Познавательный проект "Формирование основ безопасного поведения в социуме"
проект по обж (старшая группа)
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_u_doshkolnikov_osnov_bezopasnogo_povedeniya_v_sotsiume.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»
Гришина Елена Владимировна
Вид проекта | Социально-значимый |
Название и тип проекта | Познавательный проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме» |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители МБДОУ ДС №7 «Ягодка» пгт. Джубга |
Продолжительность проекта | Долгосрочный |
Цель проекта | Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности. |
Задачи проекта | 1.Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы. 2.Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года. 3.Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 4.Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. 5.Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми. 6.Приобщать к здоровому образу жизни. |
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта. II этап. Практический. Цель: Формирование у воспитанников основ собственной безопасности посредством различных форм и методов взаимодействия. III этап. Заключительный. Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для воспитанников: 1.Ребенок имеет элементарные представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них: о правилах безопасного поведения в природе, о правилах дорожного движения, об обращении с бытовыми предметами, о возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и др. 2. Соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. 3.Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов. 4.Знает номера телефонов экстренных служб; знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. 5.Знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). 6.Сформированы практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму. Для родителей: 1.Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей основ собственной безопасности. 2.Приобретён педагогический опыт активного участия в социализации и познавательном развитии своего ребенка. 3.Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. 4.Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ. Для педагогов: 1.Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников основ собственной безопасности. 2.Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта. 3.Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. |
Ресурсы | Методические ресурсы: 1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей - СПб, Детство-Пресс, 2016. 2.Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004. 3.Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб, Детство-Пресс, 2016. 4.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. - Детство-Пресс, 2018. |
Продукты проекта | 1.Презентация «Формирование у дошкольников основ собственной безопасности». 2.Акция - фестиваль «Дорожный марафон». 3.Пополнение оснащения методического кабинета ДОО: Выпуск сборника «Игры по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасности жизнедеятельности». |
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.
К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.
Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.
Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях:
- познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях;
- способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность.
Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников.
При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила:
- необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка;
- усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.
Задачи:
- Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.
- Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.
- Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
- Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
- Приобщать к здоровому образу жизни.
Принципы реализации проекта
- Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни.
- Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
- Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.
- Взаимодействие с социальными партнерами. Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования и осуществляется более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.
Содержание проекта
Содержание проекта обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:
- Безопасность собственной жизнедеятельности.
- Безопасное поведение в природе.
- Безопасность на дорогах и улицах.
- Здоровье.
Основные формы организации образовательной деятельности
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Формы взаимодействия педагога с детьми |
- проблемные ситуации; - беседы; - обсуждение; - практикумы; - наблюдение; - чтение художественной литературы; - экскурсии; - рассматривание объектов и их обследование; - дидактические игры; - конкурсы, викторины; - рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций. |
Формы самостоятельной деятельности детей |
- решение проблемных ситуаций; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - наблюдения; - рассматривание; - экспериментирование с материалами. |
Формы взаимодействия педагога с родителями |
Проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий и занятий-практикумов; - спортивных и оздоровительных развлечений, досугов; - консультаций и рекомендаций; - организация фотовыставок. |
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование среди родителей.
- Анализ реализации плана по формированию у детей знаний и умений безопасного поведения в социуме.
Планирование деятельности
I этап. Подготовительный
№ | Мероприятия этапа |
1. | Подбор информационного материала, литературных источников по теме. |
2. | Выявление знаний детей о проблеме безопасности жизнедеятельности (беседы, наблюдения). |
3. | Разработка папок-передвижек и информационных листков: «Стихотворения для детей по ПДД» «Использование и хранение опасных предметов», «Как знакомить детей с основами безопасности». «Обращение с электрическими приборами», «Игры во дворе», «Как закалять ребенка в домашних условиях», «Не оставляйте детей без присмотра», «Что нужно делать при пожаре», «Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья», «Опасности на улице», «Опасности в природе». |
4. | Разработка и проведение консультаций: - для педагогов: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по ознакомлению детей с основами безопасности собственной жизнедеятельности»; «Моделирование дорожных ситуаций в процессе сюжетно-ролевых игр с дошкольниками», «Формирование у дошкольника ценностного отношения к себе и окружающим людям в процессе приобщения к ЗОЖ»; - для родителей: «Типичные ситуации детского травматизма и меры их предупреждения», «Знакомство ребенка с правилами дорожного движения через игру», «Знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице», «Воспитание у ребенка безопасного поведения в быту». |
5. | Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий. |
II этап. Практический
Направления деятельности | Содержание деятельности |
I. Безопасность собственной жизнедеятельности | 1. Проектирование различных ситуаций с детьми: - «Правила пользования колющими и режущими предметами»; - «Если ты потерялся», - «Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака?» |
2.Игра-практикум «Вызываем МЧС (скорую, полицию)». | |
3. Образовательное мероприятие «Не играй, дружок, с огнем». | |
4. Экскурсия в пожарную часть. | |
II. Безопасное поведение в природе | 1. Проектирование различных ситуаций с детьми: - Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться? - Как нужно одеваться в морозную погоду? В жару? - Что нужно делать при встрече с лесными животными? |
2.Образовательное мероприятие «Школа безопасности». | |
3. Развлечение «У природы нет плохой погоды». | |
III. Безопасность на дорогах и улицах | 1. Игра-практикум «Мой безопасный путь в детский сад». |
2. Смотр-конкурс рисунков и поделок «Красный, жёлтый, зелёный». | |
3.Проведение совместного с родителями и инспекторами ГИБДД тематического досуга «Знать на отлично ПДД желает вам ГИБДД». | |
IV. Здоровье | 1.Игра-практикум совместно с врачом из детской поликлиники «О пользе витаминов и их значении для здоровья человека». |
2. Викторина «Что нужно знать о здоровом образе жизни?». | |
3. Физкультурный досуг «Моя спортивная семья». |
III этап. Заключительный
№ | Мероприятия этапа |
1. | Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта. |
2. | Анализ соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию основ собственной безопасности. |
3. | Проведение мониторинговых мероприятий. |
4. | Представление опыта в форме: - презентации «Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме». - публикации «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с основами безопасности жизнедеятельности». |
Воспитатель Е.В. Гришина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программ по проблеме формирования основ безопасного поведения в социуме
Анализ программ по воспитанию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста...
«Формирование основ безопасного поведения в социуме»
laquo;Формирование основ безопасного поведения в социуме»...
Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Актуальность вы...
Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Актуальность вы...
Презентация "Формирование основ безопасного поведения в социуме"
Опыт работы по формированию у детей безопасного поведения в социуме....
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме посредством технологий
В статье описываются современные технологии для формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме....
Программа по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме»
Данная программа направлена на овладение профессиональными педагогическими компетенциями по вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающем социальном и при...