Дополнительная образовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки»
рабочая программа (средняя группа)
Для детей от 4 до 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Формировать духовно - нравственной основы личности ребенка.
Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в ней человека.
Развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям.
Развивать социокультурную основу личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obr_programma_po_pr_sotsiokult_istokishishlyannikova_e.v.doc | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное бюджетное образовательное
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Дополнительная общеобразовательная программа
«Дорога добра» в рамках программы
«Социокультурные истоки»
(средняя группа)
Воспитатель: Шишлянникова Е.В.
г.п. Пойковский 2020
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Информационная карта | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели и задачи | 4 |
4. | Планируемые результаты | 5 |
5. | Объем образовательной нагрузки | 5 |
6. | Содержание программы | 5 |
7. | Организационно-педагогические условия | 8 |
7.1. | Учебно-тематический план | 8 |
7.2 | Расписание занятий | 8 |
8. | Календарный учебный график | 8 |
9. | Программно-методическое обеспечение | 9 |
10. | Материально - техническое обеспечение | 10 |
11. | Мониторинг | 11 |
12. | Список используемой литературы | 12 |
Приложение | 13 |
- Информационная карта
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки» |
Основания для разработки |
- Устав НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Теремок» - Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.-Издательский дом «Истоки», 2014.-224с. - Истоковедение. Том 11. Издательский дом «Истоки», 2015.-320с. - Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с. |
Заказчик программы | Родители |
Целевая группа | Для детей от 4 до 5 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение |
Цель программы | Формировать духовно - нравственной основы личности ребенка. |
Задачи программы | – знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в ней человека; – развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям; - развивать умение слушать друг друга; - развивать социокультурную основу личности. |
Срок реализации | 1 год |
Ожидаемые конечные результаты | Планируемые результаты: - первоначальное освоение дошкольниками социокультурных ценностей; - развитие коммуникативных умений (умение слушать дуг друга, выражать свое мнение, договариваться и.т.д.); - речевое взаимодействие (увеличение количества и объема высказываний); - развитие мотиваций к общению у детей (увеличение числа позитивных контактов. |
Система контроля | Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. |
- Пояснительная записка
Программа «Социокультурные истоки», ориентирована на положительную социализацию детей дошкольного возраста, направлена на первичное приобщение детей, родителей и педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества; организацию взаимодействия детей и взрослых, семьи и дошкольной организации, формирование активной педагогической позиции родителей.
Истоковедение осуществляет духовно – нравственное развитие на основе отечественных традиций (духовность понимается как служение Отечеству в широком смысле этого слова). Следует отметить, что интеграция духовно – нравственного воспитания – это, прежде всего, развитие внутреннего мира ребенка на основе социокультурных и духовно – нравственных категорий и ценностей.
Актуальность использования дополнительных занятий с дошкольниками по дополнительной программе «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки», направлены на развитие у детей умение проявлять доброе отношение к близким людям, умение слушать друг друга, развивать социокультурную основу личности.
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на государственном уровне была заявлена в приказе от 20. 06. 2011 № 2151 «Об утверждении государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые явились компонентом Стандарта дошкольного образования 2013 года. Это направление нашло отражение и в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Следует отметить, что впервые с выходом Стандарта на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится новая стратегическая задача «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Авторами программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета.
Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.
- Цель, задачи Программы
Цель: Формирование духовно- нравственной основы личности ребенка.
Задачи:
1.Знакомить с первичной социокультурной средой и деятельности в ней человека;
2. Развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям;
3. Развивать умение слушать друг друга;
4. Развивать социокультурную основу личности.
- Планируемые результаты:
1.Первоначальное освоение дошкольниками социокультурных ценностей;
2.Развитие коммуникативных умений (умение слушать дуг друга, выражать свое мнение, договариваться и.т.д.);
3.Речевое взаимодействие (увеличение количества и объема высказываний);
4.Развитие мотиваций к общению у детей (увеличение числа позитивных контактов).
- Объем образовательной нагрузки
Программа разработана для детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 мин.
Группа включает 20 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Форма обучения очная.
Срок реализации программы 1 учебный год.
- Содержание программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки» направлена на развитие у детей умение проявлять доброе отношение к близким людям, умение слушать друг друга, развивать социокультурную основу личности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки» включает в себя 18 занятий.
