Программа дополнительного образования "По дороге в школу" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Вильдт Светлана Никодемусовна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_doroge_v_shkolu-5-6let.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»

 

Обсуждена и рекомендована к утверждению на педагогическом совете №  от

УТВЕРЖДАЮ

заведующая МАДОУ ЦРР-детского сада № 23 «Сказка»

_________  Н.А. Синявская

Дополнительная общеразвивающая  программа

интеллектуально – познавательной направленности

«По дороге в школу»

Для детей старшей группы (5- 6 лет)

нормативный срок освоения – 72  занятия (30 часов)

                     

Разработчик:

педагог дополнительного образования – Вильдт С.Н.

                                                                                             

 

Зеленоградск, 2015

1.Пояснительная записка

                   Данная программа разработана на основе авторских программ и методик  «По дороге к Азбуке»  Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой и Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной  «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька…».

                     Курс развития речи и подготовки к обучению грамоте для дошкольников 5-6 и 6-7 лет является начальным звеном непрерывного курса «По дороге в школу», который создается в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

                     Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по учебникам Образовательной системы «Школа 2100». При этом авторы отдают себе отчет в том, что готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведется

по четырем основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению:

1)        линия формирования произвольного поведения;

2)        линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3)        линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;

4)        линия мотивационной готовности.

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Цель программы – всесторонне развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи программы:

1)        формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

2)        развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

3)        формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования,  конструирования;

4)        развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

5)        развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

6)        развитие умений общения с взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

7)        развитие умений говорения и слушания (5 лет), говорения, слушания и чтения (6 лет);

8)        развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

9)        обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развития грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

10)        развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

11)        расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи с детьми 5-6 лет и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет. Занятия проводятся по учебнику – тетради «По дороге к Азбуке», части 3.

                Главной целью программы    «По дороге в школу»  разделу «Математическое развитие»  для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

Основные задачи по разделу «Математическое развитие»:

1.        Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2.        Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления).

3.        Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

4.        Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

5.        Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.

6.        Увеличение объема внимания и памяти.

7.        Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

8.        Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

9.        Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам).

10.        Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

 Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической деятельности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками – то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы.

        

Новый материал вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Математика должна войти в жизнь детей не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог  подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их учебные действия.

Особое внимание уделяется ведущей деятельности дошкольников – игровой деятельности.  Именно в игровой деятельности сохраняется и развивается индивидуальность ребенка, готовность его к активному взаимодействию с окружающим миром.

Насыщенность учебного материала игровыми заданиями помогает использовать разнообразные формы занятий: включать двигательную активность детей, общение их в парах, в группах. В результате дети не воспринимают, особенно на первых порах, занятия математикой как «учение»: для них это продолжение игровой деятельности.

Представленная программа обеспечивает возможность разноуровневого обучения, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Механизмом реализации разноуровневого обучения в данном курсе является принцип минимакса.

Принцип минимакса означает такую организацию работы, когда знания даются в зоне ближайшего развития детей данной возрастной группы (по возможному максимуму), а уровень усвоения знаний определяется зоной актуального развития (минимумом, необходимым для успешного прохождения следующего этапа обучения). Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть  желаемый минимуму, не замедляя развития более способных детей.

        В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Принцип психологической комфортности является необходимый составляющей работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.

Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность его на всех этапах.

        Большое внимание уделяется в курсе развитию творческих способностей и вариативного мышления, формированию целостного представления об окружающем мире.

 Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по математическому развитию с детьми 5-6 лет. Занятия проводятся по учебнику – тетради  «Раз ступенька, два ступенька….» (часть 3).

К концу  обучения по программе  « По дороге в школу» разделу «Познавательно – речевое развитие» у детей формируются следующие умения:

- умение пересказывать текст по зрительной основе, составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок,

- чтение и составление слогов и слов,

- умение классифицировать звуки (согласные и гласные, твердые и мягкие),

- определение звука в слове,

- навык звукового анализа слова.

К концу  обучения по программе  «По дороге в школу»  разделу «Математическое развитие»  -  основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, существенное продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

При этом у детей могут быть сформированы следующие основные умения:

- Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру.

- Умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

- Умение в простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4 – 5 элементов, и находить «лишний» элемент.

- Умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком элементов.

- Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной совокупности, содержащей до 5 предметов.

- Умение сравнивать две группы предметов, используя счет в пределах 5.

- Умение сравнивать числа в пределах 5 с помощью составления пар.

- Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения, ориентироваться по элементарному плану, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

- Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости непосредственно и с помощью мерок.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

В соответствии с учебным планом на освоение программы «По дороге в школу» в старшей группе отводится 36 занятий по разделу  «Познавательно – речевое развитие» (1 занятие в неделю) по 25 минут, итого - 15 часов  .

          В соответствии с учебным планом на освоение программы «По дороге в школу» в старшей группе отводится 36 занятий по разделу  «Математическое  развитие» (1 занятие в неделю) по 25 минут, итого - 15 часов.

      №

  занятия

                               Тема

 Месяц        

Кол-во

 часов

1

«Знакомство с нашими героями»

Сентябрь

1

2

Знакомство с понятием «один» - «много».

