Анализ программ по проблеме формирования основ безопасного поведения в социуме
статья по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Кудоярова Ирина  Константиновна

Анализ  программ  по  воспитанию  безопасного  поведения  детей  старшего  дошкольного  возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ   программ  по  проблеме  формирования  навыков безопасного  поведения детей  старшего  дошкольного  возраста в  социуме

  В дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Анализ программных документов показывает, что в них, наряду с традиционными задачами  охраны я укрепления здоровья детей, выдвигается требования формирования у дошкольников знаний по обеспечению безопасности и умений осуществлять это.

Авторы программ «Детство» предлагают следующие направления работы по реализации направленности цели: формирование представлений о правилах обращения с электроприборами и с огнем; о правилах поведения в опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар); обучение навыкам оказания элементарной помощи при ушибах и царапинах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми.

Разработанное содержание программы предлагается только в старшем дошкольном возрасте.

В прoграмме «Радуга» появляется раздел «Правила личной безопасности», где рассматриваются такие ситуации для изучения: ребенок потерялся или  заблудился;  огонь - стихия; природа (правила поведения); правила пешехода; ситуации общения с незнакомыми людьми. Раздела программы представляет, что не все имеющиеся виды опасностей в нем рассматривается; слабо представлены социумовые ситуации; содержание рассчитано на старший дошкольный возраст.

В комплексной программе развития ребенка «Истоки», в разделе «Физического развития» предусмотрено формирование чувства осторожности, привитие знаний основ безопасности. Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста.

Таким образoм, данными программами предусмотрена высокая содержательность представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасности, но предлагаемые знания и умения не систематизированы, основной информации предполагается давать в старшем возрасте.

Содержание образовательной области в рамках реализации ФГОС дошкольного образования по области «Социально-коммуникативное развитие»: формирование основ безопасного поведения в  быту, социуме, природе сориентировано на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- фoрмирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В программе «От рождения до школы» предлагают направления: закрепление основ безопасности жизнедеятельности человека; продолжение знакомства с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года; расширение знаний об источниках опасности в социуме; закрепление и расширение знаний езде на велосипеде; уточнений знаний детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правил поведения во время пожара; знакомство с работой службы спасения – МЧС

Анализ программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» показывает, что содержание работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности затрагивает все виды опасностей окружающего мира. Особо аналогично представлен блок возможных опасных для ребенка обстановок при общении с незнакомыми людьми, в нем выделены и познания, и необходимые умения.

        

Эта программа, которая направляет педагогов ДОУ на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

        Особую важность представляют советы к программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где авторы предлагают методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности. В помощь педагогам и родителям выпушено методическое пособие с примерными конспектами занятий и других форм работы, а также книги-альбомы для детей.        Анализ перспективного планирования по проблеме организации формирования навыков безопасного поведения в социуме конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение времени и последовательности изучения тем с учетом возрастных особенностей, является основой для качественной организации образовательного процесса.

        

В содержании перспективного плана  представлены правила по безопасному поведению в социуме:

        В ходе изучения предмета дети получают знания о возможных чрезвычайных ситуациях. Уделяется внимание правилам безопасного поведения в социуме.

Необходимо отметить, что предлагаемые формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в полном объеме, сделан акцент на усвоение знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, а это лишь первый компонент.

СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях (далее - ДО) независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Итак, проанализировав анализ годового плана; санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях; программа федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, пришли к выводам, что данная проблема имеет нормативно-правовую базу.