№ | Тема занятия | Цель |
Сентябрь /Октябрь | ||
1. | «Дружная семья» Истоковедение том 11, стр76 том 5 стр 118 | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. 3.Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. |
2. | Оформление альбома «Дружная семья» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. 3.Формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению. |
3. | «Домашнее тепло» Истоковедение Том 5 стр 119 | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3.Развитие умения слушать друг друга. |
4. | Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3.Развитие умения слушать друг друга. |
Ноябрь/ Декабрь | ||
5. | «Дорога добра» Истоковедение Том 5 стр 120 | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
6. | Игра «Огород» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
7. | «Сказочный лес» Истоковедение Том 5 стр 120 Том 2 стр 23-25 | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
8. | Ресурсный круг «Сказочный лес» на основе русской народной сказки «Снегурушка и Лиса» Книги 2 стр 25 | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Январь/Февраль | ||
9. | Ресурсный круг «Петушок – золотой гребешок» на основе русской народной сказки (книга 2 «В добрый путь» стр.18-21); | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
10. | «Добрая забота» (книга 3 «Добрая забота» стр.4) и личного опыта детей | 1.Первоначальное освоение социокультурной категорий «Труд». 2.Воспмтание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
11. | Ресурсный круг «Почему корову называют «кормилицей» на основе русской народной песни «Буренушка» (книга 3 «Добрая забота» стр.12) | 1.Первоначальное освоение социокультурной категорий «Труд». 2.Воспмтание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
12. | Хороводная игра «Кто пасется на лугу?» (книга 3 «Добрая забота» стр.9) том 5 стр 121 | 1.Первоначальное освоение социокультурной категорий «Труд». 2.Воспмтание у детей доброго отношения к животным. 3. Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Март/Апрель | ||
13. | Ресурсный круг «Праведный труд» «Труд человека кормит» на основе рассказа О.Абрамовой «Семейный праздник» (книга 3 «Добрая забота» стр17-20). | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду |
14. | Ресурсный круг «Труд человека кормит» на основе рассказа П.Засодимского «Откуда хлеб взялся?» стихотворения Т. Шорыгиной «Жатва», (книга 3 «Добрая забота» стр.24-25). | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду |
15. | Ресурсный круг «Благодарное слово» на основе текста произведения Н.Абрамцевой «Правдивая история о садовнике» (книга 4 «Благодарное слово» стр15-19). | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души» 2. Развитие взаимодействия детей и взрослого. 3.Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
16. | Ресурсный круг «Благодарное слово» на основе текста произведения Е.Фроловой «Кто вырастил яблочко?» (книга 4 «Благодарное слово» стр20); пословиц и личного опыта детей (книга 4 «Благодарное слово» стр14). | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души» 2. Развитие взаимодействия детей и взрослого. 3.Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Май | ||
17. | Ресурсный круг «О русской березе» на основе рассказа К.Ушинского «Березка» (книга 4 «Благодарное слово» стр27); стихотворения «Я березка кудрявая» (книга 4 «Благодарное слово» стр28) | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». |
18. | Ресурсный круг «Сказки про березоньку» на основе рассказа о русской березе (книга 4 «Благодарное слово» стр30); Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» (книга 4 «Благодарное слово» стр29). | 1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
- Организационно-педагогические условия
7.1.Учебный план
№ | Наименование услуги | Кол-во часов в неделю |
1. | Проведение занятий в рамках программы «Социокультурные истоки» | 0,5 |
7.2.Расписание занятий
Дни недели | Время |
- Учебный график
№ | Тема занятия | Продолжительность |
1. | «Дружная семья» | 20 минут |
2. | Оформление Альбома «Дружная семья» | 20 минут |
3. | «Домашнее тепло» | 20 минут |
4. | Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» |
|
5. | «Дорога добра» | 20 минут |
6. | Игра «Огород» | 20 минут |
7. | «Сказочный лес» | 20 минут |
8. | «Сказочный лес» на основе русской народной сказки «Снегурушка и Лиса» | 20 минут |
9. | Ресурсный круг «Петушок – золотой гребешок» на основе русской народной сказки. | 20 минут |
10. | «Добрая забота» | 20 минут |
11. | «Почему корову называют «кормилицей?» | 20 минут |
12. | «Кто пасется на лугу?» | 20 минут |
13. | «Праведный труд» | 20 минут |
14. | «Труд человека кормит» | 20 минут |
15. | «Благодарное слово» | 20 минут |
16. | «Благодарное слово» | 20 минут |
17. | «О русской березе» | 20 минут |
18. | «Сказки про березоньку» | 20 минут |
Итого | 360/18 |
- Программно-методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована |
1 | Проведение занятий дополнительной программы «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки» | Дополнительная программа «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки» | 1.Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное.-Издательский дом «Истоки», 2014.-224с. 2. Истоковедение. Том 11. Издательский дом «Истоки», 2015.-320с. 3. Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с. |
Принципы, лежащие в основе программы «Социокультурные истоки»
- Научность;
- Доступность;
- Системность знаний;
- Воспитывающая и развивающая направленность;
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
- Активность и самостоятельность.