1

3

«Игрушки»  (Звуки)

1

4

«Сравнение совокупностей по количеству с помощью составления пар. Сохранение количества»

1

5

«Игрушки»  (Звуки)

1

6

«Сравнение совокупностей по количеству с помощью составления пар. Сохранение количества»

1

7

«Части тела.  Звук «А»»

1

8

«Длиннее, короче. Круг и шар»

1

9

«Части тела»  Звук «А»

Октябрь

1

10

«На, над, под. Выше, ниже. Раньше, позже»

1

11

«Осень.  Звук (О)»

1

12

«На, над, под. Выше, ниже. Раньше, позже»

1

13

«Осень.  Звук (О)»

1

14

«Квадрат и куб»

1

15

«Составление рассказа по сюжетной картине»

1

16

«Квадрат и куб»

1

17

«Овощи»  Звук (У).

Ноябрь

1

18

«Вверху, внизу. Слева, справа, посередине»

1

19

«Фрукты.  Звук (Ы). Составление рассказа по серии картинок»

1

20

«Счет до 5. Число 5 и цифра 5»

1

21

«Геометрические фигуры. Звук (И)»

1

22

«Счет до 5. Число 5 и цифра 5»

1

23

«Загадка-описание. Составление рассказа-описания по схеме»

1

24

«Прямоугольник. Овал»

1

25

«Зима»

Декабрь

1

26

«Числовой ряд. Порядковый счет»

1

27

«Дом»  Звук (Э).

1

28

«Числовой ряд. Порядковый счет»

1

29

«Мебель. Звук (Э)»

1

30

«Повторение: числа и цифры 1 – 5»

1

31

«Мебель» Звук (Э)»

1

32

«План (карта путешествий)»

1

33

«Мебель»  Гласные звуки. Составление рассказа-описания»

Январь

1

34

«Мебель.  Гласные звуки. Составление рассказа-описания»

1

35

«Ритм (поиск и составление закономерностей)»

1

36

«Рабочие инструменты. Звук (К)»

1

37

«Ритм (поиск и составление закономерностей)»

1

38

«Одежда. Звуки (П) и (П). Обучение пересказу»

1

39

«Цилиндр. Конус. Призма (коробка). Пирамида»

1

40

«Обувь. Звук (Н). Обучение пересказу»

1

41

«Счет до 6. Число 6 и цифра 6»

Февраль

1

42

«Семья. Звук (М). Обучение пересказу»

1

43

«Счет до 6. Число 6 и цифра 6»

1

44

«Домашние животные. Звуки (В) и (В). Обучение пересказу»

1

45

«Свойства предметов»

1

46

«Домашние животные. Звуки (В) и (В). Обучение пересказу»

1

47

«Сравнение по длине»

1

48

«Птицы. Звуки (Т) и (Т). Обучение пересказу»

1

49

«Сложение»

Март

1

50

«Птицы. Звуки (Т) и (Т). Обучение пересказу»

1

51

«Счет до 7. Число 7 и цифра 7»

1

52

«Животные жарких стран. Звук (Ж) Обучение пересказу»

1

53

«Счет до 7. Число 7 и цифра 7»

1

54

«Животные жарких стран. Звук (Ж) Обучение пересказу»

1

55

«Сравнение по ширине и толщине»

1

56

«Рыбы. Звук (Щ). Обучение пересказу»

1

57

«Счет до 8. Число 8 и цифра 8»

Апрель

1

58

«Рыбы. Звук (Щ). Обучение пересказу»

1

59

«Счет до 8. Число 8 и цифра 8»

1

60

«Хлебные продукты. Звук (Б). Обучение пересказу»

1

61

«Сравнение по высоте»

1

62

«Хлебные продукты. Звук (Б). Обучение пересказу»

1

63

«Измерение длины»

1

64

«Мясные продукты. Звук (Ф). Обучение пересказу»

1

65

«Счет до 9. Число 9 и цифра 9»

Май

1

66

«Мясные продукты. Звук (Ф). Обучение пересказу»

1

67

«Счет до 9. Число 9 и цифра 9»

1

68

«Наземный транспорт. Звук (Р). Обучение пересказу»

1

69

«Сравнение и измерение  по объему (вместимости)»

1

70

«Наземный транспорт. Звук (Р). Обучение пересказу»

1

71

«Число 0 и цифра 0»

1

72

«Город. Звуки (Г) и (Г). Обучение пересказу»

1

3. Информационно-методическое обеспечение.

1.        Математический центр: счеты, счетные бусы, счётные  палочки, часы, календарь, игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»,

«Числовые домики», «Найди фигуру», конструкторы ТИКО, ЛЕГО – дупло, игры Воскобовича  и др.)

2.        Центр развития речи: алфавит, азбука, сюжетные, предметные                                      картинки, игры («Чей домик», лото «Мамины помощники», «Узнай сказку», «Говорящая ручка «Знаток»»  и др.)

3.        Каталог игр по направлениям.

4.    Мультимедийный проектор + комплект интерактивных игр по грамоте и математике.

5.      Интерактивный стол.

6.      Рабочие тетради «Игралочка» Л.Г. Петерсон.

7.      Рабочие тетради «По дороге к азбуке» Т. Р. Кисловой.

4. Список литературы.

1.        Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Математические рекомендации» М. Баласс – 2000 г.

2.        Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации» - М.: «Ювента», 2006

3.        Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2. М. Баласс – 2007 г.

4.        Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4. М. Баласс – 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Программа дополнительного образования "Дорога и дети"

Цель программы: совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей....

Рабочая программа дополнительного образования "Дорога в сказку"

Рабочая программа дополнительного образования  по сказкотерапиии "Дорога в сказку"...

программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"

Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....

Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»    Принят на педагогическом...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...