Программа кружка по ОБЖ "Светофорчик"
рабочая программа по обж (старшая группа)
Цель кружка: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных жизненных неожиданных ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obzh.docx | 362.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предвидеть опасность.
По возможности избегать её.
При необходимости – действовать.
Яцек Палкевич
Жизнь сегодня стала легче, чем в древние времена. Но опасности в ней все равно много. Это землетрясения, пожары, аварии. И еще бывают злые, опасные люди – хулиганы, преступники. Это, конечно, не значит, что надо всего на свете бояться, с давних времен существует у русского народа пословица «Пуганная ворона куста боится». Трусу труднее жить, чем смелому. Но смелость не должна быть неосмотрительной. Надо знать, как люди бороться с опасностями, чтобы уметь защитить себя.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Опираясь на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.А., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., были определены цель кружковой работы, задачи и перспективное планирование по блокам.
Цель кружка: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение, воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных жизненных неожиданных ситуациях.
Задачи кружковой работы:
1. Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности, формировать привычки их соблюдения.
2. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
3. Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
4. Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил безопасности.
5. Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своем здоровье.
6. Установление сотрудничества с семьями воспитанников, повышение педагогической компетентности по безопасности жизнедеятельности детей, оказание практической помощи в повышении эффективности воспитания и развития дошкольников. Совершенствование взаимодействия с социумом (школа, ДДТ, ГИБДД, пожарная часть и т.д.)
7. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет). Совместная деятельность проводится во второй половине дня, два раза в неделю по 25-30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения.
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков:
Блок №1 «Ребенок на улице»
Блок №2 «Ребенок и природа»
Блок №3 «Здоровье ребенка»
Блок №4 «Ребенок и другие люди»
Блок №5 «Ребенок дома»
Каждый из блоков включает следующие виды деятельности, оптимально решающие задачи программы: занятия, игры, беседы, развлечения, экскурсии, чтение художественной литературы.
Предусмотрена систематическая работа с родителями по всем основным аспектам жизнедеятельности детей
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- принцип научности (содержание программы построено на научных и исторических фактах); - принцип доступности, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип системности и последовательности (постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому);
-принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний ОБЖ );
-принцип интегративности (реализация программы в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума);
-принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера).
Предполагаемые результаты обучения
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
Перспективное планирование
Занятие для детей старшего возраста по ОБЖ
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Программное содержание.
«Ребенок на улице»
Задачи: Дать детям представление об улице, познакомить их с различными видами домов, автомобилями их назначением. Познакомить детей с понятием «пешеход», объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни. Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей. Объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Рассказать детям о правилах безопасного поведения в автобусе. Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода. В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь.
1.Чтение художественной литературы: Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»
2. Пригласить в гости сотрудника ГАИ
3. Занятие: «Учим правила движенья, как таблицу умноженья»
4. Занятие: «В гостях у Светофорчика»
5. Беседа «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»
6. Занятие: «Школа пешеходных наук»
7. Занятие: «Безопасное поведение на улице и в транспорте»
8. Занятие: «Путешествие по стране дорожных знаков»
9. Экскурсия по улицам города с целью ознакомления с транспортом»
10. Игра «Что? Где? Откуда?»
Сентябрь – Октябрь
«Ребенок и природа»
Задачи: Учить детей правильно общаться с животными, познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков, убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Приучать детей соблюдать правила обращения с водой (лед, кипяток), объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой).
1. Беседа «Безопасность на природе»
2. Занятие «Ядовитые грибы и ягоды»
3. Занятие «Путешествие в лес»
4. Беседа «Пожар в лесу»
5. Занятие «Гроза»
6. Занятие «Буря мглою небо кроет…»
7. Занятие «Безопасность при общении с животными»
8. Дидактическая игра «Как избежать неприятностей (на воде и в природе)
9. Чтение художественной литературы
Ноябрь - Декабрь
«Здоровье ребенка»
Задачи: Дать детям сведения о своем организме, убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.), формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей), объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Расширять представления детей о профессии врача. Рассказать о правильном питании.
1. Беседа «Чистота – залог здоровья»
2. Беседа «Как правильно ухаживать за зубами?»
3. Занятие «Уроки Мойдодыра»
4. Занятие «Мои заботливые помощники»
5. Занятие «Пейте дети молоко – будете здоровы?»
6. Занятие «Витаминная семья»
7. Дидактическая игра «Пирамида здоровья»
8. Занятие «Где прячется здоровье?»