Формы и методы занятий
Методы и приемы
Задачи программы решаются с помощью таких методов и приемов:
- практический (народные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, );
- наглядный (рассматривание иллюстраций, мультимедийной презентации); рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии),.
- словесный (беседы, разъяснения).
Формы деятельности:
- Дидактические игры.
- Проведение итоговых мероприятий.
- Материально - техническое обеспечение
В программе «Социокультурные истоки» огромную роль играет материально – техническое обеспечение, т.к. субъектами образовательного процесса являются педагог, ребенок и его родители. Все субъекты воспитательного процесса в программе развиваются в равной степени. Организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится в программе центральное место. В процессе общения со взрослым у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности. Расположить ребенка к общению помогают социокультурные технологии, открытость педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребенка, отсутствие конкуренции, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой. Истоки формируют ребенка и как субъект социокультурного слоя, что проявляется в способности осуществлять выбор, руководствуясь сформированной системой ценностей, строить взаимодействие на основе принципа синергизма, применять свои знания и опыт на благо Отечества;
- мотивационном подходе. Педагогический процесс в Истоках ориентирован на мотивационное включение ребенка в совместную со взрослым и сверстниками деятельность. Книги для развития, система активных занятий, социокультурные образовательные технологии формируют в детях мотивацию: творить добро, взаимодействовать в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями; совместно достигать значимых социокультурных результатов; развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия; познавать и осваивать отечественное и культурное наследие родного народа; применять полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультурный опыт;
- доброжелательном отношении к ребенку. В основе работы с детьми по программе «Социокультурные истоки» - активный метод обучения и воспитания. В активных формах обучения ребенок такой же участник общения, как педагог и родители. Для создания благоприятной для общения доверительной обстановки педагог организует работу в ресурсном круге, в паре, в четверке, микрогруппе. Общение осуществляется на равных позициях. Спокойная интонация располагает ребенка к доверительному разговору. Воспитатель видит, чувствует и слышит каждого сидящего в круге. Он делится с детьми своими мыслями, чувствами. В активном занятии отсутствуют отрицательные оценки, принимается любое мнение ребенка. Педагог с пониманием выслушивает каждого, поддерживает словом, взглядом, жестом. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса, а так же отклик, получаемый в кинестетике, способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей, детей и родителей. У детей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха у каждого участника воспитательного процесса.
Активные занятия способствуют приобретению детьми таких важных качеств, как: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенности в поддержке; позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий; доверие к оценке, отношениям, чувствам; способность к сопереживанию, совершенствованию, сотрудничеству, социальному взаимодействию.
Работа с дошкольниками по реализации программы учитывает особенности в развитии мальчиков и девочек, ориентирует их на будущие социальные роли мужчины и женщины в обществе, отца и матери в семье, защитников Отечества. Все содержание программы «Социокультурные истоки» пронизано ценностями семьи. Таким образом, грамотно сформированная воспитательная среда «Истоков» формирует у детей определенную модель мира, систему социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ защитника Отечества, человека-труженика, мастера своего дела, образ доброго мира и счастливой жизни). Постепенно социальные идеи и образы не просто усваиваются ребенком на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.
Социокультурное и духовно-нравственное и воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Занятия проводятся с использованием методических, дидактических и технических средств:
- методические: иллюстрации, презентации, разработки проведения отдельных занятий.
- технические: мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение по программе «Социокультурные истоки» организуется во взаимодействии с развивающими книгами: 1. Родной очаг, 2. Родные просторы, 3. Труд земной, 4. Труд души
Духовно-нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
- Мониторинг
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл (Приложение 1).
