Программа дополнительного образования "По дороге в школу" для детей 3-4 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»
Обсуждена и рекомендована к утверждению на педагогическом совете № _____ от ____________ | УТВЕРЖДАЮ заведующая МАДОУ ЦРР-детского сада № 23 «Сказка» _________ Н.А. Синявская |
Дополнительная общеразвивающая программа
интеллектуально – познавательной направленности «По дороге в школу»
Для детей младшей группы (3- 4 лет)
нормативный срок освоения – 36 занятий (9 часов).
Разработчик:
педагог дополнительного образования – Вильдт С.Н.
Зеленоградск, 2015
1.Пояснительная записка
В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования.
Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа2100».
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Новизна программы. Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к школе. Ребенок будет расти наблюдательным, любознательным, сообразительным, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным.
Актуальность данной программы заключается в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Данная программа разработана на основе авторских программ и методик «По дороге к Азбуке» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой и Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Игралочка».
Курс развития речи и развития математических представлений для дошкольников 3-4 и 4-5 лет является начальным звеном непрерывного курса «По дороге в школу», который создается в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Цель программы - обеспечение равных стартовых возможностей детям, поступающим в школу, развитие личности ребёнка младшего и старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Задачи программы:
1) Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста.
2) Обеспечить плавный, исключающий стресс переход от игровой к учебной деятельности.
3) Укрепить и развить эмоционально-положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться.
4) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
5) развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
6) развитие умений общения с взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
7) развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
8) расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи с детьми 3-4 года и 4-5 лет. Занятия проводятся по учебнику – тетради «По дороге к Азбуке» («Лесные истории» 3-4 года), часть 1,2 – 4-5 лет.
Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 3–4 лет и 4-5 лет.
Для детей 3-4 летнего возраста характерно стремление к подражанию (в том числе звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В то же время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником; освоение грамматического строя собственной речи только начинается.
Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 3–4 лет.
1) Развитие познавательной речевой активности.
2) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение, чтение-слушание и слушание.
Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается содержанием всех разделов Комплексной программы «Детский сад 2100»; специально же на их развитие направлено содержание курса «Введение в художественную литературу». Необходимую базу для развития умений говорения, слушания и чтения-слушания обеспечивает курс «Развитие речи».
3) Знакомство со звуками речи, отработка правильного звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую поддержку данного курса.
Основные направления работы:
1) привлечение внимания детей к собственной речи и речи окружающих;
2) развитие речевого аппарата;
3) расширение словаря;
4) развитие грамматического строя речи;
5) развитие связной речи;
6) знакомство со звуками.
Главной целью программы «По дороге в школу» разделу «Математическое развитие» для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.
Основные задачи по разделу «Математическое развитие»:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие психических процессов (ощущения, восприятия, представления).
3. Развитие вариативного и образного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
4. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
5. Развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
6. Увеличение объема внимания и памяти.
7. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
8. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
9. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам).
10. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической деятельности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками – то есть с теми математическими понятиями, которые лежат в основе содержания курса начальной математики и определяют глубину и качество усвоения школьной программы.
Новый материал вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Математика должна войти в жизнь детей не как теория, а как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их учебные действия.
Особое внимание уделяется ведущей деятельности дошкольников – игровой деятельности. Именно в игровой деятельности сохраняется и развивается индивидуальность ребенка, готовность его к активному взаимодействию с окружающим миром.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями помогает использовать разнообразные формы занятий: включать двигательную активность детей, общение их в парах, в группах. В результате дети не воспринимают, особенно на первых порах, занятия математикой как «учение»: для них это продолжение игровой деятельности.
Представленная программа обеспечивает возможность разноуровневого обучения, когда каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. Механизмом реализации разноуровневого обучения в данном курсе является принцип минимакса.
Принцип минимакса означает такую организацию работы, когда знания даются в зоне ближайшего развития детей данной возрастной группы (по возможному максимуму), а уровень усвоения знаний определяется зоной актуального развития (минимумом, необходимым для успешного прохождения следующего этапа обучения). Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть желаемый минимуму, не замедляя развития более способных детей.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет индивидуальный подход, атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Принцип психологической комфортности является необходимый составляющей работы с детьми, так как невыполнение этого требования отрицательно влияет на их здоровье и психическое развитие.
Важной особенностью данной программы является то, что она представляет собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность его на всех этапах.
Большое внимание уделяется в курсе развитию творческих способностей и вариативного мышления, формированию целостного представления об окружающем мире.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по математическому развитию с детьми 3-4 года и 4-5 лет. Занятия проводятся по учебнику – тетради «Игралочка» (части 1, 2).
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы были осуществлены следующие этапы:
1. Аналитический.
2. Организационный.