9. Чтение художественной литературы
10. Просмотр видеофильма: «Айболит»
Январь – Февраль
«Ребенок и другие люди»
(Эмоциональное благополучие ребенка)
Задачи: Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними, познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Объяснить детям, как важно доверять своим родным, при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.
Учить детей дружить, уточнить знания детей о доброте, обратить внимание на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными.
1. Беседа: «Кто нас окружает»
2. Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми»
3. Беседа: «Что ты будешь делать, когда останешься, дома один, без родителей, а в дверь позвонили»
4.Беседа: «Если тебя обидели»
5.Беседа: «Добро и зло»
6. Чтение художественной литературы
Март
«Ребенок дома»
Задачи: Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах), рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, балкон, окно, лестница), убедить в необходимости быть осторожными.
Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия, довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара.
1. Чтение художественной литературы: Б. Жидков «В дыму», «Пожар»,
Л. Толстой «Пожарные собаки»
2. Просмотр видеофильма: «Кошкин дом»
3. Беседа: «Что делать, если ты остался один дома, но случилась авария»
4. Беседа: «Чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома?»
5. Беседа: «Если дома случился пожар, что ты будешь делать?»
6. Беседа: «Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения»
7. Занятие «У камина»
8. Игра «Брейн – ринг» тема: «Безопасность дома»
9. Развлечение «Юный пожарный»
10. Экскурсия в пожарную часть 01
Апрель - Май
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей
2.Рекомендации и советы в родительских уголках: статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (« Незнакомые люди»)
3. Проведение бесед по теме: «Может ли ваш ребенок уйти с незнакомым человеком?»
4. Статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире)
5. Статья « Чему должны научить детей педагоги и родители?» («Пожар в доме»)
6. «Правила ПДД должны знать еще с пеленок» и т.д.
Перспективное планирование
Занятие по ОБЖ в подготовительной группе
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Программное содержание:
«Ребенок на улицах города»
Задачи: Продолжать расширять представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Рассказать о видах транспорта ( водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Дать детям представления о перекрестке. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Продолжать знакомить детей с дорожными знаками, их назначением. Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить детей с работой службы 02.
1.Чтение художественной литературы: С. Волкова «Дорожные правила поведения»
2. Пригласить в гости сотрудника ГАИ
3.Беседа: «Шагая осторожно, за улицей следи»
4. Занятие: «Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток) » Закреплять и активизировать знания детей о светофоре, о назначении каждого сигнала светофора. Рассказать какими бывают светофоры.
5. Конструирование из бумаги «Светофор»
6. Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др
7. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.
8. Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.
9. Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».
10. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
11. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров
12. Беседа " Дорожные знаки", " О чем говорят дорожные знаки". Учить детей классифицировать дорожные знаки на: предупреждающие, сервисные, запрещающие.
13. Дидактическая игра "Собери знак"
14. Аппликация " Дорожные знаки"
Сентябрь – Октябрь
«Ребенок и природа»
Задачи: Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки и т.д.). Убедить в необходимости мер предосторожности. Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи. Познакомить детей, чем опасны контакты с больными животными. Углубить представления детей о пользе и вреде воды.
Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней.
1.Беседа: «Безопасность на природе»
2. Занятие: «Путешествие в лес»
3.Беседа: «Лекарственные растения»
4. Занятие: «Ядовитые грибы и ягоды»
5. Занятие «Удивительный мир насекомых»
6. Занятие «Умеешь ли ты обращаться с животными»
7. Слушание звуков природы - шум ветра, журчание плеск воды, шум дождя, треск огня в костре, звуки раскатов грома и т.д.- продолжить ситуацию, что может случиться после этих явлений природы.
8. Беседа: «Как уберечься от опасностей на воде»
9. Дидактическая игра «Как избежать неприятностей (на воде и в природе)
10. Чтение художественной литературы энциклопедии «О ядовитых грибах и ягодах»
Ноябрь – Декабрь
«Здоровье ребенка»
Задачи: Продолжать знакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним. Продолжать изучать с детьми строение организма. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.
Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Дать детям сведения о службе «Скорой помощи».
- Чтение художественной литературы
- Беседа: «Чистота – залог здоровья»
- Занятие «Уроки Айболита»
- Беседа: «Мои заботливые помощники (части тела)»
- Занятие «Витаминная семья»
- Дидактическая игра «Пирамида здоровья»
- Беседа: «Поговорим о болезнях»
- Занятие «Изучаем свой организм»
- Беседа: «Правила первой помощи»
10.Занятие «Путешествие в страну здоровья»
11.Занятие «Сохрани свое здоровье сам»
12.Просмотр видеофильмов «Айболит», «Мойдодыр»
Январь – Февраль
«Ребенок и другие люди»
(Эмоциональное благополучие ребенка)
Задачи: Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми. Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Обратить внимание на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях. Вырабатывать
у детей, навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома.