12. Список используемой литературы
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС, 2018 г.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Мозаика-Синтез, Москва 2013
- Истоковедение. Том 5: «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования. Комментарии к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
- Истоковедение, Том 11 (сборник для дошкольного образования по духовно-нравственному воспитанию). Под ред.И.А. Кузьмина - М.: Издательский дом «Истоки». 2012. - 320 с.
- Истоковедение. Том 15. Издательский дом «Истоки», 2013.-160с.
- Камкин, А.В, Кузьмин, И.А. Истоковедение. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – 102с.
- Книга 1 «Родной очаг», «Дружная семья», «Домашнее тепло»
- Книга 2 «Родные просторы», «В добрый путь», «Любимая сказка»
- Книга 3 «Труд земной», «Добрая забота», «Праведный труд»,
- Книга 4 «Труд души», «Благодарное слово», «Светлый праздник» Под общей редакцией И.А.Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2017.-24с.
- Методическое пособие «Активные формы обучения в дошкольном образовании» (3-7 лет). Издание 5-е, дополненное. Под ред.И.А. Кузьмина - М.: Издательский дом «Истоки». 2012. - 224 с.
- Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
- http://www.istoky-co.ru/main.php
- 13. https://nsportal.ru/user/386898/page/programma-sotsiokulturnye-istoki
Приложение 1
Мониторинг
Формирование основ духовно-нравственного развития детей 4-5 лет в процессе освоения дополнительной программы «Дорога добра» в рамках программы «Социокультурные истоки»
Показатели развития детей | Фамилии, имена детей | Средний балл по группе | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
1.Проявляет доброжелательность, заботу, по отношению к окружающим. | ||||||||||||||||||||
2.Проявляет внимательное, заботливое отношение к миру природы. | ||||||||||||||||||||
3.Проявляет внимательное, заботливое отношение к миру природы. | ||||||||||||||||||||
4.Проявляет уважительное отношение к взрослым, бережное отношение к результатам их труда. | ||||||||||||||||||||
5.Проявляет дружеские чувства. | ||||||||||||||||||||
6.Проявляет чувства доверия, внимания, уважения. | ||||||||||||||||||||
7.Проявляет в жизни послушание, навыки доброжелательного поведения (соучастие, сопереживание и т.д) | ||||||||||||||||||||
Средний индивидуальный балл | ||||||||||||||||||||
Суммарный балл |
Занятие «Праведный труд»
Цель: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
Задачи:
Образовательные: Развивать речевые умения: говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли.
Развивающие: Формировать умение понятно вести диалог с педагогом; выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослыми и услышанного.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству: песням, хороводам, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Оборудование: слайдовый показ, книги для развития детей 4 - 5 лет «Труд земной», Рассказ «Откуда взялся хлеб» /из истории труда хлебороба/ П. Засодимский
Предварительная работа: разучивание игры с детьми, работа с книгой «Труд земной».
Ход НОД:
Организационный момент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(На стуле в корзине прикрытые салфеткой лежат булочки).
Воспитатель: Посмотрите ребята что это? Правильно это хлеб. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкое прошлое, и узнаем, как издавна люди жили, трудились и откуда взялся хлеб?
Сейчас мы все сядем на стульчики, закроем глаза и переместимся в стародавние времена. (Звучит народная музыка, показ слайдов жизнь людей на Руси).
Ребята открывайте глаза и посмотрите на экран, как жили люди на Руси.
Воспитатель: Дети как вы думаете, что такое праведный труд? Ответы детей.
Праведный труд – это труд, основанный на правде справедливости, труд на общую пользу. Давным-давно семейное воспитание было направлено на подготовку детей к труду в жизни. (Показ слайда 1) Привычки, воспитанные в детстве, сохраняются в человеке на всю жизнь. Привык к работе и работа будет доставлять радость. Труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Раньше в нелегком труде, объединялась вся семья.
А сейчас я прочитаю рассказ П. Засодимского «Откуда взялся хлеб», но в нём есть слова, которые использовались в речи людей живших давно на Руси. Мы с вами узнаем их значение. Первое слово жатва. Жатва это время уборки хлебов (показ слайда). Следующее слово овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы. Давайте вместе повторим слово овин. (Показ слайда). А что такое сноп? Может, кто то - из вас знает? Сноп – пучок срезанных колосьев. (Слайд) Еще одно новое для вас слово молотьба – отделение зёрен из колосьев. Ну, вот мы и познакомились с новыми для вас словами, и готовы внимательно слушать рассказ.
