Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме
проект по обж
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.
К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.
Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_u_doshkolnikov_osnov_bezopasnogo_povedeniya_v_sotsiume.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА, НАДЫМСКОГО РАЙОНА» _____________________________________________________________________________
629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72, E-mail: dscheburashka@nadym.yanao.ru
ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым
ПРОЕКТ
«Формирование у дошкольников
основ безопасного поведения в социуме»
Составила:
воспитатель Вэнго В.А.
с. Ныда, 2019 г.
Проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Познавательный проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»
|
Разработчики проекта | Вэнго Валентина Анатольевна |
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители. |
Сроки реализации проекта | 21.09. 2019- 21.09.2020 |
Основания для разработки проекта | 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 4. Образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Чебурашка» |
Цель проекта | Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности. |
Задачи проекта |
|
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта. II этап. Практический. Цель: Формирование у воспитанников основ собственной безопасности посредством различных форм и методов взаимодействия. III этап. Заключительный. Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для воспитанников:
Для родителей: 1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей основ собственной безопасности. 2. Приобретён педагогический опыт активного участия в социализации и познавательном развитии своего ребенка. 3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. 4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ. Для педагогов: 1. Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников основ собственной безопасности. 2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта. 3. Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. |
Продукты проекта | 1. Презентация «Формирование у дошкольников основ собственной безопасности». 2. Итоговое открытое практическое мероприятие «Безопасность на дорогах и улицах нашего поселка». 3. Оформление папки «Игры по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасности жизнедеятельности». 4. Макеты и игровые поля «Опасные ситуации» |
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.
К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.
Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.
Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях:
- познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях;
- способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;
- способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность.
Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников.
При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила:
- необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка;
- усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности.
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.
Задачи:
1. Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.
2. Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.
3. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
4. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
5. Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
6. Приобщать к здоровому образу жизни.
Принципы реализации проекта
- Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни.
- Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
- Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
5. Взаимодействие с социальными партнерами. Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования и осуществляется более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.
Содержание проекта
Содержание проекта обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:
- Безопасность собственной жизнедеятельности.
- Безопасное поведение в природе.
- Безопасность на дорогах и улицах.
- Здоровье.
Основные формы организации образовательной деятельности
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.
Формы взаимодействия педагога с детьми |
- проблемные ситуации; - беседы; - обсуждение; - практикумы; - наблюдение; - чтение художественной литературы; - экскурсии; - рассматривание объектов и их обследование; - дидактические игры; - конкурсы, викторины; - рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций. |
Формы самостоятельной деятельности детей |
- решение проблемных ситуаций; - дидактические игры; - сюжетно-ролевые игры; - наблюдения; - рассматривание; - экспериментирование с материалами. |
Формы взаимодействия педагога с родителями |
Проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий и занятий-практикумов; - спортивных и оздоровительных развлечений, досугов; - консультаций и рекомендаций; - организация фотовыставок. |
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование среди родителей.
- Анализ реализации плана по формированию у детей знаний и умений безопасного поведения в социуме.
Планирование деятельности
I этап. Подготовительный
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Подбор информационного материала, литературных источников по теме. | сентябрь |
2. | Выявление знаний детей о проблеме безопасности жизнедеятельности (беседы, наблюдения). | октябрь |
3. | Разработка папок-передвижек и информационных листков - «Стихотворения для детей по ПДД», - «Использование и хранение опасных предметов», - «Как знакомить детей с основами безопасности», - «Обращение с электрическими приборами», - «Игры во дворе», - «Как закалять ребенка в домашних условиях», - «Не оставляйте детей без присмотра», - «Что нужно делать при пожаре», - «Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья», - «Опасности на улице», - «Опасности в природе». | Сентябрь-май |
4. | Разработка и проведение консультаций: Для педагогов: - «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по ознакомлению детей с основами безопасности собственной жизнедеятельности»; - «Моделирование дорожных ситуаций в процессе сюжетно-ролевых игр с дошкольниками», - «Формирование у дошкольника ценностного отношения к себе и окружающим людям в процессе приобщения к ЗОЖ»; Для родителей: - «Типичные ситуации детского травматизма и меры их предупреждения», - «Знакомство ребенка с правилами дорожного движения через игру», - «Знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице», - «Воспитание у ребенка безопасного поведения в быту». | Сентябрь-май |
5. | Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий. | Сентябрь-май |
II этап. Практический
Направления деятельности | Содержание деятельности | Дата |
I. Безопасность собственной жизнедеятельности | 1. Проектирование различных ситуаций с детьми: - «Правила пользования колющими и режущими предметами»; - «Если ты потерялся»; - «Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака?» | октябрь |
2. Игра-практикум «Вызываем МЧС (скорую, полицию)». | март | |
3. Образовательное мероприятие «Не играй, дружок, с огнем». | апрель | |
4. Экскурсия в пожарную часть. | май | |
II. Безопасное поведение в природе | 1. Проектирование различных ситуаций с детьми: - Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться? - Как нужно одеваться в морозную погоду? В жару? - Что нужно делать при встрече с лесными животными? | Сентябрь-май |
2. Образовательное мероприятие «Школа безопасности». | февраль | |
3. Развлечение «У природы нет плохой погоды». | январь | |
III. Безопасность на дорогах и улицах | 1. Игра-практикум «Мой безопасный путь в детский сад». | январь |
2. Смотр-конкурс рисунков и поделок «Красный, жёлтый, зелёный». | апрель | |
3. Проведение совместного с родителями и инспекторами ГИБДД тематического досуга «Знать на отлично ПДД желает вам ГИБДД». | май | |
IV. Здоровье | 1. Игра-практикум совместно с сельским библиотекарем «О пользе витаминов и их значении для здоровья человека». | март |
2. Викторина «Что нужно знать о здоровом образе жизни?». | июнь | |
3. Физкультурный досуг «Моя спортивная семья». | май |
III этап. Заключительный
№ | Мероприятия этапа | Дата |
1. | Анкетирование родителей с целью с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта. | сентябрь |
2. | Анализ соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию основ собственной безопасности. | апрель |
3. | Проведение мониторинговых мероприятий. | май |
4. | Представление опыта в форме: - презентации «Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме». - публикации «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с основами безопасности жизнедеятельности». | май |
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей – СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Жукова О.Г., Федорова Е.Г., Трушнина Г.П. Азбука «Ау!»: Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. – СПб, Детство-Пресс, 2008.
- Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2013.
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. – Детство-Пресс, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО
В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...
Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Актуальность вы...
Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»
Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»
Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....
Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...
Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме посредством технологий
В статье описываются современные технологии для формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме....