуаций.  С интересом воспринимают информацию по безопасности.  Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях.
  • Интеллектуальные: Дети знают  основные правила дорожного движения. Умеют классифицировать виды транспорта.  Знают и называют основные дорожные знаки : запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные знаки.
  • Физические: развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.

 

 3.3Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

•  Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

•  Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

•  Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.

•  Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.

•  Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.


Список используемой литературы:

Для педагога: 1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего до-школьного возраста. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2005

2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.

3. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улицах города. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.

4. Гаврина С.Е. Безопасность вашего ребенка. - Ярославль, Ака-демия развития, 1998.                                                                        

5. Занятия по правилам дорожного движения / сост. Н.А Извеко-ва и др. - М.: ТЦ Сфера 2005

6. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

8. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. - Волглград: ИТД «Корифей», 2009.

9. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М. Мозаика-Синтез, 2007.

10. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

11. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошколь-ников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического обра-зования, 2007.

12. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения. – М.: Изда-тельство «Скрипторий», 2003.

Для детей:

1. Баряева Л.Б., Женеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожно-го движения. - М.: Дрофа, 2006

2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста  - ТЦ Сфера, 2007.

3. Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков. - Волгоград, Учитель, 2000.

Электронные издания и цифровые ресурсы

                        Электронные издания,
                           цифровые ресурсы

Адрес сайта

Детский развлекательно-познавательный портал «Солнышко»

http://www.solnyshko.ee

Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч»

http://www.obruch.ru

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://katalog.iot.ru

Сайт ИПК и ППРО ОГПУ. Рубрика «Проекты»: Проект ФЦПРО «Модернизация муниципальной системы дошкольного образования»: Диссеминация опыта: Детский сад № 3 г. Оренбурга: Вторая часть ООП ДО, формируемая участниками образовательного процесса

www. orenipk.ru

Электронные пособия для развития речи дошкольников

http://bukvar.edu.ru

  •  МЦФЭР Ресурсы образования (http://www.resobr.ru)
  • Сайт детских компьютерных игр (http://www.logozavr.ru)
  • Психологический центр «АДАЛИН» (http://adalin.mospsy.ru)
  • Сайт Кроха.ру (http://www.krokha.ru)

 

Мартынова Елена Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения и основ безопасности на дороге

АктуальностьВ современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, к...

Дополнительная образовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки»

Для детей от 4 до 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Формировать духовно - нравственной основы личности ребенка.Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в...

Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте "По дороге в школу"

Программа по подготовке к обучению грамоте  предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на...


 

Комментарии

Эта программа просто находка для коллег,она поможет в игровых формах изучить правила дорожного движения.Спасибо,коллега! Обязательно воспользуюсь.