Откуда взялся хлеб /из истории труда хлебороба/ П. Засодимский
Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. (Показ слайда №1) Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. (Слайд№2) Долго ходит он, наконец, засеял все поле. Потом запряг Пеганку в борону и заборонил семена.
- Ну, Слава Богу. Посеял хлебушко! Какой-то урожай на будущий год Бог пошлет?
(слайд №3)Вот пришла зима. Было холодно. Петя сидел в избе. Редко когда удавалось ему надеть сестрин полушубок и валенки и выбежать на улицу.
Долго тянулась зима, но все, же кончилась. (Показ слайда № 4) Наступила весна. Петя бегал по полям, видел, как на той полосе, где осенью сеял отец, зазеленелась рожь. (Показ слайда № 5)За лето рожь выросла, выпустила и налила колос и пожелтела. (Показ слайда № 6)Пришло время жатвы. Отец и мать с раннего утра уходили в поле. Петя часто бегал в поле, носил им обедать. Он видел, как они жали рожь серпами, связывали в снопы, а снопы складывали один на другой в копны. Вот тяжелые снопы покрыли все поле.
Отец запряг лошадь и говорит Пете:
- Поедем, сынок, привезем с поля хлебушка.
(слайд№7)Привезли снопы в овин, высушили их и стали молотить. Намолотили много зерен. Отец стал подкидывать их лопаткой. Ветер далеко относил мякину и всякий сор, а тяжелые семена падали в одну кучку. (Слайд№8)Потом отец повез зерна на мельницу и Петю взял с собой. Тут Петя увидел, как из этих зерен получилась мука.
(слайд№9)Привезли муку домой, и мать Пети из свежей муки замесила лепешки. Вкусные вышли лепешки.
Вопросы к рассказу
1. Как называется рассказ. Ответы детей
2. Ребята, о чём этот рассказ? Ответы детей.
Рассказ П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» расказывает о нелёгком труде хлебороба.
3. Как вы думаете можно ли назвать хлебороба трудолюбивым? - (Работает целый день, с утра до позднего вечера, делает добрые дела).
4. Можно ли труд хлебороба назвать легким?
Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
После трудов праведных люди веселились, играли в разные игры. Мы с вами тоже сейчас поиграем в одну из них.
«Дедушка Сысой»
Играющие выбирают дедушку Сысоя. Остальные участники договариваются, какие движения обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. п.) будут показывать. Они подходят в дедушке Сысою и поют:
Здравствуй, седой, Словно ступочкой.
Дедушка Сысой. А послушай,
Не тряси бородой, Что мы скажем!
Словно веничком; Да посмотри,
Не стучи клюшечкой, Что мы покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Сысой отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Сысоем. И игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
II часть Ресурсный круг
Дети отвечают на вопросы: Для чего люди трудятся? Когда ты трудишься, какое чувство у тебя?»
III часть Рефлексия. Оформление страницы «Праведный труд»
Ну, вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой. (Звучит волшебная музыка) Давайте закроем глаза и переместимся в наше время в наш любимый детский сад. Мы дома, ребята вам понравилось наше путешествие? Что доброе захотелось вам сделать после сегодняшнего разговора?
Итоговое занятие совместно с родителями «Светлый праздник - Троица»
Цель: Вызвать интерес и уважение к русским традициям.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о празднике Троица и празднике русской берёзки; объединить усилия родителей и воспитателей в духовно – нравственном развитии детей.
Развивающие: развивать у детей интерес к обрядам праздника, рассказать о пользе, которую приносит береза людям.
Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству: песням, хороводам, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Оборудование: слайдовый показ, книги для развития детей 4 - 5 лет «Благодарное слово», макет березки, русские народные костюмы.
Предварительная работа: рассматривание березы, разучивание хоровода с детьми, работа с книгой «Благодарное «слово, 3 часть книги «Светлый праздник», чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений о берёзе, сказка о березке.
Ход НОД:
Организационный момент.
Родители с детьми проходят в группу и садятся полукругом, в два ряда. Первый ряд дети, за ними – родители.
Воспитатель:
Добрый день всем добрым людям!