3. Практический.
4. Итогово – диагностический.
Аналитический этап. На данном этапе были проанализированы существующие программы дошкольного и начального школьного обучения. Кроме того, проведено анкетирование среди родителей по вопросу подготовки детей к школе. Анкета включала в себя следующие вопросы:
1. Как вы считаете, необходимо ли готовить ребенка к школе?
2. Что должен уметь будущий первоклассник?
3. Возросли ли требования к будущему первокласснику за последние годы?
4. Что вы делаете для того, чтобы лучше подготовить ребенка к школе?
Анкетирование показало, что многие родители считают необходимым готовить ребенка к школе в связи с возросшей интенсификацией обучения, но многие теряются в определении средств, методов подготовки.
Педагоги дошкольного звена, пытаясь угодить требованиям времени, стараются подобрать необходимые методы для качественной подготовки детей к школе, но часто теряются в многообразии авторов и методик.
Все это подтолкнуло к созданию программы подготовки к школе.
Организационный этап. Данный этап подразумевает под собой подбор литературы для реализации программы, создание предметно развивающей среды.
Практический этап. На данном этапе работа велась с учетом следующих принципов:
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации,
- принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой теме несколько раз, при этом расширяя не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняя приемы и методы познания,
- интеграция областей знаний, которая позволяет сформировать целостное представление о мире,
- рациональное сочетание разных видов деятельности,
- сотрудничество между педагогами, детьми, родителями.
Для реализации программы были выделены следующие формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия;
- индивидуальная работа;
- открытые занятия;
- тематические досуги, развлечения,
- игры.
Велась работа с педагогами:
- консультации;
- открытые занятия;
- педагогические советы.
Для сотрудничества с семьёй нами были использованы следующие формы:
- родительские собрания,
- круглые столы,
- открытые занятия,
- совместные досуги,
- индивидуальные консультации.
Итогово- диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика знаний детей.
К концу обучения по программе « По дороге в школу» разделу «Познавательно – речевое развитие» у детей формируются следующие умения:
Первый год обучения:
- умение реализовывать обиходный словарь в ситуациях;
- навык образования имен существительных суффиксальным способом, форм числа имен существительных;
- навык согласования слов в словосочетании;
- умение узнавать звуки, слышать повторяющиеся звуки;
- умение пересказывать текст из 2 -3 предложений;
- умение отвечать на вопросы взрослого.
Второй год обучения:
- умение пересказывать текст по зрительной основе, составление рассказа – описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок,
- навык образования слов приставочным и суффиксальным способом,
- навык согласования прилагательных с существительными,
- умение различать звук на гласные и согласные.
К концу обучения по программе «По дороге в школу» разделу «Математическое развитие» - основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, существенное продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
При этом у детей могут быть сформированы следующие основные умения:
Первый год обучения:
- умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
- умение сравнивать предметы на основе составления пар;
- умение считать в пределах 5 в прямом порядке,
- умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;
- умение называть квадрат, круг, треугольник;
- умение определять направление движения от себя.
Второй год обучения:
- навык количественного и порядкового счета в пределах 10,
- умение определять местоположение предмета относительно себя,
- навык сравнения предметов по величине,
- знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник), геометрических телах (куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида),
- умение решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- проводить самооценку и самоконтроль выполненного задания.
Содержание программы «По дороге в школу» разделу «Познавательно – речевое развитие»
для детей 3-4 лет рабочая тетрадь Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой. «По дороге к Азбуке» («Лесные истории»)
1. Расширение словаря:
– введение в активный словарь новых слов и понятий;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
2. Развитие грамматического строя речи:
– формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом "много"»);
– формирование навыка согласования слов в словосочетании;
– развитие умения употреблять предлоги в речи;
– развитие умения конструировать предложения.
3. Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:
– развитие артикуляционного аппарата;
– знакомство со звуками русского языка;
– развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно произносить звуки.
4. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы взрослого;
– пересказ текстов из 2–3 предложений;
– рассказывание по вопросам педагога.
Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего в пособии «Лесные истории» предусмотрены специальные упражнения (обучение массажу языка и артикуляционной гимнастике, пальчиковые игры и жесты).
Содержание программы «По дороге в школу» разделу «Математическое развитие» для детей 3-4 лет рабочая тетрадь Петерсон Л.Г. «Игралочка» (ч. 1).
Сравнение предметов и групп предметов
Формирование представлений о свойствах предметов: цвет,
форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия. Объединение предметов в группу по общему признаку. Выделение части группы. Нахождение «лишних» элементов. Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше). Формирование представлений о сохранении количества. Поиск и составление закономерностей.