- Чтение художественной литературы и обсуждение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин.
- Сказки Ш.Пьеро «Золушка», С.Аксакова «Аленький цветочек», А.Толстого «Золотой ключик»
- Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми»
- Занятие «Десять советов майора Мурова или как вести себя с незнакомыми взрослыми»
- Беседа: «Добро и зло»
- Беседа: «Кого можно и нельзя впускать в дом , если ты один дома…»
- Рассматривание альбома «Опасные ситуации», обсуждение опасных ситуаций
- Просмотр фильма «Один дома»
- Составление рассказов «Если к вам подошел незнакомый человек…»
- . Дид.игры : «Свой – чужой», «Хорошо – плохо», «Знакомый, свой, чужой». П/игры:«Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся»
Март
«Ребенок дома»
Задачи: Дать детям сведения, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими. Расширить сведения о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара.
Рассказать о работе пожарной службы. Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04. Познакомить с работой службы 01.
1. Чтение художественной литературы: Б. Жидков «В дыму», «Пожар»,
Л. Толстой «Пожарные собаки»
2. Чтение художественной литературы «Как человек огонь приручил» С.А.Козлова «Мой мир»
3. Просмотр видеофильма «Кошкин дом»
4. Экскурсия в пожарную часть
5. Беседа: «Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения»
6. «Острые и колющиеся предметы»- рассматривание иллюстраций
7. Составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один»
8. «Огонь – добрый и злой»- рассматривание иллюстраций
9. Занятие «Если дома случился пожар, что ты будешь делать?»
10. Обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог
11. Развлечения «Юный пожарный»
12. Сюжетно – ролевые игры «Пожарные», «Спасатели»
13. Конкурс рисунков «Спички детям не игрушка»
Апрель – Май
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей
2.Рекомендации и советы в родительских уголках: статья «Правила поведения с незнакомцами»
3. «Для вас, родители» с.53 Н.Н.Авдеева «Безопасность»
4. Изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» (острые и колющиеся предметы)
5. Статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…»
6. Беседа; « Домашние животные дома»
7. «Правила ПДД должны знать все» и т.д.
Диагностика детей дошкольного возраста по ОБЖ
1 БЛОК «Ребенок на улицах города»
1)Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомобили?
2) Что такое перекресток? Где и как нужно переходить дорогу?
3) Какие сигналы светофора вы знаете?
4) Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
5) Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
6) Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
2 БЛОК «Ребенок и природа»
1) Назови ядовитые растения и грибы?
2) Как ты должен вести себя с домашними животными?
3) Как правильно ты должен вести себя с водой (лед, кипяток), на воде (летом и зимой)?
3 БЛОК «Здоровье ребенка»
1) Что такое здоровье?
2) Где прячется здоровье?
3) Как ты заботишься о своем организме?
4) Для чего нам нужны витамины?
5) Почему мы должны правильно питаться?
6) Если ты заболел, куда можно позвонить?
4 БЛОК «Ребенок и другие люди»
1) Как вести себя с незнакомыми людьми?
2) Если тебе угрожает опасность, что ты будешь делать?
3) Кого мы называем опасными людьми, и кто нас защищает от них?
5 БЛОК «Ребенок дома»
1) Чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома?
2) Чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире, куда можно позвонить?
3) Если дома случился пожар, что ты будешь делать?
За правильный ответ «+»; неправильный или нет ответа «-«;
затем в ℅ высчитать на каждого ребенка, а потом общий ℅ знаний на всех
(по блокам)
Используемая литература
1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Крутецкая В. А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.
3. Игнатова С. В. Учим Правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников. – М. : Издательство «Ювента», 2012.
4. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. « Безопасность» – С.П., 2002.
5. З.А Ефанова «Игровая деятельность на занятиях по ПДД»
6. Безопасность на дорогах. Что мы видим? Восприятие предметов и явлений окружающего мира: пособие для детей дошкольного возраста / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
7. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей / С. А. Гордиенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
8. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии /авт. -сост. Г. Д. Беляевскова (и др.) . – Волгоград: Учитель, 2013.
9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. : под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
10. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
11. Усачев А.А.,Березин А.И. « Школа безопасности
12. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры /авт. -сост. Н. В. Коломеец.
13. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». – М.,2011.
14. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения
15. Интернет – ресурсы
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...