С праздником «Троицы» вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Троица – это единый Бог в трёх лицах:
Бог – отец, Бог – сын, Бог – святой дух.
Троица – это время прощания с весной и встреча лета.
Воспитатель: Тема нашего сегодняшнего занятия – «Светлый праздник». В начале лета православные христиане празднуют праздник, который называется – Троица.
Это один из важнейших праздников церковного календаря. Еще этот праздник считается днем рождения церкви. На «Троицу» с давних времен храмы украшаются веточками березы, первыми цветами, полы устилаются травой.
Слайд № 1.
Убранство храма в праздник Троицы.
Воспитатель: Этот праздник неразрывно связан с березкой – светлым, милым, русским деревом. Еще ее называют белоствольной красавицей, её кудрявые ветви сравнивают с косами.
Слайд № 2. Береза
Воспитатель: читает стихотворение:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Воспитатель: Издавна на этот праздник дома и улицы украшали берёзовыми ветками, лентами и цветами. Даже в церковь приносили берёзовые ветки, а пол устилали травой.
Девушки плели венки из цветов и веток берёзы. Считалось, что к тем, кто их мастерит, обязательно придёт счастье.
Берёза считается символом России. В троицу всегда украшают берёзу разноцветными лентами (дети и воспитатели украшают берёзку лентами, а детям читают загадки о берёзе).
1. Стоят в поле сестрицы:
Платья белены, шапочки зелены.
2. Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
3. В белом сарафане стала на поляне.
Летом синицы сели на косицы.
Берёза моя, берёза!
Берёза моя белая,
Береза моя кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посреди долинушки.
На тебе, берёзонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки семик поют,
Под тобою, берёзонька,
Красны девицы венок плетут.
Начинаем хоровод,
Подходи честной народ.
Пусть сердца раскроются
На святую троицу.
Хоровод «Во поле берёза стояла»
Ребёнок читает стих. О. В. Тиуновой «Берёзка»
Со двора к берёзке
Выскочили козы,
Стали грызть берёзку,
А берёза в слёзы.
Защищать берёзку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.
Воспитатель: ребята, мы с вами читали стихи и сказки про березку, скажите, а почему березку можно сравнить с девочкой – красавицей, в белом платьице? Дети: да ( предполагаемый ответ).
Воспитатель: почему, как вы думаете?
Дети: у березки белый ствол, она стройная, красивая ( предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: молодцы, ребята. Предлагаю провести физминутку, которая называется «Весёлая берёза»
Физминутка «Весёлая берёза»
Берёзка в белом сарафане Весною водит хоровод Звенит серёжками тихонько И птичек в гости всё зовёт Раскроет свои руки-ветки, Опустит ветки - пальцы вниз Подставит солнышку листочки Чтоб лучик на ветвях повис. | шаги на месте руки на поясе повороты в правую и левую сторону ритмичные взмахи руками к себе руки в стороны сводят руки к центру вниз ритмичное покачивание рук над головой |
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Дети присаживаются на стульчики
Слайд № 3 (изображение поляны в берёзовой роще)
Воспитатель: Берёза – очень красивое дерево. Люди плели из березы лукошки и туески для сбора ягод и грибов, делали берестяные ложки.
С давних пор в народе сохранилась традиция: после праздничной службы в церкви люди собирались на лесной поляне для того, чтобы повеселиться, поиграть в разные игры, порадоваться началу лета, поводить хороводы вокруг берёзки. Они одевались в красивые русские народные костюмы.
Воспитатель: ребята, а вы сегодня в каких в каких костюмах пришли на занятие?
Дети: В русских народных.
Воспитатель: Правильно ребята, молодцы. На нашем участке тоже растет березка, предлагаю сходить в гости к ней.
Дети вместе с воспитателем и родителями выходят на улицу, встают вокруг берёзки.
Воспитатель читает стихотворение:
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.
Воспитатель: Обратите внимание, какой нарядный белый ствол у березки: На что он похож? А какие веточки, листочки у березки? (высказывания детей, родителей). Ребята, погладьте березку, послушайте, как шелестят ее листочки.
Воспитатель: давайте мы сейчас представим, что оказались на красивой поляне в березовой роще, где звонко поют птицы, радуясь Светлому празднику, (аудиозапись пения птиц)
Приглашайте своих родителей в хоровод вокруг березки.