Числа 1–8 [1–10]
Знакомство с понятиями «один» и «много». Образование последующего числа путем прибавления единицы. Количественный и порядковый счет от 1 до 8 [от 1 до 10]. Сравнение предыдущего и последующего числа. Знакомство с наглядным изображением чисел 1–8 [1–10], формирование умения соотносить цифру [и запись числа 10] с количеством.
Величины
Формирование представлений о длине предмета [объеме,
или вместимости жидких и сыпучих веществ]. Непосредственное сравнение по длине, ширине, толщине, высоте [объему, или вместимости жидких и сыпучих веществ]. Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке изменения величин.
Пространственно-временные представления
Формирование пространственных представлений: на – над –
под, слева – справа, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед и др. Ориентировка в пространстве (вперед – назад, вверх – вниз,
направо – налево и т.д.). Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности со-
бытий. Части суток. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими
фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб,
цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка).
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В соответствии с учебным планом на освоение программы «По дороге в школу» в старшей группе отводится 18 занятий по разделу «Познавательно – речевое развитие» (2 занятия в месяц) по 15 минут, итого 4 часа 30 минут.
В соответствии с учебным планом на освоение программы «По дороге в школу» в старшей группе отводится 18 занятий по разделу «Математическое развитие» (2 занятия в месяц) по 15 минут, итого - 4 часа 30 минут.
№ занятия | Тема | Месяц | Кол-во часов |
1 | «Игрушки» | Сентябрь | 1 |
2 | «Цвет» | 1 | |
3 | «Игрушки» | 1 | |
4 | «Цвет» | 1 | |
5 | «Части тела» | Октябрь | 1 |
6 | «Оттенки цветов» | 1 | |
7 | «Осень» | 1 | |
8 | «Оттенки цветов» | 1 | |
9 | «Овощи - фрукты» | Ноябрь | 1 |
10 | «Большой и маленький» | 1 | |
11 | «Загадка - описание» | 1 | |
12 | «Большой и маленький» | 1 | |
13 | «Зима» | Декабрь | 1 |
14 | «Цвет и форма» | 1 | |
15 | «Мебель» | 1 | |
16 | «Один, много» | 1 | |
17 | «Электроприборы» | Январь | 1 |
18 | «Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества» | 1 | |
19 | «Семья» | 1 | |
20 | «Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества» | 1 | |
21 | «Посуда» | Февраль | 1 |
22 | «Представления о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2» | 1 | |
23 | «Рабочие инструменты» | 1 | |
24 | «Представления о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2» | 1 | |
25 | «Головные уборы» | Март | 1 |
26 | «Пространственные отношения: длиннее – Короче» | 1 | |
27 | «Одежда» | 1 | |
28 | «Представления о круге и шаре, их рас- познавание» | 1 | |
29 | «Обувь» | Апрель | |
30 | «Образование числа 3. Счет до трех. Знакомство с цифрой 3. Представления о треугольниках, их распознавание» | 1 | |
31 | «Дом» | 1 | |
32 | «Пространственные отношения: на – над – Под» | 1 | |
33 | «Дом» | Май | 1 |
34 | «Пространственные отношения: выше – ниже» | 1 | |
35 | «Звери» | 1 | |
36 | «Пространственные отношения: слева – справа - посередине» | 1 |
3. Информационно-методическое обеспечение.
1. Математический центр: счеты, счетные бусы, счётные палочки, часы, календарь, игры («Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера»,
«Числовые домики», «Найди фигуру», конструкторы ТИКО, ЛЕГО – дупло, игры Воскобовича и др.)
2. Центр развития речи: алфавит, азбука, сюжетные, предметные картинки, игры («Чей домик», лото «Мамины помощники», «Узнай сказку», «Говорящая ручка «Знаток»» и др.)
3. Каталог игр по направлениям.
4. Мультимедийный проектор + комплект интерактивных игр по грамоте и математике.
5. Интерактивный стол.
6. Рабочие тетради «Игралочка» и «Раз – словечко, два – словечко…» (1,2,3,4 части) Л.Г. Петерсон.
7. Рабочие тетради «По дороге к азбуке» Т. Р. Кисловой (1,2,3,4 части).
8. Рабочие тетради «По дороге к азбуке» Т. Р. Кисловой «Лесные истории» для детей 3-4 лет.
4. Список литературы.
1. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Математические рекомендации» М. Баласс – 2000 г.
2. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации» - М.: «Ювента», 2006
3. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2. М. Баласс – 2007 г.
4. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» «Лесные истории» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. М. Баласс – 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Программа дополнительного образования "Дорога и дети"
Цель программы: совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, педагогов, родителей....
Рабочая программа дополнительного образования "Дорога в сказку"
Рабочая программа дополнительного образования по сказкотерапиии "Дорога в сказку"...
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска» Принят на педагогическом...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...