Воспитатель: предложить детям встать в первый круг, а второй круг образуют родители (за детским кругом) и исполнить хоровод «Во поле березка стояла» (Музыкальное сопровождение - аудиозапись мелодии)
Хоровод: «Во поле березка стояла».
Воспитатель: Дорогие ребята, подумайте вместе с родителями о том, какие слова вы бы хотели сказать березке?
Далее – диалог родителей и детей. Затем дети слева направо произносят добрые слова березке (родители по необходимости могут помогать).
Воспитатель: Какие добрые слова, сказанные березке, вам запомнились больше всего? Ответы детей (родители помогают при необходимости)
Воспитатель: С давних времен существует обычай: украсить берёзку ленточками, загадав желание. Вот и мы с вами украсим нашу красавицу-березку!
Родители с детьми завязывают разноцветные ленты на веточки березы.
Воспитатель: понравилось вам в гостях у березки? (Ответы детей)
На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо, нам пора возвращаться в группу.
Коммуникативная игра «Сапожок»
Цель игры: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.
Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг - скок!
Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища «потерянный сапожок»). После этого ведущий говорит:
«Нашли сапожки! Бегите домой!». Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.
Коммуникативная игра «Сосны, ёлочки, пенечки»
Цель игры: развивать внимательность, умение управлять своим поведением.
Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»
Цель игры: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома
-Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя)
-Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя)
Предложить составить дом из частей
-Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку?
-А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут?
-По какому адресу находится твой дом?
Дидактическая игра «Родословное дерево».
Цель игры: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним.
Материал: фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке?) Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).
Народная игра «Тимербай»
Цель игры: создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.
Задачи: развивать интерес к играм татарского народа; развивать внимание; формировать ритмичность движения в соответствие с характером музыки. Играющие взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое - нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные, движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.-д.).
Народная игра «Звонарь»
Цель игры: знакомить детей с играми разных народов.
Задачи: способствовать формированию умений детей действовать в коллективе; развивать ориентировку в пространстве; развивать быстроту, ловкость, внимание и изобретательность.
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Правила
Кому не хватило пары, становится новым водящим.
Усложнение/Упрощение
Усложнение: ведущему завязывают глаза, и он ловит выбранных «звонарей». «Звонари» бегают только внутри круга, а ведущий ловит их по звону колокольчика (другого шумового или звенящего предмета). Тот, кого поймали, встает в круг к остальным игрокам.
ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ.
Нет друга, так ищи, а нашёл - береги.
Друг познаётся в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Для друга семь верст не околица.
Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.
Гусь свинье – не товарищ.
ПОСЛОВИЦЫ О ЯЗЫКЕ И СЛОВЕ.
Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь.
Не пройми копьём, пройми языком.
Живым словом победить можно.
Бог дал два уха, а один язык.
Есть словко - как мёд сладко, а есть словко, как полынь горько.
Красную речь красно и слушать.
Говори с другими поменьше, а с собой побольше.
ПОСЛОВИЦЫ О МАТЕРИ.
При солнышке тепло, при матери - добро.
Материнская любовь в огне не горит и в воде не тонет.
Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская молитва и со дна моря вынимает.
Птица радуется весне, а младенец матери.
Что мать в голову вобьёт, того никто не выбьет.
Материнское слово мимо не молвится.
Пчёлки без матки - пропащие детки.
Мать всякому делу голова.
На свете всё найдёшь, кроме родной матушки.
У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.
Братская любовь крепче каменных стен.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Из – за плохого сына бранят и отца.
Отец сына не на худо учит.
Отцу и матери не надобен клад, коли дети идут на лад.
ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ.
Человек без Родины - соловей без песни.
Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Всякому мила своя сторона.
Всяк кулик своё болото хвалит.
НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Дополнительная общеобразовательная программа «Дорога добра»
в рамках программы «Социокультурные истоки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое мероприятие с детьми среднего дошкольного возраста в рамках проекта «Социокультурные истоки» Тема: « Ириска в гостях у ребят»
Игровое мероприятие с детьми среднего дошкольного возраста в рамках проекта «Социокультурные истоки» Тема: « Ириска в гостях у ребят»...
Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"
Одним из видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...
Программа по дополнительной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родные истоки»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в ...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений «Дорогою добра»
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС «Дорогою добра»разработана в соответствии с федеральным государственным об...
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...